![]() |
Предзаказ на «Primal. Пробуждение» открыт! |
Кооперативный боссбаттлер с впечатляющим рейтингом. Играть можно в двух режима... | |
![]() |
С миру по нитке [25.04.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Предзаказы для... | |
![]() |
Предзаказ на «Возрождение» |
Евро в сеттинге футуристического возрождения цивилизации. | |
![]() |
Идут сборы на Fairytale |
Семейное приключение с милыми животными. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Возрождение Галактики» |
НА ПРЕДЗАКАЗЕ ВАС ЖДЁТ: Комболот «Возрождение галактики» + набор дополнений ... |
Сегодня у нас в гостях Victor34, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Виктор, привет! Вкратце расскажи о себе для тех, кто с тобой не знаком.
— Меня зовут Виктор, мне 33 года, родился, вырос и живу в городе-герое Волгограде.
Счастлив в браке, воспитываю трёхлетнего сына (хотя чаще он учит терпению и спокойствию))).
— Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми?
— С настольными играми познакомился совсем маленьким благодаря великолепному советскому журналу для дошкольников «Весёлые картинки», иногда там печатали красочные и интересные игры «кинь-двинь» о приключениях. Собственно, в 4–5 лет большего и не надо для счастья.
В середине 90-х была серия настольных игр в журнале «Трамвай» (может, кто-то вспомнит из старичков), одна из которых запомнилась больше всего — о ковбоях и индейцах: в ней игроки уже имели свободу передвижения, двигая по полю свои фигуры «конём» как в шахматах, буквой «Г».
Постепенно в магазинах Волгограда в 90-ее стали появляться настольные игры чем-то выше по уровню, чем «кинь-двинь» — «Пираты Карибского моря» (один игрок пытается провести галеон с золотом, второй — найти и ограбить), «Стратего», хотя в основном полки были завалены «Монополиями», «Менеджерами» и их клонами.
В середине 2000-х узнал из журнала «Мир фантастики» о существовании современных настольных игр и наткнулся на блог Юрия Тапилина. Прочитанное поразило — ОГО, вот это и есть настольные игры?! Такое бывает?! Купил «Колонизаторов», «Зельеваренье», «Манчкин», «Ганнибал», «Крылья войны» и стал активно играть с друзьями.
Читая блог Тапилина, в 2011 году наткнулся на видеоролики, снятые Сергеем Рябухиным по «Memoir '44», а в них на дайс-тауре мелькнула надпись — «Настольные игры в Волгограде». В Волгограде кто-то играет в такие игры?! Дальше было элементарно — группа «ВКонтакте», списались, пришел поиграть, да так и остался.
Позже сняли несколько видеороликов с Рябухиным.
На тот момент в клуб постоянно приходило 10–15 «гиков» и примерно столько же новичков, кто-то оставался, кто-то пришёл, поиграл, и, поняв, что не его, уходил.
Вообще много отличных ребят было в клубе, большие посиделки были нормой.
В том же 2011-м нашёл информацию о варгеймах, а в Москве удалось встретиться и даже поиграть с известными российскими любителями исторических варгеймов: Дмитрий Палаткин, Андрей Шлепов, Роман Резниченко, Максим Богатов.
Наша первая встреча — http://boardwars.forum24.ru/?1-15-0-00000132-000-0-0-1313086306.
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы? Как сейчас, на твой взгляд, обстоят дела с настольными играми в Волгограде?
— Примерно с 2013 года у нашего настольного клуба возникли проблемы с помещением, стали часто менять место встречи, а главный идейный вдохновитель и организатор Дима Амбарцумян, устав самостоятельно тянуть все оргвопросы, решил передохнуть. С его временным отходом от дел клуб фактически перестал собираться на постоянной основе. С тех пор волгоградцы в основном собираются в частном порядке на квартирниках, хотя несколько раз были очень успешные выезды и организация крупных настольных турбаз. С 2014 года стали самоорганизовываться небольшие клубы настольщиков по 5–10 человек, которые собираются в кафе или в гостях друг у друга.
— Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется?
— В Волгограде открылись магазины настольных игр, довольно регулярно от этих магазинов стали проводиться игротеки для детей, так что медленно, но верно настольные игры находят своих поклонников.
В детских магазинах основной ассортимент настолок — продукция «Звезды», хотя продавцы в 99% случаев не знают, что это. Например, наборы для игровой системы «Великая Отечественная» продаются в отделе миниатюр, а на вопрос, есть ли базовая коробка с игрой, самый частый ответ: «Есть большой набор красок и кисточек». )))
Вообще самые частые игротеки сейчас в Волгограде проводятся в «Мафию», так что с высокой долей вероятности можно утверждать, что «Мафия» в 2014 и 2015 гг. «царит» в клубном мире настольных игр Волгограда.
— Насколько тебе самому удаётся привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?
— Друзья были первыми, с кем начал играть, с тех пор интерес к настолкам с их стороны сохраняется на одном уровне: «А это о чём? А давай сыграем?» ;) Сейчас круг общения несколько изменился — появилось много семей с детками, поэтому и раскладываемые настолки так же изменились, сейчас популярны «Индиго», «Диксит», «Дженга», «Марракеш», «Червячки», «Маленький принц» и т.д. С течением времени (дети растут быстро), думаю, начнём играть во что-то более серьёзное: «Билет на поезд», «Африкана», «Фивы» и т.д. А там уже и до варгеймов рукой подать.
С ребятами, интересующимися историей, можно разложить варгеймы, из последних интересных партий вспоминаются «Секигахара», «Юлий Цезарь», «Конфликт Героев», «СС: Наполеоника», «WoG» по Первой Мировой.
Хотя основная проблема сейчас — отсутствие времени. Мне значительно чаще удаётся поиграть во что-то сложное и интересное в командировках.
— Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения? Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— Как уже писал выше, начинал с семейных евро. А самым большим открытием для меня стали настольные военно-исторические игры. Начало было положено локализованным «Ганнибаллом», «Memoir '44» от Борга, «Art of Tactic» («Звезда»). Что-то более серьёзное — «Battle for Moscow» (VPG) — на английском осваивали с ребятами несколько месяцев, т.к. терминология была совершенно непонятна, да и правила на английском пугали — гекс, зона контроля, фаза атаки, оверран и т.д. Но, прорвавшись через хитросплетения правил и сделав первый ход, смогли разобраться и... Увлеклись!
Стали искать информацию о варгеймах и военных играх, потихоньку набирались опыта и воевали за столами в игры от «Статус Белли», «VPG», «Academy Games», «GMT» и т.д.
Потихоньку родилась идея о создании некоего сообщества и объединения варгеймеров, решили своими силами издавать журнал, так появилась «Стратагема».
— Расскажи о «Стратагеме» поподробнее. Сколько сейчас человек в редакции журнала, чем они занимаются? Как вы находите авторов?
— В 2011 году, оценив нехватку информации по целому направлению настольных игр, попробовали создать русскоязычный журнал по настольным играм с военной тематикой — «Стратагема».
За прошедшие 4 года вышло 6 номеров, более 50 авторов приняли участие в этом проекте, а в 2013 году вошли в топ-5 лучших военно-исторических игровых журналов мира («Charles Roberts Awards» - «Best Amateur Game Magazine»).
В редакции журнала два человека — я и Алексей Цибенко (aka Leks) из Волгограда. Техническая поддержка и развитие сайта лежат на Михаиле Лойко, Дмитрие Клюйкове, отчасти на Дмитрии Иванове и Сергее Овчаренко, недавно к нам присоединились Алексей Васильев, Сергей Хамхадера, Владимир Валуев-Эллистон. Общими усилиями пытаемся создать что-то новое и интересное.
