
Новый рассвет забрезжил над пустыми, ждущими освоения, землями неизвестного континента. На разных сторонах его возникли первые нации, вожди которых мечтают править, расширять владения, укреплять мощь государств, чтобы стать лидерами глобального масштаба.
Поле для цивилизационной борьбы формируется из модулей неправильной формы, каждый из которых разбит на 10 шестиугольников.

Земельный фонд
Суша представлена пятью видами ландшафта: равнина, холмы, леса, пустыни и горы. Есть еще водные клетки, непроходимые для игроков примерно до середины партии. К типу местности привязано немало правил игры, но об этом позже.
Кроме местности, на тайлах напечатаны звездочки, это места для размещения столиц, и отметки для нейтральных городов-государств, природных чудес, варварских племен имени Латинского Алфавита. Еще есть иконки, обозначающие залежи тех или иных ресурсов.
При формировании поля сначала выкладываются 4 тайла в определенном порядке, образуя так называемое ядро (core). Каждый игрок получает по 3 тайла и в порядке очередности хода подсоединяет их к полю, соблюдая правило: минимум 4 шестиугольника должны быть смежными с уже собранной территорией. В итоге, получается довольно просторная территория, по крайней мере, такой обширной она выглядит в первую половину игры.

Цели, выложенные на партию
Для определения победных условий используется 5 карт целей, из которых случайным образом для игры выбирается три карты. На каждой есть по два условия, например: построить 2 Чуда света определенного типа, выставить все свои города на поле и пр. Чтобы победить в игре, нужно выполнить по 1 условию с каждой карты целей. Когда победное условие достигнуто, игрок положит на него жетон контроля, который останется там до конца партии. Как только кто-то положил 3 свой жетон, то текущий раунд игры объявляется последним. В запасе каждого игрока есть компактный набор для мирового господства: 1 фишка столицы, 7 фишек городов, 3 фишки караванов и 30 с хвостиком жетонов влияния (control token), которыми отмечаются земли, принадлежащие нации. Набор юного властелина Все национальные институты и главные возможности втиснуты в колоду карт действий (focus card). В ней есть по одному комплекту карт от I до IV уровня по направлениям. С помощью КУЛЬТУРЫ игрок расширяет владения и получает ресурсы. ПРОИЗВОДСТВО обеспечивает основание новых городов или постройку чудес света. Используя ЭКОНОМИКУ, игрок выставляет на поле и передвигает торговые караваны для получения жетонов торговли (trade token) и дипломатических выгод. НАУКА — это прокачка персонального диска технологий для того, чтобы заменять устаревающие карты действий более эффективными. Наконец, ВОЕННЫЕ КАРТЫ определяют дальности и начальную силу любых атак, которые можно проводить не только против соперников, но также против городов-государств и варваров. Для игры необходима панель действий (focus bar) – узкая полоска, где напечатаны в ряд и пронумерованы виды ландшафта. Каждый кандидат в повелители мира берет из колоды действий все технологии первого уровня и размещает их под панелью в таком порядке, как указано на листе лидера (leader sheet) выбранной им нации. Так варьируются начальные возможности каждого народа: кому-то в первые ходы выгоднее заняться строительством новых городов, другому — отправить торговые караваны, третьему — совершить научный прорыв и т. п. Ход игрока прост: выбираете одну из 5 карт действий, разыгрываете указанный на ней эффект и перемещаете ее в крайнее левое положение под панелью действий. Остальные карты при этом сдвигаются на ячейку вправо. Строительство скотоводством и другие новости технологий (знаю, что на этом фото есть ошибка) На выбор действия влияет, в какой ячейке лежит карта, а именно, её номер и тип ландшафта. Номер ячейки это: - для военной карты - начальная боевая мощь при проведении атак, Когда играет роль тип местности, то учитывается тот тип, который находится в разыгрываемой ячейке и все слева от него. Они определяют - для экономической карты — по какому ландшафту может пройти караван, Разыграв действие, игрок передает ход дальше. Так, шаг за шагом, меняется ситуация на игровом поле и в личном пространстве каждого игрока. Однако, раунды в игре есть. Они отсчитываются специальным диском, разделенным на 5 секторов. Каждый раз, когда ход возвращается к первому игроку, он сначала передвигает стрелку диска