Оценка пользователей
8.3936
Оценить:
-

Здесь вам не Абиссиния!

время: 20 января 2018 место: Москва

Серия SCS от The Gamers, Inc./Multi-Man Publishing, LLC является очень характерным продуктом для обеих (гоп-)компаний, из которых последняя поглотила первую. В основе её лежит очень здравая идея об унификации правил игр на оперативном уровне, которые действительно отличаются друг от друга достаточно незначительно для того, чтобы можно было попытаться привести их под общий знаменатель. К сожалению, не был унифицирован масштаб (временной, пространственный, организационный), в результате чего в серии сосуществуют «Бастонь», где карта представляет собой окрестности этого захолустного бельгийского городка, а сражения ведут взводы, и «Африка», где на карте представлено почти целиком побережье Северной Африки, а фишки представляют бригады и дивизии. Кроме того, серия расползлась хронологически от первой мировой до арабо-израильских войн, что вряд ли может обслуживаться единым сводом правил.

 

Я играл в несколько игр из этой серии, и все они оставили неоднородное впечатление. Вышеупомянутая «Бастонь» была лучшей, но не свободной от общего недостатка игр из данной серии, о котором я расскажу позднее. «Африка» (также упомянутая) давала возможность отыграть в некотором приближении всю кампанию на Североафриканском ТВД целиком, но была одна проблема: если англичане не преследовали итальянцев до Ливии, а в ожидании Роммеля возводили укрепления от Тобрука вглубь пустыни, Роммель потом мог через них и не прорваться (как произошло со мной). Stalingrad Pocket II оставил несколько странное впечатление (хотя мы его играли вчетвером в новогодние каникулы). «Карелия» просто оказалась не только худшей игрой в серии, но и вообще одной из худших игр, в которые мне приходилось играть. Я выиграл основной сценарий за финнов, просто отводя войска от одного ясно читаемого на карте рубежа к другому, более медленные советские войска тратили два хода, чтобы войти с финнами в соприкосновение, те опять отводились, злой Сталин отбирал у них гвардейцев и т.д.

 

Поэтому, когда Дмитрий выставил Guadalajara, SCS #11, ожидания были неоднозначные. Чтение правил ещё больше усугубило это. Одна из общих проблем игр данной серии заключается в том, что каждая игра имеет свои собственные специальные правила, которые настолько изменяют общие правила серии, что, по сути, каждая игра обладает своими собственными правилами. Конечно, честнее было бы и выпускать их как отдельные игры со своими собственными отдельными едиными правилами, но честность и Multi-Man Publishing с Дином Эссигом — понятия не всегда совпадающие. Вот и у «Гвадалахары» свои собственные правила, сильно отдающие OCS (к слову, Multi-Man Publishing вообще любит заниматься перелицовкой игр OSC в SCS; не пропадать же добру). Чувствуется такой старый «дизайн от причин»: в реальности было то-то, поэтому вот вам правило, чтобы и у вас в игре это было. Кроме того, Дмитрий сразу решил играть основной сценарий, расстановка которого, проведённая заранее, заняла сама по себе полтора часа. Здесь второй общий недостаток серии: основные сценарии не вписываются в стандартную игровую четырёхчасовую сессию, после которой нет возможности оставить игру.

 

 

Впрочем, к делу. Игра посвящена разгрому итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой в марте 1937 г. в ходе испанской гражданской войны. Масштаб: один ход = один или два дня, один гекс = один километр. Я играю за националистов, Дмитрий за республиканцев. Карта разделена на две части, северную и южную, националисты воюют по отдельности, итальянцы на юге, разные карлисты и фалангисты на севере. Поначалу у итальянцев на доске только дивизия Fiamme Nere («Чёрное Пламя»). У республиканцев разные разрозненные батальоны. В принципе для чистой победы националистам (читай: итальянцам) надо прорваться в левый нижний угол карты.

 

 

 

Ход 1, 8 марта 1937 г. (35 минут игры): первый удар итальянцев, конечно, должен был быть более впечатляющим, а так они довольно осторожно продвинулись до середины карты, скорее отгоняя, чем уничтожая разрозненные республиканские батальоны. К республиканцам подошли в некотором количестве анархисты и ещё пехота по мелочи.

 

 

Ход 2, 9 марта (31 минута игры): к итальянцам прибыла вторая дивизия, Penne Nere (что-то ещё чёрное), и если вы как следует прищуритесь, то увидите, что мотоколонны растянулись на полкарты. У итальянцев множество проблем: части снабжаются от штабов, штабы от дорог, грузовиков хватает на перевозку только одной дивизии, республиканцы угрожают флангам растянутой подобно кишке колонны. К республиканцам, кстати, стали подходить интербригады и советские танки Т-26 — настоящие короли боя в этой игре.

 


 

Ход 3, 10 марта (29 минут игры): к итальянцам прибыла третья дивизия, Dio Lo Vuole (понятия не имею, как переводится), причём, что характерно, пешим ходом. Предыдущие две основательно перемешались и наводили порядок, стараясь держаться поближе к родным штабам. К республиканцам прибыли ещё интербригады, в т. ч. польская и итальянская. Передовые части «Чёрного Пламени» обожглись о немецкие интербригады!

