Оценка пользователей
8.4418
Оценить:
-
-AdRiver-

A Victory Denied. Обзор, отчет, опрос

время: 18 января 2013 место: Омск, дом

Одним из самых трагичных периодов истории нашей страны был 1941-ый год. Споры и спекуляции на тему предпосылок и причин случившейся катастрофы продолжают волновать умы интересующихся военной историей людей, желающих расширить свой кругозор. В число таких людей входит и Ваш покорный слуга. Чтение литературы, просмотры документальных фильмов давали новые знания, порой взаимоисключающие. Потому что спрос порождает предложение, и  рыснок, согласно собственным законам,  предлагает большое разнообразие книг разных авторов, от достойных прочтения до «резун-суворовщины». Отыскать «жемчужины» в горах мусора – задача не из легких. Усвоить, разложить в памяти изученный материал, семантически связать у себя в голове непросто. Но есть отличное подспорье – военные игры. В своих опусах автор подобно попугаю повторяет одну и ту же мысль: варгеймы являются отличным способом изучения военной истории. И на этот раз не исключение.  

 

Кроме огромной массы книг, посвященных развитию плана «Барбароссы»,  краху и возрождению «колосса на глиняных ногах», существует большое число компьютерных и настольных варгеймов. Автор занялся поиском аналогичных «жемчужин» среди игр, позволяющих точно и интересно воспроизвести события 70-летней давности, показать силы и слабости сторон, дать объяснения на многие вопросы «почему». Одной из игр, темой которой стало летнее наступление войск группы армий «Центр» на Смоленском направлении, является игра «A Victory Denied.Сrisis At smolensk: July-september, 1941» от фирмы MMP.

 

Про эту игру уже говорилось в рунете, поэтому перейду сразу к рассказу о партии с объяснениями правил. К написанию данного обзора подтолкнули сами правила, т.е их чтение и восприятие. Небольшая 10-страничная брошюра написана вроде бы понятным языком, но иногда информация подается «кусками», и в процессе игры, даже прочитав правила не раз, натыкаешься на «сюрпризы», которые заставляют либо переигрывать ход (а что такое «переиграть» на настольном, а не компьютерном варгейме, надеюсь, объяснять не нужно), либо досадно махнуть рукой и продолжить дальше, слегка сожалея об ошибке. Нестрашно совершать оплшности, конечно, но  соблюсти все правила игры, чтобы сделать верную оценку, желательно.

 

Например, прочел правила, вроде все понятно. Затем расставил войска на исходные позиции, согласно сценария. И, читая правила заново, следуя пункт за пунктом, осваиваю игру. Дохожу до главы о подкреплениях (Reinforcements), четко выполняю все действия. Перехожу к следующей главе, где рассказывается о подкреплениях Красной Армии в виде штаба маршала Тимошенко (Семен Константинович, а не Юлия Владимировна, если кто не в курсе :-) ) и 3-х стрелковых корпусов. И написано: введите на карту эти подкрепления ДО введения любых других подкреплений. То есть предыдущий пункт я зря сделал. А нельзя было как-то наоборот поместить главы?

 

Ну и в том же духе есть еще ряд таких непоследовательностей. Чтобы как-то помочь с освоением этих несложных, но слегка неудобно систематизировать. Это мое наискромнейшее мнение, думаю, кто-то прочитал и освоил «влёт». Это далеко не самые плохо написанные правила. Был опыт, что чтение правил просто оттолкнуло от игры. Не сама система не понравилась, а правила написаны так, что тратил много времени на разбор сложных фраз и попыткой понять мысль автора, которой он «растекался по древу». Энтузиазм пропал. А игра может оказаться в итоге прекрасной, но плохо написанные правила сыграют с ней злую шутку.

 

Целью данного обзора является попытка на примере конкретных ходов показать возможности данной игры, рассказать о нюансах тем, кто решит для себя, что это «его» варгейм. Или наоборот, убережет кого-нибудь от траты времени и средств на приобретение и попытку играть.

 

Перед Вами начало сражения. Немецкие войска представлены вначале игры в основном танковыми и моторизованными подразделениями, разделенными на 2 танковые группы (Panzer Group). Также к немцам на первом ходу поступит подкрепление из нескольких пехотных дивизий 9-ой полевой армии вермахта.

