Предзаказ на FateForge: Летописи Эаны | |
РПГ по миру Fateforge. | |
С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? |
Сегодня мы поговорим с Владимиром Михновым, руководителем российского издательства «Статус Белли», основным направлением деятельности которого является разработка исторических военных игр.
Фото с предновогодних посиделок руководства компании. Слева направо: Татьяна Александрова (логистика), Алексей Разыграев (геймдизайнер), Владимир Михнов (директор), Александр Козловский (продвижение и продажи), Наталья Головацкая (финансы)
Здравствуйте, Владимир.
Здравствуйте, Александр.
«Статус Белли» заняла, пускай, пустующую, но очень сложную нишу. Каков план, который позволит компании остаться на плаву и радовать игроков новыми играми?
Планов, как обычно, великое множество. Пожалуй, основное: работа над ассортиментом, работа над правилами и игровыми системами, работа над оформлением и качеством компонентов, убеждение руководителей торгующих организаций в необходимости и полезности наших игр.
Действительно ли у исторических варгеймов пока очень небольшая аудитория в России, сконцентрированная главным образом в Москве? Или у вас есть подтверждения того, что и другие города проявляют интерес к настольно-игровой исторической реконструкции?
Москва, Санкт-Петербург, Волгоград — сейчас главные «очаги». Вообще, конечно, по всей России есть люди, играющие в военные игры.
Располагает ли компания возможностью помогать развитию варгеймов в России на местах? Например, обеспечивать клубы (и клубы-магазины) бесплатными копиями своих игр, призами для турниров по вашим играм? Если да, к кому можно обращаться по таким вопросам?
Да, всё возможно (в разумных пределах, конечно). Обращаться можно к нашему коммерческому директору, Козловскому Александру Александровичу (kozlovski777[at]mail.ru) — в его ведении все вопросы, связанные с продвижением продукции. Каждый вопрос он готов рассмотреть в индивидуальном порядке и, если это возможно, то оказать любую посильную помощь.
VPG, помимо военно-исторических игр, время от времени выпускает семейные настольные игры. Более того, компания анонсировала дебютную игру своей новой линейки детских игр. Планирует ли что-то подобное «Статус Белли» или компания останется верной выбранной нише?
В прошлом году мы выпустили военную игру «Сражение», предназначенную для тех, кто только начинает знакомиться с варгеймами. Конечно же, мы планируем развивать данную линейку. В работе находится игра Максима Трофименко (развитие игрового мира «Братство девяти»). Это первый опыт компании в издании военных игр-фэнтези. Надеюсь, что весной игра выйдет из печати. Если будут хорошие дельные предложения от авторов (семейные и детские игры), то издание таких игр возможно.
Можете кратко обрисовать типовой договор с автором? На что он может рассчитывать (на одноразовую выплату или процент с продаж; выплачивается ли гонорар по факту печати игры или же по факту продаж)? Что ему нужно, чтобы подать заявку (идея, прототип, прототип с готовым оформлением и т.д.)? Есть ли проекты (по тематике, количеству игроков, длительности партии и другим параметрам), в которых вы заинтересованы больше?
Опыта работы с приглашёнными авторами у нас пока нет. Надеюсь, что работа с Максимом Трофименко создаст хороший прецедент.
На что может рассчитывать автор? На выплату по факту выхода из печати он, разумеется, может — все условия мы оговариваем заранее. Вообще, тут, конечно же, нужно смотреть по данной конкретной ситуации, поскольку обращений с предложениями от разработчиков было немало. Но вот только, честно, доведённых «до ума» работ было очень немного (конечно, это субъективное мнение издателей, которое обычно не совпадает с мнением авторов). Тем более, мы уже наступили один раз «на грабли» с так называемой «Петлёй Ориона».
Сейчас есть очень хорошие предложения от ребят из ВИК «Сталинград»: игра по Гражданской войне в России, «Азинкур» и игра по Русскому Средневековью. Я рассчитываю на то, что скоро приступим к работе по подготовке этих игр к изданию.
