| С миру по предзаказу (06.12-25.12) | |
| Предзаказы игр за последние недели. | |
| Идут сборы на Ikusa Samurai Swords - 40th Anniversary Edition | |
| Переиздание классики про феодальные войны в Японии XVI века. | |
| Идут сборы на Raas: A Dance of Love | |
| Соревновательная игра про индийские танцы. | |
| Дополнения к «Изнанке» — новые грани мира Междугорья | |
| Мир «Изнанки» растёт — и уже скоро вы сможете заглянуть в его самые тёмные, стра... | |
| Грядет «Грозовой Рубеж» Сумерек Империи | |
| О масштабном новом дополнении к еще более масштабной 4х стратегии. | |
| игры |
RAF: The Battle of Britain 1940
|
| персоны |
John H. Butterfield
|
| компании |
Decision Games
|
| Дата: | 18 мая 2024 |
| Источник: | Уютные настолочки |
![]() |
| 9.0923 |
![]() |
- |
Снова взялся за RAF: The Battle of Britain 1940. На днях закончил свою шестую партию. На самом деле в коробке сразу три полноценные игры (привет издателям-любителям попилить базу на бесконечные дополнения): Lion (соло за британцев), Eagle (соло за немцев) и Lion vs Eagle (вариант на двоих). Причём это не сценарии, а именно разные игры, пусть и с перекликающимися механиками, что даёт весьма любопытный игровой опыт.

Год назад я начал со «Льва», как с более простого для освоения варианта. По большому счёту «Лев» — это что-то типа tower defense. Немец насылает полчища бомбардировщиков. Игрок пытается организовать оборону, отправляя на перехват эскадрильи. Чем лучше сработала разведка, тем больше самолётов игрок может отправить на перехват, имея при этом более полные данные о составе немецкого рейда. Точные данные о налёте позволяют более адекватно реагировать на угрозу. Например, при самой плохой разведке ты знаешь только сектор и цель налёта (условный завод в Саутгемптоне). В такой ситуации легко не рассчитать силы и отправить на перехват слишком много или слишком мало самолётов. Как такового, немецкого бота здесь нет, а есть своеобразная игра в жмурки с карточками налётов.

Другое дело — «Орёл», здесь уже игрок берёт на себя роль руководства Люфтваффе, занимается выбором целей и формированием рейдов. А гейм-дизайнеру нужно было как-то научить английский бот «реагировать» на действия игрока. Маэстро Джон Баттерфилд (именно он автор игры) в очередной раз показал свой высочайший класс и при помощи одного кубика, трёх небольших таблиц и нескольких десятков карточек наделил бумажные квадратики разумом.
Бот-британец довольно «умный». Он не слишком ведётся на маленькие группы из одних истребителей, иногда вообще их игнорирует. Он не отправляет эскадрильи на заведомо безнадёжные перехваты, например два «харрикейна» против шести «мессершмиттов». Он не отправит все истребители сектора, чтобы гонять группу из двух бомберов. И в целом бот весьма грамотно и сообразно угрозе реагирует на рейды. При этом автор нашёл способ симулировать ситуацию, когда бот как бы не знает, сколько ещё налётов будет в этот день, и старается приберечь истребители для последующих рейдов. Бот-британец находится примерно в той же ситуации, что и игрок-британец. А ещё бот так же, как и реальный игрок, зависит от качества разведки. То есть бот в RAF не читер, не дурацкий таймер, который служит только для того, чтобы подгонять игрока, и не счётчик победных очков. Бот — это именно полноценная сторона конфликта.

Обслуживание бота — механические действия: два раза кинь кубик, посчитай модификаторы, три раза посмотри в таблицы. На выходе получаем количество истребителей, которые бот отправляет на перехват. Времени много не занимает, никаких значимых решений за бота принимать не нужно, а вот над собственными действиями придётся изрядно поломать голову.
Стратегия игрока на ход сильно зависит от карт рейдовых заданий, которые приходят в руку, и чуть менее сильно от стратегических карт (что-то типа карт действий «обмани разведку», «получи положительный модификатор на атаку» и т. д.). Всё это богатство нам нужно прочесть, сопоставить, сбросить лишнее, потом назначить время и последовательность налётов, а также самолёты в каждый рейд.

Поначалу кажется, что самолётов много, знай бомби побольше и почаще, но это нифига не так. Иногда есть смысл отправить пару «мессеров» на отвлечение внимания, иногда нет — просто потому что нет подходящих карт для такого. Иногда выгодно сразу навалиться двумя мощными налётами в один сектор, а иногда это значит угробить самолёты. И даже если ты всё круто спланировал, то не факт, что получится, как хотел.
Рандом есть и местами существенный. Много, очень много зависит от качества разведки. А сама разведка зависит от погоды, неповреждённых радаров и станций оповещения в секторах. Весьма рандомны и сами воздушные бои. (Ну а как иначе?) Численное превосходство решает, но не всегда и не гарантированно. Никто не застрахован от того, что во время налёта часть самолётов вывалится из боя, отстанет по дороге или просто будет сбита.

Бои ожесточённые. По итогам дня (хода) в потерях у каждой из сторон может оказаться до десятка фишек самолётов, что оправдано контекстом. Во время битвы за Британию английские лётчики буквально работали на износ, совершая за день по несколько вылетов, а немцы в свою очередь летали через Ла-Манш и действовали на пределе дальности своих самолётов. Потери с обеих сторон были серьёзные.

Победа в игре зависит от проведения операции «Морской лев» (вторжения сухопутных сил Германии на Британский остров). Чтобы провернуть такую авантюру, немцам необходимо добиться господства в воздухе, то есть нанести поражение Королевским ВВС. Британцам же нужно разбить на голову Люфтваффе или продержаться до определённой даты, добившись отмены операции.

Исторически победили британцы, что дало повод Черчиллю написать в мемуарах: «Ещё никогда в истории столь многие не были обязаны столь немногим». Под «немногими», разумеется, подразумеваются пилоты Королевских ВВС. Простим этому джентльмену любовь к пафосным фразам, но британские лётчики и правда показали себя большими молодцами в этой грандиозной воздушной битве. А благодаря гению Баттерфилда каждый счастливый обладатель коробки RAF может отыграть за любую из сторон в зависимости от симпатий или исходя из игрового опыта.

Что лучше — «Орёл» или «Лев»? Как будто «Орёл» мне понравился чуть больше. Здесь игрок принимает больше важных решений. Планирование рейдов, поиск способов обмануть бота и тем ослабить его оборону — весьма увлекательное занятие. «Лев» — это полная неизвестность, экстренное тушение пожаров и попытки организовать оборону при постоянной нехватке сил. Но обе игры чудо как хороши. Вариант на двоих пока не пробовал.

В заключение немного статистики. Партию в «Орла» завершил досрочной победой на десятом ходу. В среднем один ход занимает около часа, путём нехитрых вычислений получаем порядка 10 часов на партию. Вполне приемлемо для хардкорного соло. С учётом «грязного» времени партия длилась полторы недели. Периодически уделял ей часик-другой после работы. Параллельно добрался до глав, посвящённых битве за Британию, в мемуарах Черчилля, что добавило атмосферы, хотя игра и без литературного допинга цепляет своей тематичностью.
Оригинал материала опубликован в группе «Уютные настолочки» в ВК.