Всем привет.
Прошу прощения за небольшую задержку. Публикация фотографий моего покраса ВК вызвала легкий ажиотаж на буржуйских форумах, и свободное мне пришлось срочно доделывать разные дела и вести переговоры с иностранцами.
Для иллюстрации различных примеров в этой оглаве часто используются фотографии работ других авторов, в основном взятые с BGG. Мой покрас отличить легко - фигурки стоят на всё том же столе цвета "вишня".
В прошлой части мы закончили на том, что в шкафу уже стоят 1) выпрямленные 2) зачищенные 3) помытые и 4) загрунтованные 205 фигурок.
Теперь нужно составить план.
ВЫБОР ВАРИАНТА ПОКРАСА
Планирование начинается с осознания цели покраса. Если игра достается с полки максимум пару раз в год, не входит в тройку\пятерку любимых, и у вас кроме нее еще очередь таких же мастодонтов на покраску – подумайте дважды, надо ли оно?
Жизнь - она не так чтобы очень длинная.
Один сеанс покраса не должен длиться менее трех-четырех часов. Иначе просто не имеет смысла расставлять краски, подключать настольное освещение, набирать воду в стаканчики и прочее. Если уже после пары часов работы вы чувствуете усталость от процесса – значит это не ваше, сдайтесь, не мучайтесь. К слову, отмечу, что небольшие перерывы каждый час надо обязательно делать в любом случае. Покрас не должен превращаться в тяжелый труд.
Если вы выберите хардкорный вариант с полной детализацией и применением современных техник покраса (как у меня на фото) и вы не слишком опытный красун, за эти три-четыре часа вы полноценно покрасите максимум три-четыре фигуры такого формата, как у Войны Кольца. И максимум десяток, если вы мега-профи. Возьмем среднее число – шесть. Делим 205 на 6, получаем 34 вечера.
Если для вас это не работа и не основное хобби, то вы наверняка сможете уделять покрасу не более 2-3 вечеров в неделю. Итого 17-12 недель, то есть больше целого годичного квартала вы будете заниматься одним и тем же – методичным закрашиванием фигурок. Задумайтесь – стоит ли оно?
Если вы коммунист и ваш ответ твёрдое «готов!», то переходите к следующей главе. Если ваша уверенность поколебалось, то расскажу о альтернативах.
Первая альтернатива – заказать покрас у профессионалов. Достоинства: совсем не отнимет времени. Недостатки: дорого, как и всякий ручной труд. До автоматической покраски некими приборами еще не один десяток лет.
Вторая альтернатива: урезанный покрас. Достоинства: экономия времени в 2-3 раза. Недостатки: смотрится не так хорошо.
Каким образом можно получить этот урезанный покрас? Два варианта: применение меньшего количества техник покраса и второй, адекватный.
Сначала о неадекватном.
Из каких этапов, собственно, состоит покрас? Сначала вы покрываете фигурки базовыми цветами. Можно на этом и остановиться. Результат: плоский, кукольный вид, напоминающий китайский ширпотреб:
Даже при довольно детальной покраске, оставаясь в рамках базового покраса, т.е. не применяя достижения высокой науки и техники, вы добьетесь максимум чего-нибудь похожего на это (причем эти фигурки уже даже частично с проливкой):
После нанесения базовых цветов можно пролить фигурки проливками и получить вдобавок к базовому покрасу достаточно объемные тени. Результат: вид стал более выпуклым и живым, но фигурки слишком темные и всё равно недостаточно детализированные (при увеличении немного маслянисты):
То есть вы уже затратили подавляюще большое количество времени (осталось лишь нанести финальные штрихи и подрайбрашить), а внешний вид этому не соответствует. То есть 80 процентов затраченного времени = 50 процентов итогового качества. Не гуд.
Сэкономив на количестве этапов вы не выиграете много времени – самый времяпожирающий этап это и есть нанесение базовых цветов – но сильно ухудшите общий вид армии.
Теперь о адекватном.
Не пытаемся грубо сократить количество этапов, а применяем тонкую тактику.
Адекватный вариант 1
Если вы играете в компьютерные игры, то в курсе, что на лицах персонажей текстуры всегда наиболее детализированы, а на прочих частях тела использется пониженное разрешение. Если вы изучали историю, для вас не секрет, что самые бронированные ряды афинских гоплитов – первые; бронза дорогая и на всех не хватит. На танках, вес которых нельзя чрезмерно увеличивать, толщина стали выше в местах, вероятность поражения которых заметно сильнее.