 

Правее немецких войск расположена линия советской обороны вдоль рек Днепр и Западная Двина. На юге карты приготовились пополнить Красную армию стрелковые корпуса, подчиненные штабу Тимошенко.

 

На западе часть советских и немецких войск находятся в так называемом Минском «котле». Где исторически было разгромлено много советских подразделений. В настоящий момент войска обеих сторон принимать участие в сражении не будут, так как подразумевается, что они пока ведут бои под Минском, и освободятся позже.

 

 

Итак, начнем. Игра основывается на системе “chit-pull”. Т.е. «читы» активации (или попросту маркеры)  штаба или танковой группы (2 и 3 Panzer Group) кладутся в непрозрачную чашку и вытаскиваются по очереди в случайном порядке. Какой чит вытащен, тот штаб/танковая группа активирован(а).

 

 

На фото показаны некоторые из читов, участвующих в игре (слева направо): 2-ая немецкая  панцергруппа, 9-ая немецкая полевая армия, 20 армия Советов, пара читов активации 3-ей панцергруппы, чит «Supply» (активирует фазу обеспечения), 13-ая армия РККА, чит «Reinforcements” (активирует фазу подкреплений), чит штаба «Тимошенко», еще пара маркеров 9-ой немецкой армии, чит Air Power (позволяет немцам получать дополнительный маркер пикирующих бомбардировщиков «Stuka”. В самом низу фото лежат 2 маркера с победными очками (количество очков указано на нижней части), который располагаются вначале игры на ключевых населенных пунктах. При захвате городов германскими войсками очки уходят к ним, при отстаивании/отбивании советскими войсками данные маркеры возвращаются Советам. В конце игры идет подсчет, у кого больше очков и выявляется победитель.

 

То есть, в игре нет четкой очередности ходов игроков. Это, наряду с отсутствием "тумана войны",  позволяет игре быть играбельной и в  соло-режиме, чтобы поиграть самому с собой. Что я и делал.

 

Последовательность действий в каждом ходе выглядит так:

 

  1. Фаза выбора командных читов. Каждый игрок выбирает нужные ему читы в количестве, определенном для каждой стороны на данный ход. Эта информация содержится на карте на треке ходов ( Turn Track). Выбранные обоими игроками читы опускаются в чашку. К ним добавляются «обязательные» маркеры «Supply», «Reinforcements”, «Air Power» и чит «ART”, который активирует советскую артиллерию. Исключением является чит «Гудериан», который активирует 2-ую панцергруппу, но в чашку он не кладется, а помещается на видное место на карте, в соответствующий бокс. Немецкий игрок имеет возможность применить его вместо любого другого только что вытащенного из чашки любого чита. Эдакий козырь, если требуется развить успех или, наоборот, залатать дыры.

 

 

2. Фаза командования. Игрок (неважно какой стороны) тянет не глядя первый попавшийся чит. Если это чит штаба, то активируется этот штаб, и ход переходит к игроку-владельцу. Если это чит панцергруппы, то, соответственно, активируется любой отряд из соответствующей танковой группы

3. Фаза движения. Игрок может совершать движения активными отрядами

4. Фаза битвы. Игрок может совершать атаки активными отрядами.

5. Если в чашке остались читы, то возвращаемся к пункту 2 и повторяем действия. Если читы кончились, то пункт 6

6. Фаза конца хода. Если на карте есть штабы, в командном радиусе которых нет боевых отрядов, то такой штаб удаляется из игры. Если закончился ход 6, то игрок бросает кубик для определения желаний Гитлера – идти всем на Москву,  забрать часть моторизованных войск их Смоленского сражения. Исторически случился второй вариант - они были переброшены для наступления на Ленинград и «захлапывании» Киевского «котла». Многими историками и германскими военачальниками это решение Гитлера считают роковым, не позволившим взять Москву и, возможно, закончить Восточную Кампанию в свою пользу. К счастью для нас. Игра предоставляет возможность смоделировать ситуацию «а если бы..»

 

Вот такая последовательность действий для всех ходов, кроме первого. В нем «железно» закреплено, что сначала активируется 2-ая Панцергруппа, причем сразу Фаза битвы, а следом активируется 3-я Панцергруппа, но уже с полной последовательностью фаз.

 

Ну раз правила так требуют, значит начинаем атаку на советские позиции.

