Оценка пользователей
8.2128
Оценить:
-

Знакомство с СЫЩИКом

 

 

Понемногу начинаем пробовать себя в ролевых играх: прививаем любовь к НРИ в своей игровой ячейке, да и сами для себя открываем нечто новое, неизведанное, интересное. В ролевых играх, мы относительные новички, кроме D&D 3.5 больше ни во что не играли до недавнего времени. Не так давно открыли для себя Фиаско, которая показала себя очень хорошо и вызвала бурю положительных отзывов в нашей компании. Мы решили пойти дальше и познакомиться с системой СЫЩИК, а если быть точнее - игрой Страх как он Есть.

 

Система для меня была новой, поэтому пришлось потратить три дня на вдумчивую вычитку игровых правил и запоминание некоторых нюансов. Признаться честно, непривычно читать детектив (я небольшой любитель этого литературного жанра) - правила перечитывал несколько раз. Вынес для себя то, что не лишним будет сделать подсказки по способностям персонажей для игроков - уж очень много нужно запоминать, а мозг неофитов столько информации за один раз не способен впитать (заморочился). Благо листы персонажей и табличка для ведущего присутствует в бесплатном доступе на сайте чудесной Studio 101. Спасибо, ребята!

 

 

Объяснять правила другим игрокам было сложно и отняло без малого час-полтора + распечатанные подсказки по способностям. В процессе игры и самому пришлось заглядывать в книгу правил, чтобы выяснить что на что влияет, что чем можно лечить и раздел с дальним боем вылетал постоянно из головы. СЫЩИК - универсальная система, в которой встречаются элементы из ролевых игр по другим вселенным, по другим системам и пр., получается некая мешанина - ролевый винегрет, сборная солянка ролевика... Примечателен жанр хоррора для данной системы и мир, созданный Лавкрафтом как нельзя лучше вписывается сюда: мистика, ужасы, расчленёнка - здесь есть место всему, всем самым жутким фантазиям, которые могут придти в голову. Игроки - главные авторы истории, ведущий - просто направляет авторов в нужное русло, давая подсказки и меняя окружение, антураж.

 

 

В первой партии я взял на себя роль ведущего. Мной была придумана некоторая завязка: миска Сайлент Хилла, щепотка Поворота не Туда и чайная ложка видеоигры Obscure (кто не знаком с этой игрой, поясню - это кооперативный хоррор про студентов, которые пытаются выжить на территории университета N). Проще говоря, игроки были жителями маленького городка на границе США и Мексики. Этот городок некогда был густонаселён, но после того, как железная руда в этих местах закончилась и шахты стали закрываться одна за другой - народ начал покидать этот окружённый пустыней городок. Число жителей сейчас не превышает четырёхсот, среди которых есть трое школьных друзей - Ник Чейз (местный помощник шерифа), Эдгар Бриг (корреспондент местной газетёнки, которая фактически не выпускается и переходит на радиотрансляции), Мэри Энн (местная красотка и завидная невеста), Кёртис (расстаман и дзен-буддист, которые легально "курит", уверяя всех, что лечит астму), Маргарет Траферти (скромница, подумывает податься в монашки, т.к. иногда видит то, чего нет и боится этого). Безусловно, по равилам СЫЩИКА все из игроков имеют худший поступок. Я решил упростить задачу себе и игрокам - предложил им взять один худший поступок на всех - убийство по неосторожности (да-да, как в молодёжных американских ужастиках), это дело давно всеми забыто, но совесть всё таки не даёт покоя нашим героям.

 

 

Всё "завертелось", когда в городке стали бесследно пропадать молодые девушки, а у них дома полицейскими были найдены странные фигурки вырезанные из дерева очень грубо - фигурки изображали "толстую" женщину. Ник во всю берётся за это дело. Эдгар, мечтающий о сенсации, вприпрыжку несётся за полицейским и тащит за собой свою подругу Мэри. Ближе к городской черте находят некие улики и на это место являются все. Здесь я немного разделил истории нашей троицы, у которых были периодические флешбэки во время поездки к месту. Отдельный рассказ был про Кёртиса, которого обнаружили в компании "накуренных" знакомых, ночевавших в палатке в лесу у места "следа убийцы". Маргарет некоторое время удерживал "тёмной лошадкой", думая сделать её ключевой фигурой, но мои планы изменились - игроки подали интересную идею встречи всех друзей... Картина такова: родители Маргарет звонят Нику и говорят, что их дочь пропала - уже сутки её нет дома, телефона у неё нет. Прочёсывая лес, Ник находит Маргарет без сознания, девушка сжимает в руке браслет одной из пропавших девушек. Позже выясняется, обладая не дюжей способностью Сверхчувствительности, Маргарет, при определённых условиях, способна "чувствовать места", в которых находится - читает их, видит, что происходило, но неумение обращаться с этим даром - ставит палки в колёса расследования.

