3 марта сего года исполнилось 570 лет со дня рождения короля Португалии Жуана II Совершенного, который запомнился соотечественникам тем, что отвоевал у берберов Асилу и Танжер. К этому славному событию и была приурочена наша вторая партия в эпичную «Tanto Monta».
Именинник
Хотя я не люблю играть онлайн, сыграли мы ее именно онлайн, поскольку есть серьезные подозрения, что в нынешних реалиях – это единственный способ доиграть партию в «Танто» до конца. Играли примерно две недели, всего было шесть игровых сессий, которые заняли 14 часов. Партия завершилась в конце четвертого хода досрочной победой Франции по отрыву в 7 очков от каждого из соперников.
Финальный расклад по очкам такой:
Франция – 38
Кастилия и Арагон (Испания) – 27
Португалия – 25
Султанат Фес и насриды – 22
Поле боя
Несмотря на французский отрыв в 11 очков, по треку ПО до определенного момента шли очень плотно. Явного лидера не было, а на третий ход мусульмане чуть было не победили по захвату ключевых территорий. До мгновенной победы им оставалось захватить всего 1 ключ, и он был под боком – португальская Сеута. Но господь помог христианским игрокам, наслав на африканское побережье чуму. (На самом деле француз очень вовремя разыграл событие.)
Здесь должна быть шутка про португальские кораблики. Красные маркеры – чума
Я играл за Португалию и попил немало кастильской крови, захватил в плен Изабеллу и Мендосу, потом пару ходов торговался с испанцем за выкуп знатных пленников. Португальцы и Бельтранеха так лихо наступали на Кастилию, что испанцу пришлось домашней карточкой доставать из сброса карту «Алькасовашский мирный договор» и срочно мириться с Португалией, соглашаясь на репарации. На этом мои успехи закончились, потому что арабы в одну калитку вынесли меня с побережья Северной Африки и грабили мои морские караваны.
Интриган-француз провел образцовую партию, лишний раз не отсвечивал, не лез в военные конфликты. Вовремя сдал испанцу Каталонию, чтобы перенаправить католические усилия от своих границ в сторону арабской Гранады. Одних соперников он поддерживал флотом, чтобы не допустить чрезмерного усиления других. На четвертом ходу француз помирился со всеми игроками, как выяснилось, чтобы обезопасить свои ключевые области от нападения. И план сработал: когда его отрыв превысил 7 очков, рычагов воздействия на французское ПО не было почти никаких.
Главный плюс онлайна – это неограниченная дипломатическая фаза, которая может длиться несколько дней вплоть до следующей игровой сессии. При знакомстве с игрой не сразу понимаешь, но «Tanto Monta» именно про дипломатическое лавирование и только потом про войну. Игроки здесь буквально занимаются тем, что называется «системой сдержек и противовесов», а победа на поле боя часто обеспечивается выгодным союзом, дружественным нейтралитетом, банальным «договорняком» (когда великая держава сдает своего второстепенного союзника) или просто прямой военной помощью (в игре можно арендовать союзные корабли). Фрагменты дипломатической переписки между португальцем и испанцем прикладываю ниже.
Главный минус онлайна: из-за большой растянутости игровой сессии во времени лично я не получаю тех концентрированных эмоций, которые сопутствуют игре вживую.
Что по особенностям самой игры, то сражения очень сильно зависят от кубов и карт. Даже соотношение 5:1 – это еще не гарантия успеха. Карты реакций и боевые карты могут принципиально изменить расклад боя. Плюс некоторые карты могут разыгрывать даже те игроки, которые в бою не участвуют. И это еще один повод для дипломатических интриг. Хотя у меня по ходу партии неоднократно подгорало с кубов (мышка летала в стену и все такое), я скорее согласен с таким подходом авторов. На дворе все-таки XV век: в наличии боевой понос, хреновое управление войсками, своенравные командиры, проблемы с провизией, погодой и т.д.
Пожалуй, самый спорный момент игры – это большой разброс по количеству карт на руке. «Tanto Monta» – это CDG, карты – это твои очки действий. Но португальцы и арабы всю игру оперируют в лучшем случае 7-8 картами на ход, а вот испанцы и французы могут «раскачаться» до 10-12. И лично я пока не очень понимаю, это баг или фича, и что с этим безобразием делать?
Планшет Испании
Ответ на этот вопрос даст только наигрыш, чем мы и готовы заниматься в ближайшей перспективе. Едва закончив вторую партию, мы с товарищами посовещались, сменили стороны и тут же начали третью. Несмотря на всю мозголомность правил, обилие нюансов и исключений, несмотря на адскую продолжительность, партия в «Tanto Monta» каждый раз становится настоящим событием и дарит фантастические эмоции. А для этого мы и играем в настолки.
Источник: Только фишки, только хардкор!
Пожалуй, готов сыграть в онлайн.
Правила знаю.
Наслышан об этой игре) это вещь для тру-варгеймеров) Когда-нибудь дорасту до нее. Правда сначала наверное стоит сыграть в предшественника - Here I stand
А потом ещё в королеву девственницу )
Да, в нее тоже)
Ну еще остается найти с кем в нее играть)
Я думаю, что в ХиС, Вирджин Квин и Танто Монта последовательность неважна. Одного порядка игры по освоению. Единственный момент коллеги по партии говорят, что в ХиС реализован более менее сносный режим на двоих.
Для ХиС на бгг сейчас колоды ботов выложили, можно хоть одному поиграть)
Правда, для 500тн.
Люблю соло, но, мне кажется, это не тот тип игр, в которые интересно одному играть.
Ну, там 6 разных ботов, можно играть вдвоём и добавить ботов, например.