 

Ход 1. Фаза битвы

Активируем 2-ую Панцергруппу.  В ее состав входит 3 танковых корпуса – 47-ой корпус (фишки с его дивизиями имеют красную полосу посередине), 24-ый корпус (желтая полоса), 46-ой корпус (синяя полоса).

 

Активация танковых групп проходит «покорпусно». Имеется ввиду, что  выбирается отряд из одного корпуса, он становится активным. Все отряды этого же корпуса на расстоянии не более 3-х гексагонов тоже становятся активными, и могут в свою очередь активировать в радиусе 3-х гексагонов следующие отряды этого же корпуса.

 

Затем выбирается отряд другого корпуса и «цепная реакция» повторяется. Поэтому выгодно отряды каждого корпуса держать «кучкой», чтобы вытащив из чашки чит, можно было подвигать/повоевать как можно большим числом отрядов.

 

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Картинка из правил поясняет все сказанное про активацию немецких танковых групп очень ясно.

 

 

Командующий 2-ой Панцергруппой (далее – 2 PG)  Гудериан отдает приказ, и 46-ой корпус (синяя полоса) начинает готовиться к форсированию Днепра, противоположный берег которого занят 61-ым стрелковым корпусом РККА под командованием Федора Алексеевича Бакунина. 10-ая танковая дивизия, моторизованная дивизия СС «Дас Райх» и моторизованный полк «Гроссдойчланд» начали атаку через реку. Т.к. атака через водную преграду по правилам «ополовинивает» силу атаки каждого отряда вдвое, причем с округлением вниз, то соотношение сил получается 3:1.

 

 По таблице боя (Combat Results Table) 1 шанс из 3-х, что атака будет неудачна. Зависит от броска кубика. Чтобы не искушать судьбу, командир 46-го корпуса запросил у авиации поддержку. И пикирующий бомбардировщики «Юнкерс-87» начали с протяжным воем один за одним обрушиваться на советские окопы. Правила позволяют немецкому игроку, использующего авиаподдержку «штук», увеличить соотношение сил с 3:1 до 5:1 в пользу Германии. Маркер авиаудара дает сдвиг +2 (вправо) в таблице боя атакующей стороне, или дает отрицательный сдвиг 2 влево по таблице атакующей советской стороне, если немцы в обороне.


Также на руку немцам сыграло очередное правило-исключение для первого хода - сдвиг на 2 колонки вправо при атаке. Итого соотношение сил - 7:1 в пользу немцев. Отступление советских войск неизбежно при таком соотношении сил. И только бросок кубика со значением "2" заставил всего лишь отступить, без потерей уровней.


Это таблица результатов боя (Combat Results Table). Огромное число варгеймов оперируют подобной формой представления. Заголовок колонки содержит соотношения сил. Пример выше указал на итоговое, с учетом всх бонусов и модификаторов соотношение 7:1. Нашли эту колонку. Далее находим в строчке на правой, немецкой стороне таблицы, число "2", равное значению броска d6. Результат - DR2. Расшифровывается как "defender retreats" (обороняющий отступает), и число 2. Т.е. обороняющийся отступает на 2 гексагона. Если перед "DR" тоже есть число, то обороняющийся перед отступлением теряет соответствующее число уровней. Например, 1DR2 означает 1 уровень потерь и отступление на 2 гекса. Если результат А1 - то означает, что атакующий  теряет 1 уровень, но не отступает.

Таблица имеет левую "советскую" и правую "немецкую" стороны для поиска результата битвы в соответствии с броском, так как за немцев в бою бросается d6, а за Советы - d10.

 

Тем временем южнее г. Могилева 24-ый корпус (желтая полоса) также начинает форсирование реки. Ему противостоит 20-ый механизированный корпус, который окопался в лесу.  Если обороняющийся находится в гексагоне с лесом, с холмом, болотом, то обороняющийся получает бонус – 1 сдвиг влево по таблице боя. Допустим соотношение 3:1 в пользу атакующих стане 2:1, если оборона происходит в лесу. В данном случае, 20-ый мехкорпус имеет бонус за лес, а немецкая атака уменьшается вдвое из-за атаки через реку.

 

А севернее 47 корпус (красная полоса) нанес третий удар по позициям 20-го стрелкового корпуса.

