В прошлый раз у нас была "Эпидемия", "Тайное наследие/послание" и "Князья Катана", на повестке же дня в мае: "Повелитель Токио", "Запретный остров", Sushi Go! и "Мачи Коро (Шарп)".

"Повелитель Токио" (King of Tokyo) сразу же покоряет своими крутилками на планшетах (которых очень не хватает многим играм), гигантскими кубиками для бросков и мягкими зелёными практически светящимися изнутри кубиками энергии, по поводу которых в правилах следует большими буквами написать: ни в коем случае не подносите ко рту, особенно если проголодались.
К сожалению, кубики сделаны из какого-то странного мягкого пластика, склонного к пористости. Половина как будто пожёвана зубастым монстром, у некоторых грани начали скалываться после первой же игры (на мягкой кровати без досок, т.е. просто стучась друг о друга). Я написал по этому поводу в "Мир Хобби", мне очень любезно принесли свои извинения и выслали почтой новый комплект. Он оказался по качеству примерно таким же, но теперь хотя бы есть запас в случае чего. С другой стороны, после первоначальных сколов дальнейшее разрушение прекратилось, так что в принципе можно было бы обойтись и так.

Игра очень простая и весёлая. После первых нескольких партий на двоих она нам не очень понравилась, но потом мы перешли на систему 2х2 (каждый берёт по два монстра и играет в команде), и это привнесло в процесс необходимую долю азарта и стратегии, когда находясь в городе ты бьёшь не только врагов, но и своего напарника, а также появляется планирование и даже разделение ролей, кто-то один набирает очки, второй же его прикрывает, берёт огонь на себя.
Вот, н-р, пока Чужоид держал Токио, его друг Кракен с 2 здоровьями но 16 победными очками в отчаянном поиске сердец неожиданно выбрасывает с третьей попытки фулхаус (3/3/3/2/2/2) и выигрывает (для победы нужно набрать 20).
Или вот ещё случай. Чужоид вырвался вперёд по очкам, все бросились его мочить, а он еле-еле отлечиваться. Кракен зашёл в город прикрыть друга, остался там (пока все зализывали раны) и внезапно сходу выкинул четыре лапы, разом уничтожив всех остальных монстров.
В другой раз выпали приличные карты ("Телепат", переброс за 1 энергию; и карта +2 здоровья). Кракен купил "Телепата", Мехадракон +2 здоровья, Гигазавр в это же время мощно стартанул по очкам, мы начали его бить. Толстый Мехадракон лечился и периодически прикрывал друга. Кракену не шли лапы даже с доп. перебросами. Пока Гигазавр немного отлечивался (и контр-атаковал), Чужоид набрал 14 очков. Из трёх карт на столе одна даёт +2 очка. Чужоид входит в город, чтобы выгнать оттуда Гигазавра. 15 очков. Гигазавр вместо того чтобы сконцентрироваться либо на уничтожении Чужоида, либо на очках, уходит в оборону. Мехадракон бьёт Чужоида, но тот остаётся в городе с 4 здоровьями. 17 очков, его ход. Нужно выкинуть хотя бы одну любую тройку, и победа в кармане. Бросок - две двойки. Чужоид перебрасывает четыре кубика - 1, 3, лапа, сердце. Перебрасывает второй раз - снова ерунда. Как это вообще возможно?! Гигазавр будто снова не понимает, что произойдёт на следующем ходу, вместо уничтожения Чужоида замирает, отлечивается и копит очки до 17. Кракен пропускает ход. Мехадракон, наконец, фокусирует стальной взгляд на ликующем уже Чужоиде. Бросок - лапа и какой-то мусор. Переброс пяти кубиков - снова мимо. Чужоид было начинает набирать воздух в лёгкие для победного крика, второй переброс - и ещё три лапы!!! Чужоид с хрипом заваливается на торговый центр, Гигазавр выбрасывает три двойки и недостающую до покупки карты энергию, всё кончено.
А вот сыграли на четверых. Я в начале игры чуть не умер (оставалось 2 здоровья), но откачался и плавно наращивал очки, пока остальные воевали. В итоге дошёл до 15 с полным здоровьем, захватил город, и никто не смог ничего сделать. В какой-то момент выкинул пять лап на отважного молодого гостя с четырьмя здоровьями. Имея на руках карту "Травоядность" (+1 очко, если никого не ударил в этот ход), сжалился над ним, сролеплеил и перебросил с прицелом на сердца. Л. ближе к концу партии эпично выкинула шесть (!) сердец, примерно на три хода позже, чем ей это было по-настоящему нужно.
