Оценка пользователей
9.5248
Оценить:
-
-AdRiver-

Dungeon Petz - ну очень душевное евро!

время: 03 ноября 2014

Обещала я недавно написать заметку о Dungeon Petz - выполняю данное Интернету слово :) 

 

Что о чем?

 

В Питомцах каждый игрок берет под крыло семейство чертят, которое надумало открыть магазин домашних питомцев. Всю игру игрокам предстоит заниматься обустройством магазина, покупать, выращивать и воспитывать всяких странных подземных тварей, которые пользуются спросом у не менее странных подземных обитателей.

 

Тема проработана очень тщательно. Несмотря на то, что действий в игре довольно много и сам ход игры разбит на несколько фаз, все они очень логичны и хорошо коррелируются с реальной (фэнтезийной) жизнью. Ведь очевидно, что, чтобы выращивать питомца, нужны клетка и еда. Что если животное большое и агрессивное, то в ярости может развалить хлипкую клетку и сбежать, поэтому для таких зверей нужны клетки попрочнее. Что если чертята решат поймать сбежавшее свирепое животное, то оно их покусает/поранит, и бедняжки попадут в больницу. Что очень пригодится лопата на длинной ручке, чтобы выгребать какашки из клетки (да-да, без упоминания какашек не обходится ни один обзор этой игры ;) ), а без лопаты, чтобы почистить клетку, животное надо сначала перевести в другую. Что надо водить питомцев на выставки, т.к. это повышает репутацию магазина. 

 

Поле в процессе игры.

 

Собственно цель игры - получить как можно больше очков репутации, которые зарабатываются на выставках и при продаже зверушки, если покупатель остался ею доволен. И это тоже отлично - я очень люблю, когда безликие ПО обретают какую-то логическую форму и понятное уму название. Вообще, постоянно хочется назвать Dungeon Petz - евро с душой: читая художественные вставки в правилах с описанием и предысторией покупателей и животных, кажется, что автор вложил в игру частичку своей души.

 

Знакомьтесь, это плотоядная Фея-Рверк! Вот что о ней написано в правилах: "Трудно заботиться об этом беспокойном создании, сотканном из огня и магии, но ведь все так любят фей. Что? Конечно, это фея! Все любят фей!"

 

В игре у каждой зверушки есть не только имя и небольшая история, но даже свой индивидуальный характер! Попробую в паре слов описать, за счет чего это достигается. Каждое животное сделано в форме двухслойного яйца. Верхний слой закрывает часть изображенной внизу информации, чем старше становится зверь, тем больше информации открывается. А информация эта представляет собой вереницу цветных квадратиков (красных, фиолетовых, желтых, зеленых). В ходе игры каждый открытый квадратик будет означать некоторую потребность животного.

 

Тут в игре возникает первый и последний элемент случайности (да и то весьма небольшой): каждый игрок получает на руки карты соответствующих цветов и должен сопоставить каждому квадратику карту такого же цвета. При этом колода каждого цвета имеет свою ярко-выраженную специализацию.  Зеленая колода ровно наполовину состоит из карт потребности в еде, а большая часть оставшейся половины - необходимость испражняться (очень логично: ежели зверушка много ест, то и какать она будет немало). Желтая колода в основном определяет потребность животного в ласке и игре. Фиолетовая колода магическая: это ж все-таки фантастические звери, и некоторые из них испытывают неодолимую потребность колдовать. А в красной колоде половина карт - карты агрессии. Еще на каждом животном указано, какой рацион оно предпочитает - растительный или животный, но есть и всеядные твари.

 

Все зверушки одним дружным стадом.

 

Вот так и получается, что в игре встречаются и обычные спокойные травоядные животные, например, очень любимая мною гусеница, уход за которой очень простой - кормить, кормить и еще раз кормить (и убирать, убирать, и еще раз убирать, конечно :)).  Есть хищники, есть агрессивные звери, есть магические, которых вообще можно не кормить, но не оберешься проблем с магией. В общем, к каждой животине свой подход нужен. Это, кстати, хорошо сказывается на реиграбельности игры. Ведь в очередной новой партии думаешь: "Ух-ты, какая зверушка, а такой у меня в магазине еще не было!" Иногда атмосфера игры даже побеждает голос разума, борющегося за ПО - и хочется просто вырастить в магазине животинку, которая, скорее всего, и очков много не принесет, но такая вся милая и соблазнительная.  Поэтому создание новых колоритных тварей является одним из путей разработки дополнений к игре.