 


 

Ход 4, 11 марта (26 минут игры): к итальянцам подошла последняя дивизия, Littorio («Ликторская»?), должно быть, блатная, потому что со своим автотранспортом, которым ни с кем не делится. Следовавшая пешим порядком дивизия стала садиться на подоспевшие сквозь заторы на шоссе грузовики. К республиканцам стали подходить батальоны рабочих и коммунистов, а также две роты Т-26. В центре пошли нешуточные бои с применением танков. В связи с тем, что танки тогда не применялись массированно, они представляют собой скорее маркеры, дающие модификатор к броску кубиков на результат боя, при наличии танков у противника дерутся с ними, при отсутствии проверяются на износ, в общем, очень забавно сделаны. Танки решают, как выяснилось. Танки и концентрации артиллерии.

 


 

Ход 5, 12 марта (23 минуты игры): к итальянцам перестали подходить подкрепления. «Чёрное Пламя» подалось назад под натиском, Dio Lo Vuole села на грузовики, Littorio подтянулась к месту событий поближе. К республиканцам продолжают поступать подкрепления, но я теперь буду упоминать только самые экзотические. Дмитрий заложил массу частей на следующие ходы, когда они появятся... неизвестно откуда.

 


 

Ход 6, 13 марта (24 минуты игры): после недолгих раздумий я отправил дивизию Dio Lo Vuole на укрепление южного фланга. На северном фронте (упомянем и о нём) националисты отбивались от натиска республиканских частей, которым повсеместно помогали налёты республиканской же авиации.

 

 

Ход 7, 14-15 марта (18 минут игры): здесь итальянские фашисты добились самой большой победы, заставив отступить немецких интернационалистов. Но вмешались испанские анархисты и восстановили положение. К республиканцам пришёл на подмогу бронепоезд.

 

 

Ход 8, 16-17 марта (20 минут игры): республиканские части, которые Дмитрий вывел с карты ранее, появились на юге и начали с двух направлений наступать на итальянские аванпосты.

 

 

Ход 9, 18 марта (20 минут): на юге республиканцы отбили практически все деревни, за которые полагаются победные очки, и ситуация там стабилизировалась. Только на севере ещё можно было взять одну деревню.

 

 

Ход 10, 19 марта (2 минуты): на юге пала последняя деревня, на севере националисты с помощью подкреплений из окрестных сёл сумели бы удержать одну деревню. Последний ход решено было не доигрывать из-за того, что достигнутое статус-кво не изменилось бы.

 

В итоге впечатления всё равно смешанные, но в целом положительные. Я ждал гораздо худшего. Удалось впервые сыграть основной сценарий за четыре часа. В порядке самокритики скажу, что игру за националистов, особенно стартовый рывок, можно сильно улучшить. Я играл очень осторожно и близко не подошёл к условиям победы. Впрочем, вполне возможно, что в другом случае итальянцы попали бы в настоящий котёл, а так у них остались две свежие дивизии. Впрочем, дизайнер это не оценил. Конечно, надо было бы сыграть сначала сценарии поменьше, чтобы приноровиться к правилам, но выяснилось, что и основной сценарий вполне играется с листа и может быть сыгран за стандартную игровую сессию. Однако спасибо Дмитрию за партию.

 

Кажется, у Салтыкова-Щедрина описывался русский барин, у которого в каждой комнатке стояло по шкафчику, а в каждом шкафчике по графинчику, и его времяпровождение заключалось в том, чтобы ходить из комнаты в комнату и в каждой выпивать по рюмочке. Вот основная продукция Multi-Man Publishing, такое впечатление, ориентируется на таких бар (хотя, конечно, на тех, кто только надеется стать таковыми), которые могут разложить в каждой комнате по игре и затем проводить время, передвигая по паре-тройке фишек после получасового раздумья. При мало-мальски более напряжённом жизненном ритме полностью оценить эти игры по достоинству, боюсь, не получится. Правда, «Гвадалахара» здесь скорее исключение.

Фото и видео

1
добавить
  • новые
  • популярные
Imago написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за отчет! Хотя SCS вне моих интересов. В свое время хотел купить Карелию, так как - наши. С Карелией не заладилось когда для нее сделали зимнюю обложку, вокруг снег, а на дворе июнь-сентябрь :)

Imago написал 6 лет назад: #

https://tesera.ru/images/items/1176932/160x120/photo.jpg

Andreas написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Смоленское сражение сейчас в журнале вышло, вроде, говорят, неплохое, из разряда бэби-ОКС. А вот Чир, состряпанный по Меллентину, не привлекает.

deleted14 написал 6 лет назад: #

Там все значительно проще. Даже снабжение не зависит от ж/д или шоссейных дорог. Все эти "вкусняшки" оставили на оксное издание.