на 1 деление по часовой. Происходит появление варваров на поле, передвижение или получение жетонов торговли. Впечатления от игры остались очень приятные! Визуально игра выполнена в стилистике 6 части компьютерной «Цивилизации»: те же образы лидеров, общий стиль ландшафта и иллюстрации к технологиям. Но механически это довольно самобытная игра, корнями уходящая в игры «Терра Мистика», «Серп» и, отчасти, в предыдущие итерации именитого стратегического шедевра. Эндшпиль одной дуэли. Зеленые все-таки проиграли более агрессивным красным. Панель и карты действий, вокруг которых сосредоточен основной процесс, - это удачное переосмысление планшета игрока. В свой ход игрок всё так же (как, например, в «Серпе») выбирает и выполняет действия из 1 ячейки. Ограничение по видам ландшафта и номеру ячейки, являющемуся модификатором для действия, помогают в принятии решения. Интересна прокачка своих действий путем замены карт технологий, за счет того, что на каждом уровне, помимо основного действия каждая карта технологий имеет какой-то свой дополнительный эффект. Например, научная карта II уровня (Математика) позволяет получать жетон торговли, III уровня (Заменяемые части) — жетон ресурса, а IV уровня (Ядерная сила) – нанести сопернику ядерный удар. Игровое поле также является важнейшей частью игры. Захват новых территорий, закладка новых городов, получение ресурсов, перемещение караванов, нападения и оборона — нет ничего лишнего во взаимодействии с полем. Каждый раунд ситуация на поле плавно изменяется, но эта не та черепашья скорость, как в уже упомянутом «Серпе». Неплохая находка с механикой варваров. Они появляются строго в определенных точках, и регулярно передвигаются в случайном направлении. Учитывая, что фишка варвара уничтожает жетон контроля или даже город игрока, в процессе игры добавляется дополнительная острота. Чудеса света и нейтральные города-государства — суть дополнительные модификаторы и даже дополнительные действия, которые можно выполнить. В итоге, они тоже влияют на индивидуальный облик каждой нации, стремящейся к господству. Есть у игры и свои недостатки. Пожалуй, они обусловлены тем бременем, которое присуще громкому имени - «Sid Meier’s Civilization». Любой знакомый с этим брендом будет ожидать комплексное развитие государства, дипломатию, торговлю, эпические войны... В настольной версии многое упрощено или даже выброшено. Так, от развития городов осталось только возведение Чудес света. Дипломатия формализована набором из 4 карт, которые один игрок может получить даже против воли других. Ну, а к войнам мы вернемся через абзац. Второе замечание к контенту. Увы, мне не хватает в игре нейтральных городов-государств (по два города 4 видов), Чудес света (по 6 карт чудес 4 видов). Наций в игре 8, вроде бы выбор есть, но тоже небольшой. В общем, закрадываются подозрения, что в коробке оставили минимально допустимое разнообразие, а остальное нас ждет за дополнительные деньги, как это нередко бывает у крупных издателей. И еще одна особенность, к которой у меня неоднозначное отношение, — это военные действия. Война ушла в астрал: армии и отряды не имеют никакого материального воплощения на поле. Можно представить, что войска будто бы выдвигаются из дружественной клетки во вражескую. На деле же игроки складывают несколько цифр, прибавляют к ним результаты броска кубика (по 1 дайсу на каждую сторону битвы). Сравнили суммы, и, бац, вражеский жетон контроля побежден, город захвачен или варвары побеждены. Вроде процесс понятен и вполне оправдан. Но как-то мелковато это выглядит для громкого и заслуженного имени. Где тактические манёвры, возможность отступления, столкновения отрядов? Хотя, понятно, всё выброшено в угоду сокращения времени игры и упрощения правил. Вопреки перечисленным выше и безусловно субъективным претензиям, считаю игру «Sid Meier’s Civilization: A New Dawn» очень интересной. Это стратегическая игра с понятными целями, необходимостью планировать и просчитывать действия, следить за соперниками. Она содержит интересные механики, которые не успели стать избитыми. Немаловажно, что при своем эпическом размахе, партия в новую Циву занимает вместе с раскладкой примерно 40 минут на игрока. Если вам нравятся стратегии, то попробуйте новую «Цивилизацию»! Надеюсь, она понравится вам так же, как и мне. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСПОДСТВА

