Оценка пользователей
6.4218
Оценить:
-
-AdRiver-

Акватика в Случайном месте

время: 27 сентября 2013 место: Случайное место

Обзор настольной игры "Акватика" Ивана Тузовского.

 

Кто обитает на дне океана? Нет, не Спанч Боб. Благо, что фауна океанов полна других кхм.. прекрасных существ. Ну там медузы, морские звезды, удильщики и прочие асцидии и хиалонемы. Кого вдруг заинтересовало, милости прошу, буду ждать вашего возвращения(; Других же приглашаю посмотреть на несколько утрированную и напрочь авторскую версию жизни в воде от широкого известного автора в узких избранных кругах. Нынче мы разобрали (погрузились в?) Акватику Ивана Тузовского (и товарища его Антона Худякова).

 

У каждого автора есть жанр-столп, до лучших представителей которого он стремится дорасти. У меня это — карточные игры с мудреными правилами и возможностью составлять жуткие комбинации. Т.е. RFtG, Инновация, Eminent Domain, Доминион — это все про меня. И как-то так случилось, что посоветовал я что-то из перечисленного опробовать Ване. Ну посоветовал и посоветовал, ликбез, все дела, с кем не бывает? А Ваня с Антоном взяли, да и придумали игру с таким же подтекстом — собираем карты, используем разумно их эффекты и комбинации, превозмогаем. ПО тоже присутствуют, обижаете.

 

Иван Тузовский

 

Значицца, Акватика. Про чего она? А про то, что собрались на досуге правители морских держав и загрустили — наделы у них маленькие, жемчуг ни в раз не водится, последний шарик вон и тот эскимосам на шкуры оленьи обменяли (холодные течения, понимаете ли). И решили они вдруг все разом свои княжества-то расширить до неузнаваемых пределов (и беспределов тоже, чего уж). Созвали значит своих подданных, Пионеров там всяких, Рейнджеров и Конкистадоров. Откуда последние под водой большой вопрос, но речь не о том. Созвали и говорят: хотим много земель, ну то есть вод. Чтобы там и болота наши были, и лагуны, и бездны морские. Пионеры с Конкистадорами да Рейнджерами понятливо закивали и помчались новые земли, ну то есть воды, исследовать и жемчужины в них искать.

 

Такой вот задел. Ну или примерно такой, за достоверность и безупречность передачи фактов ручаться не буду. Суть главное передал. Игрокам предлагается взять под свое командование морских обитателей и с их помощью распространять свое влияние на неисследованные доселе места в целях собрать с этих мест побольше жемчуга, что в терминах Акватики суть родимые ПО.

 

Нейтральные территории и существа

 

Вся игра состоит из карт, разбитых на колоды: существ (3 колоды, по 1 на каждый вид), территорий (то, что нуждается в нашем завоевании), столиц (3 колоды, по видам столиц). В начале игры каждый получает 1 из 4ех стартовых столиц, затем набирает на руку в открытую существ по числу, написанном на столице (на всех начальных — 8). Правила при этом 2: как минимум существо каждого вида в руке быть должно; существ одного любого вида не может быть больше половины всей руки. На столицу кладется 1d6 нужной гранью вверх (время владения). Затем на стол открываются 3 карты независимых территорий. Колоды столиц пока откладываются в сторону.

 

Теперь вкратце о процессе игры. Она делится на раунды, раунды на фазы. Внутри фазы игроки делают ходы, одновременно или по очереди, в зависимости от фазы. Всего фаз вот столько: развитие, строительство, экспансия.

 

Во время развития все одновременно проворачивают 1d6 на столице на 1 в сторону уменьшения числа, а также сдвигают своих существ на завоеванных территориях на 1 деление вниз. Если существо вышло за границу территории, то она считается полностью исследованной и приносит игроку жемчуг, после чего отправляется в сброс. А игрок тем временем забирает всех своих существ из своего сброса. Как они там оказываются читайте ниже(;

 

Строительство нужно всего для одной вещи — смены своей столицы. Новая столица выбирается из доступных открытых карт, при этом оплачивается ее стоимость в жемчуге. Столицу обязательно (ну почти) менять, если 1d6 стал с «1″ — «0″. В таком случае либо происходит обмен, либо штраф на владение каждый ход (по числу жемчуга, за который эта столица была приобретена). В общем, фаза странная, т.к. зачастую все дружно говорят «Пас» и переходят к активным действия.

