Борьба Империй (Imperial Struggle) игра прекрасная, но ее правила, как часто у GMT, написаны не слишком структурно, и довольно тяжело сыграть в игру с первого раза, соблюдая все правила в точности. Ну, быть может, это лично я торможу, а кто-то пооопытней и с первого раза въезжает, конечно. Также по традиции в правилах есть места, плохо освященные в книге (или простые забытые), но разобранные на BGG.
Но на BGG точно есть люди с такой же проблемой, и там в файлах к игре выложен очень удобный документ, Learning Guide. Сразу же рекомендую его всем - Imperial Struggle | Imperial Struggle Learning Guide and Reference Table | File | BoardGameGeek Очень помогает изучать правила.
От себя я решил пройтись по этому файлу и переписать его сюда в виде такого вольного перевода с комментариями, тем более что теперь доступна официальная русская теминология от Гаги. Перевод, правда, на мой личный звгляд очень плох, но что поделаешь - и я его тут стараюсь придерживаться. Но если вам ближе оригинал - рекомендую просто посмотреть файл с BGG. В конце оригинального документа есть еще справочная таблица, у меня ее пока нет.
Обзор
Борьба Империй (ИБ) происходит в течение 6 "мирных раундов" , разделенных на три различные эпохи - Наследств (белая), Империй (зеленая) и Революций (фиолетовая), с потенциально возможными 4 "военными раундами" между ними. В течение игры игроки будут бороться за позиции на карте и улучшать свое положение на театрах войн, что в конечном итоге приведет к получению VP.
то в конечном итоге приведет к начислению VP. Важное замечание: под "раундом" в БИ обычно подразумевается весь мирный раунд. Действия выполняются в "ходах".
В каждый "мирный раунд" игроки определяют свои потенциальные стратегии на эпоху (2 раунда), а затем поочередно выбирают жетоны действий (они же жетоны инвестиций), разыгрывая их вместе с возможными событиями, пока каждый игрок не сыграет четыре жетона.
После этого каждый из четырех регионов, видимых на доске, и востребованные на глобальном рынке товары будут вознаграждены победными очками, а затем игра переходит либо в военный, либо в мирный раунд, что отмечается на шкале раундов. Во время военного раунда театры военных действий
(ТВД) будут разрешаться по очереди на основе соответствующего листа ТВД путем подсчета сил военных жетонов и сравнения результрующего перевеса, который приводит к наградам, прежде чем пойти к следующему театру.
Этот цикл продолжается до завершения 6-го мирного раунда (в этом случае производится окончательный подсчет очков), либо до достижения одним из игроков автоматической победы.
Условия победы
ПО (Победные Очки) - оба игрока используют один и тот же счетчик ПО, который начинается на 15 очках. Если ПО начисляются британцам, то счетчик уменьшается в сторону ноля. Если ПО получают фрацузы - счетчик увеличивается в сторону 30.
Автоматическая победа
- В Фазу проверки победных условий в течение мирного или военного раунда:
- Если счетчик ПО на 0 или меньше, то побеждают британцы
- Если счетчик ПО на 30 или выше, то побеждают французы
- В Фазу подсчёта мирного раунда, если один игрок собрал все региональные награды и получил все три награды за товары глобального спроса
- После разрешения всех театров войн военного раунда, если один игрок победил во всех театрах с максимальным результатом (отрывом)
Победа по очкам в фазу финального подсчета (если после 6 мирного раунда победитель еще не выявлен) - фаза подсчета очков 6-ого раунда проводится как обычно, потом начисляются дополнительные очки:
- За владение большим количеством престижных ячеек (зеленая рамка) -> +2 ПО
- Подсчет доступного долга для каждого игрока -> + 1 ПО за каждые 2 единицы разницы (максимум 4 ПО)
- Товары - за владение большим количеством рынков (без конфликтов) товара, чем противник -> +1 ПО за каждый вид товара. Подсчитываются все 6 видов товаров, макимум 6 ПО разгрываются таким образом, при равенстве ПО не идет никому.
- За стартовые территории, которые поменяли владельца с начала игры (например Ямайка оказалась в руках фрацузов) -> +2 ПО за каждую территорию . Их легко обнаруживать, так как стартовые территории раскрашены в "свои" цвета и отмечены флагом. Примечание - территории это особый вид ячеек, квадратной формы.
Игрок в наибольшими ПО побеждает. Если счетчик на 15, то побеждает сторона с большим доступным долгом. Если и этот показатель равен, то побеждают британцы.
Описание карты
На карте есть четыре региона - (слева направо, сверху вниз) - Северная Америка, Карибы, Индия. Северная Америка и Индия поделены на субрегионы, отделенные белыми линиями. Северная Америка поделена на Северные Колонии (внизу) и Канаду (наверху). В Индии это Карнатик (внизу) и река Хугли (наверху). В Северные колонии еще входит ячейка-территория с удобным названием "Северные Колонии".
Ячейки соединены черным сплошными линиями и/или прерывистыми военными маршрутами. Черные линии определяют связи рынков с территориями, фортами, морскими эскадронами, в том время как прерывистые линии нужны для связей территорий для целей завоевания после войн. Также сплошные линии соединяют ячейки с Преимуществами. Заметим, что не все территории имеют военные маршруты.
На карте также имеется следующее: ячейка флота, общая для обоих игроков, ячейки с наградами для каждого региона для хранения жетонов наград, определяемых случайным образом во время мирных ходов, ячейка инициативы, таблица глобального спроса, в которой подробно описаны награды за ПО во время мирного хода, общая шкала победный очков, в котором подсчитываются ПО, долги, очки договоров и другие маркеры.
Ячейки — все пространства, которые могут содержать флаги, имеют стоимость или звездочку (в этом случае эскадры считаются флагами), обозначающую базовую стоимость этой ячейки. Эта стоимость может быть изменена за счет близости с фортами или эскадрами, а также наличия маркеров конфликта. Подробности описаны в разделе «Фаза действий» ниже.
