| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
![]() |
| 7.5426 |
![]() |
- |
Вообще изначально это должен был быть комментарий к игре на вкладке «впечатления», но, написав черновик, понял, что получилось так много текста, что придётся оформить всё в статью. Что ж, давайте попробую рассказать всё по пунктам.
Общее. Сама тема и идея игры, конечно, довольно свежие. Хвалебные отзывы и обзоры заманивают тебя возможностью придумать персонажа, найти ему работу мечты, заняться разными хобби, жениться и т. д. — и всё это на движке семейного евро, а не какой-нибудь ролёвки. На деле же евро остаётся евро, а необходимость получить нужные ресурсы вынуждает тебя создавать киборга типа президента с коллекцией настолок и играющего в музыкальной группе. Ты не можешь выбирать карты просто по душе, потому что для трёх из четырёх типов карт в игре действует механика сохранения. Если у тебя нет нужных ресурсов, то как бы ты её не любил — ты теряешь её в начале следующего раунда, ещё и получая штраф за это.
Евро. Опять же, многие обзорщики отмечают, что в эту игру лучше играть не как в евро, где идёт гонка за ПО, а просто получать удовольствие от того, какие карты ты берёшь. Действительно, это первая (!) игра, в конце которой мне были не важны ПО, но не потому что я получал фан от процесса, а потому что был рад, что это всё наконец закончилось.
Работа. Правило выхода на пенсию — это адовый ад. Возможность выхода на пенсию есть только у единичных профессий. Почему так сделано — вопрос к авторам. Если вы хотите выйти на пенсию, получать деньги и наконец заняться отдыхом, но ваша карта этого вам не позволяет, вы можете просто порыться в стопке профессий (да, это есть в правилах!) и найти другую профессию, где доступна пенсия. И к чему тогда вообще карты профессий раскладывать на поле? Может сразу будем из стопки выбирать? Мне кажется, колоду профессий и как она работает, придумывали в последний момент за 2 минуты.
С другой стороны, симулятор жизни тут во всей красе — денег за работу почти не получаешь, сменил пять профессий и помер раньше, чем вышел на пенсию. Кстати, в этой игре на пенсии у тебя меньше свободного времени, чем во взрослой жизни. И где тут снова логика?
Карты. Одновременно на поле их лежит по 16 штук, и на каждой из них ещё по 2–4 варианта действия. Плюс, ваши личные карты, с которыми тоже можно взаимодействовать. Т. е. каждый ход вам надо ознакомиться примерно с 50 ячейками возможных действий. И как уже отмечалось ранее, брать карту за название и картинку здесь просто не работает — если у тебя не будет нужных ресурсов, то ты её потеряешь. Так что читаем по 50 ячеек, ребята. Каждый ход. В раунде примерно 6 ходов, в игре примерно 9 раундов.

Видите эти карты? А теперь представьте, что за ход вам надо выбрать из 16 примерно таких же.
В любой другой игре если ты взял карту, то всё — она твоя (кроме случаев, когда нарочно кто-то может у тебя её похитить / заставить сбросить / сам захочешь сбросить) и тебе не надо постоянно думать о том, как всё сохранить. Где логика в том, что надо платить за твоё же уже купленное имущество, чтобы оно осталось твоим? А в этой игре изволь платить аренду за свой же телевизор.
Колоды. После каждого хода надо помнить, что новые проекты и имущество кладётся с верха колоды, а профессии и партнёры — с низа. После каждого раунда все карты сбрасываются и кладутся новые, не забывайте откуда какие — по 4 из двух колод сверху и по 4 из двух колод снизу. Соответственно сброс в двух колодах идёт вниз, в двух — наверх, но под верхнюю карту. Здорово звучит, да? Кажется, разработчики решили максимально усложнить игроку его погоню за счастьем.
Правила. Честно, это худший рулбук, что я видел. Кажется, мы читали и пытались понять его часа два, а то и больше. Никогда ещё не было так сложно разобраться что к чему. Бумажные правила должны работать, даже если ты не смотрел видеообзор. Здесь без видеообзора у вас просто нет шанса. Правила часто противоречивы или повторяются. Но мало того, что простыня текста в правилах просто бесконечна, иллюстраций почти нет (спасибо хоть начальный расклад нарисовали), так ещё это и первый раз, когда я вижу примеры, описываемые только текстом! Т. е. в примере рассказывается о каких-то картах, о их свойствах и эффектах, но сами карты не нарисованы. Чтобы понять, о чём вообще идёт речь, видимо, надо найти эти карты в колоде самостоятельно. Вообще я считаю, что тот, кто смог дочитать эти правила до конца, — уже победитель. Если таковых несколько — побеждает тот, кто понял правило смены профессии для выхода на пенсию.

Обычная страница правил. Море текста, куча примеров без иллюстраций.
Сравнения. Внезапно «Мачи Коро» и «Город счастья». С первой её роднит то, что вы раскладываете на поле тонну карт с тонной эффектов, но для победы вам будет достаточно буквально 10% из них. Например, я за всю игру ни разу не взял ни одного партнёра. Со второй её роднит именно слово «счастье». Только в «Городе счастья» механика получения этого самого счастья проста как три копейки — умножаешь жителей города на сердечки. У кого больше, тот победил. Всё! Это примитивно, но это работает. И набор карточек там действительно приносит удовольствие. Здесь же ты скорее не в погоне за счастьем, а убегаешь от геморроя. В этой игре явно напрашивается другой способ определения победителя, например — кто больше всех завершил проектов, кто построил лучшие отношения, кто занимался большим числом хобби и т. д., тогда это было бы аутентично и увлекательно.
Дополнения. Говорят, к ней существуют мифические дополнения, которые, конечно, не найти в продаже. Но обычно тебе хочется купить к игре дополнения, чтобы добавить новые механики и возможности, как-то разнообразить игровой процесс. Здесь же мысль о том, что карт в этой игре может быть ЕЩЁ больше, скорее только пугает и повышает стресс. Не внутриигровой, а вполне реальный.
Итог. Мне не очень понятно, для кого создана эта игра. Цветные иллюстрации на коробке обманчивы. Для семейной игры здесь слишком много просчёта, нюансов и замешивания карт. Для любителей евро — не идеально работающие механики. Для тех, кто зацепился за тему, — слишком много нелогичностей. Идея игры была отличная, но как будто многое в ней надо пересмотреть. Сделать её более дружелюбной, более «лёгкой», более доступной и менее кризисной, чтобы она реально приносила удовольствие. Буду рад, если когда-то выйдет какая-нибудь версия 2.0 этой игры с пересмотренным подходом (и человеческой книгой правил!). Пока же игра, которая позволила бы тебе прожить интересную виртуальную жизнь, стала игрой, отображающей твою реальную: денег ты зарабатываешь мало, мало что можешь позволить себе купить, времени вообще ни на что не хватает и ни на что нет ресурсов.