Inis
Ещё одна гудящая новинка, от которой никуда не деться. Механика основана на взаимодействии с областями и с тем, что в них есть: можно победить присутствуя в шести областях, доминируя суммарно по областям большинством своих миплов над шестью другими миплами или присутствуя в областях суммарно с шестью деревнями - в случае ничьей победа достаётся тому, кто контролирует область со столицей, если же таких среди претендентов нет, то тому, кто больше условий для победы выполнил. Ещё за доминирование в области дают специальную карточку области, которую можно играть. Другие игровые карточки раздаются каждый раунд между игроками почти так же, как в 7 Wonders, их немного и на их использовании захват областей, открытие новых, увеличения числа миплов на карте, сражения и постройки. Ещё есть красные эпические карточки, которые тоже можно играть для разных эффектов, но которые сложновато набирать.
По оформлению - самое красивое, это коробка; было бы всё в таком рисованном витиеватом стиле - было бы очень даже, но поле пошло куда-то в фото-реалистичность с видом не сверху, а с боку, вместе ещё с охапкой карт, лишив при этом игру некоторой атмосферы завоевания и исследования острова. Ну то есть не зря игры стилизуют под тематику какую-нибудь, добавляя карты территории под старину, да и в Эклипсе корабли космос бороздят и на планетах развиваются, а здесь же замки и миплов ставить прямо в небо приходится. Кстати, миплы тут пластиковыми фигурками сделаны, разными, но чувств никаких у меня не вызвавшими, потому буду считать это некоторым излишеством.
Теперь к самому важному - ощущению от геймплея. Он показался бодрым, быстрым и напряжённым. Мы играли вчетвером, я и синий делали упор на выращивании армии, избегая стычек и перебираясь из провинции в провинцию для доминирования и обладания карточками, оранжевый и зелёный взяли по флейте и ещё что-то у них на руках скрывается. Опуская другие подробности и переносясь к ставшему финальным раунду: с учётом солидной армии в запасе я решаю продвинуться к победе марш-броском из трёх моих подконтрольных регионов в ещё три каких-нибудь. Откладываю Исследование, позволяющее ставить новую область и сразу свою армию туда + ещё отбираю карты две карты на вторжение в соседнюю территорию. Синий и жёлтый тихонько отжираются, лишая меня доминирования в одной из областей и ещё там играют карту праздника, а значит война сомнительна и можно не переживать. Играю исследование и уже планирую, куда безопаснее всего распространиться, но тут зелёный нападает на новую область, выбивает меня, ещё и взяв флейту, а значит теперь ему достаточно пребывать только в четырех областях и у нас есть первый претендент на победу, а мне нужно искать теперь что-то другое. Что же делать, воспользуемся непомерным числом в пять чужих войск в одной из провинций. Одной карточкой и карточкой местности перераспределил войска и начал доминировать над семью чужими армиями, став ещё одним претендентом. К сожалению, зелёный занял столицу, другие игроки тоже уже ничего скучно не могут сделать. Оставшейся последней карточкой перевожу три своих войска на территорию столицы где стоят две зелёные и две синие армии. Синий прячется в цитадели, чтобы её не занял зелёный, убиваю одну армию последнего, но зелёный играет эпическую карту, гарантирующую воскрешение армий в конце сражения в ту же область, а значит он всё равно будет присутствовать в четырёх областях. Ход переходит к синему и.. в общем, он может решить, убить ли мою армию и тогда столица останется за зелёным или же убить армию зелёного и тогда с тремя армиями доминирование вместе с победой уйдёт ко мне. Здесь я поставлю многозначительно точку, сознавая тяжесть подчас неожиданно сваливающейся на ни в чём не повинных людей (кроме того, что все карты с руки быстро и не очень полезно сыграли) необходимости важного выбора.
Божественная рука синего руководит совместной наступательной операцией.
Итог - интересно, агрессивно, есть над чем подумать и попланировать, каждое действие игроков - словно сигнальный звоночек, предупреждающий о возможной опасности, влияние неумолимой случайности пока не оценено, надо попробовать ещё сыграть между делом. Большая вероятность оказаться в вишлисте, снижаемая только ценой и некоторой сложностью покупки.
