В преддверии выхода нового тиража Оскверненного Грааля мы с женой решили заново пройти базовую игру, чтобы освежить в памяти ощущения от путешествия по Авалону и закрыть ряд квестов, оставшихся после первого забега
«Важное уточнение. Все 2.5 раза игра проходилась двумя персонажами (всегда разными), поэтому все мысли и выводы будут основывать на данном опыте. Я вполне допускаю, что прохождение компании большим составом могло бы изменить отношение к игре, сделав его как лучше, так и хуже.»
В моей, относительно, небольшой коллекции сюжетных игр Грааль уверенно занимает первое место. На данный момент ни одна другая коробка не смогла подарить столько же положительных эмоций, сколько творение Awaken Realms. Тем не менее, в этой игре достаточно спорных моментов, которые могут оттолкнуть некоторых игроков. Но прежде чем ругать, хотелось бы начать с хорошего:
- Атмосфера. На своем пути вы сможете не только посетить, но и исследовать крупные города, где «кипит» жизнь и идет торговля. Заброшенные или зараженные деревни, где люди находятся в постоянном отчаянии. Места грандиозных сражений, где можно заняться мародерством, разные реликвии и еще много всего. Вы повстречаете рыцарей круглого стола, правителей крупных городов, друидов, странствующих торговцев, беженцев, спасающихся от искажения, тех, кто обитает в искажении, а также тех, кого это искажение изменило. По моим ощущениям тут 10\10.
- Сюжет. А вот тут у игры уже не все так однозначно. Начало и первые две три игры выглядят интригующими. Вы исследуете остров, сражаетесь, разбираетесь в людских проблемах и пытаетесь понять, как же на самом деле тут все устроено. В итоге главе к 10-й большую часть из этого вы уже знаете и … тут начинается последняя треть игры. Не скажу, что после этого сюжет становится плох, но он точно теряет в качестве. При этом помимо основного задания, в игре есть и побочные, с которыми тоже не все так гладко. Некоторые истории приятно удивляют и заставляют сопереживать, а некоторые заставляют сидеть и думать: «почему так тупо?».
- Боевка. Про боевую систему Грааля уже было сказано много всего. Кому-то она нравится, а кто-то считает ее нудной и затянутой. Я могу понять и тех и других. Лично мне она понравилась, так как позволяет не просто бить врага, но и проводить мощные комбинации. Особенно если учесть, что почти все сражения у нас проходили в компании и можно было помогать товарищу. Для тех, кто вдруг не в курсе, вкратце опишу как проходит бой. У каждого героя есть колода боя. Перед началом сражения вы тянете несколько карт в зависимости от противника или ваших навыков. После этого выбирается первый игрок и начинается розыгрыш карт. На каждой карте есть несколько ключей. Если ваш ключ совпал с таким же ключом на карте врага или на вышей предыдущей карте, то вы либо нанесете урон, либо активируете особый бонус, либо сможете положить следующую карту в комбинацию. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы не захотите остановиться или не сможете выложить новую карту в комбинацию. После этого вас атакует враг. Причем его атака напрямую зависит от того, сколько уже урона было нанесено всеми игроками. После этого ход передается следующему игроку. Получается, своего рода, пасьянс, который надо разложить, чтобы максимально ослабить врага. Для того, чтобы проще было разбираться с врагами, создатели предусмотрели оружие. Только вот оно получилось спорным. Для примера, вы можете нанести 10 -12 урона без оружия и на 1-2 больше с оружием. При этом есть еще и возможность потерять его в бою. Также в игре есть дипломатия, которая проходит по тем же правилам, что и бой, только вместо урона вы получаете очки убеждения своего оппонента.