 

 

 

Все три атаки оказались удачными, и немцам удалось переправиться через реку, используя правило «продвижение после битвы» (Advance After Combat). Т.е. если противник вынужден отступить на 1 или 2 гексагона в зависимости от результата битвы, определяемой соотношением сил и броском кубика (для Советов – 10-гранный, для Германии – 6-гранный), то атакующий может продвинуться на 1 или 2 гексагона. В данном конкретном случае только на 1, так пришлось пересекать реку.

 

Советские корпуса отступили кто на 1, кто на 2 гекса.

 

 

Фаза боя для 2 Панцергруппы закончена. Следующий чит нам уже определен правилами – 3-я Панцергруппа. Фазу командования пропускаем, т.к. нет смысла доставать из чашки чит, если он уже лежит перед нами

 

Фаза движения начинается. 3 Панцергруппа состоит из только двух корпусов: 57-ой корпус (зеленая полоса на фишках), 39-ый корпус (пурпурный цвет).  Подразделения 57-го переправляются через Западную Двину, а 39-ый корпус концентрирует силы около Витебска, южнее реки.

 

Фотография не получилась, поэтому начальная расстановка 3 Панцегруппы (далее - 3 PG) взята из скриншота VASSAL.

 

 

 

Фаза боя. Проводится атака всех советских подразделение, с кем немецкие войска вошли в соприкосновение. Результаты боя на фото. Советы отступают, некоторые части Красной Армии теряют уровни (фишка переворачивается на “ослабленную» сторону). На фото эти фишки советов с желтыми цифрами. Фаза боя закончена.

 

 

Следующим вытащенным читом был «Reinforcements”. Пришла пора получать подкрепления. В игру входит штаб Тимошенко (чит штаба немедленно бросается в чашку, и этот штаб получает возможность активизировать себя и свои войска на этом же ходу), и 3 стрелковых стрелковых корпуса, 1 отряд ПВО, который помещен в один из городов, находящихся под советским контролем, 1 «элитный отряд» (обведен желтым), который тоже вытаскивается вслепую из другой чашки, а также несколько обычных отрядов, которые размещаются рядом со штабами на карте.

 

Прелесть «элитных отрядов», что их можно располагать с советской фишкой в одном гексе, т.е. проводить так называемое «стекирование». Если немцы могут держать в гексе 2 любые фишки плюс штаб, то Советы не могут стекировать 2 фишки коричневого окраса, а только  части коричневого и красного цвета. Ну или 2 красных, «элитных». Штаб может дополнительно присутствовать в обоих случаях.

 

 

 

Немцы получили 3 пехотные дивизии, оставившие Минский «котел».

 

Еще одно фото полученных подкреплений поближе.

 

 

Штаб Тимошенко («Tmashnko) очень нужная вещь. Во-первых, он имеет командный радиус больше чем любой советский штаб – 6 (обычно – 4), во-вторых, если вытянут чит этого штаб, то в фазе боя у советских войск бонус – 1 сдвиг по таблице вправо. Это будет очень и очень полезно для борьбы с противником.

 

Командный радиус, активация пехотных штабов, сдвиг «Тимошенко», снабжение и изоляция войск, действия «Катюш» и немецких тяжелых бомбардировщиков, это и многое другое– весь ход битвы за Смоленск требует большой объем времени, чтобы изложить читателям.

 

Поэтому продолжение последует, если автор увидит интерес уважаемых читателей. Не обессудьте, но данный формат статьи, выбранный мной для написания, пишется не один вечер, но его целью является объяснение правил игры на примере конкретной игры.  Много текста, много картинок...

 

Если игра интересна читателям, изложение понятно и незанудно, то с удовольствием продолжу.

 

 

 

 

 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Michael написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Отличная статья!
Продолжение просто необходимо!

Michael написал 7 лет назад: # скрыть ответы

По действиям немцев сразу вопрос: почему не взяли Могилев? Там же мост для снабжения и 2 части сразу в окружении, которые легко уничтожить!

ASB написал 7 лет назад: #

Ну окружение у этих частей еще не наступило - не было еще маркера Supply.
В самой первой игре Могилев долго не сдавался, поэтому во второй (описываемой) решил попробовать прорваться через реку, в качестве эксперимента :-) В первых пробных партиях в новой для себя игре я обычно экспериментирую, чтобы лучше освоить игру, понять что "можно", а что - "низзя". И только потом мои действия становятся более логичными.))

DrNik написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Классная статья, на удивление не занудная.