 

Если животинки вдруг показались вам странными, то что вы скажете о покупателях? В магазин в поиске любимца могут нагрянуть: Подземная дева, Тролль-колхозник, Бабушка из катакомб, Хозяйка подземелий, Чародей,  Свиноорк, Повелитель подземелий и Повелитель нежити - и у каждого из них свои запросы!

 

Но и замечательно оформленные характерные зверушки и колоритные покупатели не последняя и, на мой взгляд, не самая главная фича игры. А главная - аукцион за места на игровом поле, который превращает вышеописанную идиллическую сказку в постоянный кризис и нервное сидение на иголках почти всю игру :) Суть в том, что у каждого игрока есть свой планшет-ширма, и в начале раунда все игроки поднимают ширмы и за ними делят своих чертят и золото на 6 групп. Потом все опускают ширмы и ходить первым будет тот игрок, который сформировал бОльшую группу. После него походит тот, у которого вторая по величине группа и т.д. И в этом самая большая засада этой игры :) Частенько есть позиции, которые просто позарез надо занять в текущем раунде. Формируешь большую, как тебе кажется, группу, открываешь ее - а у кого-то есть группа больше, и стремится он туда же - прощай столь желанное место.  А свою группу, такую большую и жирную, приходится ставить уже на другое место (справедливости ради укажу, что группой ходить необязательно, можно ее целиком снять и вернуть в домик).

 

Или наоборот, собрал чуть ли не всех чертят и золото в одну кучу, игроки вскрылись, и у всех оказались маленькие группки. Сидишь и думаешь: блин, вот я дурак, всех чертят на одно действие спустил и походить больше никуда не могу. Т.е. постоянно приходится делать выбор - то ли сформировать группу побольше и обеспечить себе большой шанс прорваться в ту локацию, которая очень сильно нужна, либо собрать много мелких групп - и получить больше действий, зато пока до тебя дойдет ход, все самое сладкое будет уже занято. И при этом в начале игры у каждого игрока всего лишь 6 чертят!

 

Индивидуальный планшет игрока. Вверху есть подсказки по фазам раунда, составу колод потребностей и тому, как следует эти потребности удовлетворять.

 

К середине игры иногда возникает ассоциация - "нянечка в переполненной группе детсада": одна зверушка хочет кушать, вторая какать, третья разбушевалась, а четвертая грустит, т.к. с ней никто не играет. Всех жалко, всем хочется помочь, а игра не дает :)) Хотя можно, конечно, завести одного зверя, холить его и лелеять, но и очков репутации на нем много не заработаешь. Таким образом, эта игра учит, что одно взлелеянное животное экономически менее выгодно, чем десяток полуголодных и замученных! (Насчет десятка, конечно, шутка, в игре их может быть максимум 4.)

 

Мне нравится, что в Dungeon Petz нет следующей особенности, часто присущей евроиграм - того, что я часто называю "рога, копыта, хвосты". Во многих играх игрок может получить пару очков тут (за "рога), еще тройку там (за "копыта"), а потом еще 4 сям (за "хвосты"), как в 7 чудесах, Токайдо, Five Tribes и пр. А потом в конце игры все собирают свои крохи и узнают, кто выиграл. "Разнообразие стратегий" в таких играх обычно заключается в том, где в этой партии ты решил собрать больше крошек - в синей локации или в красной :) В Питомцах все иначе: цель одна - твои зверушки должны достойно выглядеть на выставках и понравиться покупателям, запросы которых заранее известны. Поэтому всю игру крутишься вокруг своих малышей, как белка в колесе, пытаясь обеспечить их всем необходимым для здоровой и счастливой жизни :) Даже облегчение наступает, когда удачно продал зверушку - ну вот пристроил одного, а теперь бегом заботиться об оставшихся. При этом нет и однозначно выигрышного пути, следуя которому, можно уверенно стать лидером. Животные в каждой игре разные, покупатели тоже, программа выставок меняется. Каждый раз приходится сталкиваться с большим количеством новых факторов и лавировать среди них, выискивая свой путь, который приведет к победе именно в этой партии. 