Политические ячейки имеют форму ромба, имеют флаг и могут содержать одно или несколько пространств. Если ячейка имеет зеленую рамку (например, место стоимостью «3» в Голландской Республике), то это ячейка престижа. Престижные ячейки дают бонус ПО во время фазы подсчета очков Мирных раундов, если вы контролируете большиство таких ячеек. Обратите внимание, что пространство «+2 ПО» в ячейке для наград за Европу — это не ячейка, а напоминание. На некоторых из этих политических ячеек есть слово «Альянс» и точки по краям — эти ячейки дадут контролирующему игроку (т. е. игроку, захватившему эту ячейку) одно очко силы в войне, связанной с точками. Количество точек соответствует четырем войнам, которые могут произойти в ходе игры. Например, одна точка соответствует первой войне (испанское наследство), а четыре точки — четвертой войне (независимость Америки). Ошибка карты — две ячейки Альянса в Испании применимы в Третьей войне, но на них не напечатаны три точки. Однако они точно представлены на листе ТВД.
Обратите внимание, что в Европе есть две морские ячейки и одна территория (Минорка), которые также считаются престижными, хотя и не являются политическими ячейками.
Более того, существуют некоторые политические ячейки, которые недоступны до тех пор, пока не будут выполнены определенные условия. Например, два нижних места в Пруссии недоступны до начала Эры Империи (обратите внимание, что там написано Империя+», поэтому они остаются доступными в эпоху Революции). Аналогичным образом, два ячейки престижа недоступны, если на поле не были размещены флаги США в результате американской войны за независимость. «Сыны свободы» доступны только в эпоху революции.
Чтобы захватить или снять флаг с политическоой ячейки, вы должны потратить дипломатические очки действий.
Рыночные ячейки обозначены кружками, и все, кроме одной, связаны с одним из шести товаров, доступных в игре. Исключением является британский стартовый рынок Чесапик, товаром которого является пшеница, которая дает преимущество, а не является фактором при подсчете глобального спроса. Контролируя больше этих ячеек, чем ваш оппонент, вы можете получить вознаграждение, если товар пользуется глобальным спросом, который определяется случайным образом в начале мирного раунда.
Чтобы захватить или снять флаг с рыночной ячейки, вы должны потратить на это экономические очки действий.
Форты и морские ячейки обозначаются на карте шестиугольниками, где стоимость фортов заключена в пятиугольник, а морские ячейки отмечены звездочкой. Обратите внимание, что на этих местах также есть точки, которые усиливают соответствующие войны. Для некоторых карт они также считаются ячейками «Альянса». Когда форты строятся действием, вы размещаете в этом месте флаг. В отличие от других локаций, морские локации принимают только жетоны эскадрилий, а стоимость размещения эскадры варьируется. Более подробная информация описана в разделе «Раунд действий» ниже. Форты и морские ячейки обеспечивают защиту связанных с ними рыночных ячеек и также считаются флагами для подсчета очков.
Чтобы захватить или снять флаг с форта или морской ячейки (эскадры — это «флаги»), вы должны потратить на это военные очки действий.
Территории имеют квадратную форму, имеют флаг и имеют стоимость завоевания 1. Они не могут переходить из рук в руки или быть отмечены флагом во время мирных раундов, зато приобретаются или теряются в результате войн. Во многих случаях театры военных действий дадут победителю определенное количество очков завоевания (ОЗ). Хотя эти очки можно использовать для захвата контроля над всеми неполитическими ячейками, они являются единственным способом взять под контроль территорию при условии, что вы можете првоести к ним военный маршрут (за исключением случаев, когда военных маршрутов не существует). Более подробная информация описана в разделе «Война» ниже. Территории служат отправной точкой для связей с другими ячейками, особенно с рынками.
Ячейки преимуществ представлены в виде пятиугольников и во время подготовки в них размещаются жетоны преимуществ, которые игроки могут получить в ходе игры. Каждый игрок начинает с одного жетона преимущества в соотвентствии с его стартовой позиции. Чтобы переместить жетон преимущества с игрового поля на планшет игрока, вы должны контролировать все соединенные ячейки, и на этих ячейках не должно быть маркеров конфликта. Если вы потеряете соединительную ячейку, то жетон преимущества немедленно вернется на игру в своем текущем состоянии. Например. если он был испоьзован в предыдущем ходу, он возвращается на карту истощенным и может быть (повторно) получен любым игроком в том же состоянии. Если жетон конфликта помещается на соединенную ячейку, то жетон преимущества становится недоступным для использования, но остается под контролем игрока. Каждый из этих жетонов дает преимущество при активации. Подробную информацию о каждом жетоне можно просмотреть на обратной стороне памятки для игрока, но большинство из них не требует пояснений. Как правило, жетоны преимущества можно использовать один раз за раунд мира и не обновлять до тех пор, пока не начнется следующий ход мира.
Процесс Игры - мирные раунды
Нумерация для удобства соответствует нумерации из книги правил.
4.1.1 Фаза обновления колоды (раунды 3 и 5).
В начале игры колода событий содержит только карты событий эпохи наследств. В начале новой эпохи вы замешиваете все события новой эпохи в текущую колоду (оставляя сброс как есть). В начале эпохи революций события эпохи наследств переходят в разряд недоступных. Вы можете либо удалить их из колоды и рук игроков, если это возможно, либо просто сбросить их по мере их появления.
4.1.2 Фаза увеличения максимального долга
Опять же, в первые раунды новых эпох, оба игрока увеличивают свой максимальный долг на 4.
4.1.3 Фаза наград
В игре доступно шесть жетонов наград. В начале эпохи случайным образом разложите два жетона наград лицевой стороной вниз в ячейку с наградами для каждого региона, а затем откройте один из них. Это будет награда за победу в регионе в первой половине эпохи. Во второй половине эпохи на этом этапе удалите первый жетон награды и откройте второй для каждого региона. Примечание - если на жетоне награды указано красное число, это разница, с которым вам нужно выиграть регион. Например, с разницей в "2", чтобы претендовать на награду, у вас должно быть на 2 флага больше, чем у вашего оппонента.
