Оценка пользователей
8.4035
Оценить:
-

4 всадника Апокалипсиса + 2 или немного Зомбицида

время: 22 января 2010 место: Санкт-Петербург

Я, наверное, ещё не встречал игру, которая бы вызывала настолько противоричивые мнения. И скорее всего именно этот момент подстегнул меня разобраться более предметно. Думаю, что дискуссии не избежать... Встречаем - одна из достаточно обсуждаемых и весьма спорных игр своего времени - Зомбицид!

 

Мы начинаем КВН...

 

ИГРОВАЯ МЕХАНИКА

 

Давайте теперь начнём с простого, не углубляясь в мелочи, которых в игре предостаточно. Как это уже принято ограничусь общими тезисами, как в школьной программе по большому произведению. Итак! Начинать придётся каждую партию со стартовой расстановки, которая предусмотрена выбранным сценарием. В принципе ничего сложного и ужасного в этом нет, не считая потраченного впустую времени. Хотя некоторые получают от этого истинное удовольствие. Даже специальные треки включают для большего погружения. Видел даже как в одной компании задёрнули шторы и направили на игровое поле свет от карманных фонариков. Сама партия состоит из серии ходов, которые делятся на несколько фаз:

 

Эх... как много судеб решают эти красные шестигранники...

 

  • Фаза игрока. Каждый участник партии может одновременно взять  под своё командование несколько выживших с уникальными способностями. До тех пор, пока игрок не совершит все действия этими персонажами, ход к другому игроку не переходит. Каждый персонаж может произвести минимум 3 действия различного или одного типа (движение, обыск, взлом двери, ближний бой, посадка и высадка из машины, смена места в машине, управление всё тем же автомобилем, обмен вещами, работа с инвентарём, бой на дистанции, намеренно нашуметь, чтобы обратить на себя внимание зомби или ничего не делать, а точнее спасовать). В процессе игры количество действий может быть увеличено, например после повышения уровня или благодаря особой способности персонажа. Всё остальное это исключительно нюансы, в которых рассказывается как можно стрелять, сколько раз обыскивать комнату и какой рукой бросать игровые кубики. Описывать дальше фазу игрока не имеет никакого смысла. Нужно просто сесть и попробовать. А при возникновении вопросов воспользоваться доходчивыми правилами. В игре всё выглядит проще чем на бумаге. Принял решение, передвинул фишку, выстрелил в толпу зомби, спрятался… потом как выяснилось — спрятался плохо… оказался съеденным!
  • Фаза зомби. Каждый зомби имеет от одного до двух действий, в зависимости от своего типа (ходоки — 1, толстяки и отродья — 1, бегуны -2). Во время своей фазы все миниатюры пытаются укусить вашего героя. Это рефлекс, поэтому любые передвижения по карте у мерзких созданий происходят только после проверки возможности чем-то перекусить. Если «еды» рядом нет, зомби двигается в сторону выжившего, находящегося в зоне своей видимости. Никого в поле видимости не оказалось? Тогда движение происходит в направлении с наибольшим показателем шума на игровом поле. Как только зомби оказывается на одной клетке с персонажем, проверяется наличие свободных действий (напомню, что только бегуны могут сделать 2). Если действие осталось, мертвяк наносит рану герою. Два повреждения и персонаж признаётся съеденным заживо. Зомби продолжают свой путь к победе… Берут не качеством, а количеством!
  • Конечная фаза. С игрового поля убираются все жетоны шума (которые выкладываются по особым правилам) и по желанию сжигаются погибшие зомби (хотя можно оставить для эпичности и увеличения сложности игры). Происходит передача жетона первого игрока и ход заканчивается. Новое пушечное мясо выходит на поле, благодаря специальной колоде карт. В зависимости от продвижения в миссии и опыта ваших персонажей на игровой локации появляются несколько новых мертвецов. А сколько их будет… это как повезёт!
  • Окончание игры. Игра немедленно завершается как только игроки выполняют все задачи поставленные в текущей миссии и таким образом побеждают. Либо, в случае гибели всех персонажей, игрокам присуждается поражение.

 

Начинаем... Аж коленки дрожат...