- Персонажи. Раз уж зашла речь о боевой системе, то стоит упомянуть за кого мы будем играть. В базовой коробке всего 4 персонажа и все они достаточно разнообразны. У каждого, помимо своей небольшой предыстории, имеются разные способности, а также карты боя и дипломатии. Кто-то больше заточен на бой, кто-то на дипломатию, а кто-то сочетает в себе разные черты. При этом каждого героя можно еще и прокачивать, добавляя новые карты боя, дипломатии или развивая его базовые навыки. За каждый следующий, после второго, уровень навыка вы сможете добавлять активные или пассивные способности, которые значительно упростят прохождение. Если к картам боя и навыкам у меня, в целом, нет претензий, то вот основную способность героев я не могу не поругать. Дело в том, что у половины героев их способность либо слишком дорогая и малополезная (привет Беор), либо может пригодится только в начале игры (привет Червяк). В то время как навыки Айлей и Арева будут активно использоваться всю игру. Зачем было так делать мне непонятно.
- Ресурсы. Ну и финальный пункт, о котором хотелось бы высказаться – ресурсы и связанный с ними гринд. Всего у вас 5 типов ресурсов: еда, золото, слава, опыт и магия. Еда нужна, чтобы каждый день быть достаточно бодрым. Золото позволяет покупать ресурсы и проходить некоторые проверки. Слава нужна либо по сюжету, либо в некоторых проверках дипломатии. Опыт позволяет улучшать нашего героя, а магия творить магические атаки. Также еда, золото и магия пригодятся для активации менгира – огромной статуи, которая позволит вам путешествовать по Авалону. Причем чем больше игроков, тем больше ресурсов. И вот тут таится, наверное, самая душная и спорная механика для меня. Потому как менгиры не вечны и через определенное число раундов гаснут, удаляя локации с карты. Если вы не успели быстро сдать квест, найти предмет или вас просто сильно потрепали, то можете смело тормозить сюжет и заниматься чем угодно, но только не изучением мира. Особенно остро это ощущается в начале игры, когда каждый ресурс на вес золота. Опять же, хоть мы играли вдвоем и такие моменты возникали не часто, но они оставили свой отпечаток.
Вывод – На мой взгляд Грааль получился хорошей игрой, хоть и со своими недостатками. Критичны ли они? Если играть вдвоем и стараться как можно реже разделяться, то будет не критично. Особенно если учесть, что в любой момент можно понизить уровень сложности. Если проходить большим составом, то играть уже значительно сложнее. Надеюсь данный отзыв будет кому-нибудь полезен и поможет определиться с тем, подходит ему Грааль или нет.
Вот и завершилось наше первое приключение в мире Средиземья. Силы света, одолев приспешников зла, отправились праздновать и восстанавливать силы, в ожидании новой угрозы, которая обязательно придет. Ведь зло всегда найдет лазейку …
Что можно сказать по итогу? Несмотря на то, что мы прошли только один сценарий, хоть и со второй попытки, игра подарила массу положительных впечатлений. Не обошлось и без неприятных моментов, часть из которых уже привычна для настольных игр, а часть стала, в некотором роде, для нас чем-то новым. Но обо всем по порядку. Начнем с плюсов.
Первое что приятно удивило – это персонажи. Хоть их и не много, в базовой коробке всего 6 штук, но ощущаются они совершенно по-разному. У каждого, помимо уже привычных характеристик (сила, ловкость, храбрость и так далее) и особых свойств, есть еще 3 набора карт. Первый одинаковый для всех героев, а вот 2 других меняются в зависимости от персонажа и вашей роли в приключении (всего 6 ролей: Лидер, охотник, следопыт, защитник, взломщик и музыкант). Изначально карт роли всего 3, а остальные добавляются в процессе прохождения компании. При этом ваш герой не привязан к какой-то конкретной роли. По мере прохождения компании роль можно сменить, оставив в своей колоде часть карт присущих, например, охотнику и стать лидером.