Я бы еще к таблице боя добавил небольшое пояснение, а то результаты для тех, кто не часто играет с такими таблицами, как я, например, не очень очевидные.

ASB написал 7 лет назад: #

Спасибо за добрые слова.

Действительно, таблицу результатов боя добавил, а пояснения забыл. Исправился.

RAVE написал 7 лет назад: #

прочитал с интересом, спасибо. Играть в АВД не собираюсь, но с удовольствием прочитаю 2-ю часть статьи

MakVlad написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ещё одно замечание: "Дохожу до главы о подкреплениях (Reinforcements), четко выполняю все действия. Перехожу к следующей главе, где рассказывается о подкреплениях Красной Армии в виде штаба маршала Тимошенко" - параграф о Тимошенко входит в главу Reinforcements. И если вы читали правила перед игрой несколько раз, вы не могли не знать, что для размещения армии Тимошенко есть специальные правила.
Цитата: "Ну и в том же духе есть еще ряд таких непоследовательностей." - хотелось узнать, каких.

ASB написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Первый раз пытался играть, походу изучая правила. Пришлось игру свернуть, и прочитать до конуа пару раз. Если отложить игру на неделю после прочтения, то нюансы забвваются.

Про дополнительный сдвиг для немцев тольео на первом ходу я добавил в текст, Out of Supply на первом ходу не действует. Последнее указано на треке ходов, и менее проблематично запомнить.

ASB написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Доп. Сдвиг указан на памятке игрока, я забыл поглядеть. Рассказ идет об игре и своих ошибках, чтобы другие избежали.

deleted14 написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Емнип, то текст о сдвиге Тимошенко есть и в правилах. =)

ASB написал 7 лет назад: #

Дима, конечно есть. Ты текст мой читал? ))

MakVlad написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, интересно! Я только не понял, вы хотите рассказать о нюансах правил или стратегий? И те фото, которые вы выкладываете - это реальная игра была, или это просто примеры активации, движения, атаки, пополнения? Если реальная, то хотелось ,s знать, c противником играли или без, какие были планы сторон, на чём основывались, как реализовывались, что мешало выполнению.

BrazUno написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Алексей, насколько я понял из текста статьи, провел эту партию в гордом одиночестве :)

>>То есть, в игре нет четкой очередности ходов игроков. Это позволяет игре быть играбельной и в соло-режиме, чтобы поиграть самому с собой. Что я и делал.

ASB написал 7 лет назад: # скрыть ответы

да, это правда, я играл сам с собой

Я бы хотел о нюансах правил рассказать. Правила несложные, но очень много исключений, особенно для первого хода. Вот есть последовательность фаз, но вот первый ход - исключение. Есть определение Out of Supply - но вот для первого хода не рассматривать. Легко подзабыть, что может сказать на ходе всей кампании целиком.

Иногда возникает ощущение, Adam Starkweather такими исключениями "подправлял" игровую систему под нужные результаты. Игра несложная, хорошая (стал бы я время тратить, описывая плохую), но пробую на этом ресурсе изложить ход своего сражения, чтобы читателям легче было правила осваивать, когда прочитают. Стратегию, и даже тактику, "насаждать" не намерен, так как играл 2 раза всего, причем сам с собой. Так что рано мне учить кого-то.

Цели кампании простые - немцам прорваться к Смоленску и Москве, а Советам сдерживать противника, получая все новые подкрепления.

Пути атаки немецкими войсками были выбраны примерно соответствующими историческим на 1 ходу.

Мне уже сообщили некоторые внимательные читатели о моих неточностях (спасибо им!), внесу корректировки в текст.

Писать о варгеймах не так уж и просто, поэтому благодарен за обратную связь.

MakVlad написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Цитата: "Правила несложные, но очень много исключений, особенно для первого хода. Легко подзабыть, что может сказать на ходе всей кампании целиком." - все спецправила на первый ход собраны в параграфе 4.1.2.
"Иногда возникает ощущение, Adam Starkweather такими исключениями "подправлял" игровую систему под нужные результаты." - скорее, под реальную историческую ситуацию. И это неудивительно, он же делал исторический варгейм, а не абстрактные шахматы.

ASB написал 7 лет назад: #

Это не первый варгейм который я играл. Чаще всего обходятся без исключений.
Я не в упрек автору сказал, а констатировал факт. Автору игры тошько спасибо.