4.1.4 Фаза глобального спроса
В каждом раунде перемешивайте и выбирайте три (из шести) случайных жетонов товаров (т. е. жетоны глобального спроса) и размещайте их рядом с таблицей глобального спроса на карте. Это три товара, которые будут подсчитываться каждый ход во время фазы подсчета очков. В таблице «Глобальный спрос» описаны награды за их победу в зависимости от текущей эпохи. Например, выиграв Меха в эпоху наследия, вы получите 2 ПО и 1 очко соглашений.
4.1.5 Фаза обновления (мирный раунд)
Удалите все маркеры истощения с использованных жетонов преимуществ и соответствующих карт министерств (см. 4.1.7). Переместите все сыгранные и невыбранные жетоны действий из предыдущего хода в поле «Использованные жетоны инвестиций».
4.1.6 Фаза получения карт
Вытяните 9 новых жетонов инвестиций (жетонов действий) и поместите их в ячейки «Доступные жетоны инвестиций» на соответствующем планшете. Это доступные действия, которые любой игрок может выполнить во время фазы действий (4.1.9). Если в последующих ходах не хватает жетонов для заполнения поля, сначала выложите все невытянутые, затем перетасуйте использованные и продолжайте, пока не останется 9. Как они работают, будет подробно описано ниже.
Также на этом этапе каждый игрок тянет три карты событий, добавляя их к тем, которые у него могли быть на предыдущих ходах, а затем сбрасывает лишние до трех. Сброшенные события попадают в стопку сброса на планшете рядом с жетонами инвестиций. Сыгранные события полностью удаляются из игры. Маловероятно, что сброс будет перемешан обратно в колоду, но лучше дрежите сыгранные карты в отдельной стопке.
Карты событий берутся из общей колоды обоих игроков и имеют несколько потенциальных функций.
См. пример карты — Война за ухо Дженкинса. В левом верхнем углу вы можете увидеть значок военных действий. Это означает, что для того, чтобы разыграть это событие, вы должны во время раунда действий выбрать инвестиционный жетон, основное действие которого (верхняя половина) — военное. Если значок отсутствует, выбор типа жетона не требуется, но вам все равно необходимо выбрать жетон со значком крестика, чтобы воспроизвести любое событие.
Под названием карты находится ее БОНУСНЫЙ триггер. Хотя иногда триггер не требует пояснений (например, такое условие, как контроль над большим количеством хлопковых рынков), в некоторых случаях триггером является ключевое слово. Эти ключевые слова взяты из карт министров, которые вы выберете на следующем этапе. Только если этот бонусный триггер выполнен, вы можете получить бонусную награду карты события. Например, британский бонус на этой карте увеличивает долг французскому игроку, а французский бонус дает одно очко дипломатических действий. Для этого некоторые карты событий разделены, как в «Ухе Дженкинса». Когда вы играетекарту с разделенными событиями, применяется эффект только для вашей нации. Событие вашего оппонента не происходит.
Во всех случаях сыгранные события удаляются из игры. Подробности приведены в разделе «Фаза действий» ниже.
4.1.7 Фаза министрств
В начале новой эры каждый игрок берет все карты министерств, соответствующие эпохе (включая те, которые он разыграл ранее), и выбирает две, чтобы положить их лицевой стороной вниз на свой игровой планшет. Во второй половине эпохи игроки могут поменять любые нераскрытые карты министерства на другие. Они могут быть раскрыты на этапе хода действий, чтобы предоставить ключевые слова (для активации бонусов) или другие преимущества.
Карты Министерства — это карты, на основе которых вы потенциально можете построить свою стратегию на этот раунд. С левой стороны три поля указывают, в каких эпохах можно разыгрывать карту. Может присутствовать ключевое слово (в данном примере — Меркантилизм). Эти ключевые слова сами по себе мало что делают, но некоторые события требуют наличия ключевого слова, чтобы вызвать бонусный эффект. Если вы когда-нибудь не поймете слово, появляющееся в качестве бонусного триггера на карте события, то вы найдете это слово на своих картах министерств.
Более того, эти ключевые слова также могут повлиять на войны. Обязательно проверьте список бонусов в военной силе на планшете ТВД на предмет ключевых слов в каждом театре, поскольку любые открытые карты министерства с совпадающими словами приносят одно очко силы.
4.1.8 Фаза инициативы
В первую раунд инициатива по умолчанию принадлежит французам. На всех последующих раундах инициатива переходит к игроку с меньшим количеством ПО (т. е. если меньше 15, инициатива Франции; больше 15, инициатива Великобритании). Ровно при 15 ПО инициатива не меняется. Обновите маркер соответствующим образом. После установки маркера инициативы игрок с инициативой выбирает, какой игрок ходит первым.
4.1.9 Фаза действий
Теперь каждый игрок будет поочередно играть по одному ходу действий, пока оба игрока не завершат четыре из них.
В игровой ход вы должны:
- Выбрать инвестиции жетон из доступных (его нельзя будет повторно использовать в этом раунде)
или
- Пасовать и уменьшить свой текущий долг на 2. В этом случае вы все равно выбираете жетон, но ничего с ним не делаете.
После этого вы можете:
- Открыть карту министерства и получить ее преимущества/ключевые слова, если применимо (3.5.2). Обратите внимание, что «Карта Министерства остается лицевой стороной вниз до тех пор, пока не будет использована какая-либо часть ее возможностей (ключевое слово или способность)» (3.5).
- Разыграть одну карту события, если применимо.
- Активируйте до двух контролируемых жетонов преимуществ, но только один жетон на регион (8.1, 8.2).
- Потратить свои очки действий (например, вы можете захотеть получить основные, но не второстепенные очки).
1. Выбер жетона инвестиции (5.1).
Жетоны инвестиций (или Жетоны действий) доступны на планшете, и их могут выбрать оба игрока. У каждого из них будет число, записанное большим шрифтом, описывающее его основное действие, и меньшее число (всегда равное 2), обозначающее его второстепенное действие.
