Бродил я тут по просторам интернета относительно бесцельно, и случайно наткнулся на интересный образчик теоретического материала по варгеймам, для тех, кому это может быть интересно. Ну а уже в процессе написания решил дополнить его своими скудными знаниями для тех, кто хотел бы заняться варгеймами, но кого вводит в ступор подобная картинка:
Картинка из игры Case Blue
Исторически сложилось так, что львинная доля варгеймов до определенного момента выпускалась с фишками снабженными НАТОвской маркировкой. И хотя сейчас ситуация уже сменилась и фирмы стараются разбавлять эту маркировку силуэтами солдат или техники, но до сих пор присутствует значительный пласт варгеймов где можно встретить неказистые, но информативные фишки.
Собственно, прежде чем говорить о масштабах варгеймов, я бы хотел рассказать о том как шифруется информация на маркерах. Итак, начнем с того, что в большинстве случаев подразделение изображается прямоугольником с указанием его размера.
Маркировка над прямоугольником информирует о размере подразделения (табличка на английском, но думаю итак все ясно), а содержимое прямоугольника, говорит о принадлежности к роду войск:
Если с самими фишками более или менее понятно, то вот с масштабами игр могут быть сложности. Нередко можно встретить упоминания о масштабе - Операционного уровня или Стратегического. Собственно что это за уровни? Вот картинка ниже хорошо демонстрирует, с примерами, игровые масштабы принятые в варгеймах на примере Европейского театра военных действий (ТВД) Второй Мировой войны.
Возвращаясь к самому началу мысли - начиная с операционного уровня, большая часть игр будет снабжена фишками именно с НАТОвской маркировкой. Так что, если вам вдруг не подуше все эти прямоугольники и прочая - смотрите что-то менее масштабное.
Надеюсь было хотя бы познавательно, если не сильно интересно :)
Спасибо.
а есть ли стратегические варгеймы с фишками оформленными не символами, а просто картинками? знаю, это не самое главное, просто интересно
HiS, VQ или интересует ВМВ?
HiS, Virgin Queen я играл уже, знаю
не обязательно ВМВ, но стратегия, в Миче Рима том же символы условные, например, хоть и не ВМВ
"Мич" это я отжог с просоня...
В Sword of Rome разве символы? Войска там с картинками вроде...
перепутал, значит
Есть. Сейчас модно символы бронетехники заменять на изображения танков, бронемашин или по крайней мере, на их силуэты.
например?
A Victory Lost
World War II: Barbarossa to Berlin
Кстати, в No Retreat! есть 2 набора одинаковых механизированных армий/фронтов - один с натовскими символомами, другой с силуэтами.
Спасибо за заметку. Наверное кому-то будет полезно. Но, скорее всего, тем, кто не собирается играть в варгеймы, потому что обычно в правилах к игре все условные обозначения подробно расписываются.
Кстати, разобраться, что же за части изображены на фото, приведённый перечень обозначений не помогает :) Но всё равно ставлю твёрдую восьмёрку!
Ну там только одного прямоугольника не хватает - ракетной части, а так все есть, вроде. И да, вот про кавалеристов еще сказали что не хватает :)
Там есть ещё фишки с флагом, телегой и ещё непонятно чем, отдаленно напоминающим автоматическую бензоколонку :–)
Алексей спасибо за материал!
Если информацию из оксфорда слегка сократить, то три ступени масштабирования/уровня игры по кол-ву человек/единиц техники в 1 фишке:
1-100 - тактический уровень
100-10 000 - операционный уровень
от 10 000 - стратегический уровень
Что очень даже понятно и просто - увеличение в 100 раз дает новый уровень)
Удивил масштаб 1 фишка = 1 000 000. А какие игры существуют с таким мегамасштабом?
Какая то ерунда привязывать тактический, операционный и стратегический уровень к масштабу фишки.
Вот к примеру игра 7 Days of 1809 Зукера, в которой речь идет о Абенсберг-Эггмюльской операции продолжительностью в 8 дней, в течении которых произошли 3 крупных сражения. Маштаб фишек там полки и бригады, время одного тура 6 часов, размер гекса 1600 метров.
Совершенно естественно, что это варгейм операционного уровня.
А вот игра Talavera, в которой речь идет собственно о сражении под Талаверой примерно в течении 16 часов. Маштаб фишек тот же, время одного тура 30 минут, размер гекса 200 метров.
Что же, Talavera это варгейм на операционном уровне? Нет, это тактика.
Это очень хорошо, что вы подкованы в вопросе Наполеоновских войн. Но боюсь, что названные игры скорее исключение из правил, чем повод называть все написанное ерундой.
По крайней мере для указанного периода - вторая мировая война данное деление на масштаб игры верно.