Короче, не стоит размазывать все ресурсы одним ровным слоем, нужно направлять особенные усилия в нужные места. У каждой фигуры есть так называемая фокальная точка - место, куда притягивается взгляд. Его легко определить, выяснив, на какой именно участок фигурки вы сами смотрите в первую очередь. Его и нужно прорисовывать особенно тщательно.
Сами миниатюры тоже делятся на главные и второстепенные.
В первой части игры я обращал внимание, что в Войне Кольца есть два типа фигурок - уникальные и неуникальные, и что уникальных всего 12 штук. Их мы обязательно покрасим с полной детализацией. Именно они будут создавать вау-впечатление на игровом поле. А остальные 193 фигурки будут аккомпанировать.
Если войско эльфов ведет детализированный и красочный Леголас, то некая монотонность бредущей за героем армии уже не так будет бросаться в глаза (к сожалению именно такой фотографии нет, посмотрите на разноцветных).
Дизайнеры Войны Кольца, конечно, подложили свинью игрокам, залив все имеющиеся в игре войска всего в два цвета - красный и синий.
Отсюда цветовое разделение армий не блажь, а первейшая необходимость. Если вы играли в непокрашенную ВК, то знаете, как тяжело иногда бывает считать глазами, где эльфы, а где роханцы. Значит первая идея – просто залить все оставшиеся фигурки в фракционные колоры. (Даже когда я еще и не думал заниматься покрасом, всегда хотел хотя бы просто обмакнуть армии в разные цвета.)
И знаете, это и есть самый простой вариант из вменяемых – потратить пару вечеров на покрас 12 индивидуальных фигурок, а остальные 193 за еще пару вечеров просто покрыть базовыми красками (см. отличия разных типов красов в моих прошлых дневниках, которые можно найти по моему тесеровскому профилю DeLorian) в разные цвета – эльфы салатовые, гномы коричневые, мордорские орки красные и т.д. Время работы на вариантом: примерно 3-5 вечеров.
С точки зрения геймплея, кстати, это вообще отличный вариант: максимальная различимость фигурок на поле боя. Но можно пойти чуть дальше. 12 именных фигурок так и остаются с полной детализацией, отличия в следующих вариантах только в покрасе армий.
Адекватный вариант 2
Не красить базовыми красками, а покрасить проливками. Тоже самое – салатовый цвет для эльфов, коричневый для гномов и т.д. Но в качестве основного цвета, который кладется на светлый грунт, используются не обычные краски, а проливки. Это подход лучше тем, что проливка, нанесенная на светлый тон, не делает фигурку чрезмерно темной, но добавляет детализации и теней. Недостаток заключается в том, что вам придется иметь в коллекции с десяток разных проливок, что есть не у каждого.
Я бы сказал, что выбор между вариантом 1 и 2 сугубо вкусовщина. Количество затраченного времени одинаковое: 3-5 вечеров.
На этой фотографии к коричневой проливке по белому добавили еще пару штрихов зеленого на некоторых элементах для общего контраста (на самом деле тут есть еще пара хитростей, но лучшего фото не нашел):
Адекватный вариант 3, усложненный
Заключается в следующем: сначала вы доделываете вариант 1 или 2, на ваше усмотрение. А затем поверх довольно густенько так драйбрашите фигурки (см. про драйбрашинг в моих статьях в дневниках). Преимущество: появляется действительно приличная детализация. Способ лучше работает на варианте с проливками, но и на базовых цветах тоже смотрится ничего (хотя и менее контрастно - а контраст, то есть противопоставление цветов друг другу, это наше все). Количество затраченного времени: 4-6 вечеров.
Адекватный вариант 4, еще более замороченый
Красим армии в индивидуальные цвета при помощи лейеров (см... ну вы поняли куда). Поскольку лейеры далеко не так укрывисты, как базовые краски, вам придется наносить на каждую фигурку минимум два слоя (подождав перед нанесением второго, когда высохнет первый). Впрочем, профессионалы рекомендуют наносить по два слоя даже базовыми красками, так что в идеале в этом случае слоев должно быть три (у совсем светлых цветов, например желтых, даже четыре-пять). В итоге у вас должно получиться подобие варианта 1, но в гораздо более светлом виде. Затем, в качестве следующего дополнительного шага, вы проливаете фигурки проливками. В итоге у вас получается более яркий и насыщенный покрас, чем в варианте 2, где использовались просто проливки, но с тенями. Чего не хватало в варианте 1.