Второй приятный момент – прохождение проверок. Вместо привычных кубиков, проверки выполняются картами из колоды героя. В начале каждого раунда герои перемешивают все свои карты и выполняют разведку – вытаскивают с верха колоды определенное число карт и выбирают, убрать их под низ стопки карт, на верх или подготовить (выложить перед планшетом героя). Таким образом можно повлиять на результат проверки (например, карты без символов успеха убрать под низ колоды, увеличив шанс достать полезные или положить на верх колоды несколько символов успеха, чтобы гарантированно пройти следующую проверку). Подготовленные карты нельзя использовать в проверках, однако на них есть свойства, которые могут помочь в разных ситуациях (добавить еще один успех, совершить доп.атаку и т.д.).
Третий приятный момент – поле сражения. Периодически дорога приключений будет приводить нас то в таверну, то в лагерь орков, то еще куда … и тогда события главы будут развиваться на небольшом поле для сражений, щедро усыпанном интерактивными элементами (Например, статуе, которую можно уронить на врагов, или ямой, в которую можно упасть если не быть достаточно ловким). Не знаю для кого как, а лично мне данное решение понравилось.
Также к плюсам стоит отнести реиграбельность. Несмотря на то, что мы запустили новую компанию сразу после проигрыша предыдущей, было много того, что изменилось или выглядело иначе.
Еще к плюсам могу отнести прокачку снаряжения и сюжет. Да, для кого-то сюжет будет слишком простым, однако для приключения в кругу семьи в самый раз.
Ну а теперь не могу не сказать о минусах. Самый главный из них – приложение. Поскольку оно является рассказчиком, генерирует нарратив и атмосферу, то и выполнено должно быть соответствующе. К приложению второй редакции особняков безумия у меня претензий нет, а тут есть. Почему нельзя было добавить озвучку в приложении? Сделали бы как в особняках, озвучили вступление, заключение и тот случай, когда герои погибают.
Текст вступления и заключения и вовсе вышел никакой. Ладно еще в самом начале. Там герои не знают, что их ждет и постепенно, главу за главой узнают историю, но концовка … грубо говоря, высвечивается текст «Герои победили. Конец». Не этого я ждал после стольких часов игры.
Масштабируемость у игры, мягко говоря, спорная. Игру можно пройти и двумя героями, но тогда, на мой взгляд, нужно брать конкретных героев и бежать почти без оглядки. Гораздо комфортнее играть за четверых. Можно больше узнать. Больше взаимодействия. Больше возможностей и, при этом, не сильно изменившаяся трудность.
Еще немного раздражает логика исследования. Можно стоять на краю фрагмента поля и не видеть следующего тайла (он будет скрыт туманом), а можно вступить на тайл рядом и открыть половину карты, включая все пещеры. Причем это раздражало бы куда меньше, если бы не влияло на игру. Также удивляет логика предметов. Можно открыть сундук, обыскать кузнецу, раскопать клад и найти, условное, ничего. А можно подойти к дому и обзавестись полезным предметом.
Также к минусам стоит добавить наличие платного доп.контента. Купив игру мы получаем всего одну компанию. Да, она не маленькая. Если верить статистике стима, то двойное прохождение заняло у нас 40 часов (если без перерывов на чай, перекус и прочее, то часа 34). Однако это одна компания. Вторая компания стоит денег, хоть и не больших (около 200 р), но денег. Почему так? По итогу получаем довольно неплохую игру, способную подарить много часов исследований и приключений. Все минусы (кроме покупки допа и текста) со временем приедаются и уже не обращаешь на них внимание.
Если вам нравится сетинг средиземья, вы не испытываете отвращения от игр с приложением, у вас есть человек, с которым вы будете регулярно собираться и играть (я проходил с женой и каждый из нас управлял двумя героями), то к этой игре стоит присмотреться. Если же нет, то посмотрите на особняки безумия или что-то еще. Надеюсь этот отзыв поможет кому-то определиться.
В интернете это, конечно, никого не убедит, но отзыв не проплаченный и писался без использования нейросетей.