Журнал, как и сайт, держится на интересе и энтузиазме авторов. Каждый номер стараемся делать тематическим, продумывая предварительное содержание, компоновку и пнп-варгейм. Выбрав игры, стараемся найти реальных владельцев (очень выручает «Тесера»), предлагаем рассказать и поделиться впечатлениями от этих конкретных игр. Желающих написать материал немного.
Во-первых, незначительное количество любителей варгеймов. Не думаю, что ошибусь, оценив количество активных российских игроков в варгеймы в количестве 100–200 человек. Вспомните, сколь редко появлялись за прошедший год обзоры варгеймов на «Тесере» от новичков. Увы...
Во-вторых, не так много владельцев игр, которые готовы написать материал. Основные причины отказа от написания: нет «литературного» опыта, отсутствие свободного времени, малое количество сыгранных партий, хотя бывает, что игра оставила негативное впечатление и рассказывать об этом не очень хочется и т.д.
В-третьих, всё переменчиво. Люди, активно игравшие ещё 2–3 года назад, постепенно отстраняются от публичного общения, уходят в свои игровые ячейки или переходят на отыгрыш партий по интернету.
Благодаря журналу смогли начать общение с западными компаниями, один из результатов — на днях в США выходит отечественная игра «Wallachia20», посвящённая Русско-турецкой войне 1811 года.
Хотя самое главное достижение — удалось познакомиться со множеством интереснейших варгеймеров на просторах СНГ.
Сейчас открыли сайт, стараемся по мере сил его вести: http://stratagema-magazine.ru/.
— Сайт «Стратагемы» дублирует материалы журнала или живёт своей жизнью? Или наоборот — сначала материалы попадают на сайт, а потом выходят в журнале?
— Скорее, это друг друга поддерживающие проекты. Благодаря сайту не надо ждать выхода номера, чтобы прочитать новости из мира варгеймов на русском, новые обзоры игр и т.д. Планируем выкладывать на сайт статьи из прошлых номеров «Стратагемы».
— Какие дальнейшие планы по развитию журнала и сайта? Не планируете сделать выход журнала более регулярным за счёт сокращения объёма?
— В настоящий момент планируем выпускать номер раз в год. В номере будут материалы, которые ранее были выложены на сайте, а также эксклюзивные материалы и пнп-игра.
Пользуясь случаем, приглашаю всех заинтересованных людей в коллектив авторов для написания материалов, а также буду рад услышать идеи по развитию сайта и журнала.
— Расскажи поподробнее историю создания «Wallachia20» и как она заинтересовала западного издателя?
— Началось всё в 2012 году, когда обсуждали с Аланом Эмричем (Alan Emrich) планы компании «VPG» и развитие серии Napoleonic20. В ходе обсуждения выяснилось, что все интересные и крупные сражения и битвы уже реализованы в рамках серии. В качестве предложения мы высказали идею о совместном создании игры, посвящённой одному из главных действующих лиц Отечественной Войны 1812 года — Кутузову, а также малоизвестной в западной историографии Русско-турецкой войне 1806–1812 гг. В ходе этой войны было два интересных крупных сражения, сильно отличающаяся тактика противоборствующих армий и много интересных исторических событий. Всё это склонило чашу весов в пользу принятия нашего предложения. Алан пообщался с Лэнсом Макмилланом (Lance McMillan) и дал зелёный свет началу проекта.
Дальше была проработка исторических источников, масштабирование армий и местности сражений в рамках серии — здесь исполнителем был Артём Харинин с нашей стороны, а Лэнс провёл огромную работу по поиску информации в англоязычных источниках. Как оказалось (я уже говорил об этом раньше), эта война крайне слабо освещена в англоязычных источниках, и гораздо больше информации о турецкой армии того периода, чем о русской.
