Взгляд на топ из 2022
В прошлом году в моем топе получился довольно длинный список игр, и хочется сначала ненадолго вернуться к нему.
Во-первых, там были “не доехавшие” до конца года игры - и если Solforge оказалось интересной, но странной, а Circadians вышли скучными и откровенно некрасивыми, то Aeon Trespass Odyssey по праву занимает место в топе. Это огромная приключенческая игра, смесь Kingdom Death Monster и книги choose your own adventure. Огромное количество контента, атмосферный сюжет, интересные бои - лучший босс-батлер на моей памяти.
Во-вторых, из топа пара игр укрепила свои позиции. Oathsworn продолжает радовать своими уникальными боссами и увлекательной прокачкой, а Mindbug стремится куда-то на вершину игр по показателю “количество решений на минуту игрового времени”. На мой взгляд, это маст хэв для любителей элегантных карточных игр.
Наконец, неожиданно очень много игр из топа оказались как минимум объявленными для локализации: The Guild of Merchant Explorers, Ascension Tactics, Dead Reckoning, Oathsworn, даже Circadians.

Топ 2023
Симулятор года - Hegemony: Lead Your Class to Victory
Отличная игра, которую российское сообщество получило почти со всем миром. Отдельное спасибо Лавке Игр за то, что вписались в первый тираж этого неочевидного проекта - надеюсь, с продолжением тоже все выйдет удачно.
Геймплейно это асимметричная карточная игра, в которой, например, есть выставление рабочих в буквальном смысле. Но механики не так важны, ведь игра прекрасна благодаря тесному взаимодействию между игроками. Злой капиталист не открывает новые предприятия для рабочих? Время объявлять забастовку! У предпринимателя есть идея для бизнеса, но нет денег на запуск? Пожалуй, государство заплатит за всё. Гегемония очень атмосферна, и, кажется, вписывает экономическую модель государства в простую и абстрактную, но вроде бы без откровенных ляпов модель; при этом она остается игрой с достаточным количеством инструментов влияния на других игроков, чтобы победа казалась основанной на усилиях игрока, а не на выходе карт или рельсах выбранной роли.

Социальная дедукция года - Hollywood 1947
Очередная коробка в серии Dark Cities, которая кажется самой ладно скроенной с точки зрения геймплея, без откровенных “поломов”. Игроки примеряют на себя роль коммунистов и патриотов, пытаясь пропихивать в голливудские фильмы нужную повестку; на тему отлично работает оформление, где особо выделяются стильные постеры к несуществующим фильмам.
Как в лучших играх жанра, игра дает достаточно информации для построения гипотез, но 100% уверенности не будет никогда - это сохраняет напряжение до самого конца и создает моменты формата “ты был моим лучшим другом-патриотом, а оказался коммунистом!”. Пока писал топ, объявили локализацию - если честно, удивляет, что игры этой серии все еще не были доступны на русском. Возможно, теперь дело изменится.

Дуэльная игра года - The Hunt
Авторы Уотергейта сделали близкую по духу игру, куда кроме классической дилеммы card-driven игр “событие или очки” добавили еще скрытное перемещение - немецкая подлодка пытается топить грузовые корабли, пока на нее охотится британский флот.
Опять получилась отличная игра, которая может закончиться за полчаса, но в которой каждый ход необходимо принимать интересные решения. Еще одна особенность, которую хочется отметить - это третий способ применения карт помимо двух классических: “сила” карт также нужна для финального сражения, так что помимо розыгрыша для воздействия на поле нужно также управлять составом руки, чтобы в нужный момент иметь сильные карты. Это добавляет еще один слой планирования в небольшую, но насыщенную игру.