 

Настольная мишура :)

 

Напоследок напишу пару слов чисто об оформлении / изготовлении. Честно говоря, это тот редкий случай, когда мне не очень понравилось качество иностранного издания. Жетоны от рамок отделялись плохо, иногда с полосками верхнего слоя картона. Да и органайзера фактически нет. Все остальное вроде бы ок. Оформление игры очень понравилось (если не считать слегка простоватое оформление карт). Поле очень красиво и очень детально прорисовано, причем на нем разбросаны мелкие подсказки по некоторым действиям. Например, сколько очков каждый игрок получит за место на выставке, или что для переноса клетки нужны минимум 2 чертенка. На планшетах игроков все хорошо структурировано, и есть подсказки по всем фазам игры, а также состав всех колод потребностей. Dungeon Petz - это в целом игра, где информация открыта практически по-максимуму, и оформители постарались, чтобы она еще и была понятной.

 

Карты колод потребностей.

 

Правила составлены отлично. Во-первых, в них довольно много художественных вставок, написанных с большим юмором. Во-вторых, все расписано так логично, что несмотря на их довольно большой объем (20 страниц) и комплексность игры в целом, игра осваивается довольно легко. Наша компания не очень дружит с сложными объемными правилами, но в Dungeon Petz все втянулись довольно быстро уже где-то к середине первой партии. Вопросы возникают обычно лишь по мелким нечасто встречающимся нюансам.

 

Так, это я похвалила, это тоже похвалила... Поэтому

 

резюме:

 

Всем любителям яркого кризисного евро с миплплейсментом, если не must have, то must try точно. Думаю, некоторых из них Dungeon Petz может удивить тем, что евро может быть и ТАКИМ: смешным, задорным, атмосферным.

 

Ну и традиционная рубрика - попробую найти то, что

 

может кому-то не понравиться:

 

- Ну во-первых, сам жанр кризисного евро - он на любителя (как и практически любой другой, собственно). А Dungeon Petz, несмотря на все свои ути-пути/милые детали, - довольно комплексное евро с большим количеством открытой информации, которую надо учитывать. Списать свой плохой результат на то, что не повезло, не получится. Иногда, правда, может выпасть комбинация карт потребностей, которую не получится удовлетворить, но это для думающего игрока не может стать неожиданностью. Также не всем нравится находиться в цейтноте обстоятельств и разрываться, желая все и везде успеть. Если люди, которым больше по душе спокойное собирание очков по крохам в других не кризисных играх. Ну и есть особо впечатлительные, которым больно смотреть, как страдают зверушки, лишенные то еды, то ласки. Моя дочка - большая поклонница Питомцев, но до первого кризиса в своем "огороде". В этот момент партия у нас заканчивается :)

 

- Как и во многих других евро такого класса, раздумия над ходом могут занять некоторое время. Самый критический момент - назначение карт потребностей своим питомцам. Когда зверушек 3-4 и большинство из них уже взрослые матерые звери, некоторые знакомые мне товарищи могут минут по 10 (а то и больше) перебирать стопки карт, подбирая наилучшую комбинацию. С другой стороны, эта фаза раунда проходит одновременно у всех игроков и вызывает легкое раздражение лишь у тех, у кого на тот момент не оказалось питомцев, или был один маленький. В остальных случаях всем игрокам есть чем заняться. 