Поскольку вы, фактически, скомбинировали 1 и 2 варианты в плане времязатрат, то количество затраченного в итоге времени: 4-6 вечеров
Ах да, посколько основной отенок даст подложка из лейеров, при этом варианте вам не обязательно скупать все проливки (в отличии от варианта 2, где проливки являлись основным цвето-носителем для фигурки), можете обойтись одной черной или коричневой.
Адекватный вариант 5 – самый хардкорный из упрощенных
Берете вариант 4 и драйбрашите. В этом случае вам можно выбрать в качестве базовых цветов чуть более темные лейеры, так как это будет уравновешиваться драйбрашингом (который всегда осветляет). Затраченное время: 5-8 вечеров
Адекватный вариант 6 – самый упрощенный из хардкорных
Тоже самое, что и вариант 5, но можно отдельно выделить некоторые элементы на монохромных фигурках. Например, нарисовать эмблемы на флагах, покрасить красным глаза волков, покрыть белым древо на щитах армии Гондора и т.д. Это самый эффектный из всех упрощенных вариантов, и, давайте будем откровенны, он уже в тысячи раз лучше непокрашенной игры. Затраченное время – 8-12 вечеров
А вот голый пластик:
Чувствуете разницу? 34 вечера или 6-12? Осознайте её. Выдохните. К слову, если заказывать такой готовый покрас на стороне, он выйдет вам раза в три дешевле полного хардкора с детальным покрасом всего. Как видите, разница не на порядки, но в разы. Покрас это всё же не точная наука, а гуманитарная (хотя без математики и физики и здесь никуда), и рамки возможностей и компромиссов достаточно широкие. Особенно рекомендуется выбирать компромиссный вариант покраски, если это ваш первый большой проект. Это поможет вам на практике почувствовать свои силы. И поскорее ощущить очень важный момент - момент завершения проекта. Как правило, первые несколько дней после этого отходняк, но потом резко хочется повторить экспириенс. :-) А если неверно рассчитать силы и переутомиться, есть риск больше никогда к покрасу не вернуться.
Я очень рекомендую всем тем, у кого на полке помимо Войны Кольца еще много других любимых игр, остановиться на варианте номер 6. Но если вы давний фанат Толкина, который еще в девяностые рубился с гоблинами на мечах в Нескучном саду, или вы хотите поразить знакомых обладанием мега-делюкс версии, или Война Кольца попросту одна из ваших самых-самых-самых любимых игр – добро пожаловать в Зомбиленд. В смысле, ХАРДКОР!
ПОДГОТОВКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Для полноценного детального покраса, понадобятся практически все инструменты, которые я описывал - угадайте где?.. Краткий перечень для тех, кому лень перечитывать мои прошлые статьи – удобные стол и кресло, настольная лампа, набор красок, подставки под краски (чтобы не тягать их на стол\со стола по одной), набор кисточек, пара стаканчиков, листы картонок, салфетки.
Кисточки конкретно под Войну Кольца – количество зависит от того, насколько быстро вы их убиваете при работе. Типы кисточек: еще раз обратите внимание на то, что все фигурки в игре одного типоразмера – маленькие. Но слишком маленькие кисточки (даже синтетические, с более упругим и твердым ворсом), как я писал в своих статьях, не нужны. Гораздо лучше использовать средний размер, нанося немного краски на кончик кисти и закручивая острый кончик о картонку каждый раз перед нанесением краски. Понадобится минимум одна кисть большего размера для работ по площадям (какие-никакие, но однотонные площади встречаются даже на фигурках такого размера) и нанесения проливок. Плюс плоские кисти среднего (лучше чуть большего, чем чуть меньшего) размера для драйбрашинга. Я бы посоветовал кисти 3-4 среднего размера, 1-2 большего и 2-3 кисти для драйбрашинга. Если будете аккуратными, некоторые из них доживут до покраса еще чего-нибудь.
Краски конкретно под Войну Кольца – если вы полный новичок и у вас вообще нет никакой палитры, то рекомендую прочитать следующую главу и тупо выписать все оттенки, которые вам понадобятся.
Помните про формат: миниатюры у нас маленькие, поэтому лейеры и базовые краски будут для нас отличаться только по своим оттенкам и тому, что лейеры будет чуть сложнее наносить из-за их меньшей укрывистости (то есть легкая полупрозрачность лейеров будет только мешать - но базовые краски обычно являются самыми темными оттенками. поэтому лейеры всё равно нужны). Работать лейерами по базовым (следуя классическим техникам послоевого высветления) мы не будем, не тот масштаб. Высветления и детализация в основном лягут на плечи драйбрашинга.
