Оценка пользователей
8.2832
Оценить:
-
-AdRiver-

Как затянулся тест игры «Мортум. Средневековый детектив»

время: 16 сентября 2020 место: Tabletop Simulator

Извините, что без картинок выложил простыню текста — понимаю, что понадобится терпение, если будет желание читать. Но во-первых, картинки — это спойлеры, а во-вторых — мы играли в протип, который может не иметь ничего общего с релизной версией.

 

***

Описание

 

Получается, месяц прошёл. Однажды я заметил в группе Лавки игр приглашение на тест нового детектива в Tabletop Simulator, аккуратно согласился и уже через пару дней сыграл в бонусное четвёртое дело детективной игры Сергея Миневича. И был им восхищён!

 

В «Средневековом детективе» я открыл для себя новый, удивительный мир Мортума со своими магическими законами, времяисчислением, событиями, предшествующими нынешним детективным расследованиям, и их страшными последствиями, а также с невообразимыми монстрами, напоминавшими существ славянской мифологии...
Однако мой опыт как игрока и блогера требовал продолжения банкета, чтобы составить полноценное мнение о готовящейся игре — я больше не мог позволить себе судить о детективе по одному делу, тем более бонусному, и я попросил автора пройти все дела.

 

Что ещё меня привлекло в четвёртом бонусном деле, что зацепило в нём — это неприкрытый триллер и даже ужас как жанр дела, промаркированного 18+. Я умолял Сергея оставить дело в релизе как в прототипе: жёстким, с довольно подробным, натуралистичным, порой жутким и доводящим до мурашек описанием многих сцен, в которых это действительно было к месту и отлично работало. Я читал и играл в такое впервые, потому это шокировало и завлекло меня.
И не одна атмосфера, само расследование было пугающим, запутанным, со множеством сбивающих с толку улик; от него невозможно было оторваться. Прибавьте к этому активное обсуждение игроков, каждый из которых приводит свои доводы против того или иного персонажа, вспоминает мелкие детали из разных сцен, обстоятельства и так далее. В общем, это был натуральный во всех отношениях детектив — потому я остался в восторге!

 

Когда мы начали проходить основной сюжет, выяснилось, что он состоит из трёх куда более мягких по жанру и описаниям мест действий (за редкими исключениями, хотя и те, в принципе, свойственны тёмному фэнтези), и тем не менее сохранивших мрачноватую, странную, настораживающую атмосферу мира Мортума.
Эти дела показали, что «Средневековый детектив» довольно близок с собратьями по жанру. Поскольку спойлерить я не имею права, остаётся лишь описать механики, которые «Мортум» позаимствовал и, конечно, переиначил (вдохновляться хорошими играми не грех — главное, не копировать их) из известных игр-детективов, а вместе с тем сделал и нечто революционное, о чём я напишу в конце.

 

В использовании времени и усталости, а также в развороте карт в качестве, например, давления на персонажей в целях прознать больше о событиях, я разглядел мою любимую «Детектив: игру о современном расследовании». Разве что «Мортум» не использует Интернет и секретную базу данных — но какие компьютерные технологии могли быть в то время!
Панорамное поле, складываемое из карт — то, что я просто обожаю в настолках, — напомнило мне «Агентство В.Р.Е.М.Я.», только в «Мортуме» у него совершенно другое назначение и раскрывается оно постепенно в ходе расследования (кажется, это тоже спойлер, но небольшой).
Перебрасывание, если позволите так выразиться, из текущей карты к новым картам как локациям или разговорам вы можете увидеть как в любой книге- или комикс-игре, так и во многих детективах.
Наконец, подбираемся к самому интересному — свободе выбора, которая нравится Сергею в «Шерлоке Холмсе — детективе-консультанте». Только автор «Мортума» пошёл дальше и — внимание! — добавил элементы НРИ в свой детектив!

 

Осознание этого механизма как откровение снизошло на меня лишь в конце третьего дела после славной победы, которая смутила участников нашей тест-группы. Третье дело далось нам особо легко, но как оказалось, так получилось именно из-за нашего ВЫБОРА.
Дело вот в чём: любая игра-детектив предлагает нам лишь то, что есть на картах, в книжках описаний или максимум в компьютере, и у игры всё спланировано: мы либо выходим к победной точке, либо проваливаем задание; игра знает, что мы не отойдём далеко от нити повествования.

 

А в «Мортуме» это возможно благодаря механикам слежки, вскрытия замков и налёта! Один ли несколько персонажей с соответствующим навыком могут подсмотреть, что происходит в любой локации, пока остальные занимаются текущими расспросами, и даже взломать её — это откроет (или нет) совершенно неожиданную информацию, которая (возможно) поможет в расследовании и позволит заработать больше очков. Также игроки, подозревая кого-то, могут совершить налёт и повернуть ход игры непредсказуемым образом!
Только вдумайтесь: игроки в «Мортуме» буквально могут выйти за рамки действий, предложенных картами! Это как в НРИ игрок скажет мастеру: а я хочу прищучить того гада, не нравится он мне! И впервые в детективе вы можете это сделать!

