С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
8.9521 |
- |
Я живу в Москве, одном из крупнейших городов мира. Но — на окраине, что накладывает свой отпечаток. С одной стороны моего дома стоит голубятня, а с другой — стол для доминошников. И этот стол не пустует, «культурная» жизнь за ним продолжается каждый день с утра и до вечера. Постоянно сидят разные компании с водкой и пивом. Кто помоложе — играют в карты, а вот старшее поколение предпочитает домино. И иногда чувствую я некоторую зависть к этой тусовке — не сеют, не жнут, а сыты бывают и в настольные игры играют. Да ещё и подсказали мне идею рассказать про домино.
История возникновения игры достаточно известна. Неизвестно только имя того лентяя, которому не хотелось каждый раз для игры бросать два кубика, поэтому он сделал таблички с возможными вариантами бросков кубиков. Но жил он в Китае, т.е. эту страну надо считать родиной домино. Хотя китайское домино — это скорее отдельная игра. Ближе к карточным. Поэтому половинки доминошной фишки не разделены чертой — для китайцев более важна сумма очков на фишке, а не значения конкретных половинок. И у китайцев сами фишки несколько другой формы, ширина и длина соотносятся скорее как 2:5, а не 1:2, как в европейском домино.
Считается, что из Китая в Европу игру привёз Марко Поло. В Европе игра видоизменилась до известного нам вида. Появились половинки «пусто» (у китайцев только значения от 1 до 6), и каждой фишки стало по одной штуке, а у китайцев некоторые присутствовали в двойном количестве.
В 18-м веке игра стала модной во Франции. А то, что модно во Франции, достаточно быстро становится модно везде. Французы же и дали название, уловив схожесть чёрных фишек с белыми точками с введённым французами же в моду плащом домино. Чёрным с белой отделкой.
Георг Гроот, портрет Елизаветы Петровны в маскарадном домино. 18 век
Надо отметить, что фишки домино используются не только для игр. Есть разные системы гадания, основанные на вытягивании одной фишки из мешка. И у разных предсказателей имеет значение либо каждая конкретная фишка, либо цифры на её половинках, либо сумма этих цифр. Также домино любят составители разных головоломок и математических задач. Самая известная загадка про домино, на мой взгляд, такая: у шахматной доски отрезали с противоположных углов по полю, осталось 62 поля; у нас есть 31 фишка домино, каждая размером ровно с 2 поля; Можно ли их все выложить на доску?
Ещё домино любят за «принцип домино». Каждый год проходит праздник День домино, когда добровольцы в течение нескольких недель расставляют разноцветные фишки, а потом в час X под запись телевизионщиками роняется одна фишка, и... каждый раз организаторы пытаются побить свой собственный рекорд в книге Гиннеса. И счёт там идёт уже на миллионы костяшек, упавших после первой. А из упавших костяшек складываются различные красивые картинки.
О том, как серьёзно люди подходят к делу, говорит тот факт, что в 2005 году уронивший нечаянно во время подготовки несколько тысяч фишек был застрелен. Охранник без всяких сомнений выхватил пистолет и пристрелил бедолагу, пока тот не учинил большего погрома. А событие это не стало достоянием криминальной хроники, а осталось лишь историей этого праздника потому, что жертвой охранника стал неизвестно как залетевший в зал воробей.
И ещё перед тем, как перейти к рассказу о конкретных играх в домино, надо отметить, что домино с числом точек от 0 до 6 — самое распространённое. Но не единственное. Выпускаются наборы и до 9, 12, 15 или 18 точек. О некоторых играх, использующих расширенные наборы, будет рассказано далее.
А вот теперь о «Козле» и его родне :)
Уж так повелось, что самый популярный вариант игры у нас носит название «Козёл». А партию в домино соответственно называют «забить козла». Базовые правила: все игроки набирают фишки и начинают их выкладывать на поле, прикладывая слева или справа к уже выложенным таким образом, чтобы значения у лежащей и уже выложенной совпадали, с целью избавиться от фишек у себя на руке раньше остальных. А различия в остальных правилах порождают разные игры. И различий этих существует очень много.
И не удержусь, покажу, как лёгким движением руки из некоммерческой игры получается коммерческая. Есть варианты игры, где увеличение сторон поля является не только допустимым, но и обязательным. Каждый раз, когда появляется дубль, сперва должны быть выложены вокруг него 4 фишки (4 — самый распространённый вариант, но бывают и другие), а только потом можно прикладывать фишки в других местах. Некоммерческий вариант, играемый домино с фишками 0-6, называется «Мальтийский крест». Т.к. поле до момента появления второго дубля этот крест и напоминает. А если выкладывать не под прямым углом? Получается коммерческая игра «Куриные лапки», играемая по тем же правилам, но набором домино 0-9.
Фото с BGG
Пятерное домино (Fives Family). Очень похоже на классическое домино. Но с одним существенным отличием, позволяющим выделить такие игры в отдельный класс. И, как многие доминошные игры, придуманы не так давно — первую игру семейства придумал в 50-е годы прошлого века Доминик Арманино. Отмечу идеально подходящее для специалиста по домино имя! А отличие таково: победные очки зарабатываются не только в конце кона, но и по ходу игры. В любой момент игры, когда сумма очков с двух сторон поля делится без остатка на 5, игрок, сделавший такую ситуацию, получает победные очки. За 5 — 1 очко, за 10 — 2 очка. И в конце игры тот, кто избавился от всех фишек, получает победные очки в количестве суммы фишек на руках соперников, делённой на 5.