Вы уже отметили в социальной сети «ВКонтакте», что на данный момент ведутся переговоры с несколькими известными издателями о локализациях их игр в России. В их числе и VPG. Работы непочатый край, но появилась ли какая-либо определённость с планами компании по релизам на этот год?
Переговоры прошли успешно — сейчас мы работаем над изданием игр VPG: «Битва за Москву» (включая дополнение VPG — советское контрнаступление) и «Оборона Севастополя» (3-й штурм в июне-июле 1942 г.). В том виде, в котором эти игры выходят «у них», здесь приемлемые продажи вряд ли возможны. Поэтому серьёзно работаем над оформлением, практически всё заново перерисовывая. Продолжаем работу над игрой Т. Накамура (Game Journal) «Сталинград. Уличные бои» — так же кардинально всё переделывается. Надеюсь, что перечисленные игры появятся в продаже в апреле-мае этого года.
Продолжаются переговоры с компанией Decision Games о предоставлении прав на издание игр «Оборона Ленинграда» и «Битва за Германию».
Давно подписано соглашение с GMT Games об издании базовой версии Twilight Struggle. Пока от издания игры нас останавливает очень высокая расчётная цена её изготовления.
Можете предоставить нашим читателям 4-5 изображений, например, ваших версий игр «Битва за Москву» и «Оборона Севастополя»?
Могу показать на примере «Сталинграда» что было и что будет.
Фрагменты игрового поля: сверху старый вариант, снизу новый
Фишки: сверху старый вариант, снизу новый
Можете рассказать чуть подробнее об открытом чемпионате по настольным варгеймам, который вы планируете?
Пока всё существует только в «черновых набросках». Проведение его планируется, ориентировочно, летом, в Москве. Поскольку чемпионат открытый, то в нём могут участвовать все желающие. Разумеется, будут определённые «квалификации» и одно условие — игры «Статус Белли». Будет арендовано подходящее помещение. Планируется призовой фонд в размере 1-2 тыс. $.
Можете ли назвать успешным шаг в сторону выпуска бюджетных варгеймов в конвертах?
В сторону популяризации хобби — наверное, да.
Планируете ли вы выйти на международный рынок со своими собственными проектами? Если да, каким будет дебют? Что за игра, примерные сроки, ожидания?
Ну, мы уже, в некотором роде, вышли — со всем тем набором, который есть сейчас. География покупателей обширна: Европа, Северная и Южная Америка, Япония, Австралия... Практически все пользователи «оттуда» отмечают высокое качество изготовления компонентов.
Особо отмечу такой момент: заниматься розничной торговлей через интернет-магазин за границу очень сложно. Причина этого кроется в том, что основная платёжная система, которой пользуются при расчётах покупатели в той же Америке, PayPal, не осуществляет перевод денежных средств в Россию. Во Вьетнам осуществляет, а в Россию — нет... Да, вот так.
На следующей неделе в Москве будет Давид Бодле из Парижа (автор из Battles Magazine) — в выходящем номере журнала будет его статья о нашей деятельности (ну и о ситуации с военными играми в России в целом). У меня с ним запланирована встреча.
Можно ли будет ознакомиться со статьёй, не приобретая журнала? Может быть, вы планируете выложить её перевод на официальном сайте компании?
Возможно ли это — об этом я обязательно узнаю при встрече с Бодле. Думаю, что это всё возможно. Рассчитываю, что он привезёт сигнальный образец номера.
В сентябре 2011 появилась информация, что продолжаются работы над «Петлёй Ориона» Калинина, но к сожалению, они затянутся, и игра появится в продаже не скоро. Есть ли новые сведения о данном проекте?
Тут я могу только ответить, что игры никогда не существовало — есть набор тезисов и рисунок для оформления коробки. Всё. Автор от её доработки отказался ещё осенью 2010 года. Поэтому игры не будет (даже с учётом вложенных в неё средств). Все желающие реанимировать проект могут обращаться — я готов переуступить все права и передать все материалы.