По этой же причине хватит всего двух проливок – коричневой и черной. Можно даже какую-нибудь одну из них, но всё-таки лучше иметь выбор; коричневая плохо работает по белому цвету, а черная иногда слишком радикальна.
Мы не будем проливать посекционно, миниатюры такого масштаба сразу заливаются в один цвет целиком. Конечно, можно сделать мега-художественный покрас, отдав полгода своей жизни или несколько зарплат, но это уже
Некоторые снобы вообще считают, что в Войне Кольца вообще скорее просто квази-фишки, чем полноценные миниатюры. Мы так считать не будем, но всё же надо понимать – детализация на этих фигурках ограниченная, качество художки Вархаммера здесь не светит.
Для драйбрашинга вам понадобятся самые светлые лейеры. Еще недавно у Цитадели это была отдельная линейка с названием Edge, но сейчас эти краски влили в состав линейки обычных лейеров (сохранив старые названия). Как минимум, понадобятся светло-телесный, какой-нибудь из светло-бежевато-коричневых и очень-светло-серый. Можно поступить проще и купить специальные сухие краски из линейки Dry.
Миниатюры Войны Кольца сделаны из очень мягкого пластика не самого (мягко говоря) высокого качества, который обладает поганым свойством слегка жирнить нанесенную на него краску. Выражается это в повышенной липкости покрашенных миниатюр. Проблему может решить матовый лак из баллончика, но я и так-то его обычно не рискую распылять, а вот эти миньки он может вообще тупо сжечь. Поэтому попробуйте на финальном этапе покраса покрыть фигурки новым матовым лаком в бутылочке, который Цитадель выпустила в начале лета или прозрачкой Lahmian Medium (помимо разведения красок, ее можно использовать в качестве легкой защиты).
Для понимания, какую детализацию можно спокойно вытащить, не загнав себя при этом до смерти, крупным планом:
На примере двух верхних фото, кстати, можно рассказать, как можно сэкономить несколько вечеров даже при хардкорном полноцветном варианте покраса.
Необязательно подкрашивать глаза эльфам, для таких маленьких фигур вполне достаточно выделения лица проливкой\драйбрашингом. Много времени сэкономится, если вы не будете рисовать белым полосу на нижней части платья и немного, если не будете выделять золотым символ на груди. Это слегка обеднит внешний вид, лишив его контраста и игры за счет отсутствия контр-тонов, но внешний вид ухудшится ненамного, а времени сэкономится порядочно.
А вот на фото с Саруманом и остальными слугами Зла показана уже существующая экономия. Например, всаднику можно было бы выделить красным (или иным) цветом поводья, а у Сарумана более четко отделить цвет бороды от цвета платья - но, как видите, и так всё неплохо. Хотя для каждой из этих фигурок, начиная считать слева, использовалось всего по 1, 3 и 3 базовых цвета (не считая черного для подставки): металлик для главного Назгула, белый, коричневый и телесный для Сарумана и металлик, красный и темно-серый для Голоса Саурона.
ПЛАН ПОКРАСА
Выбрали вариант покраса, приобрели\подготовили инструментарий. Осталось решить последний предпокрасочный вопрос: что именно рисовать-то будем?
Еще раз: у нас 205 фигур. Будет крайне обидно, если вместе они будут смотреться как цыгане на ярмарке. Должна быть выбрана общая стилистика, которая будет соблюдаться для всех-всех-всех фигурок. Почерк и стиль должны быть одинаковы.
Для этого еще раз стоит прикинуть свои силы – если вы покрасите первый отряд вдумчиво и старательно, а потом начнете работать с мыслью «поскорее бы закончить», это будет видно по готовому результату. Пускай миниатюры будут не очень хорошо прорисованы, главное, чтобы уровень прорисовки был одинаковым для всех.
Определитесь – на что в итоге будет похоже ваша работа? На яркий мультфильм, на мрачное темное фентези или быть может вы хотите максимальное подобие художественных фильмов Питера Джексона? От этого будут зависеть и выбранные вами оттенки, и густота слоя проливки, и прочее. Если у вас мало опыта, если вы не можете представить себе готовую картину, ориентируйтесь на нечто усредненное по цветовой гамме.
Главное, не скатитесь в какую-нибудь кислоту (хотя эти фиолетовые назгулы ещё ничего):
Сдержанность лучше разнудства.
На мой взгляд, лучше всего в качестве ориентира выбрать классические иллюстрации из английских изданий книг или фильмы. Да, я уже писал в первой части гайда, что у разработчиков игры не было прав на использование киношных образов, но при таком мелком масштабе это различие вполне можно если не полностью стереть, то хотя бы изобразить довольно близкое подобие того, что вы видели на больших экранах.