 

Видимо, в нашей компании у игроков была какая-то чуйка и получилось так, что мы собрали кучу улик, догадались до причин происходящего, вовремя вскрыли нужные замки (не всякая слежка или взлом приводят к положительному результату) и потом с обоймой накопленного опыта легко разобрались с третьим делом. В котором, правда, не обошлось без ещё одной моего действия, совершенно внезапного, обернувшегося крайне полезными последствиями...
Причём Сергей сделал эти механики весьма элегантными: они круто работают, обоснованы логически, не имбовы и не бесконечны. Пользоваться ими нужно с умом, и, как рассказывал автор, не всякий игрок воспользуется слежкой, взломом или налётом мудро. В этой ситуации остаётся лишь поверить ему, поскольку Сергей видел множество тестов своего детектива и нередко удивлялся действиям игроков.

 

Впечатления


Огромный плюс «Мортума. Средневекового детектива» — мир и сюжет, что не удивительно, поскольку Сергей 10 лет занимается НРИ и у него своя ролевая игра в мире Мортума. То есть у будущего детектива просто охренительный бэк, прорабатываемый уже несколько лет, — оттого он и работает хорошо. Пусть победа вам достанется нетрудно, если повезёт, как нам, и вы будете действовать смело и порой будто абсурдно, как мы, зато сюжет наверняка порадует. Сейчас захотелось написать ещё одну фразу, но она стала бы жирным спойлером. .ацнок огешорох етидж еН Я даже не могу написать, что страсть как жду продолжение!
Нельзя ещё раз не отметить удачно комбинированные механики игры, описанные выше. При этом некоторые детали, опять же во избежание спойлеров, я не раскрыл — вас ждёт несколько сюрпризов.
Оформление я толком не видел — мы играли в прототип, видя несколько стадий работы над дизайном, но, надеясь и судя по коробке, Лавка игр не подведёт.

 

Из минусов могу отметить весьма продолжительные партии, что вдвое дольше партий в «Современный детектив» — до четырёх часов в зависимости от настырности, упорства и дотошности игроков. Не всякий к такому готов, но лично я перенёс время партий спокойно — благо сюжет затягивает так, что о времени просто забываешь.
Обилие текста, пусть и целиком важного, на картах уже осуждалось игроками в том же «Современном детективе». Мы посоветовали разработчикам (не только Сергею) уделить больше внимания форматированию текста, чтобы было комфортнее читать. С другой стороны, если посмотреть на того же «Шерлока», то и он состоит целиком из текста.
Также мы с ребятами дали ещё несколько рекомендаций Сергею во время четырёх партий; рассказали, что хотелось бы добавить или изменить, а также попросили в некоторых местах увеличить вариативность интерактивности действий за счёт расходуемых ресурсов.

 

В итоге «Мортум. Средневековый детектив» заслуженно получает от меня 8 из 10, что ставит его на одну строчку с «Современным детективом». В новинке мне импонирует мир, сюжет, его витиеватость и определённая сложность, наличие в механиках элемента НРИ и свобода выбора, что работает невероятно круто, а также то, что «Мортум» — российский продукт.
Лично мне хотелось бы больше того треша, который творился в четвёртом деле, чтобы Лавка игр все дела выпустила в 18+ — тогда это был бы нонсенс и эксклюзивный детектив на мировом рынке (боюсь ошибаться — наверняка такая жесть уже выпущена), который ещё пуще от остальных игр жанра отличал бы славянский хоррор-колорит. И теперь я знаю, о чём мечтаю. Сергей, верю, что у тебя получится!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
fonfrost написал месяц назад: # скрыть ответы

А что в итоге больше понравилось из детективов, Шерлок (в котором к слову полно возможностей для импровизации в раскрытии дел) или Мортум?
Спрашиваю на всякий по тому, что сравнение идет с Современным детективом, который лично мне совсем не зашел....

imurseev написал месяц назад: # скрыть ответы

Ну, мне не зашёл «Шерлок» тем, что хоть в нём и есть свобода выбора и нет рамок, как в «Современном детективе», что вся эта свобода выбора, по сути, не нужна, а нужно как можно более коротким путем прийти к разгадке, чтобы заработать как можно больше очков. Нет смысла шнырять туда-сюда, если вы нашли ответ.
В «Мортуме» в этом плане ты не ограничен, напротив, любопытство вознаграждается и приносит в конце расследования дополнительные баллы.

fonfrost написал месяц назад: #

Так и в Шерлоке и особенно в Аркхеме за побочки кучу очков дают.

Waller написал полмесяца назад: #

Мы вообще после 2 дела в Шерлоке перестали обращать внимание на очки.