В остальном это мое видение игры. В отзыв вошли не все придирки, которые накопились к игре. Я постарался выделить только самые крупные на мой взгляд.
В преддверии выхода нового тиража Оскверненного Грааля мы с женой решили заново пройти базовую игру, чтобы освежить в памяти ощущения от путешествия по Авалону и закрыть ряд квестов, оставшихся после первого забега
«Важное уточнение. Все 2.5 раза игра проходилась двумя персонажами (всегда разными), поэтому все мысли и выводы будут основывать на данном опыте. Я вполне допускаю, что прохождение компании большим составом могло бы изменить отношение к игре, сделав его как лучше, так и хуже.»
В моей, относительно, небольшой коллекции сюжетных игр Грааль уверенно занимает первое место. На данный момент ни одна другая коробка не смогла подарить столько же положительных эмоций, сколько творение Awaken Realms. Тем не менее, в этой игре достаточно спорных моментов, которые могут оттолкнуть некоторых игроков. Но прежде чем ругать, хотелось бы начать с хорошего:
- Атмосфера. На своем пути вы сможете не только посетить, но и исследовать крупные города, где «кипит» жизнь и идет торговля. Заброшенные или зараженные деревни, где люди находятся в постоянном отчаянии. Места грандиозных сражений, где можно заняться мародерством, разные реликвии и еще много всего. Вы повстречаете рыцарей круглого стола, правителей крупных городов, друидов, странствующих торговцев, беженцев, спасающихся от искажения, тех, кто обитает в искажении, а также тех, кого это искажение изменило. По моим ощущениям тут 10\10.
- Сюжет. А вот тут у игры уже не все так однозначно. Начало и первые две три игры выглядят интригующими. Вы исследуете остров, сражаетесь, разбираетесь в людских проблемах и пытаетесь понять, как же на самом деле тут все устроено. В итоге главе к 10-й большую часть из этого вы уже знаете и … тут начинается последняя треть игры. Не скажу, что после этого сюжет становится плох, но он точно теряет в качестве. При этом помимо основного задания, в игре есть и побочные, с которыми тоже не все так гладко. Некоторые истории приятно удивляют и заставляют сопереживать, а некоторые заставляют сидеть и думать: «почему так тупо?».
- Боевка. Про боевую систему Грааля уже было сказано много всего. Кому-то она нравится, а кто-то считает ее нудной и затянутой. Я могу понять и тех и других. Лично мне она понравилась, так как позволяет не просто бить врага, но и проводить мощные комбинации. Особенно если учесть, что почти все сражения у нас проходили в компании и можно было помогать товарищу. Для тех, кто вдруг не в курсе, вкратце опишу как проходит бой. У каждого героя есть колода боя. Перед началом сражения вы тянете несколько карт в зависимости от противника или ваших навыков. После этого выбирается первый игрок и начинается розыгрыш карт. На каждой карте есть несколько ключей. Если ваш ключ совпал с таким же ключом на карте врага или на вышей предыдущей карте, то вы либо нанесете урон, либо активируете особый бонус, либо сможете положить следующую карту в комбинацию. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы не захотите остановиться или не сможете выложить новую карту в комбинацию. После этого вас атакует враг. Причем его атака напрямую зависит от того, сколько уже урона было нанесено всеми игроками. После этого ход передается следующему игроку. Получается, своего рода, пасьянс, который надо разложить, чтобы максимально ослабить врага. Для того, чтобы проще было разбираться с врагами, создатели предусмотрели оружие. Только вот оно получилось спорным. Для примера, вы можете нанести 10 -12 урона без оружия и на 1-2 больше с оружием. При этом есть еще и возможность потерять его в бою. Также в игре есть дипломатия, которая проходит по тем же правилам, что и бой, только вместо урона вы получаете очки убеждения своего оппонента.
