Оценка пользователей
8.1315
Оценить:
-

Угольный бизнес Kohle&Kolonie

время: 22 января 2010

Предисловие.

1920 год. Рур. За мутным от угольной пыли окном раздался протяжный и одинокий звук гудка. Еще темно, хотя восход уже тронул горизонт малиновым светом. Спят даже петухи.  Шахта слабо освещена, но я вижу, как в ворота выстроилась шахтерская смена. Еще вчера они были деревенскими парнями, которые сводили концы с концами, а сегодня – это германский рабочий класс, чьи брезентовые робы пропитаны духом углекопа и разумеется – горьким потом! Однако я не один, кто нанимает этих болванов, которые набивают вагонетки углем и вскрышными породами, а мои карманы - талерами. Сейчас этот карьер полон небольших шахт, но все идет к тому, что лучше вместо них сделать одну крупную. И если мне не удастся выиграть в аукционе права владения других владельцев, то вынужден буду и сам выйти отсюда… Кроме того, позарез нужен сталелитейный цех, кузница не справляется с объемом работы, да и рабочие нужны, чтобы он не пустовал без дела. Голова кругом идет…

Как вы поняли, я - не горняк. На мне не грязная роба, а выглаженная рубашка и отутюженные брюки. Мои руки чисты от угольной пыли, хотя через них и проходят много талеров, измазанных углем.

 Но в этих руках сосредоточен успех моей компании, развития регионов и судьбы этих простаков из деревень.

 

Угольное ремесло Томаса Шпитцера

Игра Kohle&Kolonie (Уголь и Колонии) за авторством Томаса Шпитцера была издана Spielworxx в 2013 году. В мае 2014 года игра была номинирована Jogo do Ano на премию «Игра года» среди хардкорных игр. БГГ заявляет уровень сложности 3,8 но для вводного курса и смысла происходящего на поле понадобиться как минимум одна полноценная партия. Спустя девять лет, по просьбам трудящихся, игра была переиздана. Переиздание стало возможным благодаря подписанию Томасом контракта с немецким издательством SPIELEFAIBLE, в котором чуть ранее вышла его другая игра – Schichtwechsel.

Главная цель этой игры – набрать максимальное количество победных очков за 5 раундов. Пикантности ситуации добавляет то, что в раунде мы можем сделать всего два действия, плюс одно – дополнительное, да и то, если сами решите. Принцип «всего побольше» - не про эту игру. Победные очки (ПО), будем зарабатывать за свои Шахты, Поселения, Железные дороги, улучшение надшахтных зданий (предприятий). Настрой на деловой лад призвано внушить оформление. Оно аскетичное, похожее на гравюру.  Многих такое оформление отпугнет, а не притянет. Однако, именно все это делает игры Шпитцера самобытными и проникнутыми атмосферой угольного Рура. Кстати, в этой игре мы не добываем уголь (как например в Хаспелькнехте или же Шихтвехселе). Мы больше занимаемся консолидацией и развитием.

Поле вытянутое, но по размеру оно небольшое, что позволяет вполне комфортно разместиться игрокам и считывать с него всю необходимую информацию (особенно – цифры на шахтах в Карьере). На Поле несколько регионов в замысловатых границах (возможно совпадение с географическими границами районов, не проверял). Еще несколько треков: для отслеживания ситуации с Угольным трестом, бедствиями на шахте, трек очков и трек отслеживания фаз игры. Компоненты стандартные для немецкого евро 2013 года остались и в 2022 на том же уровне. Вершиной переиздания стали миплы (шахтеры и инженеры), вместо деревянных кубиков в первом издании и редактура правил (изобиловало ошибками и опечатками). Забугу вперед, и сейчас не все вопросы освещены на все сто.

После незамысловатой подготовки к игре наша Компания получает компоненты своего цвета, планшет и пять тайлов надшахтных зданий. Последние выполняют роль инфраструктуры компании. Это и источник денег, победных очков и преимуществ в консолидации и перемещении шахтеров по ключевым точкам игрового поля, планшета и самих предприятий.