A Feast for Odin
Вторая партия на четверых. Сконцентрировался вначале игры на выращивании коров, которых потом трансформировал и закрывал большие участки, потом ещё корабли строил, тремя эмигрировав в итоге, добывал ресурсы китобойным промыслом и ещё один домик на 17-ть очков построил, чтобы от коров было куда молоко сливать. Синий противник в начале игры сыграл карту, неплохо так увеличивающую броски кубика за разбой и до конца игры собирал без особых конкурентов специальные предметы, застраивая новые открытые острова. Красный сильно вложился в китобойные суда и предметами от них в основном и закрывал основной планшет и домики. Жёлтый играл как-то неинтересно и его из рассказа можно вычеркнуть. Завершилось всё в абсолютном выражении на десять очков лучше, чем в прошлый раз, то есть 99-ть, но в относительном это третье место за синим с 115-тью и красным с 116-тью. Половину очков мне принесли корабли, ещё карточек больше всех сыграл, не могу от этого удержаться, пусть действительно полезного и определяющего тактику ничего не было. Синий накопил какую-то гору денег, которые уже некуда было воткнуть, а у красного было больше по чуть-чуть разного всего. Длительность и недостаточная для такой длительности интересность всё же превалируют над достоинствами игры, хотя время от времени можно играть и мотивирует посмотреть какие-нибудь другие игры автора.
Финальное положение на моём планшете и немного на других ещё тоже.
Outpost
Переиздание игры 91-го года. Строим различные фабрики, прикрепляем к ним рабочих, и производим единственный ресурс - деньги, на деньги покупаем свободно другие фабрики и ещё через аукцион ограниченное число специальных карточек улучшений, позволяющих более крутые фабрики строить и дающие скидки на другие карточки или на наём рабочих. Интересный момент, что фабрики дают случайное число денег возле какого-то своего среднего и то, что деньги в игре нельзя разменивать, ближе к середине игры превращает процесс в однообразное составление наиболее оптимальной комбинаций из имеющихся карточек денег, хорошо, что мы только впятером играли, а то игра каким-то злым разработчиком до восьми игроков составляется. За улучшения приходится бороться, что интересно, но они выходят случайным образом и можно так не подгадать, накопив деньги к моменту, когда ничего самого интересного нет. То же самое с финальными очками, так как больше половины набираются в последних нескольких раундах и нужно в фазу попасть. В целом, игра заслуживает ту оценку в рейтингах, которую имеет с учётом комплемента её старинности, но я бы ещё меньше поставил. А ещё в ней много компонент разных и они все маленькие и картонные, в крошеных фабриках трудятся ещё более малюсенькие рабочие.
Немного осталось, только досчитать с десяти фабрик карточки.
Age of Empires III: The Age of Discovery
Получаем очки за контроль территории и составленные наборы товаров, в общем разросшаяся через растановку рабочих восьмиминутная империя. Чуть более развёрнуто: за раунд игроки конкурируют за действия по взятию товаров, наборы которых приносят деньги и победные очки в конце игры, отправке поселенцев на разведанные территории, контроль над которыми приносит победные очки в конце каждой из трёх эпох, покупают на деньги здания, которые много чего разного делают, нанимают более продвинутых поселенцев (например, монах лучше территорию контролирует, а торговец при высадке приносит пять золотых), нанимаю корабли, которые можно использовать в качестве джокеров в наборах товаров, воют солдатами на территориях, и разведывают новые территории, сражаясь с индейцами и получая так деньги и победные очки.
Рабочие разные и терпимо пластиковые, монетки клёвые, поле местами не пропорциональное, то есть там есть здоровые области, куда всегда только одного рабочего всё равно можно будет поставить, а в областях америки кучковаться приходиться и тесно.