Оба связаны с одним из трех конкретных типов действий: экономическим, дипломатическим и военным
Разница между основным и дополнительным действием заключается в том, что очки за основные действия можно потратить в нескольких областях и/или нескольких регионах, а дополнительные действия — нет. Кроме того, дополнительное действие ограничивается следующим:
- Второстепенное действие можно потратить только на одно действие. (5.3.2) Это означает, что вы можете осуществить влияние, купить один бонусный жетон войны, починить один форт, разместить одну эскадру и так далее.
- Второстепенное действие не может быть использовано для удаления противостоящей эскадры или снятия флага с области, если не присутствует маркер конфликта.
Если вы тратите свои очки основных действий в нескольких регионах, вы должны потратить дополнительно 1 из этих очков на каждый новый регион (5.3.4). Однако это не относится к военным действиям! Например, вы хотите потратить 2 очка в Европе и 2 очка в Индии. Для этого вам понадобится 5 очков - 4 для двух регионов и 1 для смены региона.
2. Розыгрыш карты события (5.2).
На некоторых жетонах изображен крестик. Это означает, что вы можете разыграть событие из своей руки. Если вы решите сыграть событие, то вы должны сделать это, прежде чем тратить очки с выбранного жетона действия. Процедура следующая:
1. Убедитесь, что главное действие инвестиционного жетона позволяет разыграть событие, если это применимо (если в верхнем левом углу карты события появляется значок, главное действие инвестиционного тайла жетона быть того же типа; если значка нет, то карта события может запускаться просто с символом крестика на жетоне)
2. Сначала проверьте условия бонуса. Событие не может сработать само по себе, поэтому перед его разрешением вы должны активировать его бонус. Если условие выполнено, то бонус предоставляется, но он все равно применяется по порядку (то есть, вы должны применить обычный эффект, прежде чем бонус вступит в силу).
3. Любые очки действия, полученные с помощью карты события, можно разыграть как отдельное основное действие или для усиления основных или второстепенных действий на выбранной вами инвестиционной плитке.
4. Все очки действий с карты события (стандартной или бонусной) не используются до тех пор, пока вы не разыграете текст события и не начнете разыгрывать жетон инвестиций. На них распространяются те же ограничения, что и на обычные очки действий, и/или дополнительные ограничения, описанные в самой карте. 5
5. После того, как карта события разыграна, удалите ее из игры.
3. Военное улучшение (5.3.3).
Если на выбранном инвестиционном жетоне есть две стрелки в круге (см., например, изображение выше), вы можете при желании обновить обычный военный жетон. Во время подготовки каждый театр военных действий случайным образом получает по одному скрытому обычный жетону войны от каждого игрока. В ходе игры новые обычные военные жетоны будут заполнять театры следующих войн (7.6). Если вы решите использовать военное улучшение с жетона инвестиций, действуйте следующим образом:
1. Выберите один обычный жетон войны, лежащий на планшете войны на каком-нибудь театре, который нужно улучшить.
2.Вытяните новый обычный жетон войны случайным образом из запаса.
3.Выберите один из этих двух, чтобы поместить его обратно на место в том же театре военных действий.
4. С оставшимся жетоном выберите - либо удалить его из игры, либо вернуть в запас. Примечание. Вам не разрешается удалять жетон, если в результате в вашем запаса останется менее 4 обычных жетонов войны (5.3.3, пункт 2).
4. Выполните действие инвестиционного жетона.
Теперь вы можете выполнять свои основные и второстепенные действия на вашем инвестиционном жетоне, а также любые бонусные действия, предоставленные вам картой события, если это применимо. Обратите внимание: если у вас есть карты министерств, дающие очки действий по какому-то условию, вы должны выполнить их условия, прежде чем выполнять какие-либо действия. Другими словами, вы получаете очки действия в тот момент, когда начинаете разыгрывать свой жетон инвестиций. Это не зависит от того, когда была раскрыта карта министерства; до тех пор, пока бонусные действия все еще доступны для срабатывания триггера, вы оцениваете состояние в момент начала разыгрывания жетона инвестиций.
Например, в карточке британского министерства Эдмунда Берка (эпоха революций) есть условие: если вы потратите все свои очки основных дипломатических действий в Европе, вы можете получить еще до двух очков за каждую контролируемую вами ячейку в Ирландии. Вы не можете использовать свои очки основных действий, чтобы получить эти две ячейки, а затем получить бонусные очки действий. Чтобы получить эти бонусные очки (5.2.2), вы уже должны иметь под своим контролем эти места на момент начала выполнения вашего Основного действия (5.2.2).
Ключевые термины. Следующие термины важны как для карт событий, так и для выполнения очков действий (3.2.8):
- Занять: разместить флаг в пустой ячейке.
- Отнять: убрать флаг противника из ячейки
- Повлиять: изменить состояние ячейки на один шаг (захваченное на пустое или пустое на захваченное; таким образом, для перемещения ячейки от одного игрока к другому требуется два действия влияния)
- Захватить: убрать флаг противника из ячейки и сразу же разместить там свой флаг.
Типы действий – напоминание: для основных действий необходимо заплатить однодополнительное очко действия за каждый регион, в котором вы тратите очки, кроме первого, при выполнении дипломатических или экономических действий, а не военных действий (5.3.4). Второстепенные действия нельзя использовать в нескольких ячейки или нескольких регионах!
Общее правило: всегда применяйте уменьшение перед увеличением. Стоимость действия никогда не может быть снижена ниже 1. (5.4.2, 5.5.2)
Получение преимуществ. Если в этом раунде действий вы получаете жетон преимущества, захватывая ячейки, вы не можете использовать его до следующего раунда действий (8.0, 8.1). Вы получаете жетон преимущества, контролируя все связанные с нем ячейки.