Наверно для варгеймов до 20 века это всеже не исключение, а правило, но может это относится только к эпохе Наполеоновских войн, к примеру:
- The Coming Storm (фишки - бригады, дивизии, тур 1 час - гранд тактика),
- Habit of Victory (на фишках те же бригады и дивизии, тур 3 дня), The Six Days of Glory, 1807: The Eagles Turn East и т.д. - варгеймы операционного уровня.
Вообще по играм отраженным в таблице четко прослеживается увеличение времени тура с увеличением масштаба фишки, но неужели по WW2 нет игр в которых скажем масштаб фишки был бы полк, но события происходящие в игре описывали бы конкретное сражение по времени занимающее 12-24 часа? Как мне кажется такой варгейм был бы именно тактическим, а не операционным....
Или к примеру варгеймы по WW2 c морской тематикой - наверняка есть варгеймы в которых одна фишка это один корабль, но разыгрываемые события представляют из себя либо конкретное сражение (тогда это тактика) либо боевую операцию на неделю-месяц.
Как исключение монстр с 9 тысячами фишек War in the Pacific, представляющий из себя варгейм на стратегическом уровне, но имеющий фишки пехотных батальонов и отдельных кораблей :)
Вот на prowargames.ru есть очень хорошее и универсальное определение масштаба отображаемых событий в варгеймах:
а) тактика (самые маленькие тактические подразделения эпохи – батальоны в наполеоновские времена, отделения во Второй Мировой);
б) большая тактика (grand tactics) – всё сражение в удобном для игры масштабе, например в наполеонике фишки – бригады;
в) операции – недели и месяцы военных действий, причём политика и всякие другие не непосредственно военные факторы находятся вне влияния игрока;
г) стратегия – все усилия стороны в военном конфликте находятся (в том или ином виде) в ведении игрока.
Не очень хорошо понял, что именно вы хотите сказать? Что картинка в корне неверная? Или, что она не применима к наполеонике? С последним соглашусь. Специфика эпохи.
Возможно дело в том, что вы считаете, что данная картинка универсальна, либо я где-то неточно выразился на эту тему. Картинка отражает ТОЛЬКО масштабы принятые по ВМВ. Выше предложение про градации о времени - для ВМВ не работает.
Меня как то коробит, что по WW2 все сводиться именно к размеру фишек. Я вот даже не особо зная варгеймерских терминов и определений считал, что если в игре независимо от масштаба фишек отражены войсковые операции это варгейм на операционном уровне, а если конкретное сражение то это тактика (ну или гранд тактика). А все таки, есть такие варгеймы по WW2, где фишки представляют крупные соединения (скажем батальоны), но речь идет именно о конкретном сражении в пределах одного дня? Ну и если такие варгеймы есть, то как вы считаете, это тактика или варгейм на операционном уровне?
Александр, никто же не говорит, что всё сводится только к фишкам. Это только один из признаков. Он не всегда точный, но корреляция определено прослеживается. Это как определение севера по мху: неточно, но интуитивно, очевидно и доступно. Что касается тех игр, в которых открываются целые операции фишками рот– взводов, то я посоветовал бы новичкам держаться от них подальше. Как говорится, если жизнь и рассудок дороги вам... :–)
Военное искусство состоит из трех основных частей, каждая из последующих превалирует над предыдущей: тактика, оперативное искусство, стратегия. Грубо и упрощенно, стратегия это все что касается войны, подготовка , ведение и т.д. Оперативное искусство это действия армий, корпусов, фронтов, пример игры "Битва за Москву", оперативный уровень. Действия более "мелких" воинских формирований, уже тактика, тактический уровень от дивизий и ниже. Как бы тов. Fonfrost не сокрушался, однако тип воинского формирования с точки зрения военного искусства определяет его уровень, тактический или же оперативный.
Просмотрел сайты основных варгеймерских контор - попытка найти сухопутный варгейм c фишками масштаба батальона или полка и временем сражения до одних суток не увенчались успехом.
Так что действительно кореляция масштаба фишки с уровнем варгейма в играх по WW2 выходит полная.... В общем по данному историческому периоду тактика заканчивается на играх с ротами, к примеру даже серия варгеймов от MMP, где фишки являются ротами, а сражение идет в течении суток, имеет говорящее название Grand Tactical Series. Кстати прикол, в играх этой серии используется оригинальная (немецкая, английская и т.д.), а не натовская маркировка http://boardgamegeek.com/image/1284188/no-question-of-surrender?size=large
На картинке есть упоминание игры Hitler`s War. Там игрок за немцев оперирует группами армий. Правда до миллиона не дотягивает, но тем не менее.
Что-то значка кавалерии нет (квадрат с косой чертой)?
Вообще для определения уровня варгейма (тактический-операционный-стратегический)лучше использовать временную шкалу, так как она более универсальна и подходит под варгеймы различных исторических периодов.
Лучше до эпохи бензиновых двигателей. После этого временная шкала бесполезна.