 

Столица одного из игроков

 

Экспансия. Эта штука играется по очереди. Очередь задается числом инициативы на столицах игроков — чем она выше, тем раньше ходишь. Во время экспансии можно делать много чего, но в строгом порядке: с руки разыгрываются Рейнджеры; проходит захват независимых территорий; атака на территории соперников; активация эффектов карт существ; активация эффектов карт территорий; завершение фазы. Теперь все это чуть-чуть подробнее. Чтобы было в конце статьи ясно, по каким фронтам идет похвала и критика(;

 

Рейнджер, сыгранный с руки либо захватывает верхнюю карту в колоде территорий, либо открывает еще 3 карты территорий на стол. Все просто и изящно.

 

Дальше проходит захват открытых территорий. Каждая имеет свою защиту (она же глубина), от «1″ до «5″. Чтобы заполучить карту себе, нужно как минимум сравняться по силе с ее защитой. Каждая сброшенная карта существа с руки = +1 атака. Конкистадор = +2 атаки. Так что все просто — сбрасываем карты с руки, получаем новые территории. Причем получаем их строго в матрицу нашей столицы. У столиц есть места, в которых могут содержаться территории, на западе, востоке и юге. Вот там мы их и размещаем. А чтобы территория считалась совсем уж игроковской, тому нужно на завоеванную территорию положить еще 1 карту существа с руки. И так происходит либо пока не надоест, либо пока существа на руке и/или территории не кончатся.

 

Еще одна столица

 

Отдельная тема — захват. Т.е. можно отнять то, что смог схватить другой. Для сего действа нужно особое свойство либо уже имеющейся в подчинении территории, либо абилка столицы. Захватывать при этом можно только карты на западе и востоке (на юге все спокойно), да и те только самые крайние. Зато любого игрока(: И при том защита территории не считается, даром что нужно превысить (даже не сравняться) силу тех, кто на атакуемой территории лежит. И здесь начинается махач — игрок кладет существ с руки в атаку, потом противник кладет существ с руки в защиту, потом игрок кладет существ с руки в атаку, потом противник… Ну вы поняли. И так до победного. Если атака превысила защиту, территория отходит игроку. Если оказалась равна или меньше, остается у оппонента. Бойцы ес-но уходят по сбросам.

 

Потом существа с руки (если остались) играются на свои территории в защиту, либо они жертвуются в угоду Посейдону (эффекты некоторых территорий), либо еще что-то, что взбредет сделать с существами игроку в голову.

 

А теперь самое вкусное — эффекты территорий. Каждая территория имеет свою глубину. Во время фазы развития каждая территория игрока изучается на 1 деление, т.е. карта существа на ней сдвигается на 1 вниз, открывая новую абилку. И чем глубже территория, и чем лучше она исследована, тем больше игроку доступно эффектов в свой ход. Эффекты самые разные, от подсчета жемчуга за комбинации карт в княжестве, до возможности игнорировать изучение территорий в фазу развития.

 

Ну и последнее, что делает игрок — получает по 1 жемчужине за каждую территорию в своем владении и доводит число открытых карт территорий на столе ровно до 3ех. На этом его хода завершается и действует игрок со следующей по величине инициативой.

 

Игра проходит до того момента, как кто-то либо набирает 50 жемчужин, либо должен сменить свою столицу в четвертый раз. Раунд в таких случаях доигрывается и происходит подсчет — у кого шариков больше, тот и самый большой молодец.

 

Изучение правил игры

 

Меня Акватика очень завлекла еще на этапе чтения правил. Очень уж меня впечатлила механика с постепенным раскрытием эффектов карт. Такое натуральное развитие, прокачка. Поэтому прототип сразу ушел в студию, где и был опробован. К досаде всех собравшихся правила на поверку оказались довольно дырявыми. И нам пришлось целый час потратить на их изучение. Партия на 4ых при этом заняла 3 часа, последний из которых мы еще раз всецело обратились в чтение правил. Но нет худа без добра, на базе наших вопросов Ваня быстренько составил мини-FAQ(:

 

В общем, продираясь сквозь полотна букв, мы-таки сыграли партию почти до самого конца, позволив себе пропустить лишь 2 последних хода, ибо было ясно, что в победители эти игроки не выбьются никак. Задумка у игры очень и очень добротная. Действительно получился этакий последователь сложных комбинационно-карточных игр российского пошива. Проще, с гуляющими пока правилами, вопросами по балансу и урезанию, но все-таки в потенциале достойный представитель жанра.