ШИРОКО ШАГАЯ

- для научной карты - количество делений, на которые нужно переместить указатель на диске технологий,
- для производственной карты - начальная сумма очков производства, необходимая для постройки Чудес света.
- для культурной карты - куда можно положить жетоны контроля,
- для производственной карты - где можно построить новый город.ЗАХВАТЫВАЕМ МИР, НЕ ПРИВЛЕКАЯ ВНИМАНИЕ САНИТАРОВ

ПЛЮСЫ:
МИНУСЫ:
ИТОГ


7.75
Благодарю за обзор. Тут упоминаются TM и Серп, как похожие. В Серп не играл, а ТМ фактически безрандомная. Здесь тоже рандома нет, кроме целей, или есть еще топдек карт действий? И если рандом есть, то каковы его доля и возможности по его управлению?
Если ТМ - терра мистика, то не похожа совсем.
С Серпом схожесть только в панели действий. Если бы не написали, то даже и не подумал, что похожи, совсем не возникает такое ощущение.
Рандома достаточно, но он приемлемый, задает направления развития. Наличие взаимодействия с соперниками и npc (варварами).
1. Карты целей. Причем в каждой их 2, а выполнить достаточно одну из них.
2. Составное поле. Игроки сами составляют. Города-государства, природные чудеса, варвары, типы соседних территорий, удаленность соперников дадут каждый раз абсолютно разные условия.
3. Свойства наций. Своей и соперников. Возможности игроков в течение игры, особенно в концовке, обеспечиваемые уровннем карт действий игроков, их положением в слотах, влияющем на их силу.
4. Действия соперников, варваров. Дипломатия.
5. Свойства чудес света, порядок их появления. Их стоимость, ресурсы, которые успели собрать к их появлению.
6. Кубик в сражениях. Без существенного перевеса лучше не тратить военное действие.
Учитывая, что при атаке поражение атакующего не приносит ему ущерба, то можно и рисковать. Кубик как в одну, так и в другую сторону может отыграть.
Смотря что считать ущербом.
1. Вы потеряли действие, а игра - гонка. Нехватка 1 хода в концовке стоит победы в игре.
2. Ваша военная карта ушла в 1 слот. Следующая атакующее действие нескоро будет мощным.
Согласен, потерять ход впустую - это риск. Но имея разные плюшки, даже те, которые напрямую не влияют на силу атаки, можно этот риск уменьшить. Например, Оракул позволит поменять местами 2 соседние карты, или Мачу-Пикчу - применить карту с 1 и 2 слота по правилам 3-го.
Кстати, о сходстве с "Серпом" напоминает еще и тот самый "гоночный" характер игры - В Циве мы достигаем 3 цели, а ведь это почти то же, что и звезды в "Серпе".
В Серпе большинство целей связаны со СВОИМ планшетом. Здесь - с достижениями на ОБЩЕМ поле. Как только выполнил, так победил (всегда, кроме ничьей). Один победитель, остальные - проигравшие.
В Серпе, выполнив 6 звезд, можешь и последнее место занять.
Если в детали вдаваться, то да, так и есть.
6. Кубик в сражениях. Без существенного перевеса лучше не тратить военное действие.
Панель как в Серпе вот сразу пришла на ум, когда изучал focus cards. И планшеты Терра Мистики вспомнились, хотя организовано там по-другому. А ведь это одна из ключевых механик игры, потому и написал о своем впечатлении.
Я нашел схожесть с "Серпом" и "Терра Мистика", по большей части в игровом движке, который строится из ограниченного набора действий, модифицирующихся в ходе игры.
В Серпе и Терра Мистике, эти действия собраны на планшете, а в "Цивилизации" панель и карты действий - суть тот же планшет, но постоянно меняющийся (и это отличная механика!).
Впечатление, конечно, субъективное, но вот навеяло еще на этапе перевода правил, пока коробка ехала с Кулстафа.
По рандому, cyril2012 все довольно подробно изложил. Рандом есть, но его не очень много. В процессе игры, рандом, пожалуй, только в боевых бросках D6, и при открывании нового Чуда Света.
Остальной рандом только при подготовке к партии: цели, поле, нации, ресурсы, города-государства, природные чудеса. Но и в сухой ТМ тоже есть похожий рандом при подготовке: цели раунда, усилители, народы...
Повторюсь, набор всего, что рандомизируется в "Цивилизации" невелик, я думаю, минимально возможный для играбельности. Вполне возможно, что, как с "Древним Ужасом" и "Забытыми тайнами", так и для "Цивилизации" может выйти дополнение, которое изначально было изъято из базовой игры.
Спасибо за ответы (и cyril2012, конечно)! В общем, нет 100℅ открытой информации, как в TM, - и это хорошо. А по апгрейду карт действий пойду правила почитаю. Единственное, не совсем согласен с утверждением, что в терре движок построен на ограниченном модифицирующемся наборе действий - модифицируются только два из почти десятка, и, особенно в начале и без понимания результатов и взаимосвязей, такое количество _воспринимается_ избыточным.
Вообще, после Марша Муравьев (лайт-Эклипса, как пишут в обзорах) будет интересно попробовать "ускоренную" Цивилизацию при случае. На ваш взгляд, 4х удалось сохранить? Такое впечатление, что explore (в контексте разведки) обрезано.
разведка тут отсутствует вообще, все поле и элементы на нем видны с самого начала
Expand - есть, реализовано бодро,
Exloit - тоже есть, прокачиваем действия, строим чудеса света,
Exterminate - ну так, не до конца, нельзя стереть столицу соперника,
Explore - этого, увы, нет.
поучается 2,5Х
Хороший обзор! Мы ее называем fast food civilization, где еще можно так по-быстрячку в циву срубиться?
FFC от FFG!
Спасибо за обзор! А как идет на двоих игроков?
Мне нравится и в дуэльном формате. Эта версия меньше зависит от количества игроков, на мой взгляд.
Модульное поле позволит регулировать уровень конфликтности: тайл со своей столицей можно выложить как подальше, так и поближе к противнику.
В игре действительно есть несколько упрощений, но впечатления от них положительные : соотношение время игры / то, что от нее получаешь, пожалуй, одно из лучших в жанре.
Да, игра стратегическая, тактическмх военных действий нет.
Зато она настолько хороша и отличается от других, что заслуживает место на полке любителя жанра.
P.S. Тип местности в слоте военной карты никак не влияет на тип местности ячейки, которую атакуешь, поправьте, пожалуйста.
Про войну исправил, спасибо.
Я был уверен, что это доп к той_самой_игре.
Спасибо!