 

Таким образом вся игровая механика сводится к элементарному алгоритму действий. Запомнить его совершенно не сложно. Другое дело, если мы начнём говорить о нюансах, которые возникают в процессе игры. Но, это уже совершенно другая история…

 

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ


Оформление и исполнение. Несмотря на множество недочётов, начиная от мелких придирок к миниатюрам и заканчивая качеством вырубки жетонов, исполнение на высоте. Лично мне понравилось практически всё. Хотя, наверное, стоит всё-таки отметить, что игра могла бы выиграть несколько позиций у конкурентов, если бы была версия с раскрашенными миниатюрами. Полностью и с любовью подготовленная, она привлекает к себе гораздо больше внимания. Другой вопрос — возможно ли это в промышленных масштабах без увеличения цены? И видимо достаточно того, что качество этих самых миниатюр и их детализация на высоком уровне.

Как мне кажется задумка авторов практически удалась. Но не хватило времени для обкатки и тестирования. Именно это время помогло бы обработать грубый камень и сделать из него настоящий бриллиант. Более тонкая настройка, шлифовка и ни у кого бы не возникло вопросов — почему бравые бойцы не умеют стрелять в упор, а комнаты образуют весьма подозрительные здания с главным входом через туалет. Но это нюансы. Давайте их стараться не замечать… =)

 

Первая экспансия на город серых мертвяков...

 

Подготовка к игре. Эта история заслуживает отдельной главы. Времени придётся потратить предостаточно. Естественно это связано с отсутствием органайзера, а следовательно все компоненты перемешаны. Но проблема не только в этом. Придётся ещё подыскать подходящее место (об этом чуть ниже) и сделать стартовую раскладку согласно сценария. Какие-то карты из колоды вытащить, найти правильные тайлы локации, выбрать персонажей, понять их способности и так далее. Минут 15-20 при хорошей подготовке обязательно будет потрачено на это. Считать стартовую раскладку недостатком или преимуществам — решать вам. Но лучше относиться к этому вопросу как к производственной необходимости. Ведь главное всё-таки это игровой процесс. А если вы нашли время подготовиться, то обязательно найдёте время и провести интересную и захватывающую партию.

 

Цена. Все вы знаете, что этот показатель постоянно вызывал и будет вызывать бурю обсуждений и споры среди любителей настольных игр. Одни непременно утверждают, что эмоции бесценны, а для всего остального существует MasterCard. Другие, поигрывая желваками на висках и стиснув зубы, бормочат невнятные то ли проклятья, то ли упрёки, глядя на довольных обладателей этой игры. Возвращаясь немного в прошлое, вспомним, что рекомендованная розничная цена в конце 2013 года составляла 3990 рублей. На тот момент игра только появилась на российском рынке. Затем наступил очередной виток экономического кризиса и стоимость возросла в два раза. Вы только вдумайтесь! Уверен, многие вспомнят красочную коробку за восемь тысяч рублей. Но и на то время находился свой покупатель. Который к слову сказать сильно расстроился после резкого падения цены. Сегодня игра стала немного дешевле. В розничных магазинах цена составляет 5490 рублей. Дорого. Безусловно это дорого. Но как говорится, есть спрос, значит есть и предложение. Позволить себе такую «роскошь» может далеко не каждый, а стоит оно того или нет решать только вам. Моё мнение… Обратите внимание сугубо личное! Красная цена для этой коробки не более четырёх тысяч рублей. Уж слишком много с моей точки зрения недоработок и шероховатостей. Хотя с другой стороны настоящих поклонников ничто не отпугнёт. Ведь продаются же крошечные марки за десятки и сотни тысяч долларов. Так почему игра не может столько стоить? Вот правда ей тогда не хватает звания — «коллекционная»!

 

... а он подкрался незаметно... хоть виден был издалека...

 

Правила. Порог вхождения в игру средний. Хотя основные правила можно объяснить всего лишь за пару минут. Выстраивается общая канва по которой происходят все действия, определяется очерёдность и вперёд. Казалось бы, что всё просто, но проблемы начинаются позже. А именно речь идёт о нюансах правил. Вопросов будет крайне много, как и споров о том, что может произойти, а что нет. Большинство из этих проблем решается хоум рулами (внесение самостоятельных корректировок в правила). Одно дело, что некоторые из них влияют на баланс положительно или вовсе не затрагивают его, другое дело, если ломается механика игры. Но это смогут определить и почувствовать только опытные игроки, у которых за плечами не один десяток сценариев. Поэтому моя рекомендация — начинать игру со знающими игроками, чтобы не испортить себе впечатление и не принять за основы неверные базовые знания.