Скрытное перемещение года - Зверь/Город Великой Машины
После прекрасной Mind MGMT отрадно видеть, что в жанре продолжают появляться хитовые проекты. Обе игры получились очень атмосферными, разнообразными и захватывающими, несмотря на некоторые огрехи в геймплее; а еще - непохожими: даже принципы скрытного перемещения здесь реализованы зеркально - в одном случае прячется одинокий игрок, в другом - противостоящая ему команда.
Отдельно хочется похвалить оформление: Зверь неумолимо напоминает хорошие примеры европейских комиксов с его акварельно-размытой рисовкой, а Город как будто возвращает в золотую эпоху FFG с ярким оформлением, картами с кучей текста, мелкими микромеханиками. На этом фоне довольно бледно выглядит тоже вышедшая в 2023 Dead By Daylight, что весьма странно для издателя, L99 - и, пожалуй, этим двум играм она проигрывает.

Атмосфера года, истории года и инновация года - Stationfall
Удивительно, как Stationfall недружелюбно встречает игроков - ужасно написанные правила, безумное количество локальных компонентов, 20 карточек персонажей на партию со своими способностями, условиями скоринга и советами… Даже чтобы просто осознать, как тут всё работает, нужно время, а уж для построения какой-то осмысленной стратегии кому-то может не хватить и пары партий. Но несмотря на все эти барьеры, Stationfall остается одним из самых свежих и запоминающихся проектов последних лет. Это “песочница”, в которой множество уникальных персонажей пытаются спастись с падающей станции (ну или, по крайней мере, большинство) - при этом персонажами управляют все игроки, но только один из них является важным для конкретного игрока.
Вместо описания геймплея просто хочется сказать, что здесь можно взорвать станцию с помощью антиматерии, выпустить секретное оружие вроде живой слизи или местного “чужого”, сломать спасательные модули и свалить на космическом ранце, сдать других игроков полиции… Это бесконечный генератор запоминающихся историй, в котором сложно победить, но легко веселиться.

Декбилдинг года - Star Wars The Deckbuilding Game
Пока я жду от FFG их версию стратегии на декбилдинговом движке A Handful of Stars (видимо, можно уже не ждать), они выпустили нечто попроще - классический дуэльный декбилдинг без поля и других неортодоксальных вещей, зато с несколькими интересными фишками. Во-первых, на общем рынке карты принадлежат разным фракциям - чужие карты купить нельзя, зато можно убить для получения мгновенных бонусов. Во-вторых, целью игры является уничтожение нескольких вражеских баз - но слишком ранняя агрессия приводит к тому, что у противника раньше появляются новые базы, а ведь у каждой есть своя мощная способность.
На выходе получилась простая, но увлекательная игра - нечто вроде “Звездных Империй”, но в любимом многими сеттинге и с парой наворотов.

Претенденты 2023
Как обычно, жизнь в России накладывает ограничения на скорость появления новинок в коллекции, так что часть потенциально крепких игр мне просто не удалось опробовать в 2023. Несмотря на это, хочется выделить список того, что потенциально могло бы попасть в топ, но пока еще едет или ждет своего часа на полках:
Хоть бы кто-то взялся за локализацию Kutna Hora! Игра с интересными механиками, любителю евро такое точно нужно иметь в коллекции))
Kutna Hora это CGE, которые заморозили отношения с РФ. Как только оттаят - Гага наверняка возьмется.
Лавка (вроде) написали, что им не понравилось.
Если честно, то CGE больше веры с точки зрения оценки качества игр, чем Лавке
безусловно, но только не они локализуют))
Александр, спасибо за интересный топ.
The Hunt еще с прошлого сам взял на заметку. Жду)
Не знал про The Hunt, спасибо. Уотергейт одна из любимых игр, потому это для меня обязательная покупка)
На русском еще издадут Битву за Версаль, это тоже емкая дуэльная игра от того же издателя, что и у The Hunt. Вроде выглядит интересно, хотя тема странная
мммм, спасибо, не обратил на нее внимание из-за уродливых артов... но может дам ей шанс
черт, и спейс-бифф хвалит, ну чтож так плохо нарисовано то(((
The Hunt он тоже хвалит, к слову
уговорили))) еще General Orders: World War II и
Match of the Century в хотелки отправил.