Оценка пользователей
7.8849
Оценить:
-
-AdRiver-

Настольный Hellboy - первые впечатления

 

В прошлом году поддержал эту настолку на кистартере, а на прошлой неделе она наконец-то добралась до меня. Изучил правила, отыграл первое дело дважды - по туториалу и без, теперь хотел бы рассказать о базовой механике, раз уж многие ждут русскоязычных правил, поделиться впечатлениями и собственными рассуждениями, основанными на кикстартерной кампании. Надеюсь, это поможет кому-то определиться с покупкой недавно анонсированной локализации от CrowdGames.

 

Заранее отмечу пару моментов. Во-первых, в комментариях игру часто сравнивают с Ужасом Аркхэма и другими данжен кроулерами. К сожалению или к счастью, в подобные игры раньше играть не доводилось (за исключением Мрачной Гавани, но там бой не на кубах, не считается), так что некоторые геймплейные моменты, показавшиеся мне увлекательными и свежими, могут вполне быть уже классикой жанра. Во-вторых, я большой поклонник в целом творчества Майка Миньолы (как визуального, так и сценарного) и вселенной Хеллбоя в частности. Именно этот факт во многом стал определяющим, когда решал, стоит ли связываться с кикстартером ради такого дорогого и объемного проекта, который к тому же не везут напрямую к нам. Вероятно, это несколько снижает объективность данного текста, но что поделать)

 

моя скромная коллекция на лето 2018 года

 

ЗАДОЛГО ДО

Коробка впечатляет размерами. Не так сильно, конечно, как Мрачная гавань или Twilight Imperium, но тем не менее. И ещё сильней офигеваешь при распаковке. Зачастую, по моему впечатлению, такие коробки набиты преимущественно картонными компонентами, здесь же основную часть занимают миниатюры, коих далеко за сотню, картона буквально несколько листов. Не буду постить восторженные фоточки (благо подробных распаковок на ютубе в достатке), скажу только, что скульпт просто потрясающий.

Пара ложек дегтя: тридцать нацистов для аддона BPRD Archives и тридцать лягухо-людей для базы - это всё, конечно, объемно и здорово, но сомневаюсь, что хоть один набор выйдет на поле целиком. Может, и стоило бы уменьшить их число ради уменьшения стоимости, или как-то разнообразить (нацистов - 5 разновидностей, лягух - 4).

 

магазинная и кикстартер-версия

 

И второй момент, гораздо более странный: вместо нормального арта для бонусных кикстартерных персонажей и для всех (вообще всех!) врагов, на планшетах и картах соответственно расположились рендеры миниатюр. Что мешало за год (!!) нарисовать свои иллюстрации или взять комиксные, как сделали для остальных карт, непонятно. Раз уж: а) разработчики плотно сотрудничали с Миньолой и Dark Horse, издателем комиксов по вселенной Хеллбоя; б) один юзер на bgg за два дня перерисовал всех персонажей, второй работает над колодой врагов. Причем, судя по тому же кикстартеру, изначально иллюстрации были. Почему отказались?..

слева - фанатское творчество, справа - релизная версия

 

Но в целом, конечно, я доволен - и как поклонник вселенной, и как местечковый любитель настолок :)

 

ПАРА ОБЩИХ СЛОВ

По ходу действия игрокам предстоит исследовать локации, предварительно составленные из квадратных тайлов. Агенты проходят комнату за комнатой, сражаясь с местными обитателями, находя и исследуя улики, чтобы в итоге столкнуться с боссом и (опционально) победить его. Момент появления босса не фиксирован и зависит от вашей скорости прохождения и удачи (хотя кто-то назовет это рандомом :)), а собранные улики помогут в битве с ним. Насколько понимаю, именно это в целом и называется данжен кроулером.

 

ГОРДОСТЬ БЮРО

Итак, перед игрой необходимо выбрать несколько агентов BPRD, которыми и будет управлять игрок. Количество агентов варьируется от двух до четырех (и все они - комиксные персонажи разной степени важности, от главных героев до совсем эпизодических), количество игроков - от одного до также четырех. Все агенты обладают пятью группами параметров - это полевые навыки и степень их развития (квадратики слева сверху), особенные свойства (текст слева), активные способности (текст справа), здоровье (квадратики слева снизу) и уровень угрозы (мишень справа). Также у каждого агента есть собственные стартовые карты, отображающие оружие и способы его применения или, так скажем, прогресс в использовании способностей. 