Действия и нюансы: материализация дьявола

В крупном фокусе наши действия механически просты, но дьявол начинает материализовываться в нюансах игры. Благо, что они логичные, но порой игроку почему-то трудно воспроизвести их на практике. Ниже, остановлюсь на некоторых из них.

Важно помнить о том, что у нас всего 10 действий на партию. То есть – их крайне мало. На память приходят «Прага: Сердце Империи» с 16 действиями и «Гранд-Отель «Австрия» с 14 действиями. Чем меньше действий – тем более ценными они становятся, тем более надо взвесить и обдумать. Этот аспект привлечет прежде всего игроков, которые любят планировать и взвешивать оптимальность своего хода с соотнесением рисков. Большого даунтайма нет, в связи с небольшим количеством возможных действий (пять).

Дебют игры сразу же поставит новичков в тупик. В первой фазе надо выбрать жетон Бонуса, а он активируется только в определенной Фазе. Кроме того, что выбор жетона является элементом серьезного планирования, он еще и прямо связан с определением очередности хода. По аналогии с Age of steam. Порой – при возникновении острой конкуренции за право владения определённым участком строительства или шахтой, выбор жетона вызывает желание быть одновременно с красивыми на подиуме и умными – в жюри. Бездумно брать его не рекомендуется.

Следующие две фазы – основные действия. Игроки, согласно определенной очередности хода (после выбора жетона бонуса), выполняют по 1 действию. Среди таковых: покупка малой шахты в карьере; покупка парового двигателя (не доступно в первом раунде); постройка поселения; размещение инженера в надшахтных зданиях; размещение и перемещение шахтеров.

Для покупки шахт мы выплачиваем в банк ее стоимость и забираем в свой запас из ближайшей деревни одного рабочего (серый мипл),  взамен которого выкладываем на шахту своего шахтера (мипл своего цвета). И тут уже ньюанс, что если деревни пустые, то купить нельзя шахту, так как нет рабочей силы в деревне. Если хотим и дальше скупать шахты в этом регионе – придется вначале построить колхоз поселение, для нивелирования тотального рекрутинга. Игроки кстати, часто забывают взять сначала серого рабочего и выставить своего шахтера в карьер.

Покупка парового двигателя приносит нам в актив паровой двигатель (устанавливается в надшахтные здания или шахту). Нужна осмотрительность, так как установка в шахту (+1 талер к доходу) это хорошо. Но вот в фазе консолидации, если аукцион не выиграете, то вы лишитесь двигателя в пользу другого игрока. К концу игры двигатели приносят очки (в зависимости от их количества в вашем запасе, но не более 6-ти).  В нашей второй партии один игрок собрал шесть двигателей и получил 23ПО. Достаточно много, чтобы сделать рывок при финальном скоринге. Так что, если есть возможность конкурировать в карьере, где есть паровые двигатели - поучаствуйте.

Строительство поселения направлено на получение рабочей силы в прилегающих к нему Карьерах. Но мы можем шахтеров в поселении использовать и по-другому, а именно – перемещать их по железной дороге действием «размещение и перемещение шахтеров». Это довольно простое действие, но объяснить его за столом бывает сложно. Вы вначале размещаете двух шахтеров на любом, предназначенным для него месте (кроме поселений, где их может быть не более двух и занятых ячеек), а потом – передвинуть в том числе и размещенных шахтеров на два очка движения. Очки движения можно отдать одному шахтеру. Передвигать можно по железной дороге, между ячейками вашего планшета и тайлами надшахтных зданий. Очень похоже на «HR» в Карнеги. Управление персоналом и его эффективность, одним словом. Некоторые игроки забывали размещать шахтеров перед их перемещением.