Можете подробнее рассказать о том, как разрабатывается, тестируется, готовится к печати и издаётся игра в вашей компании? Сколько занимает один проект — от задумки до реализации в картоне? Можете ли вы объяснить, что такое баланс в разрезе исторических игр, где ассиметрия заложена самой природой? Не считаете ли вы, что менее строгое и более красочное оформление позволило бы привлечь к варгеймам больше людей?
Игра может «вынашиваться» годами, поэтому какие-то «стандартные» сроки вряд ли можно указать. Алексей Разыграев, разработавший почти все игры компании, увлекается варгеймами более 20 лет. Основная проблема — это максимально корректно и понятно перенести свои идеи на игровой стол, чтобы соблюдался разумный баланс между историчностью и играбельностью. Поэтому тестирование «заготовки» игры может занять долгое время и сопряжено, в том числе, с выплеском эмоций. Да, приходится спорить и ругаться.
Над оформлением (его улучшением) мы работаем. Достаточно сравнить наши игры «бюджетной серии» («Куликовская битва 1380», «Полтавская битва 1709», «Бородинское сражение 1812») с РРЦ в 360 руб. и игры от VPG, продающиеся в пластиковых пакетах по 14,95$ без доставки.
Сейчас, с изданием лицензий, оформление будет гораздо лучше. Впрочем, хвалиться не буду — покупатели сами рассудят.
Можете рассказать немного об истории компании и её участниках (разработчиках, художниках, дизайнерах)? Об их опыте в варгеймах?
Организация у нас коммерческая, поэтому «уютного междусобойчика» у нас никогда не было. Все занимаются своими обязанностями — те, кто имеет отношение к созданию игр, конечно, должны разбираться в игровых моментах хотя бы на уровне пользователей. Бухгалтерия и упаковщики на складе в игры не играют — у них другие задачи.
Тестерами обычно выступают ребята с форума Boardwars: Максим Богатов, Андрей Шлепов, Сергей Хамхадера, Владимир Валуев-Эллистон, Виктор Бухаров. За что им громадное человеческое спасибо!
Дмитрий Палаткин, активный участник форума, начинавший «простым тестером», сейчас стал девелопером нашей компании — при его непосредственном участии вышли игры «бюджетной серии» и вызвавшая большой резонанс «Оборона Порт-Артура». Сейчас он активно работает над «Сталинградом».
Наши американские друзья, в первую очередь Кевин Калдуэлл (Kevin Caldwell), так же внесли немало полезных замечаний, что будет непременно учтено при перездании игры «Смута».
Несколько живописных работ для обложек коробок выполнил прекрасный художник-баталист Александр Ежов из Самары. Именно его работы можно видеть на обложках «Курска» и «Смуты». Есть и другие его живописные работы: «Наполеоновские войны», «Лето 1941 года», «НАТО против Варшавского договора» — это для ещё не реализованных наших проектов.
При подготовке к изданию «Смуты» нам активно помогал Кирилл Орешкин. Его практические советы очень помогли при тестировании разных вариантов игры. Он во многом оказался прав, а я с Алексеем — не правы. Сейчас Кирилл, кстати, активно работает на развитием игрового клуба и сайта proWARGAMES.
Моё знакомство с классическими варгеймами состоялось далёким летом 1980 г., когда мой сосед по даче (и постоянный соперник в «напольные пластилиновые войны»), Николай Семибратов (сейчас активно занимается реконструкцией эпохи наполеоновских войн, руководитель клуба «46-й линейный полк Великой Армии», бессменный лидер группы «напольных пластилиновых варгеймеров») привёз комплект игры Napoleon Last Battles, который ему одолжил «поиграть на лето» его одноклассник, сын известного советского дипломата. Причём в наличии были только четыре поля (Катр-Бра, Линьи, Вавр и Ватерлоо) и фишки. Правил не было — одноклассник только объяснил Николаю на словах «что и как». Но мы играли! Впечатление было сильным — мы самостоятельно, на основе этой игровой системы (автор её, кстати, легендарный Кевин Зукер (Kevin Zucker)), сделали свои игры: Николай — «Аустерлиц», а я — «Бородино». Апофеозом стала игра «Восточно-прусская операция 1914 года» (батальонный уровень), в которую мы играли на полу квартиры Николая, предварительно расчертив паркетный пол цветными мелками — рельеф местности, населённые пункты, железные дороги, реки... Это было уже в 1984 году, после школьных экзаменов, накануне экзаменов в институты... Потом была армия, годы учёбы в институте, ГКЧП, развал СССР, октябрь 1993 года... Я ушёл «по уши» в бизнес, получал второе высшее, занимался карьерой... Более-менее вернуться к прежним увлечениям стало возможно лишь к концу 90-х.С Алексеем Разыграевым я познакомился в начале 90-х, опять же благодаря Семибратову и нашему общему увлечению «напольными сражениями». Алексей, как и мы, служил в армии, потом учился и закончил исторический факультет МГУ (специализация — Италия Раннего Возрождения).