Полевые навыки и степень их развития. Их четыре - рукопашный бой, дальний бой, исследование и защита. Есть ещё несколько общих (например, перемещение), но на них не буду останавливаться. Так вот, эти четыре навыка есть у всех, но уровень владения ими варьируется так: средний (желтый) -> профессиональный (оранжевый) -> сверхчеловеческий (красный). От уровня зависит цвет кубиков, нужных для проверки навыка, и чем выше уровень - тем выше на нем значения и тем меньше пустых граней. Например, у желтого кубика три пустых грани и три с единицей, а у красного же пустая грань всего одна и максимальное значение 3. Бесполезный факт - изначально цвет кубиков был более классическим (зеленый-желтый-красный), но его сменили ради большей доступности для людей с нарушениями зрения. Есть и черные кубики, без пустых граней и с максимальной четверкой, но о них позже.

Особенные свойства - активируются при определенных действиях агента и дают ему и\или сокомандникам разные плюшки. Например, Хеллбой более устойчив к огню, Эйб лечится во время отдыха, а Йоханн иначе страдает от ран.

Активные способности. Собственно, основные уникальные действия, применяемые в бою и не только. По умолчанию у каждого агента есть три кубика - очки, которые он может потратить на выполнение этих действий. Потратить все, ни одного или только часть - выбор за вами.

Здоровье - казалось бы, все понятно, но вот не совсем. Когда агент получает повреждения, этот трек заполняется соответствующими жетонами. Пока он не заполнен - ничего страшного, но дальше, вместо добавления новых жетонов, переворачиваются уже лежащие на планшете и рандомно уменьшают уровень полевых навыков.

Уровень угрозы показывает, кого из агентов будут атаковать враги в первую очередь. "Очередь" уровней всех агентов отображается на общем планшете и меняется с каждой атакой врагов. 

Этот фрагмент может кому-то показаться ненужным переводом разных элементов правил, но погодите, сейчас объясню, зачем он нужен.

РАНДОМ, НО НЕ СОВСЕМ 

Итак, для выполнения каждого полевого навыка (подраться так или иначе, уклониться от вражеской атаки, исследовать область) нужно бросать кубики соответствующего цвета. Однако, их качество и количество может (и будет!) меняться по ходу игры. Хотите гарантированно убить врага с одного удара - потратьте очки действий, чтобы улучшить один из кубиков для броска. Таким образом куцый желтый куб превращается в нормальный оранжевый, а крутой красный - в мощный черный. Можно помогать сокомандникам и тратить свои действия ради потенциального улучшения их бросков.

Но это работает и в другую сторону - страдающий от большого урона агент вынужден ухудшать качество своих кубов. Подобной механики я до этого нигде не видел (но и в данжен кроулеры, повторюсь, не играл), и она мне кажется довольно вовлекающей и многообещающей. 



Возвращаясь к очкам действий. Их можно тратить в любом порядке и на любые цели. Например, три агента улучшают кубы Хеллбоя для МОЩНОГО ХУКА ПРАВОЙ, затем в любом порядке применяют свои способности или исследуют окружение, а в конце хода Хеллбой возвращает свой маркер цели на первую позицию, дабы прикрыть союзников и продолжить танковать. 
Очков действия наконец-то больше двух! Я немного устал от классических одного-двух действий на ход, так что три - это серьезный прогресс!) Ладно, шутки шутками, но такое количество очков действий и самих действий, вкупе с возможностью выбирать порядок "трат" и снова возвращаться к уже сходившему персонажу напоминает мне теплые ламповые компьютерные тактики вроде ХCOM'а и их управление отрядом.

 

МИССИИ, АДДОНЫ, РАССУЖДЕНИЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Снова повторюсь, я пока прошел лишь одну миссию. Реиграбельности пока не заметил (если не считать таковой рандомное появление вообще всего на карте и эффекты карт Судьбы), но, может, так и должно быть - первая миссия все-таки тренировочная по большей части, а лезть в следующие и просто читать их не хочется. Надеюсь, обещанная возможность пройти кейс заново другим путем не пустой звук, раз уж ее поминали и на кикстартере, и в промо-видео, и даже в правилах.

Пока что известно о четырех будущих дополнениях - это Conqueror Worm, BPRD Archives (эти два уже в руках бэкеров), Hellboy in Mexico и Darkness Calls (ожидаются в сентябре). В каждом обещают новых героев, врагов и миссии. Последних нет только в Архивах, там вместо них конструктор из полусотни карт, позволяющий создать уникальный кейс. Как он работает - пока не знаю :) Плюс в апдейтах жирно намекнули на пятое дополнение, Wild Hunt, но ничего больше не известно. Я не знаком с традиционной политикой запуска в розницу показанных на кикстартере дополнений, так что о сроках выхода остается только гадать. 

Повторюсь, я в целом доволен, хотя придраться можно много где - начиная от помянутых в начале артов и заканчивая мелочами, например, не особо функциональными маркерами угроз и трекерами способностей. Иногда появлялось ощущение, словно бы дизайнер больше думал над интересностью, чем над удобством. 