В общем, как видите, партии бывают довольно драматичными (для такой простой детской игры). Не могу сейчас найти, но, помню, читал как на реддите довольно забавно родители делились, в каких кровожадных монстров превращаются их четырёх-пятилетние розовенькие принцессы, едва дорвавшись до кубиков. Какие ещё очки, карты? Раррр, всем смерть!
Любопытно, что Ричард Гарфилд (по-совместительству автор Magic the Gathering), похоже, сыграл в этой игре сам с собой злую шутку: здесь есть карты спецсвойств, но пользоваться ими можно постольку-поскольку. Тактика "кидай кубы на энергию, чтобы накупить карты" неизменно приводит к поражению. Карты бывают хороши лишь в самом начале, либо, наоборот, для финального рывка к победе. Из толстой колоды за десять партий у нас на свет показывалась хорошо если четверть.
"Запретный остров" (Forbidden Island) - другая небольшая игра с прекрасным оформлением. Жестяная коробка, карты под лён, большие артефакты из полурезины-полупластика, а огненный специально сделан прозрачным, чтобы красиво играть на солнце. Игра, как известно, представляет собой по сути упрощённую "Пандемию" в сеттинге "Индианы Джонса": на тонущем острове нужно успеть обобрать четыре храма и вовремя свинтить. Строгие доисторические контролёры пускают в храмы только при наличии четырёх входных билетов одинакового цвета. Игра хорошо масштабируется на нужное число игроков (ход каждого представляет собой законченную ячейку игрового цикла), разве что при игре вдвоём (и тем более соло) теряют актуальность свойства некоторых героев.
Тоже бывают драматичные моменты: один раз нужно было принять решение, тратить ли мешок с песком на осушение полузатопленной вертолётной площадки, в то время как её карта замешивалась обратно наверх колоды с десятком других; я, тасуя колоду, убеждал Л., что 9 к 10 - хорошие шансы, и карту лучше припасти на более серьёзную ситуацию, но вертолёт есть вертолёт, Л., подумав, решила действовать наверняка, осушила прощадку, ну и разумеется я тут же вытягиваю эту самую одну из десяти. Ффух! Тем не менее, в целом я бы сказал, что игра несколько вялая. Сыграли три партии (всеми шестью персонажами попарно), больше не тянет. Не думаю, что поможет повышение сложности, вряд ли это прибавит каких-то интересных решений.
"Суши карты" (Sushi Go) - ещё одно издание Gamewright|"Стиля жизни". Та же эффектная жестяная коробка, но карты уже обычные, лакированные. Сама игра - суперняшная упрощённая вариация на тему "7 чудес": серия раундов, каждый из которых представляет собой бустер-драфт (тянешь карту из набора, остальные передаёшь другому) с последующим подсчётом очков (карты на столе складываются в мини-сеты, либо одна усиливает другую, либо приносит очки сама по себе; есть ещё немного карт с особыми свойствами). Поначалу довольно весело, но при игре вдвоём уже после второй партии ты оказываешься в состоянии рассчитать фактическую ценность каждой карты в наборе, и игровой процесс становится тривиальным.
Для решения этой проблемы авторы, точно как в "7 чудес", предлагают "продвинутый" вариант на двоих, с введением третьего игрока-болванчика, карты которого вносят небольшой, но необходимый элемент неизвестности. Честно говоря, у нас опробовать его руки так и не дошли, так что ничего пока сказать не могу (разве что поворчать на очередные костыли для игры вдвоём). Вместо этого предлагаю вашему вниманию очаровательные вязаные миниатюры, которые можно изготовить и подарить знакомому варгеймеру на ближайший праздник. Вот их целый набор, полюбуйтесь, красота какая [via].
Ну и последняя игра на сегодня - "Мачи Коро" (Machi Koro). Если "Князей Катана" я сначала взял в аренду, а потом с радостью купил (кстати, это единственная пока игра из примерно двух десятков, которую захотелось купить после аренды), то с "Мачи Коро" вышло ровно наоборот: её я взял сразу (вместе с дополнением "Шарп", которое по отзывам облагораживает процесс), но после нескольких партий пожалел, что не потестировал сначала. Ну да потери невелики, зато получил дополнительный урок не покупать сразу игры, которые доступны в аренде.
