Рейтинг 8.49

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 8.4943
-

Terra Mystica vs Project Gaia редактировать

 

Многие писали свои обзоры/впечатления о "Проект Гайя", но почти всегда это был обзор самой игры. Пришло время сравнить последователя и предшественника!

В левом углу и синеватой коробке - Terra Mystuca Big Box! Это издание, которое включет в себя оригинальную базу игры, дополнение Fire and Ice, а также промо-тайлы городов, свитков, и раундов. Правила на немецком/корейском языках, но игра же языконезависимая - только названия фракции на планшете есть.

В правом углу и темно-серой коробке - Проект Гайя! Локализированная на русский язык версия игры, издательства Hobby World. Правила и названия фракций соответственно на русском языке.


 

К обеим играм есть фанерный органайзер. Раз уж затронули его - то в случае Терра Мистики, в процессе игры очень удобен блок с жетонами благословений, а также коробочка для монет и жетонов маны/рабочих. У Проект Гайя в процессе игры удобна коробочка с тайлами городов, и коробка с разными жетонами.

Обе коробки из толстого картона, хотя Гайя по толщине проигрывает. Терра уместилась в несильно широкую но высокую коробку, которую можно удобно транспортировать не переворачивая. Гайя, в виду габаритов своих компонентов, вынуждена жить в невысокой, но широкой коробке. При наличии органайзера поворачивать коробку набок для более удобного переноса нежелательно, если не хотим потом по всей коробке ловить жетоны маны и прочие. Хотя если коробка постоянно прописана дома или же в клубе, и не требует постоянной транспортировки - то это не проблема. Хотя за всего 5 путешествий в клуб и домой - уже заметна порча угла крышки... 

В целом же в обеих коробках компоненты сложены удобно и без большого люфта.

 

 

ИГРОВОЕ ПОЛЕ



У Терры - это цельное поле, складывающееся в 4 раза, двухстороннее. Так что, за уже многое количество партий, быстро и легко анализируется стартовая позиция для той или иной расы. 
У Гайи - поле модульное - составляется из 10 тайлов. Более того - часть из них еще и двухсторонние, да еще и сами тайлы можно вертеть. В итоге получаем гораздо большую вариативность построения галактики, а значит каждый раз нужно анализировать начальную позицию своих колоний. К тому же, за счет модульности, для меньшего количества игроков, можно использовать меньшее количество тайлов - что улучшает масштабируемость. Видел, что для Терры придумали накладку - чтобы закрыть часть поля для меньшего количества игроков, это уже так называемый "костыль". Еще одна интересная разница - на большинстве столов, высоты поля Терры достаточно, чтобы впритык по бокам уместить еще и по планшетке расы. У Гайи же галактика получается выше по габариту, и планшетку удобнее располагать чуть сбоку.

 

 

РАУНДЫ И ЦЕЛЬ ИГРЫ

У Терры зона для расположения жетонов целей цепочек и раундов обитает на самом поле. Хотя при добавлении жетона второй цепочки - для него отдельно выделенной зоны нет - приходится класть над основной цепочкой оставляя место трекинга очков свободным.
У Гайи - сделан отдельный планшет. Аналогично предшественнице - выкладываем 6 жетонов раундов. Зато выделено отдельно 2 зоны под обе цепочки. Более того, нам предлагают уже в процессе самой игры отмечать на трекинге успехи каждой фракции в освоении каждой цепочки, что достаточно удобно. На этом же планшете находится и "круг земель" - последовательность планет по цвету, в плане цикла преобразования. В Терре этот круг находится на каждом планшете фракции - и он всегда перед глазами. В Гайе - если цвета еще наизусть не помните - придется подглядывать на этот планшет.

 

 

ОЧЕРЕДНОСТЬ ХОДА ИГРОКОВ

Мы всегда играем с вариантом переменности очередности хода игрока. Т.е. - в каждом раунде чем раньше вы пасуете - тем раньше будете ходить в новом. У Терры имеем отдельный планшет, на котором размещаем жетоны с "аватаркой" расы. Удобно и наглядно. У Гайи "из коробки" предложена отдельная карта - на которую можно поставить своего цвета маркер из запаса спутников. Да - экономиться габаритность - его легко уместить на столе, но общее впечатление от такого варианта - не очень наглядно и как-то "дешево"...