Долг и очки соглашений. Игроки начинают с долга 0 (отмеченного маркером текущего долга на шкале очков) и лимита долга 6. В ходе игры они также могут заработать определенное количество очков соглашений. Оба из них можно потратить, чтобы «усилить» действия в соотношении 1:1. Если тратится долг, то маркер текущего долга перемещается вверх к маркеру лимита долга (6.1). И наоборот, если очки соглашений потрачены, то маркер перемещается в сторону 0 (9,1). Например, у вас есть 2 очка дипломатических действий и вы хотите повлиять на ячейку, которая стоит 3. Вы можете получить дополнительное очко, взяв очко долга или потратив очко соглашения. Если что-либо относится к доступному долгу, то это относится к разнице между вашим лимитом долга и текущим долгом. Если в любой момент вы вынуждены взять долг, но находитесь на своем лимите, потеряйте 1 ПО за каждое очко долга, полученного сверх вашего лимита (6.3).
Экономические действия
Экономические очки используются для влияния на рынки (5.4.1) путем оплаты стоимости рынка «монетами», то есть очками экономического действия (5.4.2). Эта стоимость может быть изменена в зависимости от наличия фортов, эскадр или маркеров конфликта и/или если рынок изолирован (5.4.2).
Требования. Рынок, на который вы собираетесь повлиять, должен быть связан (сплошная линия) с территорией, морской ячейкой или фортом, который вы контролируете, или с другим контролируемым рынком, который не содержит маркера конфликта и не изолирован*. Тем не менее, вы не можете по цепочке за один и тот же ход рядом стоящие рынки в одном и том же раунде действий – другими словами, вы не можете захватить рынок, а затем использовать этот же рынок, чтобы захватить еще один рынок, который теперь связан с ним на том же ходе действий. Однако вы можете немедленно захватить рынок, связанный с территорией, морской ячейкой или фортом, который вы захватили на том же ходу действий (примечания дизайнера игры к 5.4.1).
* Изолированный рынок — это рынок, с которого невозможно проследить обратный путь к территории, морской ячейке или форту, не встретив маркер конфликта (примечание: маркеры конфликта обычно размещаются с помощью жетонов преимущества, которые описаны ниже). Обратите внимание, что изолированные рынки по-прежнему поставляют свои товары во время оценки глобального спроса, если на них нет конфликтов. Примечание. Статус изолированности не вступают в силу до тех пор, пока не закончится ход, в котором они были вызваны.
Процедура: потратьте очки Экономического Действия, равные напечатанной стоимости рынка, чтобы сдвинуть его на один шаг. Напоминаем, что «Второстепенные действия» можно использовать только для захвата ячейки; снятие флага второстепенным действием разрешено только при наличии маркера конфликта. Основные действия не имеют такого ограничения.
Стоимость:
- Базовая стоимость = напечатана на поле рядом с ячейкой.
- Если изолирован, то стоимость снятия флага равна 1; но как только ячейка пустует, стоимость возвращается к своему базовому значению.
- Если присутствует маркер конфликта, стоимость равна 1 (обратите внимание, что маркер конфликта удаляется при сдвиге рынка) (3.8.2)
- Если защищено, стоимость = База + 1, независимо от того, сколько ячеек защищает его. Ячейка считается защищенной, если она отмечено флагом и сама соединено с отмеченным флагом неповрежденным фортом или эскадрой владельца ячейки (3.2.8). В то время как другие ячейкит могут оказаться защищенными, статус имеет значение только для захваченных рынков и маркеров конфликта, которые, возможно, присутствуют на них. Ячейки, защищенные вашими собственными маркерами, лишь увеличивают стоимость для вашего противника, а не для вас. Это также означает, что если защищенная ячейка не отмеченафлагом, то она больше не защищена, потому что защита применяется только при снятии флагом с ячейки.Территории не обеспечивают защиту.
Дипломатические действия
Дипломатические действия используются для изменений политических ячееек (5.5.1). Никаких требований к связям с другими ячейками в этом случае нет.
Процедура – потратьте очки дипломатических действий, равные напечатанной стоимости политической ячейки, чтобы повлиять на нее (сдвинуть на один шаг). Опять же, помните, что второстепенные действия не могут быть использованы для снятия флага с ячейки, если не присутствует маркер конфликта.
Если присутствует маркер конфликта, то стоимость снижается до 1 (маркер конфликта удаляется при удалении флага).
Купите карту события (планшет игрока). Не указано в книге правил, но подтверждено дизайнером и напечатано на планшете. Вы можете купить (вытянуть) новую карту события за 3 дипломатических очка.
Военные действия
Очки военных действий универсальны и могут быть потрачены разными способами.
Обратите внимание, что за них не взимается дополнительная плата при выборе нескольких регионов (5.3.4).
- Удалить маркер конфликта (5.6.2) – удалите маркер конфликта с поля за 2 очка военных действий. Если территория защищена вашим фортом или эскадрой, стоимость удаления маркера конфликта снижается до 1. Некоторые события добавляют +1 к стоимости (в этом случае переверните маркер как напоминание), маркеры конфликта двусторонние).
- Постройте форт (5.6.3) – захватите пустую ячейку форта, заплатив стоимость, указанную на ней. Вы должны быть связаны с этой ячейкой через рынок, морскую ячейку или территорию, которые уже были захвачены на начало вашего хода действий.
Форты никогда не могут переходить из рук в руки во время мирных раундов, если они не повреждены. Форты могут быть повреждены в результате войны (некоторые бонусные жетоны войны предоставляют такую возможность) или определенных карт событий. Чтобы форт перешёл из рук в руки, его должен отремонтировать игрок противника (см. ниже).
- Ремонт форта (5.6.4) – при ремонте форта маркер поврежденного форта удаляется с поля, а стоимость зависит от того, какой игрок его ремонтирует.
Если вы ремонтируете дружественный форт, стоимость равна напечатанному значению ячейки минус 1.
Если вы ремонтируете форт противника, стоимость равна напечатанному значению ячейки плюс 1, и вы заменяете флаг своим собственным. Чтобы отремонтировать и таким образом захватить форт противника, вы должны быть связаны с фортом через ячейку, занятую эскадрой или рынком. Территории не в счет. Ремонт собственного форта не имеет такого ограничения.