Нашу партию мы играли впятером. Жёлтый купил два здания, приносящие по два торговца за ход и в течении игры сильно доминировал ими при борьбе за корабли и денег тоже много ими набирал. Мне досталось первым здание приносящее одного дополнительного солдата, что определило мою нацеленность на исследования новых территорий. Под это дело вторым я взял здание, приносящее капитана и каждые два раунда добывал себе так деньги новыми территориями, особенно не рискуя, при этом почти не обращая внимание на составление наборов товаров и имея скромный доход в течении всей игры. Красный составлял наборы строго из золота и серебра, оранжевый и фиолетовый конкурировали с жёлтым иногда успешно за корабли и тоже составляли большей частью наборы товаров, а все они вместе с начала игры пустились в активное выставление поселенцев сперва на кубу, а потом на другие южные области, где товары были лучшие. Запомнившееся по игре отличие между ними было в том, что оранжевый ещё воевал немного, как и я, а красный набрал солидный доход, впрочем, не очень полезный.
К первому веку я колонизировал канаду, став там первым и ещё пристроился солдатом к жёлтому в мексике, убив конкурента за второе место - оранжевого, счёт оставался примерно равным.
Во второй эпохи все области были открыты, единственное новое здание, которое я смог позволить себе купить, было дающее мне право выставить на поле одного дополнительно поселенца за раунд, причём сделать это последним по ходу, что при правильной игре гарантировало доминирование в одном регионе. К подсчёту очков за вторую эпоху сильно вложился в выставление на карту поселенцев, не брезгуя никакими регионами и единственный имея солдат на карте и отстреливая ими конкурентов в своих областях. В итоге ушёл в отрыв.
В третью эпоху в предпоследний раунд открылись здания, дающие победные очки за что-нибудь и противники активно их начали скупать пачками. Особо никуда не сосредотачиваясь я размазался по действиям, заняв создание монаха и первого за игру торговца, чтобы потом корабль попробовать отхватить и ещё занял первое место в очереди порядка хода на следующий раунд. В последнем раунде взяв удачное исследование новой территории в прошлом раунде всё же решился домик построить среди оставшихся не очень полезных, дающий по очку за каждый товар, потом вместе со всеми занялся занятием пустых клеток выставления поселенца на карту и ещё вместе с оранжевым действия войны. Попытался было взять последний кораблик, но жёлтый даже помечтать не дал, от чего пришлось переориентироваться на торговлю, чтобы взять два случайных товара и так закончить ещё один набор.
Конечная расстановка.
При подсчёте очков - доминирование в трёх областях и ничья за первое место в одном = 20 очков (хотя красный тоже в трёх областях в конце доминировал) + где-то тоже 20 и самое большое значение за жетоны и карты открытых областей, немного за товары и за здания + запас с прошлой эры привели к победе не омрачённой вполне возможным выходом какого-нибудь из игроков вперёд за счёт зданий и наборов товаров. Впрочем, жёлтый, выкупив два здания за последний ходи и отказавшись от третьего, потому что оно ему уже бесполезно было, обогнал самым последним прибавлением очков красного немного. Оранжевый был как-то не оптимален, наверное, слишком часто конкурируя за действия и проигрывая при этом, занял последнее место.
Как итог, хорошее сочетание контроля территорий и выставления рабочих, конфликтное и с возможностями для различных вариаций стратегий исходя из доступных зданий и действий других игроков, карточки территорий и случайный выход зданий обещают реиграбильность, некоторых возможностей игры в нашей партии и вовсе не было, например, войны, а не отдельных стычек, хотел бы сыграть ещё раз, говорят, что с дополнением ещё лучше.
Caylus
На четверых был каким-то хаотичным с большим недостатком ресурсов и вторым-третьим ходом типично в уже заполненное поле. Так как при этом ещё и раскачивали наместника долго, что для новичков логичное решение, то на пяточке розовых стартовых зданий совсем тесно было и к финалу игры шли пихаясь локтями. Я решился повторить забавное уничтожение домиков зелёными жилыми зданиями, но смог выстроить юриста только в середине партии, немного надорвавшись, истратившись и вывалившись куда-то надолго.