 

 

Не буду описывать всю игровую партию и историю целиком и в подробностях - это слишком долго. Скажу лишь то, что СЫЩИК - это замечательная игровая система, по крайней мере Страх как он Есть (не буду говорить про Эзотеррористов и иже с ними). Мне очень понравилось! На мой взгляд, игра достаточно динамична для детективного жанра, пусть и с мистических уклоном.

 

Плюсы:

1. Продолжительность партии.

2. Атмосферность и колорит.

3. Нетипичность, не смотря на клише как в американских ужастиках.

4. Возможность управлять сюжетом.

5. Получение ключевых подсказок без траты способностей.

 

Минусы:

1. Сложно запомнить какая способность на что влияет.

2. Заезженные броски на инициативу.

3. Отсутствие в правилах отдельной страницы с таблицами.

 

Всем спасибо и пока!

 

kenny_smarts написал 7 лет назад: # скрыть ответы
Благодарности

Ребят, спасибо вам большое за советы! Принял всё во внимание. Когда приобрету Восточно-Техасский Университет и повожу по нём - обязательно поделюсь впечатлениями!!!

HellS1c написал 7 лет назад: #

Для ВТУ на русском издана неплохая готовая кампания.

w_holeman написал 7 лет назад: # скрыть ответы

У меня какое-то странное ощущение недосказанности от этого обзора. Рассказывается сюжет, потом он прерывается, автор переходит к выводам, которые не вытекают из предыдущего текста, в частности про те же плюсы и минусы.

Про них стоит сказать отдельно. Кроме пункта 5 остальные можно спокойно отнести к любой другой ролевой системе. Атмосферность, время партии, нетипичность (или наоборот клишированность) и возможность управлять сюжетом зависит прежде всего от ведущего, не от системы. Если мы, конечно, не говорим о каких-нибудь инди-играх типа Фиаско. А про минусы не понял про инициативу. Сам играл по "Страх как он есть" один раз, зато много раз пробовал "Эзотеррористов" и водил "Ктулху", но не помню, чтобы мы там эту инициативу кидали. Возможно, в "Страхе" оно иначе, не знаю.

kenny_smarts написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Насчёт недосказанности, спорить не буду - долго очень описывать всю историю партии. Выводы привязаны ко всей истории, поэтому так вышло. Исправлюсь в следующий раз обязательно.

По поводу пунктов плюс/минус: я не так много ролёвок играл, для меня это не "типичная игра", ведь сама система игралась мною впервые.

Инициатива, возможно, и не нужна была в ваших играх. Здесь же дело в том, какой сюжет. Например, я не в восторге от миров Ктулху и мы воссоздавали обыкновенный хоррор с уклоном в мистику. В нашем случае, инициатива была необходима.

В любом случае, большое спасибо за комментарий. В другой раз буду описывать ролевую игру лучше и детальней!

w_holeman написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Просто лучше выводы как-то привязывать к тексту выше. На будущее хотя бы))

Мы играли без инициативы (имеется ведь в виду инициатива в бою?). Обыгрывание действий и их порядок определялся во многим решениями игроков и их заявками. Монстры из Мира Неизбывного ужаса, как правило, очень серьёзные противники, поэтому проще дать героям подействовать первыми (если это не ломает какие-то сюжетные задумки мастера) и дать попытаться убежать, чем вступить в кровавую схватку. Другой вариант - бросать инициативу один раз в самом начале боя, а не каждый раунд. Ведь СЫЩИК и так смущает акценты с бросков кубиков на историю как таковую, большое количество этих бросков будет только отвлекать.