Абстрагируясь от цены, стоит ли брать игру? Фанатам и не особо опытным настольщикам - пожалуй, да. Здесь интересная боевка и куча крутых фигурок знакомых персонажей. Ветаранам настольных сражений - не уверен, это не вау, восторг, искра-буря-безумие, десять из десяти! Хотя таковых, возможно, заинтересует тактичность механики. Нашей неискушенной компании, думаю, зайдет, особенно под рассказы про комиксный бэкграунд)

А вот если вернуть в уравнение цену... Пять с половиной тысяч за пять с половиной реиграбельных (возможно) миссий - это, кажется, многовато. Опять вспомню компьютерный икском - словно бы из игры убрали все промежуточные задания типа "уничтожь звездолет и добей выживших пришельцев", но оставили сюжетные крафтовые миссии. Если бы в базовой версии шел тот самый конструктор из Архивов, игра бы производила куда лучшее впечатление.

 

That's all folks! В целом, мне, конечно же, жаль, что локализация игры по любимой вселенной получила такой холодный приём. Продано примерно шестьдесят коробок из тысячи - такими темпами ни о каких аддонах не может быть речи, хотя те же Архивы, думаю, легко бы превратили "Хеллбоя" из игры на несколько вечеров в полноценное развлечение. Возможно, кто-то более быстрый и подкованный в данжен кроулерах скоро пройдет следующие миссии и раскроет вопрос реиграбельности. Моя же заметка, надеюсь, помогла кому-то сделать выбор. Если есть какие-то вопросы по правилам\механикам\компонентам\комплектации, да хоть по доставке - задавайте, постараюсь ответить.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
icakypa написал 13 дней назад: # скрыть ответы
халтура с артом

Неудивительно, что 60 коробок из 1000.
меня, например, игра потеряла уже на стадии арт-дирекшена с этими непонятными рендерами вместо нормального оформления.
Извините, я считаю, халтура в одном - халтура везде.

Crabs написал 13 дней назад: #

Сейчас уже почти девяносто!))
Решение же с артом я тоже считаю странным до сих пор. Может, это действительно некий компромисс между "используем только оригинальный арт" и "нужно, чтоб покупатели не запутались в фигурках". Сами миниатюры, их позы, снаряжение, скульпт почти один в один из комиксов перенесены, только вот готовых иллюстраций прям с ними нет. Могли бы, действительно, нанять художника, который бы перерисовал рендеры, скопировав стили оригинальных художников, но увы.

Lonely_Zero написал полмесяца назад: # скрыть ответы

По поводу рендеров вместо красивого арта, тоже самое произошло с "Batman:GCC". Там, кажется, говорят, что это было сделано для упрощения идентификации миниатюр на столе. Тип смотришь на планшет и с легкостью находишь фигурку в процессе партии.

Crabs написал полмесяца назад: #

C одной стороны - идея, конечно, здравая. С другой - даже в рамках одной группы (те же лягухи или нацисты в случае Хеллбоя) миниатюры довольно сильно отличаются позами и снаряжением. Впрочем, один в один такие же иллюстрации в комиксах найти проблематично, и вместо оплаты труда иллюстратора проще действительно закинуть рендеры и не морочиться)

globox написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Но ведь Ужас Аркхема - ни разу не данжен кроулер о_О

powered_by_sith написал полмесяца назад: #

Ой и беду ты на себя накликал…)

wizzy написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Судя по тексту, в статье скорее всего должны быть некоторые картинки, которых нет. Вероятнее всего вы скопировали ссылки из гугл поиска, эти ссылки работают только для того кто искал картинки.

Crabs написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Старался картинки более-менее равномерно распределять по тексту, в итоге их шесть штук, все или на тесеру залиты, или даны прямыми ссылками.
Где, по вашему мнению, они пропущены? Попробую перезалить или просто добавить новые там, где нужно)

Darkitechtor написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сравнение изображений на картах и следующая за ней

Crabs написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Это как раз картинки, которые делал сам и заливал сюда. На всякий случай перезалил, если вдруг не помогло - на этом мои полномочия всё)

Darkitechtor написал полмесяца назад: #

Сейчас все работает

catdavinci написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А у Crowd Games не получится напечатать именно фанатский вариант? Наверняка можно же согласовать это

Crabs написал полмесяца назад: #

Думаю, будь это в их силах - напечатали бы непременно. Но Мантик Геймс сразу предупредили в FAQ на кикстартере, что все эксклюзивы будут потом доступны или у них на сайте, или на их же ивентах.
Кикстартер эдишен, кстати, какое-то время продавался на сайте как раз, да и сейчас доступен на bgg и ебее.