 

 

Механика. Интуитивно понятный порядок хода делает порог вхождения в игру достаточно низким. Другой вопрос — это тонкости правил, о чём я говорил выше. Планка моментально поднимается. Но игровой механизм при этом остаётся по-прежнему очевидным. Несколько действий, возможный бой с соперником через бросок кубиков и в конце фазы ход оппонента (это я об игре и толпах серых товарищей). Всё просто и ясно. За это отдельный плюс разработчикам.

 

Новая миссия, новая цели... И это... Масынкииии...

 

Влияние элемента случайности. Кубики, кубики и ещё раз кубики! Ах, да! Не забывайте ещё пара стопок игровых карточек (зомби и инвентарь)…

В своё время я встретил очень интересную мысль насчёт элемента случайности используемого в играх. Автор высказал предположение, что степень влияния госпожи удачи на игру и её атмосфера, определяются игроками в зависимости от того — понравилась концепция игры в целом или нет. Сводится всё к тому, что если вы поклонник чего-либо, то не сомневайтесь, ваше мнение, как бы вы не старались уже не будет объективным. И вы найдёте любое оправдание и объяснение каждому спорному моменту. Конечно я не говорю о том, что все перестают логично размышлять, не признавая очевидных осечек разработчиков и издателя. Я лишь акцентирую внимание, что поскольку игра принадлежит совершенно к другому жанру (где нет места только сухому расчёту) у неё масса противников, считающих, что игровые кубики полностью убивают реализм и необходимость размышлять.

Не являясь же фанатом игр с миниатюрами скажу следующее: кубики вносят свои коррективы в игровой процесс. Это бесспорно. Их результат невозможно нивелировать. Но они не превращают это в хаос. Игра по-прежнему остаётся достаточно сбалансированной. Вы сможете также влиять на продвижение сценария, вы будете рисковать или осторожничать. При этом у вас будут случаться странные глупости. Например, можно не попасть в упор из дробовика в противника, или случайно начать стрелять по своим, вместо зомби. Объяснений появится масса. Персонаж испугался или ошибся и так далее. Вопрос не в этом. Это небольшая симуляция жизни. Именно здесь игра получает реалистичность.

Поэтому просто примите как данность. Ваш бой с противником — это дело случая. И несмотря на частичный контроль, вы всё-таки будете от него зависеть!

 

Ready? Steady! Go...

 

Уровень взаимодействия между игроками. Это ещё один спорный момент. Говорить о взаимодействии в кооперативной игре немного странно. Ведь вся суть кооператива и заключается в том, чтобы одержать победу над игрой совместными усилиями. Но здесь всё как в жизни. Хотите идти бок о бок — идите, хотите самостоятельно решать задачи — никто не мешает. Если желаете найти лидера, который проведёт вас через всю карту, а потом пожертвует собой, потому что решит спасти невинную и не прокачанную девочку… ну, вы поняли. Выбор широкий! Общайтесь, помогайте друг другу, советуйтесь. Хороший арсенал, для хорошей игры.

 

Реиграбельность. Высокая реиграбельность достигается широчайшим количеством заданий. Наличие десяти базовых миссий не ограничивается буклетом правил. На официальном сайте игры вы сможете найти массу дополнительных сценариев (правда на английском языке). При этом стоит помнить, что каждая ваша игра будет уникальной, в связи с оригинальной механикой появления на карте зомби, а также наличия игровых кубиков при ведении боевых действий. Где-то вам повезёт, а где-то нет. И не забывайте о множестве дополнительных персонажей…

 

Атмосфера. Для каждого игрока атмосфера определяется по субъективным параметрам. Одному может показаться эта коробка пресной и суховатой, а другому насыщенной и яркой. При этом спорить друг с другом бесполезно. Правым не окажется тот, кто громче будет отстаивать свою точку зрения, и брызгать слюной. Попытаюсь сформулировать своё мнение об этой игре. Для меня в принципе атмосфера складывается из реалистичности происходящего и качестве игровых компонентов. Если по второму пункту у меня нет никаких нареканий (не считая того, что миниатюры придётся раскрашивать), то по первому имеется множество вопросов.