- Построить новую эскадру (5.6.5) – заплатите 4 военных очка, чтобы построить новую военно-морскую эскадру.
Все новые эскадры помещаются непосредственно в ячейку флота на карте. Некоторые жетоны преимуществ, карты министерств и события могут снизить стоимость нового эскадрильи.
- Развертывание эскадры (5.6.6). Эскадры могут быть размещены в морских ячейках по переменной цене, отсюда и звездочка вместо стоимости на ячейке. Ограничений на связность с другими ячейками при развертывании эскадр нет. По сути, они «телепортируются» по всему миру. Однако отдельный маркер эскадры можно разместить только один раз за ход действий. Одновременно только одна эскадра может занимать морскую ячейку. Они не только обеспечивают защиту рынков, но также обеспечивают силу во время войн, и вы сразу же можете распространяться от них дальше по полю.
Затраты следующие:
- Размещение в пустой ячейке – 1 военное очко.
- Размещение в занятую ячейку из поля флота – 3 военных очка.
- Размещение в занятую ячейку из другой морской ячейки – 2 военных очка.
- Перемещенные эскадрильи возвращаются в общую морскую ячейку; они не уничтожаются.
- Раунд 6 (5.6.1) – После 6 мирного раунда войны не будет, поэтому военные очки становятся немного менее ценными (но все еще хороши для фортов и эскадр). Чтобы решить эту проблему, можно приобрести 1 экономическое или дипломатическое очко за 2 военных, которое можно использовать в качестве основного действия. Однако вы можете приобрести только один тип за раунд действия (все экономические или все дипломатические).
- Купите бонусный жетон войны (5.6.1). За 2 очка военных действий вытяните бонусный жетон войны из запаса (случайным образом) и добавьте его в театр военных действий. За один ход вы можете купить до двух бонусных жетонов войны. На каждом театре военных действий можно разместить до двух бонусных тайлов войны поверх уже занятого там основного тайла войны. Если вы хотите добавить третий бонусный тайл войны в театр, его необходимо переместить в другой театр. Если все театры военных действий заполнены, вы не можете выполнить это действие.
Жетоны войны бывают двух разных видов (3.7), и оба помещаются в отдельные стопки запасов на планшете игрока. Я рекомендую использовать чашки или мешочки, а не планшет. Они обеспечивают военную силу театру военных действий, на котором они размещены. При подготовке и перед каждой последующей войной каждый театр военных действий будет заполнен скрытым обычным жетоном войны от каждого игрока. Их нельзя приобрести, вместо этого их можно улучшить с помощью специальных Инвестиционных жетонов со значком улучшения. На каждом театре военных действий одновременно может быть только один обычный жетон войны. Обычные военные жетоны имеют силу от -1 до +2. Бонусные жетоны войны берутся из отдельного запаса (доступно четыре набора, посвященных соответствующей войне, но каждый набор идентичен, за исключением названий и иллюстраций, поэтому вы можете при желании менять их местами после каждой войны) и имеют диапазон сил от +1 до +3. На них присутствуют имена и изображения исключительно в исторических целях, но все они имеют рамку по краям.
Как на обычных, так и на бонусных жетонах войны могут быть изображены один или несколько значков, которые будут разыграны во время фазы войны.
Для удобства они перечислены ниже.
- Начислить долг – увеличьте долг вашего противника на 1
- Повредить форт – поместите маркер поврежденного форта на форт в том же театре действий.
- Удалить эскадру – переместить эскадру с театра военных действий в общую ячейку флотов.
- Снимите флаг с рынка или политической ячейки на том же театре. Если вы снимаете флаг с рынка, вы должны в первую очередь выбрать на рынок, который, по возможности, не приведет к изоляции других. В противном случае вы можете выбрать любой рынок.
4.1.10 Фаза уменьшения очков соглашений – оба игрока уменьшают свои доступные очки соглашений до 4, если это применимо.
4.1.11 Фаза применения оставшихся способностей.
Некоторые карты событий или министерств имеют способности «в конце хода». Они применяются в эту фазу.
4.1.12 Фаза подсчета очков.
Подсчет очков во время мирных ходов включает в себя подсчет каждого региона на карте, а также товаров глобального спроса, которые были выбраны на этапе глобального спроса (4.1.4).
Ценность каждого региона определяется в фазе наград (4.1.3).
Региональный подсчет очков — для каждого региона подсчитайте общее количество флагов для каждого игрока (для этой цели эскадры считаются флагами), и тот, у кого больше всего очков, получает награду для региона. Обратите внимание: если в ячейке есть маркер конфликта, то ячейка не является флагом для подсчета очков. Ничьи приводят к отсутствию награды для региона.
Если на жетоне с наградой изображено красное число, победивший игрок должен выиграть с перевесом в 2, чтобы получить награду.
Если на плитке награды в углу изображено TRP, то победителю также присуждается Очко Соглашения (оно может превышать 4, так как Очки Соглашения к этому моменту уже уменьшены).
Подсчет очков престижа. При подсчете очков в Европе также учитывайте количество ячеек престижа каждого игрока (зеленые рамки). Обратите внимание, что некоторые места недоступны до тех пор, пока не будут выполнены определенные условия (престижные места Пруссии и США). Игрок с наибольшим количеством отмеченных престижных ячеек получает 2 ПО. За ничьи награды не присуждаются.
Оценка глобального спроса – оцените три товара глобального спроса в том порядке, в котором они появляются в таблице в столбце для разыгрываемой эпохи (сверху вниз). Чтобы подсчитать каждый товар, подсчитайте рынки каждого игрока, которые соответствуют оцениваемому товару (мех и рыба в Северной Америке, сахар и табак в Карибском бассейне, хлопок и специи в Индии; в Европе рынков нет). Игрок, имеющий наибольшее количество рынков сбыта данного товара, получает за него награду. Опять же, за ничьи награды не присуждаются.