В небольшой коробке производитель ухитрился уместить кубики, две колоды карт, краткие правила и ещё кучу воздуха. Карты вырублены из рук вон плохо - кажется, пальцем проведи и порежешься (часто встречаю жалобы, но сам такое вижу впервые). Благо, их здесь ни тасовать, ни даже держать в руках не нужно - всю игру они переезжают с одной части стола на другие. Занимает это всё порядочно места, особенно вместе с дополнением (по сути, с двумя: в локализованную базу уже сразу включён первый доп. "Гавань"). Игровой процесс представляет собой банальный к̶и̶н̶ь̶-̶д̶в̶и̶н̶ь̶ кинь-задействуй соотв. карту (или несколько). Твоё право - покупать всё, что лежит на столе, но естественное желание - сделать максимально равномерное распределение по значениям кубиков. Некоторые карты усиливают другие, ещё есть немного со спец-свойствами. Как и в любых играх с кубиками, бывают драматичные моменты, связанные с выходками фортуны (помню, в конце одной партии выкинул три дубля подряд - и ходил три раза, пользуясь соотв. эффектом особой карты), но в целом я не увидел здесь какого-то геймплея (разве что на уровне игр класса match-3).
Примечательно, что "Мачи Коро" приводят в качестве заменителя "Монополии" (кидаешь кубики, выполняешь действие, с ними связанное, иной раз попадаешь на деньги в пользу противников; разве что здесь никто не банкротится, и игра длится не три часа, а тридцать минут - уже хорошо). Л. сравнивает игровой процесс с медитативным маджонгом, так что можно и с этой стороны попробовать подойти.
До кучи перечислю ещё несколько игр, которые у нас не пошли на двоих: "Цитадели" (слишком много агрессии и мало градостроительства?), "Затерянные города" (пасьянс косынка или менеджер бухгалтерских убытков?), "Картахена" (слишком абстрактно и хаотично?). Вообще же, из всех небольших игр (да и, пожалуй, больших тоже) у нас на сегодняшний день ярче всего взорвалась "Ханаби". Но об этом как-нибудь в следующий раз.

P.S. Бонусом футболка. Надпись на ней: "Ты тянешься, чтобы столкнуть орка с обрыва. Но вместо этого легко гладишь его по спине. Ему становится неловко". [via]




Играть на двоих в игры, которые раскрываются по максимуму на 3х и более игроков - не комильфо.
Поддерживаю. Расклад на двоих - это уже совсем другая игра во многих случаях.
а что такое "раскрывается", в каком месте это на коробке написано?
большинство игр сейчас пишут "от двух игроков", вот мы и пробуем. другого метода производитель не предлагает.
Это я о том, что в троём и более играть интереснее и веселее, чем вдвоем. А "от 2х игроков" пишут подразумевая возможность. В футбол и прочие игры тоже можно и в 4ом играть, интерес?
это справедливо далеко не для всех игр. н-р, в "Поселенцев", "Замки Бургундии", Seasons интереснее и веселее играть именно вдвоём, несмотря на ту же самую надпись "2-4p" на коробке.
вопрос не так прост на самом деле.
Согласен. Сам недавно прикупил Замки Бургундии, так на двоих просто торт) а если брать те игры, которые рассмотрели вы, то больше народу - лучше.
На коробке не написано, зато на Тесере и на BGG указывается в карточке игры.
попробуйте конфигурацию острова "атолл" из немецких правил. вроде как в карточке игры есть. Хардкорность партии в разы повысится
Плюсую за атолл. из 10 партий 8 проиграли.
Спасибо за отчёт! Игрища на двоих актуальны.
Блин, какие же няшные карты в Суши, хочу такую версию, немецкие у нас никому не нравятся.
рад стараться!
так и заказал бы себе такую версию, хоть со Штатов, хоть у нас ;)
Так и сделаю, русскую буду брать.
Просто жду чего ещё, чтобы нормальная посылка набралась. А то локализуют всё, что уже есть ;(
а мне как раз больше оформление немецкой понравилось. Хотя камк игра - совсем не интересна, имхо.
Для Монстров Токио крайне, ну вот просто крайне, советую приобрести доп с картами эволюции, Power Up. очень сильно разнообразит процесс игры, добавляется много тактики. Ну и доп. с хеллуинскими монстрами и костюмчиками тоже можно, но уже не так крайне (это второй доп, для монстров там свои карты эволюции в комплекте).
Что до Мачи Коро - вы разложили самый скучный из возможных режимов, когда все карты на столе. Попробуйте альтернативный, с рендомным выходом 10 карт на стол. Только замешайте в верхнюю часть колоды "стартовые" дешевые карты.
Мы делали так: стопка "стартовых" (на каждого игрока 3 карты с ценой 1-2 - пшеница и тд) перемешивалась с верхней частью заранее замешеной колоды (так же по 3 карты на игрока).
Т.е. и стартовое развитие будет не слишком унылым, когда купить ничего невозможно (минус альтернативного режима без хоумрула), ни скукоты и единообразия развития из основного режима.
Няшные миньки...
Попробуйте вязать миниатюрки из резиночек - это практичнее :) Мои девчонки уже полноценные игрушки из них вяжут. Их и мыть можно, и бросаться ими в соперника, и не вытираются :)