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Да, теперь можно собрать такой "хет-трик" по смоленскому сражению: Autumn of Barbarossa, Panzergruppe Guderian и A Victory Denied. Играть и сравнивать. Я под это дело даже решил AVD в коллекцию вернуть.

deleted14 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Можно дождаться покера) Bear's claw в этом году еще выйдет.

alexgk написал 6 лет назад: #

Играл во все три игры. Пока симпатии на стороне Autumn of Barbarossa.

centox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор, прочитал с удовольствием!
Не купил в свое время Гвадалахару из-за огромной эрраты,а тема и правда интересная.
P.S. "Бастонь"- действительно огонь!)

deleted14 написал 6 лет назад: #

Так можно распечатать новые правила с сайта и 2 наклейки на поле. И сразу эррата из огромной превратится в несуществующую. =)

Andreas написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Бастонь хорошая игра, дважды играл основной сценарий, но оба раза в один присест не уложились.

deleted14 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Помню, что записывались. Еще помню минометчиков, отбившихся от танков)))

Andreas написал 6 лет назад: #

А с Пашей мы так и не доиграли.

Наверное, это были американские бронеминомётчики.:)

Вообще там любая фишка может за один ход пройти всю карту вдоль и поперёк, забавно.

centox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Да и новую AfB с картой меньшего формата отыграть почти не реально за одну сессию, если хоть немного свои действия планировать, а не просто фишки двигать.
Я в "Бастонь" раза четыре играл- больше, чем в любую другую игру оперативного уровня (если ее можно отнести к нему). Начинал отчет делать по одной из партий, но так и не закончил(

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

И сколько она занимала по времени? У меня вот тоже лежит, но никак за неё приступить не могу.

centox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Кто именно? "Бастонь" или "Осень для Барбароссы"?)

deleted14 написал 6 лет назад: #

Бастонь примерно 6 часов.

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Бастонь. Всё же "четыре раза это четыре раза", реальное время игры, я думаю, выявилось.

centox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Дмитрий совершенно верно уже ответил- в районе 6 часов. Если фишки рассортированы и игроки уже знают, что нужно делать, можно за 5 уложиться. Важно, чтобы американец быстро на втором ходу распорядился "орлами" и периметр обороны выстроил. При первой игре ступор будет, скорее всего)

deleted14 написал 6 лет назад: #

Все так. Если немцы ворвутся в Бастонь, то шансов крайне мало.

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Не могу не высказать слова благодарности тебе, Андрей и твоему оппоненту! Вы большие молодцы, что играете и пишете! К сожалению, отчёт ещё не прочитал, суматошный день был, сейчас строчки разъезжаются в глазах. Но завтра найду момент, обязательно прочту! Так держать!

deleted14 написал 6 лет назад: #

Спасибо, стараемся. +)

Andreas написал 6 лет назад: #

Спасибо, Максим!

Игры действительно интересные, жаль, если впечатления о сыгранных партиях просто пропадут. А набросать отчёт по фотографиям легко.

ASB написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо Андрею за обзор, и обоим игрокам за доп. комментарии. Вы с Димой уже становитесь "разрушителями мифов" "раскрученных" игр и даже систем, вспоминая Reds. Очень приятно, что есть альтернативное и весьма аргументированное мнение. В свое время набрал коробок по SCS и OCS (в том числе перечисленные в статье и комментариях), но кроме задорной "Бастони" по VASSAL так и не поиграл толком. Именно по описанной причине - негде оставить разложенную партию.
Для себя сделан вывод - система SCS вполне хорошая, но игры не всегда получаются достойные. Как и любой продукт нуждается в тщательном обследовании прежде чем оказаться на домашней полке.

Andreas написал 6 лет назад: # скрыть ответы

В принципе это, конечно, не критика ради критики. Как сыграли, так и пишем.:)

Есть такой обычай покупать всё, прежде чем сыграть во что-нибудь. СКС действительно серия неоднородная, слишком много разных игр в неё запихано.

ASB написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Именно ценно "незашоренное" мнение сыгравшего опытного игрока, которому есть с чем сравнивать

Andreas написал 6 лет назад: # скрыть ответы

The Mighty Edneavor надо будет в следующем году попробовать, хотя бы по французской части.

ASB написал 6 лет назад: # скрыть ответы

планы на 19 год? Серьезный подход к делу )

deleted14 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

С другой стороны планы на то и планы, чтобы не осуществляться.=) Могу точно посоветовать еще войну Судного дня в части Синайского полуострова. Тоже можно сыграть за день (3-6 часов, в зависимости от шахматистов за столом).

ASB написал 6 лет назад: # скрыть ответы

я к тому, что 18-ый только начался, но Андрей уже 19-ый планирует )) Ты имеешь ввиду Yom Kippur?

deleted14 написал 6 лет назад: #

Таки да.

Andreas написал 6 лет назад: #

Я вообще люблю пятилетний хронологический цикл.:)

Victor34 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор, давно не было обзоров по SCS! Серию OCS планируете отыгрывать и сравнить с SCS?

deleted14 написал 6 лет назад: #

100 % нет. Зачем перемножать абстракции ради увеличения игрового времени? =)

Andreas написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Не факт, что есть ОКС-версия. Правила Гвадалахары сделаны с налётом ОКС, но не настолько.:)

deleted14 написал 6 лет назад: #

Виктор, наверное, в целом интересовался.