Маркеры конфликта мешают рынку участвовать в подсчете (такие рынки не учитываются) Изолированные рынки поставляют свои товары, пока на них нет маркера конфликта.
4.1.13 Фаза проверки победы
Проверка условий автоматической победы.
Во время мирных ходов:
Если счетчик ПО равен 0 или превышает его, то побеждает британский игрок.
Если счетчик ПО равен 30 или превышает его, то побеждает французский игрок.
Во время фазы подсчета очков мирных ходов, если один игрок выигрывает все региональные награды и все три награды глобального спроса (товары), то этот игрок выигрывает.
Процесс Игры - военные раунды
Фаза разрешения войны (7.1) – Войны происходят между мирными раундами, но могут принести победителю большие награды. Каждая война разделена на несколько театров военных действий, однако некоторые из этих театров могут происходить в одном и том же регионе. Войны происходят между всеми раундами, кроме второго и третьего. На шестом раунде предстоящей войны нет. Как правило, планшет каждой предстоящей войны размещается в начале раунда, предшествующего войне, и предшествующие ей мирные раунды могут быть использованы для усиления военных действий.
На каждом театре военных действий на планшете войны подробно указано, где это происходит (карта), это может быть один или несколько регионов, что дает силу каждому игроку (бонусная сила), а также таблица того, что получает победитель в зависимости от перевеса в победе (разница в общих силах). Разрешите каждый театр военных действий по порядку, включая все награды, прежде чем переходите к следующему театру военных действий.
Процедура следующая:
1. Откройте жетоны войны (7.1.1). Откройте все жетоны войны для обоих игроков и подсчитайте числовое значение силы каждой стороны. Это боевая сила армий.
2. Примените эффекты жетонов войны (7.1.2). Как описано на стр. 8, на жетонах войны могут отображаться значки с разными эффектами. Они применяются немедленно, до подсчета боевой силы. Портреты, пушки и другие украшения не дают никаких игровых преимуществ.
Начислить долг – увеличьте долг вашего противника на 1, отнимая ПО, если его долг достиг предела.
Повредить форт – поместите маркер поврежденного форта на форт в том же театре действий (карта).
Удалить эскадру – переместить эскадрилью из театра в морскую область
Снять флаг с рынка или политической ячейки в том же театре - Если вы снимаете флаг с рынка, вы должны начинать с рынка, который, по возможности, не приведет к изоляции других. В противном случае вы можете ориентироваться на любой рынок.
3. Пройдите по спсику бонусной силы театра войны (7.1.3) – в каждом театре бонусная сила присуждается за определенные элементы, перечисленные в таблице.
Каждый элемент обеспечивает одно очко силы, где это применимо. Эта дополнительная сила суммируется, а затем добавляется к вашей базовой силе армии.
- Ключевые слова – они берутся из карт министерств и учитываются индивидуально. Это означает, что в приведенном выше примере Испании, если в вашем министерстве показаны две карты Governance, каждая из них дает 1 очко силы. Это маловероятная ситуация, но так играть можно.
- Страны – относятся к политическим ячейкам Альянса в данной стране, а не к ячейкам Престижа. Их легко определить по точкам, присутствующим в ячейке. Помните, что Испания участвует в третьей войне, хотя точек нет; она указан в списке бонусной силы Семилетней войны. Не все страны обязательно рассматриваются на конкретном театре военных действий – иными словами, вы можете заметить, что в данной войне участвуют несколько территорий, но они могут способствовать конкретным театрам, происходящим в этой войне, а не всем из них.
- Маркеры конфликта – каждый маркер конфликта непустой ячейке, находящийся в регионе театра, дает 1 очко силы противоположному игроку независимо от того, какой это тип ячейки (например, конфликтный британский рынок дает 1 очко французскому игроку). Если маркер конфликта придал силу театру военных действий, то он удаляется в фазе сброса.
- Эскадры – эскадры в регионе театра военных действий дают своему владельцу 1 единицу силы.
- Форты – каждый форт в регионе театра дает своему владельцу 1 единицу силы при условии, что у него нет маркера повреждения.
4. Общая сила театра и трофеи театра (7.1.4, 7.2) – общая сила вашей армии плюс вся ваша бонусная сила. Победителем театра становится игрок с большей суммой. Разница в победе определяет, какие трофеи будут получены в результате (большая сила минус меньшая сила). При ничьей трофеи не присуждаются. Разыграйте все военные трофеи на театре военных действий перед тем, как разыграть следующий театр военных действий (7.2).
Очки завоевания (7.2.1) – в некоторых театрах вы можете заметить, что в списке трофеев есть 1 ОЗ или 2 ОЗ. Это очки завоевания, и они чрезвычайно сильны. Они позволяют вам взять под контроль территорию (заменить флаг противника своим, сдвиг не требуется) за 1 ОЗ за каждое. Это касается всех ячеек, кроме политических ячеек, включая Территории! Фактически, это единственный способ перехода территории из рук в руки.
- Чтобы захватить Форт или Рынок, просто переверните флаг на свою сторону (1 ОЗ).
- Чтобы захватить моркую ячейку, у вас должна была свободная эсадра в ячейке флотов или вы можете переместить другую эскадру из другой морской ячейки – вы не строите эскадру волшебным образом (1 ОЗ).
- Чтобы захватить территорию, вы должны потратить 1 ОЗ независимо от результата. Вы также должны проследить связь через военный маршрут к контролируемой области (но это не нужно, если этих линий нет в принципе — например, Гудзонов залив).
Однако дважды за войну ваш противник может отказаться отдать территорию, если она у него под контролем (7.2.2). Если это так, происходит ряд вещей:
1. ОЗ потрачено
2.Территория не переходит из рук в руки.
3. Если игрок впервые отказывается уступить территорию, он теряет 3 ПО.
4.Если это второй раз, игрок теряет 5 ПО.
5. Как только игрок отказался уступить территорию, эта территория не может стать целью снова до конца войны, но может стать целью в будущей войне. В противном случае, если нет отказа или ячейка незанята, захватите ее.