Скачайте иллюстрации или кадры из фильмов для каждого из типов миниатюр. Порассматривайте их, попытайтесь представить настоящие, живые образы. Затем погуляйте по интернету, например зайдите на Boardgamegeek в раздел картинок к игре – там лежит целая тонна фотографий готовых покрасов от самых разных людей. Отбирайте все более-менее понравившиеся и сохраняйте в отдельную папку. Затем зайдите в эту папку и просейте сохраненное еще один раз. Можно завести текстовый файл с описанием красок и оттенков для каждой миниатюры, но можно обойтись и отсортированным картинками.
Я всегда держу неподалеку от рабочего места телефон с включенным экраном – так, чтобы его нельзя было залить водой\смахнуть со стола, но чтобы было удобно кидать на него взгляды. На этот телефон я закачиваю образцы, которым собираюсь следовать при покрасе.
Неплохо будет также порассматривать в своих руках каждую миниатюру, чтобы примерно оценить детализацию, понять, какие элементы стоит прорисовывать отдельно, а какие слишком мелки и расплывчаты для этого – вы же не забыли, что у нас микро-масштаб? Например, вам вряд ли понадобится отдельная краска для прорисовки ногтей.
В следующей части: полный цикл покраса на примере фотографий эльфийских всадников.
Ссылка на использованные в статье фотографии в высоком разрешении: https://imgur.com/a/LO4VjAx
Отличная работа!
Подскажешь, пожалуйста, а по какому сценарию из предложенных красить О мышах и тайнах, Форбиден Старс, Иниш? Они будут разными для данных игр?
Очень сложно давать ответы на такие глобальные вопросы в двух фразах.
К тому же я не так часто заглядываю в комментарии к старым статьям и не всегда могу ответить оперативно.
Пишите в личку, задавайте более конкретные вопросы - с радостью помогу.
В общих чертах - любые миниатюры надо красить ровно так, как хочется. Просто в зависимости от размера фигурок и их художественного стиля иногда лучше применимы одни техники, иногда - другие.
Для мелких фигурок, как в Инише (вроде бы там мелкие, да?) и Форбидден Старс разумно будет ограничиться приданием детализации только проливками и драйбрашем, как и в Войне Кольца.
С последней недели я начал красить при помощи Контрастных Красок, там совсем другие методы. В частности, сделал Контрастными красками точно такие же мелкие фигурки - из игры Кемет.
В октябре начну новый цикл статей, где расскажу о Контрастах и прочих новых методах (например ручках Сакура) более подробно.
Автор молодец и в покрасе и в написании статьи.
Спасибо.
Конечно от человека, который перекрасил ни одну сотню миниатюр в 72 и 100 масштабах такой вопрос прозвучит странно, но... я таки его озвучу - ЗАЧЕМ???
Я еще понимаю когда это хотя бы миниатюры 28 мм или историчка, там это оправдано с точки зрения трудозатрат, эстетики и самого хобби. Да и миниатюры разнообразны. Сама соль - собрать армию и полюбоваться покрасом, пообсуждать с так сказать "коллегами", да и у каждого отряда свои параметры. Но красить такую мелочь, когда это просто однотипная игровая фишка, без индивидуальных параметров?! :)
Покрас в этой игре конечно жизненно необходим, с этим не могу не согласится, но на уровне - покрасить подставки, ну или на уровне озвученных в статье "адекватных" вариантов. Сам склоняюсь к монохромной покраске с проливкой и драйбрашем.
Как в старом анекдоте протраввина и обрезание: "..во-первых, это красиво"
Дык я и сам вроде всех склонял к "адекватным . Само название как бы намекает. :-)
Но, представьте себе, у разных людей разные интересы - кому-то на черта не нужна эта историчка, а целое Братство Кольца и армия эльфов мечта детства. Фетиш. Камон, это ж Гендальф. (с) А маленький размер фигурок компенсируется внушительным размером армий. За те же деньги/время в 32 мм получится в 2.5 раза меньше фигур.
Коллекционные издания с предпокрасом не для каждой игры выпускают. Я вообще таких максимум штук пять знаю.
моё уважение, обЪем выполненной работы впечатляет
Спасибо. В ближайшее время мне придется повторить этот подвиг как минимум дважды. :-)
Небольшая подколка о золотом символе на груди? Оценил!))))
Отличная статья! Ждем продолжения!)))
Про символ я тогда в запарке просто забыл. :-)
Буквально через пару часов, к слову, высылаю вам фото доделок, ван момент.