- Персонажи. Раз уж зашла речь о боевой системе, то стоит упомянуть за кого мы будем играть. В базовой коробке всего 4 персонажа и все они достаточно разнообразны. У каждого, помимо своей небольшой предыстории, имеются разные способности, а также карты боя и дипломатии. Кто-то больше заточен на бой, кто-то на дипломатию, а кто-то сочетает в себе разные черты. При этом каждого героя можно еще и прокачивать, добавляя новые карты боя, дипломатии или развивая его базовые навыки. За каждый следующий, после второго, уровень навыка вы сможете добавлять активные или пассивные способности, которые значительно упростят прохождение. Если к картам боя и навыкам у меня, в целом, нет претензий, то вот основную способность героев я не могу не поругать. Дело в том, что у половины героев их способность либо слишком дорогая и малополезная (привет Беор), либо может пригодится только в начале игры (привет Червяк). В то время как навыки Айлей и Арева будут активно использоваться всю игру. Зачем было так делать мне непонятно.
- Ресурсы. Ну и финальный пункт, о котором хотелось бы высказаться – ресурсы и связанный с ними гринд. Всего у вас 5 типов ресурсов: еда, золото, слава, опыт и магия. Еда нужна, чтобы каждый день быть достаточно бодрым. Золото позволяет покупать ресурсы и проходить некоторые проверки. Слава нужна либо по сюжету, либо в некоторых проверках дипломатии. Опыт позволяет улучшать нашего героя, а магия творить магические атаки. Также еда, золото и магия пригодятся для активации менгира – огромной статуи, которая позволит вам путешествовать по Авалону. Причем чем больше игроков, тем больше ресурсов. И вот тут таится, наверное, самая душная и спорная механика для меня. Потому как менгиры не вечны и через определенное число раундов гаснут, удаляя локации с карты. Если вы не успели быстро сдать квест, найти предмет или вас просто сильно потрепали, то можете смело тормозить сюжет и заниматься чем угодно, но только не изучением мира. Особенно остро это ощущается в начале игры, когда каждый ресурс на вес золота. Опять же, хоть мы играли вдвоем и такие моменты возникали не часто, но они оставили свой отпечаток.
Вывод – На мой взгляд Грааль получился хорошей игрой, хоть и со своими недостатками. Критичны ли они? Если играть вдвоем и стараться как можно реже разделяться, то будет не критично. Особенно если учесть, что в любой момент можно понизить уровень сложности. Если проходить большим составом, то играть уже значительно сложнее. Надеюсь данный отзыв будет кому-нибудь полезен и поможет определиться с тем, подходит ему Грааль или нет.
Вот и завершилось наше первое приключение в мире Средиземья. Силы света, одолев приспешников зла, отправились праздновать и восстанавливать силы, в ожидании новой угрозы, которая обязательно придет. Ведь зло всегда найдет лазейку …
Что можно сказать по итогу? Несмотря на то, что мы прошли только один сценарий, хоть и со второй попытки, игра подарила массу положительных впечатлений. Не обошлось и без неприятных моментов, часть из которых уже привычна для настольных игр, а часть стала, в некотором роде, для нас чем-то новым. Но обо всем по порядку. Начнем с плюсов.
Первое что приятно удивило – это персонажи. Хоть их и не много, в базовой коробке всего 6 штук, но ощущаются они совершенно по-разному. У каждого, помимо уже привычных характеристик (сила, ловкость, храбрость и так далее) и особых свойств, есть еще 3 набора карт. Первый одинаковый для всех героев, а вот 2 других меняются в зависимости от персонажа и вашей роли в приключении (всего 6 ролей: Лидер, охотник, следопыт, защитник, взломщик и музыкант). Изначально карт роли всего 3, а остальные добавляются в процессе прохождения компании. При этом ваш герой не привязан к какой-то конкретной роли. По мере прохождения компании роль можно сменить, оставив в своей колоде часть карт присущих, например, охотнику и стать лидером.