kenny_smarts написал 7 лет назад: #

Да-да, именно бой. Я только после игры подумал о том, что слишком много бросков получается... А ведь можно было дать игрокам больше вариантов - пусть тратят очки способностей. Но отсюда сложность: требуется больше времени на подготовку и продумывание сценария, т.к. ведущему необходимо всё же управлять процессом, подводя игроков к логическому итогу. Система Сыщика отличается от других - здесь важно внимание к деталям и важную роль играют выбранные способности. Тут всё течёт медленно и непринуждённо, поэтому, считаю, чтобы игра не казалась слишком уж детективной, нужно создать необычное окружение для героев, приправить чёрным юморком и создать некоторое количество личных проблем для каждого героя. Так я и пытался сделать, но т.к. система для меня новая - допустил ошибки, о которых понял позже и намереваюсь всё исправить. Спасибо вам за советы!

kenny_smarts написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Заметил у вас есть Восточно-Техасский Университет: Зачётная книжка, как оно? Играли? Просто присматриваюсь к этой игре.

w_holeman написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Пока не пробовал, но оно по типажам очень похоже на вашу игру по СЫЩИКу. Нэнси Дарю и братья Харди встречаются с Секретными материалами. Система же сама по себе другая, более ориентированная на авантюрно-приключенческие сюжету, не детективные.

kenny_smarts написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Я как раз и присматриваюсь к этой игре, т.к. она не чистый детектив, а с большой долей экшена!

HellS1c написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Savage worlds он помимо того что более экшеновый, там еще из-за взрыва кубиков возможно как убить кого угодно ваншотом, так и самому от этого же умереть. Но лично мне система нравится, так как сам по ней часто играю.

kenny_smarts написал 7 лет назад: #

Вот и попробую Университет!)

w_holeman написал 7 лет назад: #

Пока не пробовал, но оно по типажам очень похоже на вашу игру по СЫЩИКу. Нэнси Дарю и братья Харди встречаются с Секретными материалами. Система же сама по себе другая, более ориентированная на авантюрно-приключенческие сюжету, не детективные.

vagrant написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Вопрос: а какую таблицу вы хотели бы увидеть в книге? Это может быть полезным для будущих игр и переводов по этой системе.

kenny_smarts написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Вообще, хотелось бы в конце книги все таблички оптимизированно увидеть. А ещё неплохо было бы отдельную таблицу по способностям, т.е. что на что влияет, перекрывает, какая способность может восстанавливать другую. Как-то так, может плохо сформулировал.

vagrant написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Для "Эзотеррористов" есть небольшая шпаргалка по правилам. Возможно, она окажется полезной: https://studio101.ru/archive/studio101/gumshoe/esoterrorists/eso_reference.pdf

Что касается использования способностей, то таких таблиц не может быть по определению. Использование способностей в СЫЩИКе строго контекстуально и зависит от того, как именно игрок объясняет обладание нужными знаниями или умениями.

К сожалению, "Страх" - одна из первых игр по системе, и в ней этот вопрос не был раскрыт в полной мере. В этой статье я попытался исправить упущение: http://lockedroom.ru/post/138984643581/gumshoe-benefits

kenny_smarts написал 7 лет назад: #

Спасибо!

vagrant написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Броски на инициативу в СЫЩИКе? Простите, но это нонсенс. Это противоречит как правилам по боевой составляющей, так и дизайну системы в целом.

kenny_smarts написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Это был хоумрул с попыткой добавить экшен, чтоб аж с замиранием сердца! Но вышло плоховато, поэтому Университет себе присмотрел.

vagrant написал 7 лет назад: #

1. Пытаться делать экшен "чтоб с замиранием сердца" путём добавления громоздкого механизма, который замедляет действие, - странное решение. Результат будет скорее обратным.
2. Ставить в укор системе собственный хоумрул - решение ещё более странное. ))
3. Боевая составляющая в СЫЩИКе довольно абстрактна, и это далеко не всем по душе. Если хотите сделать её сложнее и детальнее, то можете использовать "Боевые правила Пикмана" или специальные приёмы из Mutant city blues (https://docs.google.com/document/d/1TRNqskNKbGJHBQz0QjNirrwEMNOyKC35MopJvZo4lgA/edit?usp=sharing).
Боюсь только, для "Страха" они будут не вполне уместны.
4. "Университет" непременно попробуйте в деле - это чудесная игра. Если вам больше хочется экшена и пальповых приключений, а не чистого хоррора, он подойдёт вам лучше "Страха".