 

Открываешь ларчик... а там...

 

Я в очередной раз повторюсь, а может выражу свою мысль более чётко и ясно. Для меня игра сырая. В ней есть достаточно недочётов, которые не позволяют сказать, что над ней упорно и тщательно работали. Достаточно посмотреть ветки форумов, в которых одни доказывают свою правоту другим по игровым правилам. И совершенно ясно, что учесть всё невозможно. Любому игроку, который занимается тестами понятно, что в процессе его глаз замыливается и некоторые очевидные ошибки банально не видно (стрельба, порядок при стрельбе, действие оружия, автомобиль, фактически отсутствие возможности помочь своему напарнику по клетке, деление зомби почкованием во время своей фазы). Именно для этого собирается большая команда для качественной работы над игрой. Видимо собрана не была. Или в России со своим менталитетом к зомби-апокалипсису по-другому слегка отнеслись и нашли кучу недоработок. В итоге для меня некоторые не логичные действия смазали общее впечатление от игры, но в целом она показалась мне соответствующей заявленный теме. Правда чуть-чуть не дотянула до идеала…

 

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Игра происходит достаточно динамично, но зачастую ты уже ждёшь не дождёшься своего хода, когда сможешь воплотить свой гениальный план. Правда возможны поправки в процессе игры, поскольку ваш коллега может попасть в беду своими неудачными бросками кубиков или глупыми идеями. Одно можно сказать точно, сравнивая с Робинзоном, в этой игре вряд ли будет альфа лидер, которому придётся раздавать приказы о том, что нужно делать для победы. Фактически вы и самостоятельно можете играть, параллельно со своим компаньоном, не задумываясь о его судьбе. А что? И такое бывает в критических ситуациях. Каждый сам за себя. Всё логично… Но порой всё-таки придётся подождать. Пока сделает ход один, второй, фаза зомби… можно успеть и чайку себе сварить. Резюмируя, если вы не любите ждать — вам подойдёт игра на двоих с тремя планшетами (правила это позволяют), соло режим на худой конец. А если вы поразмышлять любите и держать совет — тогда играйте вшестером. Тут и поймёте, кто из вас обладает лидерскими способностями, а кто выживет в этой неравной борьбе…

 

Пал смертью храбрых... Хотя выкосил половину карты...

 

Информативная загруженность компонентов. Загружать здесь особо нечего. Всё ясно и понятно в части надписей на карточках. Лишнего обнаружено ничего не было. Разве что… Хотя нет. Уж запомнить несколько иконок под силу каждому. К тому же понятных обозначений не более 10…

А вот о небольшом недостатке, который бросился мне в глаза хотелось бы упомянуть. Лично для меня карта зомби ассоциируется с красным цветом, а карта инвентаря с жёлтым (во время игры несколько раз неправильно вытягивал). Мне кажется, что это более логично. Но возможно у меня неправильное и больное цветовосприятие. По крайней мере, я не встречал жалоб на эту тему. Для меня этот момент не совсем удачно реализован. В игре, как вы понимаете, всё наоборот. Зомби — жёлтые, инвентарь — красный. Возможна путаница.

 

 

Игровое пространство. Возможно это одна из самых острых болезней игр кооперативного жанра. В стремлении сплотить команду за одним игровым столом, и при остром желании создать атмосферу, погрузив игроков в придуманный мир с головой, разработчики порой забывают, что не у всех есть возможность разложить свою любимую настолку по всей квартире. Одного обеденного стола вам определённо не хватит. Придётся его как минимум раздвинуть. И здесь дело не только в объёмном игровом поле. Речь ещё будет идти о компонентах, которые вам понадобятся в процессе (миниатюры зомби, фишки и жетоны…). И не забывайте, что перед вами ещё планшет игрока, правила игры со сценарием, две колоды карт и игральные кубики. А ведь есть ещё любители использовать dice tray. Это, кстати, полная противоположность любителям искать кубики по всей квартире после броска. Так вот, этот dice tray ещё несколько квадратных сантиметров занимает.