Идея создания фирмы, производящей варгеймы в России, «вынашивалась» несколько лет мной и Алексеем Разыграевым. Наконец, когда возникли объективные предпосылки, в декабре 2009 года была создана компания «Статус Белли».
Можете подробнее рассказать о том, как пришли к идее создания «Статус Белли»? Если проект задумывался изначально, как коммерческий, оправдались ли ожидания по продажам первых игр? Можете поведать, с какими сложностями вы встретились на рынке? «Статус Белли» – всё же пионер, а первопроходцам всегда сложнее.
Идея создания фирмы, которая бы выпускала настольные игры по военно-исторической тематике, впервые была озвучена, если не ошибаюсь, Алексеем Разыграевым в 2000 году. Но реализовать эту идею стало возможно только недавно — как я уже говорил, в декабре 2009 года.
Проект, естественно, задумывался как коммерческий (поскольку «война должна кормить сама себя»). Мы предполагали некоторые сложности в его реализации, но всего, конечно, предусмотреть не могли. Было сделано немало ошибок. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает?!
Главная проблема — это стена непонимания. Приходится прилагать громадные усилия, чтобы сломать устоявшиеся стереотипы. В первую очередь у работников торгующих организаций.
А какие игры в почёте у вашего коллектива? Может быть, помимо варгеймов, среди них есть и более казуальные игры?
Всё зависит от наличия свободного времени, состояния организма и настроения — на отдыхе я, лично, готов поиграть и в преферанс, и в боулинг, и сходить в казино (при наличии оного). При наличии компании готов поиграть в какой-нибудь «хардкорный» варгейм, где «много-много фишек». Разыграев «воюет» фигурками 28 мм. Средний возраст в компании — за 40, поэтому для досуга у людей немного времени — семьи, дети, внуки, пожилые родители.
Какие варгеймы из тех, что только что вышли или выйдут в этом году, вы ждали и ждёте с нетерпением?
Из того, что выходит в России, меня вряд ли что-то заинтересует (я не говорю об играх нашей компании — они мне все интересны; есть удачные, есть менее удачные; но все они интересны). Не хочу ни в кого из отечественных компаний «бросать камни» — просто мне не интересны те игры, которые выходят у нас. Я вырос на «напольных играх», где сходились армии по нескольку тысяч фигурок с каждой стороны; причём фигурки и техника были выполнены нами же на весьма реалистичном уровне, с воссозданием мельчайших подробностей. Поэтому имитация баталий десятком-другим (даже сотней) миниатюр (пусть самого высокого качества) меня как-то не впечатляет. Размах не тот, увы.
Из того, что вышло на Западе, я бы с удовольствием попробовал поиграть в «Бородино» (оригинальное название — La Bataille de la Moscowa) от компании Clash of Arms Games. 4 игровых поля, 1400 фишек, 1000 минут игрового времени... Есть где разгуляться!
Пусть никого не пугают мои откровения; свои вкусы я никому не навязываю. Просто я вырос в то время, когда приходилось самим себе придумывать развлечения. Не было ни интернетов, ни таких возможностей обмена информацией.Сейчас совсем другое время. К счастью.
Большое спасибо за вопросы!
Спасибо за откровенные ответы — было приятно общаться. Успехов вашей компании! Уверен, мы обязательно повторим беседу в будущем.
Обязательно. Всего хорошего!