 

- То же, что было выше поставлено в плюс: сочетание жанра (кризисное евро) и озорной темы/красочного оформления. Мне показалось, что в нашей компании это вызвало определенный диссонанс, и игра не стала популярной именно по этой причине. По-моему, увидев такое замечательное юморное оформление, все настроились на легкую веселую игру и, в итоге, разочаровались. С другой стороны, в настоящее комплексное евро мы до того почти не играли, поэтому мне предстоит еще выяснить, возможно, народу просто жанр не нравится (см. первый пункт). Так что, садясь за партию в Питомцев, важно хорошо представлять, в игру какого жанра/класса вы собрались играть. Не дайте красочному оформлению и юмористическим вставкам в правилах сбить себя с толку ;)

 

- Игра предназначена для 4 игроков. Когда играют 2-3 игрока, в игру вводятся болванчики, которые ходят по кругу и занимают некоторые локации на поле. Т.к. локации они занимают вполне конкретные и предсказуемые, то наличие болванчиков снижает накал страстей в игре.

 

- Ширмы и аукцион. Написала, просто потому что часто в инете встречаю высказывания, что некоторые игроки их не любят.

 

В общем, пробуйте, играйте, делитесь впечатлениями! И пусть яркий блеск свежих новинок не затмевает проверенные временем хиты! ;)

 

PS: Я частенько думаю, какой стала бы игра, если бы вместо фантазийного сеттинга события разворачивались в реальном мире, но с той же огромной долей юмора и легкого стеба? Вместо многоглазой гусеницы мог бы быть забавный и игривый бегемотик Обжора, а вместо какой-нибудь Подземной девы - Гламурная Фифа :) Мне очень интересно было бы взглянуть на такой вариант.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
SerJay87 написал 4 года назад: #
впечатления

хороший обзор отличной игры, уже давно в коллекции, редко играем, но в памяти остаётся на долго

Galahed написал 4 года назад: #

Все же эта механика со сделанной 1 раз ставкой ближе к конкурсу чем к аукциону. И она интересна с психологической точки зрения. Например, вчетвером гарантировано кто-то останется без зверушки и обычно последний игрок, потому что максимальные ставки часто одинаковы. Зная это можно сознательно не бороться за зверушку в первый ход и здорово сэкономить ресурсы

Или, например, очень эффективно занимать все незанятые места ставками по 1 рабочему, в то время как остальные бьются за какие-то популярные места. Игра в этом аспекте очень стратегична и гораздо интересней чем механизм ставок в Keyflower, например

Rentus написал 4 года назад: # скрыть ответы

Мне игра нравиться, но у нас какой то ступор все время. Тот человек, кто в последнем туре выбирает продажу зверушек 99% выигрывает. У вас так же? Или мы как то не правильно играем, так как продать по тройной цене двух зверушек это отрыв моментальный.

Galahed написал 4 года назад: #

Очень не просто к концу игры иметь двух нужных зрелых зверушек, да еще и взять продажу. У нас чаще выигрывал тот, кто выставку брал

Еще игра хорошо вознаграждает за смелость и расчет: сначала кажется что если зверушек будет больше двух все выйдет из под контроля, но потом понимаешь что чем больше зверушек - тем легче играть. Карты приходят более разнообразные, их больше и шире выбор. Не думаю что Влад Хватил хотел именно этого, но эффект интересный

Thinker написала 4 года назад: # скрыть ответы

Играем периодически втроем, 1 взрослый и двое детей 9 и 11 лет. освоение правил происходило в несколько заходов, за один присест освоить правила с детьми нереально.н

Тема монстров, как ни странно, отлично сработала на мотивацию освоения детьми этой непростой игры. Это сегодняшний тренд - непонятные существа типа кукол Monster High, Коты-воители и прочая монстрятина детям нравится. И ничего страшного в этом нет. Иной раз в метро или в какой-нибудь "Пятерочке" такие людские фасады косяком прут, что любой монстр на этом фоне суть милашка и очаровашка:)

Tikoshka написала 4 года назад: #

Мы играем периодически с шестилеткой, но правила упростили до неузнаваемости: выбросили аукцион, все деньги и артефакты. Весь смысл остался в выращивание зверья в свое удовольствие. Но последний раз дочка уже так уверенно ориентировалась в игре, что, думаю, пора на настоящие правила переходить.

victor2707 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Купил эту игру недавно, жена в восторге от арта

Maurizio написал 4 года назад: #

А у меня жена сказала "что за ужас". Да и игра сама не пошла.