Но не самая большая проблема найти игровое пространство. Проблема в удобстве для игроков. Зачастую вам будет не дотянуться до своей миниатюры и фактически ваше пребывание за игровым столом будет заключаться лишь в раздаче приказов. Передвигать вашу фигурку будет ваш сосед. А этот момент очень сильно сказывается на атмосферности. Хотя с другой стороны именно эта эпичность и делает игру приближенной к реальности. Всё перед вашими глазами. Вы становитесь участником этого неотвратимого действа… Опять же — дело вкуса. Но это не решает проблему необходимости места для хорошей игры!

 

 

Резюме и рекомендацииСкажу откровенно, это моё первое знакомство с играми подобного типа. И речь не о кооперативе, как вы понимаете. Речь об американской школе. Не могу сказать, что я ожидал от игры чего-то из ряда вон выходящего. В общем и целом я представлял, что меня ожидает интересная атмосфера и броски кубиков для дальнейшего продвижения по карте и выполнения миссии. Так и получилось. Ожидания подтвердились, игра в итоге понравилась. Не могу сказать, что посчитал её сложной или простой. Есть время и для глубоких размышлений, если хочется, а можно просто получать весёлый фан и не заморачиваться на стратегии и тактике. Уверен, что каждая партия будет интересна и для новичков и для бывалых любителей настольных игр. Правда шедевром её назвать язык не повернётся. Хорошая качественная настолка! Мне кажется этого достаточно. Главное не переиграть. В противном случае пылится этой коробке на самой дальней полке вашей коллекции…

 

Почему игра вызвала такую дискуссию в своё время в интернете и грубо поделила всех на любителей и жестких ненавистников, мне до сих пор не понятно. Если основной мотив — это цена, то скажу следующее: «Надо не меньше тратить, а больше зарабатывать». Мне кажется одной этой цитатой можно убрать половину негодующих. Если же речь идёт о недоработанной механике, то могу присоединиться. Но при этом я считаю, что игра удалась неплохой. А иметь её в своей коллекции или как минимум в коллекции клуба — обязательно. Ведь никто не отменял хоум рулы… =)

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ


Лично я попробовал эту игру в двух совершенно разных компаниях. И впечатления от неё у меня соответственно отличаются (положительные, но с разным оттенком). А как вы понимаете, составить своё мнение об игре и сказать подойдёт она вам или нет, вы сможете только попробовав лично на вкус. Не достаточно прочитать десятки обзоров. К тому же часть из них откровенно на негативной ноте, а часть восхваляет и сбивает весь текст на панегирик. Средняя температура по больнице неизвестна.

 

И именно поэтому я не буду описывать подробно проведённые партии. В сети достаточно настоящих историй с великолепным и захватывающим сюжетом. Истинные поклонники и ценители с удовольствием это читают и делятся своими впечатлениями. Другие, в лучшем случае, просто обходят стороной.

 

Скажу только одно. Мне игра понравилась. Забавный чёрный юмор, отличная атмосфера, динамика и достойное качество компонентов. Говоря о сюжетной линии… иногда кажется, что смотришь кино, а своими действиями словно режиссёр влияешь на происходящее. Но как и предполагается жанром случается всякое. Так например, в миссии 24 часа Зомбигорода, один из моих героев почти достиг красного уровня. Он рвал и метал. Казалось, что ещё пара минут и он окажется победителем. Но! Неожиданно появившиеся из люка мертвяки, банально завалили его за один ход. Другие же персонажи настолько не ожидали этого, что для победы пришлось переехать на машине одного из выживших. Пал жертвой храбрых… Что тоже частенько встречается… На этой весёлой ноте пора заканчивать…

 

Везде свои обычаи...

