Ряд отчётов по играм серии Storm Over вообще и Тецуя Накамуры в частности продолжает рассказ о партии в Storm Over Stalingrad, посвященной боям за Сталинград в октябре-ноябре 1942 г., в которую мы сыграли с Дмитрием. Игре предшествует небольшой аукцион: игроки делают ставку на то, кто из них будет играть за советскую сторону, в виде количества зон с рейтингом обороны +3, которые они обязуются удержать к концу игры. Дмитрий поставил три, а я побоялся и объявил только две, за что и был произведён в немцы.
Правила игр серии Storm Over очень простые: фишки могут либо двигаться, либо вести огонь, после чего переворачиваются на оборотную сторону и делаются более уязвимыми для противника. Данная игра ознаменовала этап в развитии серии тем, что добавила карточки событий, которые, как правило, эти простые правила изменяют. Эти карточки и сыграли со мной в дебюте злую шутку: я слишком положился на тяжёлую артиллерию и не слишком активно наступал по центру, а ведь с самого начала ставил задачу захватить поскорее Мамаев курган, дающий на одну карточку больше.
Главный козырь немцев — это карточки стремительного наступления, которые позволяют нарушить основное правило серии (см. выше) и либо подвигаться и провести огонь, либо проделать то же, но в обратном порядке, не переворачивая фишки после первого этапа. Чем я и воспользовался, когда эти карточки пришли. Однако у русских есть карточки, которые их отменяют. В свою очередь, у немцев есть карточки. которые отменяют те карточки русских. Ну вы поняли...
На третий ход у немецкого игрока отбирают части на чёрных фишках, причём в том случае, если игрок какие-то из них уже потерял, он должен будет возместить это эквивалентными фишками. Я же сдал всё в целости и сохранности, что не может не навести на нехорошие мысли о том, что я играю не слишком агрессивно.
А что же Дмитрий? Он перебрасывал части с переправ и потихонечку мне мешал. Большего и не требовалось, особенной конкуренции я ему не составлял. Впрочем, я-то играл несколько раз, а он очень много и вообще готовил эту игру к русской локализации.
Наступал предпоследний ход. Надо было поднапрячься, хотя было «трошки поздновато», как сказал бы Григорий Мелехов. Всё же немцы вышли к Волге в четырёх местах, однако для победы надо было ещё взять их под контроль... И прихватить вдобавок пятую область.
Какие-то призрачные шансы давали мне вышеупомянутые карточки немецкого стремительного наступления. Я занял этому моменту Мамаев курган и имел семь карточек на руках, но ни одной искомой. Поэтому Дмитрий спокойно отразил все мои наскоки и под конец перешёл в контратаку, отбив одну захваченную область. Итоговый счёт 5:2. Впрочем, проигрывать немцами не зазорно.
Очень рад был сыграть в эту игру лет, наверное, пять спустя. Это одна из лучших игр в системе, движок очень уместен для отображаемых событий. Хороший, добротный варгейм-филлер, всю партию мы сыграли за полтора часа. Жаль, что эта игра, которая была полностью готова к выпуску на русском по лицензии, так и не увидела свет. Спасибо Дмитрию за партию.
Традиционное спасибо Андрею за оппонирование и оперативное написание заметки об игре.
Хочу отметить самый важный момент - это действительно очень простой варгейм, подходящий новичкам в нашем хобби. А для старичков это уже варгейм-филер, позволяющий сыграть партию в пределах 2 часов.
В свое время эту игру чуть было не переиздали на русском языке, но не сложилось, однако остались материалы в достаточно приличной степени готовности. Так что, может быть, еще все сложится.
В наших реалиях это возможно в рамках print on demand, дороже, но без рисков с тиражами.
Я так понимаю, это абстрактная идея и у нас print on demand никто не занимается? Есть ли варианты и предложения от российских контор?
На мой взгляд, новички, решившие попробовать варгеймы, пройдут мимо таких "филлеров", которые дороги и которых надо ждать месяцами. Купят какого-нибудь б/у монстра (тоже дорогого), сыграют, удивятся гиперусложненности правил и пройдут мимо варгеймов вообще. В этом плане "уходить в абстракты" на порядок проще в плане их доступности: абалон лежит пачками в магазинах, недавно видел пару коробок из Gipf-проекта, а классика типа шахмат, го и сёги тоннами производится китайцами на любой фасон.
В своё время хороший приём применили Статусы - игры в папках. Существенно снижается себестоимость конечного продукта.
А в режиме POD работают (если я не ошибаюсь) "Книги-игры" (https://bookalive.ru/). Да, не совсем по профилю, но думаю можно рискнуть переговорить с ними.
Да, причём не только себестоимость, но и стоимость доставки снижается. Так многие небольшие варгеймерские конторы делают. Причём и без папок вполне обходятся: зип-пакета и обложки в виде листочка вполне достаточно. Revolution Games, Victory Point Games и другие так делают.
С интересом прочитал вылезая из подбитой шутцен панцерваген), на мой взгляд лучшее что СБ выпустило за свое не долгое существование, это Порт-Артур Т. Накамуры. На Сталинград возлагал надежды.
Я бы ещё Куликовскую битву добавил в этот список :) Тоже удачная игра получилась.
Жаль, что "Куликовскую битву" сейчас не добыть, сеттинг и описание весьма вдохновляют. Хотя, и заказанная летом "Оборона..." из игранска до меня так и не доехала.
"Куликовская Битва" подкупает своей динамикой. Попасть в окружение / окружить отряд противника - ежеминутное дело :) Приходится следить за флангами/тылом/зк каждого своего отряда. Ситуация на поле меняется кардинально даже не каждый ход - а даже несколько раз в течение одного хода.
Вообще, насколько я знаю, все материалы остались. Может быть, когда-нибудь и издадут.
Спасибо, жаль что не вышла, как и Twilight Struggle.
Лично я не жалею о TS, хотя, безусловно, локализация этой игры была бы большим событием.
Спасибо за отчет!
"A victory lost" заставляла засиживаться до глубокой ночи, а вот в игры Накамуры на данном "движке" пока сыграть не доводилось. Надо восполнять пробел)
Накамура зачастую занимается не столько дизайном, сколько средствами дизайна. Но эта игра ему определённо удалась.
Спасибо за отчёт!
Как я дал эту игру от Статусов... С того самого дня как получил Порт-Артура, а в коробке лежал рекламный листок с выпущенными и планируемыми играми.
С удовольствием опробовал бы эту механику с картами (хотя это желание никак не отменяет мою любовь к гексональным варгеймам :) ).