 

Впрочем, есть и критика. Так, строгий порядок действий в фазе экспансии выглядит несколько надуманным. Мне кажется, дай игрокам осуществлять свои замыслы в любой последовательности и в Акватике появится еще один уровень глубины. Простите за каламбур.

 

Оригинальная (ну, как оригинальная…) идея с временем владения столицы по ощущениям все-таки не до конца обыграна. Можно ее сделать еще более контрастной и интересной. Например, давать вкусные абилки столицам, если они на последнем издыхании, т.е. осталось 1-2 хода владения. Тогда игроки получат еще один выбор в игре — сменить столицу и лишиться бонуса, или же заплатить цену, но сыграть гамбит через открывшийся эффект. Также появится выбор стратегии — быстро завершить игру, сменив 3 столицы, или же чуть подзатянуть партию, воспользовавшись вкусным действием.

 

Поначалу показалось, что существ мало, но под конец стало понятно, что вполне можно обойтись и ими. Тем более, что по словам Вани, в игре раньше было больше существ, чуть ли не с десяток. Урезание пошло ей на пользу. Я в это верю. Также, известно, что раньше в Акватике были некие эффекты, влияющие на конкретные группы карт территорий, что тоже впоследствии было убрано. Но зато остались цветные названия карт, что и показывало их принадлежность(:

 

Рабочие заметки

 

По чести, нужно, и мне очень хочется, сыграть еще партию-другую. По уточненным правилам, уже представляя себе процесс. А то Ваня грозился, мол, опытные игроки то завершают игру за 5-6 раундов, то набирают за ход по 35 жемчужин, а я пока даже представить себе такого не могу. К слову, возможно что второй момент связан все-таки с дисбалансом чего-то в игре, нежели с опытом игрока. Но это в любом случае не убавляет моего желания засесть за новую партию(;

 

P.S. На очереди обзор игры Яна Егорова In my defense. Следите за блогом и пишите свои мнения. Встретимся через энное количество времени здесь же, или в Случайном месте, что тоже вери гут(;

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Maxim_AT написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Чем-то напомнило книгу Чайны Мьевиля "Шрам". Могли бы быть очень интересные столицы, кстати.

IvTuzovsky написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А чем эти не нравятся?=)

Maxim_AT написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Почему не нравятся? С этими я вообще не знаком. Но вот Нью-Корбюзон или Армада - тематически очень интересные столицы, как ни крути.

IvTuzovsky написал 6 лет назад: #

Э-эх, и на литресе нет. Ушел качать=)

IvTuzovsky написал 6 лет назад: #

Кубик, который работает маркером времени, скорее всего уйдет. По крайней мере мы над этим работаем. Пока тестируется такой вариант: полностью исследованные территории не сбрасываются, а переворачиваются рубашкой вверх. Их глубина считается равной 0. В результате спустя некоторое время столица "замусоривается" и, чтобы освободить место для новых захватов ее надо поменять (сбросить территорию теперь можно будет только при смене столицы).
Система работает, но в результате могут возникать паузы, когда у игрока почти нет активных территорий - одни нулевки. Думаем над абилками, которые как раз будут использовать нулевки

Кстати, мотивация игрокам быстро менять столицы присутствует и в текущей версии:
Во-первых, редко когда удается в первый ход заработать 6-7 очков на приличную столицу нейтрального или уязвимого типа (не взирая на всю свою уязвимость эти столицы круче, поскольку дают больше существ) и приходится брать агрессивную столицу, которая всем бы хороша, но мало ячеек под территории и мало существ.
Во-вторых, смена столицы является хорошим способом для лидера довольно резко закончить игру, пока он еще лидер. Случай нечастый, но когда удается - срабатывает как атомная бомба=)

По поводу дисбаланса: в среднем опытный игрок после 1-2 хода выбивает по 12-17 очков. Текущий рекорд в 33 очка был зафиксирован при чертовски удачном стечении обстоятельств, да и человек, его установивший, скорее не на победу играл, а в течении трех ходов готовил плацдарм для того, чтобы превзойти свой собственный предыдущий рекорд. Кстати, ему это не помогло - выиграл другой товарищ)))

Регламент, как мы уже выяснили в блоге, на самом деле позволяет совершать действия в любых последовательностях, на чем и строятся многие комбо в игре: захватить не очень нужную саму по себе территорию, в обход нормального порядка пионерами открыть ее эффект, захватить другие - уже более нужные территории, применить эффект первой и получить кучу ПО, как-то так=)