Обратите внимание, что тратя ОЗ на целевые территории, вы обычно ограничиваетесь тем же регионом, что и театр военных действий. Однако на некоторых театрах военных действий отображается список доступных территорий, который позволит вам нацеливаться на территории, которые не находятся на том же театре военных действий. Например, на картинке находится список доступных территорий для Американской революции, первого театра военных действий в американской войне за независимость. Сама война происходит в Северной Америке (как и ожидалось), но, например, одна из доступных территорий, на которую можно нацелиться с помощью ОЗ, — это Сан-Агустин, который находится в Карибском регионе (и также дает жетон преимущества фруктов, что делает его особенно сочным... извините).
Особые награды театра (7.3) – Война за австрийское наследство и Война за независимость Америки содержат потенциальные награды, которые не содержат подробностей на планшете театра. Они описаны на странице 16 книги правил, а для удобства также подробно описаны:
- Поражение якобитов (WAS) – разместите маркер рядом с Шотландией и Ирландией. Удаляет карту Министерства «Якобитские восстания» из колоды Министерства Франции до конца игры.
- США (AWI) – только Франция – выберите для захвата амерканскими флагами северные колонии, Каролины и/или территории Сан-Агустина. (ни одного, некоторых или всех) (имеется в виду удаление уже имеющихся флагов). Затем вы сможете снять флаги с любых фортов в субрегионе Северных колоний. Затем снимите флаги со всех рынков Северной Америки и/или Карибского бассейна, которые в результате оказались изолированными. Примечание - в размещении флагов США не может быть отказано, как указано в пункте 7.2.2.
- Канада (AWI) – только Франция – может разместить флаг США на территории Квебека и Монреаля. Снимите флаги со всех рынков, которые в результате оказались изолированными.
Флаги США не могут быть смещены ни одним игроком. Если флаги США установлены в результате AWI, то два престижных места в Атлантическом океане теперь доступны для захвата любым игроком (10.0). Для целей окончательного подсчета очков флаги США дружественны французскому игроку!
Фаза проверки победы (Война) (7.4)
Как только все театры военных действий будут разрешены, проверьте автоматическую победу. В противном случае перейдите к фазе обновления.
Если один игрок выиграл все театры военных действий с максимальным преимуществом, то этот игрок побеждает.
Если нет, проверьте ПО, как в «Мирных раундах» (0- = победа Британии, 30+ = победа Франции)
Фазы обновления и подготовки (война) (7.5, 7.6) – верните все сыгранные жетоны войны в свои запасы и рандомизируйте их.
Если вы еще этого не сделали, удалите все маркеры конфликта, которые давали силу во время войны.
Выложите карту войны для следующей войны, и оба игрока вытягивают по одному жетону базовой войны для каждого отображаемого театра военных действий и кладут их лицевой стороной вниз.
Если следующей войной будет 7-летняя война, обоим игрокам разрешается немедленно вытянуть количество бонусных жетонов войны, равное количеству, которое они выставили в предыдущей войне, но не более 3 (WAS). Напоминание об этом есть на планшете войны.
Перейдите к следующему Мирному раунду.
Победа по очкам в фазу финального подсчета, повтор (если после 6 мирного раунда победитель еще не выявлен) - фаза подсчета очков 6-ого раунда проводится как обычно, потом начисляются дополнительные очки:
- За владение большим количеством престижных ячеек (зеленая рамка) -> +2 ПО
- Подсчет доступного долга для каждого игрока -> + 1 ПО за каждые 2 единицы разницы (максимум 4 ПО)
- Товары - за владение большим количеством рынков (без конфликтов) товара, чем противник -> +1 ПО за каждый вид товара. Подсчитываются все 6 видов товаров, макимум 6 ПО разгрываются таким образом, при равенстве ПО не идет никому.
- За территории, которые поменяли владельца с начала игры (например Ямайка оказалась в руках французов) -> +2 ПО за каждую территорию. Их легко обнаруживать, так как стартовые территории раскрашены в "свои" цвета и отмечены флагом. Примечание - территории это особый вид ячеек, квадратной формы.
Игрок в наибольшими ПО побеждает. Если счетчик на 15, то побеждает сторона с большим доступным долгом. Если и этот показатель равен, то побеждают британцы.
Руководство по связности ячеек.
- Связность НИКОГДА не важна для изменения политических ячеек или размещения эскадр, а только для перемещения рынков и строительства/ремонта фортов.
- Для строительства форта требуется контроль над прилегающей ячейкой в начале хода. Возможные варианты — это морская ячейка , территория, рынок или изолированный рынок. Соседства с рынком, на котором есть маркер конфликта, недостаточно для строительства форта.
- Ремонт дружественного форта не требует соединений.
- Ремонт форта противника требует контроля над прилегающей ячейкой на момент покупки ремонта. В частности, возможными вариантами являются мосркая ячейка, территория (отсутствует в книге правил), рынок или изолированный рынок. Соседства с конфликтным рынком недостаточно, чтобы восстановить форт.
Примечания:
1) Дополнительные военные действия не могут быть использованы для ремонта фортов противника, поскольку это означает смену контроля.
2) Строительство/ремонт фортов из соседних фортов не упоминается, поскольку на карте нет фортов, прилегающих к другим фортам. (Галифакс и Луисбург связаны только линиями завоевания.)
- Для влияния на рынок требуется контроль над прилегающией мосркой ячейкой, территорией, фортом (поврежденным или неповрежденным) или рынком. Если необходимая прилегающая ячейки является рынком, применяются дополнительные ограничения.
Такой Рынок:
1. В начале хода действий должен быть под дружественным контролем (правило отсутствия цепочки!)
2. На момент попытки влияния не должно быть маркера конфликта.
3. Не должен быть изолирован (это проверяется в начале хода действий).
круто
спасибо за ваш труд
Спасибо, очень полезно!
эту игру с наскока не возьмёшь , спасибо за переведённый Обучающий Гид . Мне кажется ,большинство игроков будет нуждаться в переведённом Playbook(e).