| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
![]() |
| 8.2330 |
![]() |
- |
Начальник экспедиции, которого подчинённые называли просто полковник, размышлял в своём кабинете. Колонизация острова началась много лет назад и в целом продвигалась успешно. Уже построено 3 больших города, 7 рабочих посёлков, а разведчики нашли хорошее место ещё для двух. Остров, конечно, странный: чертовщины здесь хватает, подчинённые пересказывают легенды местных о могущественных духах, живущих в этих землях. Конечно, иногда разведчики пропадают бесследно, один из посёлков смыло в море гигантской волной, а второй сгорел дотла, но всему есть разумное объяснение, а не глупые сказки неграмотных аборигенов.
Но последние годы странностей прибавилось. В дальнем поселении из-за внезапно возникшего конфликта жители не смогли организовать оборону и были вырезаны аборигенами. Из ничего в пустыне выросли непроходимые заросли. Новые болезни косят как поселенцев, так и местных. Дикие звери нападают не только на разведчиков, но и на небольшие посёлки, а туземцев игнорируют. А у группы миссионеров, прибывших на остров для обращения аборигенов в истинную веру, внезапно отсохли языки.
От этих и других подобных случаев полковнику становилось жутковато. «Пора возвращаться в метрополию, на заслуженную пенсию», — такая мысль приходила в голову всё чаще.

Данное дополнение к популярной игре «Остров духов» является дополнительными целями Kickstarter-кампании оригинальной игры. Очевидные плюсы: оно локализовано и разрабатывалось одновременно с базовой игрой. Очевидный минус: классический «отрезанный от базы кусок», за который надо платить. В данной статье я не буду сильно касаться правил и особенностей оригинальной игры, благо обзоров на неё предостаточно. Картинки честно взяты из Интернета и цифровой версии.
Базовая игра является кооперативной головоломкой со следующими элементами случайности:
Последний пункт вносил наибольшие коррективы в ход партии, зачастую приходилось брать способности с нужными стихиями, а они могли и не выпасть. Но в целом влияние случайности было не очень велико и в дополнении оно возрастает.
Карт скверны теперь 9 штук, так как 2 варианта в базе выглядели усмешкой. Большая часть уничтожает присутствие духов, но может выпасть +1 к энергии и +1 к разыгрываемым картам каждому духу.

Но главное изменение — это карты событий, каждый ход меняющие ситуацию на поле. Перед розыгрышем карт страха вскрывается карта из колоды событий, состоящая из трёх частей. Верхняя часть — это само событие, и оно обычно несёт негативные последствия для игрока, будь то появление новых захватчиков, усиление их силы на текущем ходу или появление дополнительной скверны. В редких случаях есть возможность откупиться энергией и сбросом способностей, но обычно это просто неприятности. Вторая часть — островные события, в основном связанные со зверями или болезнями. Большая часть положительна, но иногда болезни убивают даханов. Об этом чуть ниже. Третья часть связана с даханами и либо увеличивает их число, либо добавляет за них страх, либо даёт за них защиту, либо перемещает их. Эта часть почти всегда в плюс игрокам. В целом события освежают игру, разбавляя монотонный и размеренный процесс, — играть без них уже не хочется.

Второе важное нововведение — 4 типа жетонов для карты острова. На альтернативной стороне полей даже есть отметки, куда выкладывать эти жетоны при стартовой раскладке.

Олицетворяют всю живность на острове, включая насекомых и морских чудовищ, а не только животных. Штука в том, что эти жетоны появляются в результате событий и способностей духов, но почти никогда не уходят с поля. И вроде не прилагал особых усилий, а на поле уже десяток жетонов и выходит событие «каждый жетон наносит два урона захватчикам», — получается приятно. Учитывая, что в колоде событий больше половины карт дают живности полезный эффект, распространение жетонов лишним не будет. Ещё звери никогда не вредят даханам самостоятельно, только при применении определённых способностей духов.

Каждый жетон предотвращает одно строительство в своём регионе, после чего пропадает. Примерно треть карт событий завязано на болезни, из них половина своим эффектом убивает даханов. Учитывая, что после этого идёт разорение, хитрый план по уничтожению захватчиков руками местных может провалиться.

Олицетворяют непроходимые заросли, предотвращают одно появление разведчиков в своём регионе, после чего пропадают. Если в регионе уже были захватчики, то они строятся как обычно. Эффект послабее, чем у болезней, но и опасности для даханов почти нет. Главная проблема в том, что сами по себе почти не появляются, способностей на них завязано мало, — и нужны дебри только одному духу, о котором ниже.

Олицетворяют разногласия между поселенцами и действуют не на регион, а на одного захватчика, предотвращая урон от него во время разорения, после чего пропадают. Очень мощный жетон в определённых ситуациях, даже сильнее защиты, так как можно вешать впрок, но недостаток тот же, что у дебрей: от событий и страха появляется редко, способностей с ним мало.

Первый дух завязан на зверей и отдалённо напоминает Глас Грома (это гоняющая по острову толпы даханов девушка). Первая природная способность позволяет притянуть жетон зверя, нанести урон по числу жетонов в регионе, а потом вытолкнуть двух зверушек в соседние. Вторая позволяет пожертвовать зверем и нанести урон и нагнать страха. Третья — превратить фишку присутствия в жетон. Так как движение зверей ограничено, поначалу нужно заранее просчитывать, чтобы в нужном месте было достаточно жетонов. К середине партии животных достаточно много — и события регулярно приносят страх и смерть захватчикам.

Второй дух плохо уживается не только с колонистами, но и с даханами. Одна из природных и одна из стартовых способностей наносит урон всем людишкам, а при создании святилища все даханы принудительно выталкиваются в соседние регионы. Вторая особенность — привязка к дебрям, которые может высаживать по 1–2 за ход, — помогает ему распространять фишки влияния. Прирост энергии у Хранителя — закачаешься, хватит на любые великие способности. Очень сильный дух, просто надо немного времени на раскачку.

По старой доброй традиции дополнение добавляет новые карты способностей и страха, 4 сценария и нового противника — Францию, с огромной скоростью плодящую посёлки. Ничего выдающегося нет, всё смотрится органично и сливается с базовой игрой за пару партий. С другой стороны, разнообразие не бывает лишним.

С моей точки зрения, данное дополнение просто необходимо. Попробовав игру с ним, отказаться уже будет сложно: настолько оживляется игровой процесс и добавляется разнообразия. Даже если не нравятся события и жетоны, новые карты и духи отлично вписываются. Если и покупать «Остров духов», то сразу с этим дополнением.