Портрет Арманино на обратной стороне коробки с домино
Эти правила тоже обросли вариантами. Есть тройное домино, где 5 заменено на 3, есть варианты, где у дублей суммируются обе половинки. Есть менее очевидные продолжатели традиции, к примеру «Авеню и стриты», где от любого стыка «главной улицы» можно выложить фишку вбок, а победные очки приносит окружённый со всех сторон фишками «квартал».
Поезда (Trains). Неизвестная в России, но популярная в США ветвь развития домино.
Как раз в эти игры чаще всего играют расширенными наборами домино или как минимум парой наборов обычного. Каждая фишка — это вагон. А выкладывание её на поле — это построение поезда. Но, хоть мы и прикладываем фишки к совпадающим значением фишкам на игровом поле, но концепция совсем другая. Общий поезд, к которому прикладывают фишки все игроки, может быть, а может и не быть. Зато у каждого игрока есть перед ним свой собственный поезд. И в свой ход надо сперва выложить фишку в свой поезд, а потом можно по желанию выложить ещё фишку в чужой поезд или общий. А если в свой не можешь положить, приходится говорить «Ту-ту!» и пропускать ход. Опять-таки, и у этого семейства игр существуют разные варианты правил. В выпускаемой ныне игре «Мексиканский поезд» в комплект входят паровозики для игроков. Если игрок пропустил ход, то он ставит на свой поезд паровозик. И тогда его поезд становится легальной целью для выкладывание первой фишки другими игроками. Т.е. не только сам отстал в деле избавления от фишек на руке, но и соперниках жизнь облегчил.
В каких-то из предыдущих статей я уже рассказывал о пуританских нравах США на рубеже 19 и 20 веков и изысках геймдизайнеров по выдаванию карточных игр за что-то другое. Разумеется, в такой обстановке американцы переоткрыли китайскую идею, что с помощью домино можно играть в игры, похожие на карточные. И опять из целого семейства игр я расскажу про самую известную — «42». Игра на 4-х (две пары) игроков, немного похожая на бридж. Всем сдаётся по 7 фишек и проходит торговля. Выигравший торговлю заказывает козырную масть. В каждой масти дубль — самая старшая карта, остальные — по вторым половинкам. При игре у фишки, с которой зашли мастью, является старшая половинка. Соперники должны ходить в масть, если есть возможность, если нет — то можно бить козырем. Фишки с суммой очков 10 стоят 10 очков, с суммой 5 — 5, каждая взятка — 1 очко. Итого, каждую партию разыгрывается 2*10+3*5+7=42 очка, откуда и появилось название игры. Победителям записывается не реально набранное, а наторгованное количество очков. Если не добрали — то их же получают в минус.
На обложке учебника игры в «42» её называют «Национальной игрой Техаса»!
И я думаю, что большинство читателей знает, ответом на какой вопрос является «42». Тем, кто не знает, не буду портить удовольствие от будущего чтения Дугласа Адамса. А пока перейду к конспирологической версии игры. Как известно, сейчас модно говорить, что всё было не так и известные факты надо истолковывать по-другому.
Вот домино — при чём тут плащи монахов? Да, игра вышла из монастырей. Значит... надо вести её название от латинского первоисточника — Dominus. Т.е. Хозяин. А точнее — Хозяин всего сущего, Господь. Католическое благословение звучит как Dominus vobiscum. И 7 типов значков на фишках — может ли быть это случайностью? Нет, скорее всего, тут есть глубокий смысл! Который приоткроет вот такая цитата:
«Семеричное построение присуще всему сущему в Космосе, от целой Вселенной до её мельчайшего атома. Каждая клеточка во вселенной, включая Человека, планеты, звёзды, системы и галактики СЕМЕРИЧНЫ. Число 7 имеет особое оккультное или магическое значение во всех мировых религиях и мифах. Это число божественное, священное, и тайна его пока человечеству не может быть раскрыта.» (Е. Блаватская, «Тайны Вселенной»)
Добавить к этому, что «Рыба» — это не только описание игровой ситуации в домино, но и тайное имя Христа, — и можно придти к определённым выводам.
А чтобы не завершать статью непостижимой загадкой, перейду от высокого к бытовому. Традиционно напишу фразу, что эта разновидность настольных игр и в наши дни хорошо себя чувствует. Вот у моих детей есть игра доминошного типа, выпущенная одной из подмосковных компаний, с надписью на коробке: «Разработано при участии педагогов и психологов». И после всего вышерассказанного про домино я должен признаться, что не понимаю, как в эту «разработанную» игру играть, как в настольную игру. Из всего того нового, что привнесли «педагоги и психологи», упомяну лишь, что точки расставлены с обеих сторон фишек. И я не понимаю — зачем? Т.е. все слова про обучение счёту и мелкую моторику — оно здорово, но играть-то как?