 

ТРЕКИ КУЛЬТОВ / ТЕХНОЛОГИЙ

В Терре имеем отдельный планшет трека культов. Всего 4 культа по стихиям (огонь, вода, земля, воздух). Туда уходят "молиться" наши жрецы, или же просто по "неведомым причинам" (действия на продвижения по треку) стихии становятся более благосклонны к нам, даруя возможность получить некоторую выгоду. В плане набора очков - нам не обязательно занимать самую высокую позицию на трекке - достаточно быть просто "выше" других.
В Гайе - это гораздо бОльшего размера планшет. Во-первых, это все тот же трек технологий, за рядом отличий. Он стал более логичным - это 6 направлений наук, повышая уровень в которых, мы получаем конкретные "достижения" в этой отрасли. В формате космического сеттинга - все выглядит очень логично, по сравнению с фентезийной "манной небесной" у Терры. Следующее отличие - теперь очки в треков вы получите в зависимости от личных достижений в каждой ветке технологий, а не за разницу позиции с соперниками. И еще одно отличие - в Терре - благословения изначально привязаны к стихиям, и вы всегда помните, что +2 в огне - это понижения требования "силы" для постройки города. У Гайи мы имеем также 9 жетонов технологий, но каждый раз они "привязываются" к разным наукам, что вносит свои коррективы в игровой анализ. Ну и еще есть 6 усиленных технологий, что также повышает вариативность игрового рассклада.
В Гайе этот планшет выполняет еще и роль трека победных очков, а также зоны с "разовыми действиями". Как и раньше - тут есть действия за "ману', но добавилось еще 3 действия за новый ресурс, что также повышает вариантивность действий.

 

 

КЕМ ИГРАТЬ

 

В базовом варианте мы имеем 7 цветов - итого 14 фракций. В Терре с дополнением, получаем еще +6 фракций. В целом - планшеты выглядят схоже - зона для маны/энергии, аватарка расы, зона для построек (в Гайе на 1 здание больше - стало 2 "святилища"), памятка особенности фракции. А вот дальше уже отличия. В Гайе мы теперь не буем оперировать россыпью ресурсов, теперь на своем планшете мы имеем трек для отметки количества руды, кредитов, знаний. Экономит место, но не защищено от случайного толчка планшета и сдвига маркеров - желательно помнить сколько у вас ресурсов в каждый момент времени. Еще по имеющемуся опыту, не всегда удобно отмечать одинаковую позицию разных ресурсов - то ли стопкой жетоны складывай, толи столбиком за пределами планшета, ну и следить активнее надо за верность "сдвига" маркеров при оплате построек. С планшета убран круг "последовательности земель" - его заменили просто памяткой - какие планеты сколько циклов преобразования требуют. Зато добавили памятку по свободному преобразованию ресурсов.

 

 

ЧЕМ ИГРАТЬ

В Терра Мистике маркеры игрока, постройки и жрецы с мостами - деревянные. В плане тактильности - очень приятно. В плане наглядности - условная абстракция. 

В Проекте Гайя - дерево заменили на пластик. Хотя надо заметить, дешевым он не кажется. Пластик зданий приятный на ощупь, да и наглядность восприятия построек значительно повысилась, разве что с не прывычки названия некомфортные - академия, лаборатория, институт - интуитивно сложно воспринять разницу. Маркеры игрока и спутников выполнены из другого пластика, то же приятные на ощупь и не кажутся дешевыми. Заметил разницу - у Гайи маркеры игрока более высокие чем в Терре, что делает их более заметными, но чуть менее устойчивыми к случайной тряске стола.

 

 

ЖЕТОНЫ БЛАГОСТОВЕНИЙ / ТЕХНОЛОГИЙ

В целом, выглядят примерно одинаково, достаточная наглядность графики. Есть интересное отличие. В Терра Мистику комфортнее и интереснее играть в 4 игрока. В Гайе - 4 игрока - потенциальный максимум. Так вот - в Терре основных жетонов благословений - по 3 штуки каждого вида. И при игре 4-5 игроков, фактически начинается борьба за возможность завладеть скажем "+2 очка за постройку жилища". В Гайе жетонов по 4 штуки - игроку теперь не нужно переживать за скорость получения какого-то усилителя - получаем более гибкое построение стратегии развития своей цивилизации.

 

 

СВИТКИ / УСИЛИТЕЛИ РАУНДОВ

Вот тут уж точно почти никаких отличий - в начале раунда выбираем 1 свободный жетон, и получаем некоторую пользу от него. Разница только - в Терре, к "непопулярным" жетонам добавлялась одна монетка, что постепенно повышало его привлекательность.

