Как уже бывало, отчёт о второй игровой сессии написал раньше отчёта о первой. Поэтому вкратце расскажу об игре.
Cataclysm: A Second World War - это игра глобально-стратегического уровня, посвящённая эпохе второй мировой войны. Которой может и не произойти. Игра расчитана на 3 игроков, но есть сценарии для 2 и 4 человек.
Этот отчёт о сценарии
Days of Decisions - политических и военных событиях в Европе 30-х, начала 40-х годов. В первый раз мы играли его втроём. Мне тогда досталась Италия, поэтому и на этот раз я уделял ей достаточно много внимания, поскольку уже представлял себе её возможности и слабые стороны. Теперь же нас с Ильёй было двое, и мы играли этот сценарий так, как и было задумано разработчиками - один игрок взял страны демократии - Францию и Англию, другой - агрессивные Германию и Италию.
Ход 1
Начало игры. Польша, Чехословакия и Румыния находятся под французским влиянием, Швеция - под немецким, Албания - под итальянским, Ирак и Иордан (не виден на фото) - под британским. Кубики - это и есть ПО. У кого больше кубиков, тот и победил, всё очень просто.
Вот две страны под моим руководством:
Италия и Германия. Уже "анфан террибль" Европы, но ещё не враги всего человечества. Маркеры с флагом позволяют выполнять политические действия, маркеры со стрелкой - военные операции. В верхней части планшета - трек интенсивности экономики (Commitment), показывающий насколько сильно страна работает на войну. В текущем состоянии экономики "Перевооружение" я могу строить одну армию за один ресурс, если же я перейду на следующий уровень "Мобилизация", то за тот же ресурс построю 2 армии. Всего это отношение переработки находится в диапазоне от 2:1 до 1:3, то есть по ходу войны производительность возрастает в 6 раз!
В прошлый раз я видел, как агрессивно может вести себя Германия, как начинается и выигрывается война с Францией. И поэтому мне захотелось пойти не по старым следам, а попробовать то, чего не хватило в прошлой игре - политических действий. Оказалось, что игра очень хорошо отражает и их.
Итак, я решил побыть "мирной" Германией, не разжигающей мировых войн. Чем же ей заняться? Конечно, захватить Данию!
Дело в том, что в игре нет как такового захвата малых стран (то есть тех, за которых не играют игроки). Есть лишь понятие контроля страны (когда там стоит ваш кубик влияния) и размещения войск (garrison) на её территории. То есть можно действовать двумя путями - сначала дипломатически получить влияние в стране (поставить кубик) и потом ввести туда свои войска "для поддержания порядка", либо наоборот, ввести войска и, проведя маленькую победоносную кампанию, установить своё влияние над ней. В этом смысле игра практически совсем не заскриптована. Германия может захватывать любые небольшие страны, ни демократические Англия и Франция, ни тоталитарный СССР не обязаны из-за них ввязываться в войну.
Некое соблюдение формальностей требуется при начале войны с большой страной-игроком. Да и то у Германии, Италии и Японии есть приятная опция "внезапной атаки", когда страна не только предварительно не объявляет войну, но и получает бонус за неожиданность.
Итак, пытаясь проявлять миролюбивый характер, моя Германия для начала напала на Данию. В неё были введены войска и после короткого боя я смог выставить там свой кубик влияния и заработал одно победное очко.
С Норвегией вышло не так легко, она отбилась от вермахта и попала под влияние Британии:
Следующая попытка была более удачной, Норвегию удалось захватить, а мои войска развернулись в Швецию.
Это, пожалуй, была первая моя ошибка - надо было возвращаться в Данию, чтобы затем вернуться в Германию и прикрывать Рурский район.
Приятная мелочь: по одному из случайных событий (они происходят, если вытаскивается маркер Кризиса) Британия уменьшила свою эффективность на 1 ход.
Эффективность - ключевой параметр страны в игре. Почти для любого политического действия надо пройти проверку эффективности. Для этого нужно выбросить на кубике 5 или 6. Страны с низкой эффективностью бросают 1 кубик (33% удачного броска), со средней - 2 (55%), с высокой 3 (70%). Италия (как и Франция) имеют низкую эффективность и большая часть их политических начинаний не удаётся. Даже обязательные проверки на стабильность, которые нужно делать каждый ход.
На самом деле это не такая уж и мелочь, вероятность успешно совершить какое-либо действие довольно сильно падает, да и психологически уже стараешься не совершать ничего решительного, откладывая это на следующий ход. А это значит - отдаёшь инициативу противнику.
Поскольку мои войска оказались неподалёку от Финляндии, я решил взять под контроль и её. Как показало будущее, это было очень рискованное решение. Дело в том, что в этом сценарии на двоих СССР не участвует в игре, но пассивное влияние на неё оказывает. При попытке захватить любую страну в зоне его интересов игрок получает штрафной красный кубик, за каждый из которых в конце игры он может потерять от 0 до 2 победных очков.
Первую атаку Финляндия отбила и сдалась только после второй, из-за этого я получил 3 красных кубика (два кубика за две атаки и один за взятие страны под контроль). После этого я понял, что страны, в которых СССР видит свою заинтересованность, лучше не трогать. Поэтому, например, Польша до конца игры не подвергалась нападению.
Покорённая немцами Финляндия и "независимая" Польша под французским влиянием.
После похода в Финляндию из стаканчика был вытянут маркер Гражданская война, и на юге Европы также начали развиваться интересные события. Единственная гражданская война - в Испании, нам нужно сделаеть проверку на её завершение с учётом помощи, которую оказывают различным сторонам крупные державы. Всё очень просто: у кого больше маркеров помощи, бросает 3 кубика, у кого меньше - 2. На итог влияет только максимальное значение на любом из кубиков.
И у нас с разгромным счётом побеждает Франко, которого поддерживали Германия и Италия. Илья потом мне сказал, что хотел укрепить республиканцев маркерами демократических стран, но не смог пройти проверку на эффективность (вот оно, падение эффективности Британии!).
При счёте 6:2 гражданская война заканчивается настолько решительной победой, что Германия и Италия могут попробовать установить своё влияние в стране. И Германии удаётся это сделать! Испания под контролем, британская база в Гибралтаре уничтожается, а эскадра уходит в ближайший дружественный порт - на юг Франции.
Конец первого хода, общий вид. Британская база в Испании убрана, справа видны три мои штрафных кубика за захват Финляндии. У "фашизма" 6 победных очков, у "демократий" 4.
Этот и другие отчёты вы можете прочитать в моём блоге
Я варгеймер.
спасибо!
никогда не слышал об этой игре. жду продолжения )
Спасибо, Максим, очень доступно написано, сразу стала понятна механика. Весьма интересно. Ждем продолжения.
Спасибо за внимание и за понимание. Я действительно стараюсь писать отчёты так, чтобы было понятно, как играть в эту игру.
Вторая часть почти готова, постараюсь в выходные опубликовать.
Хороший отчет. Спасибо!
Я вот тоже думаю приобрести себе эту игру, подскажите, там сложные правила? Пробовал смотреть видео обучающее, столько всего там понарасказывали, сложилось впечатление что разобраться будет трудновато..
Спасибо за отзыв. Сама механика игры достаточно простая, привыкаешь к ней довольно быстро. Но правила написаны слишком многословно и запутанно. Читать их довольно тяжело, много воды, отсылок к терминам, которые ещё не были объяснены. В общем, я надеюсь, что будут опубликованы Living Rules, в которых вс это причешут. А пока рекомендую посмотреть видео-обзоры и примеры игры, там видно, что всё довольно просто.