Введение
Жанр игры Talisman, могу описать как гриндилка с элементами РПГ. Я отношусь к типу людей, которым нравится концепция ролевых игр в плане отыгрышей персонажей, их развития и, конечно же, потенциальной возможности хвастаться направо и налево своим обмундированием, имеющимися артефактами или просто уровнем своего алтер-эго. Но как только в РПГ пропадает динамика, я моментально теряю к ней интерес. Поэтому я не мог пройти мимо настольной ролевой игры, основная и единственная цель которой - добиться неоспоримого превосходства над оппонентами за счёт уровня и шмоток.
Знакомство с правилами
Игра обладает привычной толщины книгу правил, большая часть которой посвящена основной механике игры, а также парочка возможных модификаций игры для изменения её сложности и/или продолжительности. Изложение правил достаточно понятное и хорошо структурировано, однако понимание их основного недостатка происходит только в процессе самой игры, о чём я расскажу ниже.
Комплект игры. Визуальное оформление
Talisman может похвастаться не только яркой обёрткой, но и достойными иллюстрациями всех компонентов от карточек до игрового поля. Причём отдельно хочу выделить игровое поле из дополнения The Dragon – после знакомства с ним базовое кажется блеклым и невзрачным. Фишки персонажей (а также некоторых неигровых персонажей) идентичны их изображениям на карточках и выполнены в виде пластмассовых фигурок, которые, при желании, можно раскрасить. Игральные кости с символикой великолепны, а пластмассовые монеты выглядят дёшево и выполнены достаточно грубо. Игровое поле разворачиваемые. Иллюстрации на множестве мини-форматных карточек не будоражат воображение, однако и отвращения не вызывают. Иллюстрации, которые хорошо вписываются в общую черту, но для игры в жанре фэнтези хочется чего-то более яркого.
Игровой процесс
Моё знакомство с игрой происходило с использованием в игре дополнений The City, The Dungeon, The Blood Moon, The Reaper и The Dragon, обязательным атрибутом которых является наличие новых и новых персонажей. Потому мне было из чего выбирать.
Базовая механика
Вся игровая механика сводится к бросанию кубиков (для передвижения, сражения или определения случайных эффектов в путешествии) и взаимодействиях с игрой и оппонентами при помощи карт магических заклинаний, разыгрываемых событий, предметов и т.п. Здесь-то и кроется основной (хотя и предсказуемый) подводный камень игровых правил: в них описывается лишь механика (последовательности игровых ходов, правила передвижения и взаимодействия с игровым миром и с оппонентам), но большая часть обучающей партии будет посвящена знакомством с текстом карточек (который, как принято, может противоречить основным правилам, но является приоритетным в решении спорных вопросов). А карточек здесь много, очень много, поэтому о быстрой обучающей партии надеяться не стоит. Стоит отметить, что в игре есть возможность прямых столкновений игроков друг с другом, но никто не обязывает к этому прибегать. Причём в pve-версии игра просто превратится в гриндилку на скорость, но никак не потеряет смысл.
Дополнения The City, The Dungeon
Исходя из названий, несложно догадаться, что особенное они вносят в игру. Это дополнительная локация: Город (городская улица, вдоль которой расположены полезные любому скитальцу магазинчики и иные постройки) и Подземелья (это длинная локация, в конце которой странника поджидает босс, за победу над которым положено… что бы вы думали?.. правильно, ценное сокровище!). Локации присоединяются к основному игровому полю и являются некоторым ответвлением с внешнего круга базовой игры. Каждая локация имеет собственную колоду событий, отличную от Adventure Deck базы.
Дополнения The Blood Moon, The Reaper
Данные расширения вводят в игру неигровых персонажей – Оборотня и Жнеца. Оба они активируются при появлении символа Талисмана (местная единица) на игровых костях в фазу хода любого игрока. Если с последним всё понятно (как только ваши с ней дороги пересекутся, есть только два исхода: либо вы обманите саму Смерть, либо Ваш персонаж закончит свои похождения навеки), то появление Оборотня приносит не только возможность быть укушенным им (что также не останется незамеченным), но и вносит систему смены времени суток в игре.
Дополнения The Dragon
Последнее из описываемых мной дополнений изменяет механику игры намного сильнее, нежели предыдущие. Однако, как и ожидалось, вместе с разнообразием приходит и некоторая толика дисбаланса. Появление в мире Талисмана множества драконов изменяет, во-первых, цель игры (которая сводится не к простому захвату короны, а к победе Царя Драконов) и вместе с ней и внутренний круг базовой карты. А во-вторых, вводит систему борьбы за власть трёх претендентов за вышеупомянутый титул «Царь Драконов», результатов которой является тотальное заселение мира враждебными прихвостнями царей, их кознями и просто дерзкими шутками. И здесь возникает моё субъективное мнение о разительном дисбалансе: появившиеся в дополнении персонажи узкоспециализированы для борьбы именно с драконами. Это даёт им неоспоримое преимущество при игре с дополнением, но делает их практически бесполезными без дополнения The Dragon.
Заключение
Подводя итог, могу сказать, что Talisman – настольная гриндилка хорошего уровня исполнения и проработки, без претензии на оригинальный или захватывающий сюжет. Игровой процесс динамичный и довольно разнообразный, а противостояние между игроками ненавязчиво и не заставляет играть агрессивно. Ну и, конечно же, дополнения. Без дополнений игра не раскрывает себя полностью. Чаще всего, они не вносят каких-либо умопомрачительных изменений (за исключением Talisman: The Dragon), но дополнения The City и The Dungeon дают куда больший простор для выбора действий, единственной целью которых – прокачка персонажа.