 

 

ЖЕТОНЫ РАУНДОВ

В Гайе ушли бонусы за культы в каждом раунде. А еще повысилась вариативность за постройку шахт и аванпостов - разные жетоны имеют разное значение победных очков за выполненное действие.

 

 

ЦЕПОЧКИ

В Терре мы всегда имеет базовую цепочку (количество построек в эдиной цепи,с учетом навигации), плюс вторая из 4 жетонов. При таких условиях, всегда надо было следить за своевременной прокачкой "навигации" до требуемого значения, чтобы соединить все свои постройки в единую сеть, да и в целом надо было следить за картой, в плане возможность соединиться постройками. Т.е. действия оппонентов, могли банально разорвать вам возможность соединения в цепь, а значит и лишить вас дополнительных победных очков. 

В Гайе имеем 6 жетонов цепочек, из которых 2 выбираются в игру. Ну и теперь не нужно переживать за свой уровень навигации. Пока что не берусь оценить стало ли "лучше / хуже" - но сама вариативность цепочек стала удобнее.

 

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В Гайе канули в лету жетоны земель. Согласно правилам, мы теперь выполняем действие "построить шахту"  и должны заплатить сразу всю стоимость постройки и преобразования планеты. Больше нет возможности "просто перекопать" зарабатывая за это очки или порча потенциальное место для постройки противника. 

 

 

ГОРОДА / ФЕДЕРАЦИИ

Сами жетоны фактически не отличаются - это указание сколько очков вы получаете и какой ресурс разово добавить в копилку. Хотя есть одно визуальное отличие. В обеих играх, для того, чтобы занять наивысшую позицию в треке культов/технологий - у вас должен быть "ключ". В Гайе упростили отслеживание этой доступности - жетон федерации с одной стороны имеет зеленый фон (можно занимать), а с другой - серый (уже использовано). Отслеживать стало чуть комфортнее. А еще на фото видна небольшая неточность вырубки жетона относительно рисунка - но в целом на игру не влияет.

 

 

МАРКЕРЫ / РЕСУРСЫ

Жетоны маны / энергии остались без изменений. Вместо "свалки" кубиков "рабочих" и монет мы теперь двигаем маркеры руды, кредитов, знаний. С одной стороны упростилось оперирование ресурсами, с другой - теперь точно все рассчитывать надо в голове, без возможности наделать готовые стопочки рабочий+монеты для каждой планируемой постройки. Хотя это и улучшит "скрытность" намерений - в Терре по таким "готовым стопкам" ресурсов можно было легче оценить план противника на раунд. Еще момент - жетоны монет со временем начнут затираться, что в случае Гайи повышает ее "товарный вид".

 

 

В целом, Проект Гайя выглядит гораздо вариативнее предшественницы. Гораздо чаще нужно анализировать стартовый расклад игры. Ну и тематика освоения новых миром выглядит как-то логичнее, чем таинственные Колдуны, которые, принося в жертву своего жреца, преобразовывают землю в комфортные для себя условия. Игра стала выглядеть нагляднее и чуть красивее, хотя абстракция Терра Мистики тоже хороша. 
Доставая компоненты игр для фотографирования, возникло ощущение, что Терра Мистика это уже что-то старое и ламповое, а Гайя - более современная и модная. Будем следить - сможет ли Гайя повторить успех предшественницы и достичь ТОПа мирового рейтинга :)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
DmitriyP написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Все хорошо, только слишком уж убого выглядит арт Гайи при близком сравнении с предшественником.

Druos написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Арт чего? Аватарок фракций?

DmitriyP написал день назад: #

Всего

maleficmax написал 3 дня назад: #

Спасибо!
Пожалуй, пришло наконец время убрать одну их них с вишлиста)

kotgaf написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Пластик в Гайя очень понравился, во-первых в тему (в комическую-то эпоху), во-вторых действительно приятный на ощупь, в-третьих уровень детализации зданий + качество исполнения очень хорошее.

Geschaft написал 3 дня назад: #

Да и качество картона на высоте...

Druos написал 4 дня назад: #
пасхалка

Кстати, на коробке Гайи есть маленькая пасхалка - пилот терамормера видимо в процессе перелета играет в оригинальную Терра Мистику - там слева на мониторе виднеется игра, которую в виде приложения выпускали :)