Второй приятный момент – прохождение проверок. Вместо привычных кубиков, проверки выполняются картами из колоды героя. В начале каждого раунда герои перемешивают все свои карты и выполняют разведку – вытаскивают с верха колоды определенное число карт и выбирают, убрать их под низ стопки карт, на верх или подготовить (выложить перед планшетом героя). Таким образом можно повлиять на результат проверки (например, карты без символов успеха убрать под низ колоды, увеличив шанс достать полезные или положить на верх колоды несколько символов успеха, чтобы гарантированно пройти следующую проверку). Подготовленные карты нельзя использовать в проверках, однако на них есть свойства, которые могут помочь в разных ситуациях (добавить еще один успех, совершить доп.атаку и т.д.).
Третий приятный момент – поле сражения. Периодически дорога приключений будет приводить нас то в таверну, то в лагерь орков, то еще куда … и тогда события главы будут развиваться на небольшом поле для сражений, щедро усыпанном интерактивными элементами (Например, статуе, которую можно уронить на врагов, или ямой, в которую можно упасть если не быть достаточно ловким). Не знаю для кого как, а лично мне данное решение понравилось.
Также к плюсам стоит отнести реиграбельность. Несмотря на то, что мы запустили новую компанию сразу после проигрыша предыдущей, было много того, что изменилось или выглядело иначе.
Еще к плюсам могу отнести прокачку снаряжения и сюжет. Да, для кого-то сюжет будет слишком простым, однако для приключения в кругу семьи в самый раз.
Ну а теперь не могу не сказать о минусах.
Самый главный из них – приложение. Поскольку оно является рассказчиком, генерирует нарратив и атмосферу, то и выполнено должно быть соответствующе. К приложению второй редакции особняков безумия у меня претензий нет, а тут есть. Почему нельзя было добавить озвучку в приложении? Сделали бы как в особняках, озвучили вступление, заключение и тот случай, когда герои погибают.
Текст вступления и заключения и вовсе вышел никакой. Ладно еще в самом начале. Там герои не знают, что их ждет и постепенно, главу за главой узнают историю, но концовка … грубо говоря, высвечивается текст «Герои победили. Конец». Не этого я ждал после стольких часов игры.
Масштабируемость у игры, мягко говоря, спорная. Игру можно пройти и двумя героями, но тогда, на мой взгляд, нужно брать конкретных героев и бежать почти без оглядки. Гораздо комфортнее играть за четверых. Можно больше узнать. Больше взаимодействия. Больше возможностей и, при этом, не сильно изменившаяся трудность.
Еще немного раздражает логика исследования. Можно стоять на краю фрагмента поля и не видеть следующего тайла (он будет скрыт туманом), а можно вступить на тайл рядом и открыть половину карты, включая все пещеры. Причем это раздражало бы куда меньше, если бы не влияло на игру. Также удивляет логика предметов. Можно открыть сундук, обыскать кузнецу, раскопать клад и найти, условное, ничего. А можно подойти к дому и обзавестись полезным предметом.
Также к минусам стоит добавить наличие платного доп.контента. Купив игру мы получаем всего одну компанию. Да, она не маленькая. Если верить статистике стима, то двойное прохождение заняло у нас 40 часов (если без перерывов на чай, перекус и прочее, то часа 34). Однако это одна компания. Вторая компания стоит денег, хоть и не больших (около 200 р), но денег. Почему так?
По итогу получаем довольно неплохую игру, способную подарить много часов исследований и приключений. Все минусы (кроме покупки допа и текста) со временем приедаются и уже не обращаешь на них внимание.
Если вам нравится сетинг средиземья, вы не испытываете отвращения от игр с приложением, у вас есть человек, с которым вы будете регулярно собираться и играть (я проходил с женой и каждый из нас управлял двумя героями), то к этой игре стоит присмотреться. Если же нет, то посмотрите на особняки безумия или что-то еще. Надеюсь этот отзыв поможет кому-то определиться.