До этого вместе с красным и синим равномерно отстраивал замок, снова решившись вкладываться в милости ввиде победных очков, пока другие шли в ресурсы, что вместе с несколькими полезными популярными домиками позволяло конкурировать за лидерство, зелёный как-то отстал в этом деле с самого начала и дальше, втянувшись в процесс, уже не мог сократить разрыва. Между тем зелёные домики тихонько выправили бюджетный дефицит и за фазу строительства башен из всего четырёх каменных зданий я построил два на девять победный очков, красный выстроил единственное синее здание, статую, на семь победных очков, а главный строитель замка - синий, как-то сбавил обороты, накопив золота и ресурсов для очень полезного синего здания, строительство которого в самом последнем раунде было сорвано совместными отверженными усилиями, итогом которых, помимо прочего, стало то, что никто ничего из отложенного запланированного не сделал и мы без рывков перешли к финальному подсчёту очков. Три зелёных, два деревянных и два каменных здания позволили мне удержать лидерство, созданное за счёт милостей, красный почти полностью раскачав три типа милостей не сумел их конвертировать успешнее в победные очки и отстал от меня очков на десять, хотя за здания у него очков больше набегало. Синий игрок не был владельцем значительного числа домиков, но у него оставалось неиспользованное золото и стен много было выстроено, так что в конце игры разместился где-то рядом с красным, не помню, к сожалению, с какой стороны.
Кроме хаотичности и тесноты игра отметилась отсутствием действительно хоть как-то полезно выстроенных каменных зданий, кроме одного у зелёного, которое конвертировало деньги в победные очки, но никому, кроме зелёного особенно бы не принесло пользы, и чего-то похожего на тактику у всех игроков. Прямое получение очков всё ещё полезнее траты милостей на ресурсы или деньги, острый дефицит ресурсов и иногда денег, юрист с почти полностью убранными стартовыми домами, и полностью без двух домиков выстроенный замок, популярность здания на получение милостей и игнорируемые ворота - всё это характеризует нашу партию. Ещё она была весёлой, внезапные рывки наместника сделали вечер.
Финал игры. Красный куда-то уже убрал счётчик своих победных очков.
Streetcar
Вообще-то эта игра заслуживает полного и самостоятельного обзора, раз, насколько я знаю, о ней никто тут не писал. Но у меня с партии даже фоточек нету, так что в какой-нибудь другой раз при случае. А пока коротко: игрокам в закрытую раздаётся цвет и маршрут трамвайчика, который нужно проложить на карте, что-то вроде Депо1 - пунк A - пункт B - Депо2. В свой ход игроки выкладывают тайлы путей(рельс) на свободные клетки тайлов или же заменяет уже лежащий тайл на свой, который дополняет дорогу, например, добавляет новый поворот, но не нарушает её. Таким образом, мешать друг другу можно, но не смертельно. Сущность же игры в том, чтобы не выдавая себя, манипулировать другими игроками, заставляя их прокладывать дорогу в нужном тебе направлении, творя свою победу чужими руками. На практике же это выглядит так, что кто-то без задней мысли выкладывает безобидный тайл, а кто-то начинает издавать тихие крики ужаса и рвать на себе волосы, причитая, от того, что теперь уже с большим трудом сможет снова повернуть дорогу в нужное направление без того, чтобы не несколько кругов трамвайчиком на карте не отмотать. Недостатки (куда без них) и всё остальное до какого-нибудь следующего раза с фоточками.
В общем, игра номер один летне-осеннего сезона в компании обладателя коробки, потеснившая замки бургундии, всё забываю спросить, как он её нашёл и решился купить.
Так же играли немного в 7 Wonders Duel, Восьмиминутную Империю (менее интереснее Kingdomino на восемь минут), Kingdomino (лучше восьмиминутной империи), Страшные сказки (жду HW доп, доп, доп), Эй, это моя рыба (о ней тоже все всё знают), Сердце дракона (ещё не решил, что об этой игре думать), Гипер-6 (и об этой тоже), Empire Engine (угадайка такая).
Спасибо за ценные впечатления
Ветка милостей с ресурсами и деньгами прокачана на максимум, а очки и строительство по нулям - это, конечно, жесть. А так вообще приятно, что что в него еще играют.
Ну наконец-то на Тесере про игры. Спасибо!