 

И в заключении хотелось бы сказать только одно — обязательно попробуйте, никого не слушайте. А чтобы не тратить впустую крупную сумму денег — сходите на игротеку или к друзьям (счастливым обладателям игры). Надеюсь, что и вам «Зомбицид» непременно понравится. Возможно вы ещё не раз попробуете дополнения…

(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Zero написал 9 лет назад: # скрыть ответы

то что я сейчас скажу - чисто мое мнение и я никому ничего не навязываю. В свое время , когда игра только вышла , не было возможности купить , но попробовать жутко хотелось. В итоге , запилил себе пнп вариант и дико доволен. Потратил около тысячи на все. Это игра под настроение и соответствующую компанию. Поэтому нет смысла ждать , что игра будет играться каждую неделю.
И по поводу цены - вот для этой игры она была слегка завышена. И мы покупали не столько ИГРУ , сколько миньки. Если бы в игре были картонные зомби как в мертвом сезоне - цена была бы ниже , а ощущения те же .

futb_all написал 9 лет назад: # скрыть ответы

> а ощущения те же

Ээээ... э? Атмосферность упала бы на ноль. Поэтому я никогда не куплю "Мертвый сезон" - мне угрожают картонки с нарисованными зомби, фот зе фак =))

Shustr написал 9 лет назад: # скрыть ответы

а зря. атмосферы там поболее чем в Зомбициде. Мне нравятся обе игры, но МС и тематичнее и глубже и атмосфернее.

futb_all написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Тоже всегда удивлюсь, когда читаю про атмосферность в "Мертвом сезоне". Это как атмосферность в евро искать =) Ну ладно, рано или поздно сыграю, проверю.

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А что такое "атмосферность"?

Japon4ik написал 9 лет назад: # скрыть ответы

- наверно это когда передается дух, атмосфера игры (сюжета). Как-будто ты там, среди зомбей...

WildWespe написал 9 лет назад: #

Атмосферность, ИМХО, больше зависит от компании за столом и настроения, а не от миник/картонок НА столе. Умудряются же люди с листком бумаги и ручкой отыгрывать что угодно, от орочьего похода до космической станции. И с атмосферой все ок.

futb_all написал 9 лет назад: #

То, что способствует погружению в мир игры.

caleb написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Автор молодец, подробный, взвешенный обзор по игре,... которая, правда, вышла уже достаточно давно по современным меркам.
Не очень понятно поэтому, зачем он вообще нужен, все кто хотел купить - купили, или поиграли, отплевались, и отказались от покупки.
С тех пор было еще два сезона, которые и разнообразия добавили и баланс сместили...
Собственно, с таким же успехом можно делать обзор на первого Терминатора...

caleb написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Это я к тому, что с удовольствием почитал бы обзоры от автора на что-то посвежее...

PetrShishkanov написал 9 лет назад: #

Совсем скоро будет обзор на Camel up. Чуть погодя мертвый сезон и Мистериум. Не в е сразу.
А насчёт все купили и поиграли - это вы зря. Его до сих пор покупают и обсуждают. ))) Пусть это и не новинка, но для информации может быть полезно.

Dojo написал 9 лет назад: #

Добавил бы один момент. Так как я являюсь фанатом зомбицов и прочей мертвечины, то для меня игра явилась квинтэссенцией этой любви в настольном исполнении. А ,если брать в расчет еще и любовь к компьютерной игре Left 4 Dead...
Игра очень сильно раскрывается, когда проштудируешь правила и FAQи после первых партий. И, самое зачетное - это когда коллега такой же зомби фанат, как и ты. Вот тогда отличный угар получается! И, правильно Петр написал, что получается как в кино, которое ты сам делаешь.

futb_all написал 9 лет назад: # скрыть ответы

> Автор высказал предположение, что степень влияния госпожи удачи на игру и её атмосфера, определяются игроками в зависимости от того — понравилась концепция игры в целом или нет.

Кубики могут сильно повлиять на 1 событие, но, поскольку в ходе партии количество бросков - овердохрена, в сумме это влияние сглаживается.

PetrShishkanov написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Порой одного неудачного броска достаточно, чтобы потерять своего персонажа...

futb_all написал 9 лет назад: #

Да. Но за неожиданные повороты сюжета мы и любим америтреш, разве нет? =))

Dimon80 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за описание! В очередной раз читаю ваш отчёт и не могу не отметить превосходный стиль! Все доступно, по существу, информативно и интересно! Спасибо за ваш труд!

PetrShishkanov написал 9 лет назад: #

Рад стараться. =)