В конце игры мы получим очки и за строительство железной дороги (в зависимости от протяженности и ее цвета), как итог перемещений наших шахтеров. Однако, переключение в строительство дороги оттянет рабочую силу от предприятий (надшахтных зданий).

Следующая фаза – дополнительное действие (у кого есть соответствующий жетон), после нее уже наступают технические фазы получения дохода, скупки шахт с минимальными номерами Угольным трестом, промежуточный скоринг за владения шахтой в Карьере и граничащих с ними поселений.  Фаза бедствий, фаза консолидации (аукциона) и фаза получения дохода с тайлов надшахтных зданий.

Бедствия (Аварии на шахтах), в Угле и Колониях не самая сильная сторона в игре, хотя и звучит как казнь египетская. За каждую незащищенную шахту на нашем планшете, кидаем в общий мешок свой цветной диск (но не более трех). Вытягиваем по очереди из мешка три диска. И если среди вытянутых будет диск вашего цвета – вы получите штраф и потеряете шахтера (несколько, если несколько дисков вытянуто). Чтобы минимизировать или устранить риски, каждый угольный бизнесмен принимает для себя решение. Хочет ли он заплатить аутсорсинговой компании по промышленной безопасности или же в течении своих дефицитных действий, назначить штатный персонал с постоянным окладом.  И хоте как я написал бедствие не критичные: тем не менее, очень обидно, когда вам не хватило именно того минимума, который вы потеряли в аварии. Прежде всего – жалко шахтеров, ведь это ваши маркеры влияния на поле, планшете и тайлах предприятий и представляют собой невосполнимую потерю рабочей силы.

Четкое понимание трека с Фазами задает игроку темп планирования действий и управлением ресурсов для скоринга и консолидации. В третьем раунде начинаются аукционы на слияние шахт в Карьере. Время диктует и капиталы есть, чтобы монополизировать производство в Карьере. Сама консолидация приносит не так много очков, но вот терять приходится достаточно много если ее игнорировать. После окончания аукциона, малые шахты убираются с планшетов игроков вместе с паровыми двигателями, а его победитель получает тайл крупной шахты и все паровые двигатели, которые были в карьере, плюсом немного ПО.

Стратегии и партии: наблюдение и ошибки

Сыграно две партии на четверых. Играть тянет еще, хотя игра сытная, а правила несмотря на доработку кое-где заставляют задуматься. Хочется попробовать иные стратегии, поменять вехи своего развития на определенных фазах и раундах. Часто в такое не сыграешь, зато разнообразие, гибкость в достижении своей цели на фоне конкуренции сопартийцев, делает каждую партию уникальной. В год думаю, партий 4-5 будет сыграно.

В игре включено явно несколько победных путей и стратегий. За те две партии, которые я наиграл сделал следующие наблюдения: игроки в разных долях делали перекос в: приобретении большего количества паровых двигателей, используя для этого максимальный ресурс на консолидации; в строительстве железной дороги в дебютах игры, так как это приносит неплохие разовые бонусы, но при этом игрок отходил от владения шахт в Карьерах с 3-4 малыми шахтами и концентрировал внимание на консолидации у своих редких поселений; в грамотном строительстве поселений у ваших шахт (данная стратегия сопряжена с большими капиталовложениями). Вполне равномерно игроки производили улучшения предприятий, но так как оно напрямую связано с рабочими (серыми миплами), мне представляется стратегия состоятельной в совокупности с приобретением шахт с бонусом «две головы».

Любопытное наблюдение по сбалансированности процессом и допущению ошибок в стратегии. На фоне общей конкуренции и хорошего взаимодействия между игроками, с высокой долей вероятности – они будут. Так вот, здесь игра лояльна к ошибкам. Вы можете пробуксовать пару действий, но потом, в раунды консолидации несколькими прицельными и точными ходами выровнять ситуацию и даже перегнать некоторых игроков!

На этом все.  Уже начало дня. Сегодня приезжают представители Угольного треста, а также зеленого и красного игрока. Будет аукцион).

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы