Изначально здесь я собирался рассказать, что игра вот об этом достойном мужчине - императоре Траяне.
Пояснить, за какие заслуги он удостоился титула «optimus princeps» («наилучший император»), и кто такие пять хороших императоров. Но одноименная игра вовсе не о императоре Траяне и эпохе рассвета Римской империи… Перед нами классическое абстрактное евро. Причем настолько сухое, что во время партии вы обязательно будете ощущать, как перекатывается песок под ногами, и ловить на себе косые взгляды верблюдов, с ужасом взирающих на безумцев, забравшихся в самое сердце пустыни) Резюмирую – темы в Траяне нет, но это не трагедия. А почему, я расскажу немного ниже.
Партия длится четыре квартала, каждый из которых, в свою очередь, состоит из четырех раундов, т.е. всего-то шестнадцать раундов на игру. Что примечательно, количество ваших ходов за раунд будет варьироваться, в зависимости от игровой ситуации и планов других игроков. Уже интересно, не так ли?
За свой ход игрок должен, используя принцип стародавней игры Манкала, переставить маркеры действий, после чего получить жетон Траяна (если такая возможность имеется, конечно) и выполнить действие ячейки, в которой разместил последний маркер. Действий всего шесть. Одновременно с этим правый сосед активного игрока передвигает маркер времени на количество шагов, равное использованному в процессе хода количеству маркеров действия.
Получить жетон Траяна можно, если вам удалось собрать в финишной ячейке изображенную на жетоне комбинацию маркеров действий и, собственно, если этот самый жетон лежит рядом с ячейкой.
Теперь подробнее о действиях.
Во-первых, можно отправится в Морской порт и заняться там торговлей. Плеск волн, крики чаек и моряков, запах рыбы и дорогих заграничных специй, темные личности, явно промышляющие контрабандой или даже (о ужас!) морским разбоем. И вы посреди всего этого копите карты. Берете две из стопки карт, лежащих рубашкой кверху, одну оставляете себе, а другую кладете рубашкой вниз в одну из стопок сброса. Либо просто берете в руки понравившуюся карту из любой стопки сброса. Или же выкладываете перед собой одну или две карты с руки, а в конце игры они возможно принесут вам столь необходимые очки, если, конечно, вы проявите упорство и настойчивость в борьбе за лидерство в сенате и с умом подойдете к выбору бонусных тайлов. И наконец, вершина вершин, вы можете-таки загрузить корабль товарами или, проще говоря, выложить перед собой некую выигрышную комбинацию карт с руки: от одной до четырех одинаковых карт, от одной до трех пар разных карт, от одной до четырех разных карт.
Во-вторых, можно посетить одно из самых любимых мест современного интернет-жителя – Форум. Здесь вы начнете охоту за тайлами форума, которые позволяют получить дополнительные голоса в сенате, удовлетворить потребности народа в «хлебе и зрелищах», заполучить крайне полезные тайлы-джокеры, а также жетоны дополнительного действия.
В-третьих, у вас есть возможность отправиться на войну (военные действия) и под стройный топот марширующих легионов вторгнуться своим полководцем (большой мипл) в соседнюю провинцию, тут же забрать лежащий там жетон форума или отправить своему полководцу на подмогу легионера (маленький мипл) и получить победные очки. Чем дальше расположена провинция от стартовой точки, тем больше очков можно получить. Причем действовать нужно быстро, иначе конкуренты соберут всё самое вкусное и уменьшат получаемые вами победные очки.
В-четвертых, игрок может поместить на свой личный планшет тайл Траяна, а это возможность не только в будущем получить победные очки, но и навсегда избавиться от необходимости кормить и развлекать народ, а также отправить одного-двух миплов на войну или стройку, получить маркер "плюс два" к дополнительному действию.
В-пятых, ничто не мешает вам побывать в сенате. Под крики представителей влиятельных семейств, спорящих о деталях готовящегося постановления, вы перемещаетесь с клетки на клетку по треку сената, с каждым ходом получая на одно очко больше. Кроме того, в конце раунда тот, кто выиграл борьбу в сенате, имеет возможность выбрать бонусный тайл, что может серьезно изменить всю стратегию на партию.
В целом, сенат - это, пожалуй, самое атмосферное место в игре. Здесь за лидерство порой разгорается нешуточная борьба, готовая перерасти в рукоприкладство, совсем как у некоторых нынешних депутатов)
И наконец, в-шестых, вы имеете возможность заняться строительством (постройки). Возведя новое здание в первый раз, вы не только получите очки, указанные на тайле, но и откроете возможность дополнительно выполнить одно из пяти вышеперечисленных действий. Кроме того, коллекция из трех или четырех одинаковых зданий принесет очки в финале игры.
Для начала скажу, как не потерять победные очки. В конце раунда вам придется кормить и всячески развлекать население древнего Рима при помощи тайлов форума и Траяна, если же напрочь забыть о чаяниях и потребностях народа, то можно лишиться целых пятнадцати очков.
Новички, привлеченные ароматами свежевыловленной рыбы и запахом дальних странствий, практически поголовно бегут в Морской порт в поисках легких победных очков. Ещё бы - здесь не только можно загружать корабли, но и одновременно с этим собирать карты, отвечающие условиям тайлов бонусов.
С опытом приходит понимание того, что и Сенат очень даже неплохой способ достичь победы в игре, а вот сам по себе порт не так уж и эффективен.
Также интересно с точки зрения выбора победной стратегии выглядят Постройки. Здесь вы не только сами добываете очки, но и маневрируете с целью отсечь противников от так необходимых вам или им жетонов.
- Бледное оформление. Проходя мимо стола с разложенным Траяном, вы точно не закричите «Вау!» и не замрете соляным столбом;
- Отсутствие темы. Как я уже писал выше, любителям «влажных» или даже «мокрых» евро здесь придется несладко)
Хотя для меня это вовсе и не минусы)
+ простые (для евро такого класса сложности) правила. Всего двенадцать страниц совсем не мелким шрифтом, в иных семейках и то больший объем текста. Всё очень логично и стройно;
+ высочайшая реиграбельность;
+ даунтайм практически отсутствует, даже если ваши противники откровенно затянули с ходом, вам всегда найдется, над чем подумать самому;
+ игра отлично масштабируется от двух до четырех участников;
+ активное взаимодействие в борьбе за нужные тайлы;
+ нейтральное, не отвлекающее от игрового процесса оформление;
+ отсутствие темы) Да-да. Это плюс, и вот почему. Есть игры, в которые я играю ради процесса. Это филлеры, пати, семейки, и в них для меня важно и красочное оформление, и ярко выраженная тематичность. Но чем игра сложнее, тем мне больше хочется не просто принять участие, но победить. Такие игры для меня своего рода головоломки, где я уже ко второй-третей партии перестаю воспринимать оформление и прочие отвлекающие моменты. В этом смысле Траян для меня идеален.
Сразу должен честно признаться, что я давний поклонник Фельда, и каждую его новую игру жду с большим интересом. Не всегда мои ожидания оправдываются, какие-то игры у меня откровенно не идут, какие-то не вызывают вовсе никаких чувств, но Траян — это любовь с первой партии, нет, даже с первого прочтения правил.
Также хочу уточнить, что я не гик, а семейный настольщик, и все более-менее сложные игры у нас проходят на четверых, в составе: я, супруга и дочери (сейчас им пятнадцать и десять лет от роду). Так что для нас Траян — это семейная игра, лидер по количеству партий, обогнавший все филлеры и пати в текущем году.
Траян - это одна из тех игр, что притягивает, заставляя возвращаться к себе снова и снова. Если Траян вызовет у вас подобные чувства, то не удивляйтесь, когда поймаете себя на том, что прямо посреди лекции или важного совещания вы неосознанно прокручиваете вчерашнюю партию или разрабатываете новую супервыигрышную стратегию)
Траян — это игра, вызывающая эмоции, она не оставляет места равнодушию. Каждая победа — это искренняя радость, поражение — это печаль и желание как можно скорее начать новую партию.
Резюмируя, хочу сказать, что Траян - «большая» и умная игра, с лаконичным оформлением, потрясающей реиграбельностью, отточенным балансом и собственной душой!
К сожалению, эту игру редко вспоминают. Так что приятно. что она хорошо идет даже в семейном кругу. Хотя игра точно для любителей как следует поломать голову.
Ну, особенность моей "игровой ячейки" такова, что у нас все игры семейные, включая и Феод и Сквозь века)
Да обидно, что редко вспоминают, на мой взгляд Траян - лучшее творение Фельда.