После проведённой предварительной работы огромную поддержку оказал один из наших друзей по настольному увлечению — Денис Боровиков ака Metaller. Он создал модуль в ZunTsu для отыгрыша партий онлайн. Собственно, с этого момента началось онлайн-тестирование с Лэнсом и параллельное обсуждение по «Скайпу» игровых и исторических моментов. Перед первой партией нам казалось, что игра готова на 90%, однако последующие 1–1,5 года тестирования показали, как мы ошибались. После окончания тестирования финальной вариант отдали в проработку дизайнерам, которые около года создавали арт игрового поля, каунтеров, обложку игры и т.д. Результат, который получился, нас приятно порадовал — так же, как и наши фамилии в правилах. Наши копии игры мы получили в марте 2015 года. Вот несколько фотографий, чтобы все могли оценить:
Перед интервью мы посоветовались (разработчики) и решили объявить конкурс, победителю достанется «Wallachia20» (zip-lock).
Условия очень простые: участники предоставляют материал (обзор игры, описание игровой партии и т.д.), посвящённый настольному варгейму по любому историческому периоду для размещения на сайте «Стратагема».
Победитель будет определён разработчиками и по почте получит приз — «Wallachia20».
Свои работы присылайте на электронную почту: [email protected].
Ограничения: не более 10 страниц A4 с фотографиями, материал необходимо прислать до конца лета 2015 года.
— На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры?
— Применительно к варгеймам — исторический период, правила, визуальная составляющая компонентов.
— Какова сейчас пятёрка самых играемых/любимых игр?
— Если говорить о военно-исторической тематике, то это будет:
Если говорить о семейных посиделках, то это будут:
— С сыном уже играешь во что-нибудь? Если да, то во что, если нет, то с каких игр планируешь начать его знакомство с миром настолок?
— В основном с сыном играем в простые детские игры из серии «Союзмультфильм» от «Step Puzzle». А наши настольные войнушки выглядят так: игровой коврик от «Wings of Glory», на нём из блоков «Секигахары» строим домики и дорогу, а по дороге мчатся танки из «Мемуаров». Хотя иногда достаем «Крестоносцев» и «Шотландцев» от «Коламбии» — раскладываем поле, я достаю блоки, а он ищет такой же герб на поле и выкладывает. Учимся играть)))
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— Из российских ресурсов более-менее регулярно пролистываю «Тесеру» и «Настолкоманию». Из иностранных — «Consimworld», BGG и сайты производителей (GMT, ММР и т.д.).
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
— Конечно :) Интересна игра для трёх игроков «Churchill» от GMT, продолжение и развитие игровой системы «Red Winter» («Operation Dauntless» от GMT), с интересом жду выхода новых игр Борга в серии «CC: Napoleonic». Кроме этого, есть много интересных игровых систем и игр, которые хотелось бы освоить в ближайшее время: «ASL», «Musket & Pike», «Flying colors», «PQ-17», «Kingdom of Heaven».
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Я уверен, что локализация — это основной путь к увеличению численности настольщиков. Хороших отечественных игровых проектов у нас крайне мало, культура настольных игр, да и просто настольного времяпрепровождения в настоящий момент может развиваться только благодаря локализациям проверенных хитов. Слабо верится в развитие настольного движения людьми, случайно заинтересовавшимися настолками и самостоятельно переводящими правила (кстати, языковой барьер по моим наблюдениям, очень высок среди отечественных игроков, это связано как со специфичной настольной терминологией, так и невысоким общим уровнем знания иностранного языка).
— Последние пару лет у нас появились достаточно крупные игровые конвенты. В России «Игрокон», «МИПЛ», на Украине — «Игросфера». Удалось ли тебе побывать на каком-то из мероприятий, и если да, то какие остались впечатления? Как ты оцениваешь подобные события?
— К сожалению, пока не удалось побывать ни на одном подобном мероприятии. Игровые конвенты хороши для начинающих игроков, для тех, кто «в теме» — это, скорее, площадка для встречи, но ведь встретиться можно и вне игровых конвентов)))
Очень хочу отметить усилия энтузиастов, которые организовывают и проводят турниры (как вживую, так и онлайн), такие турниры отлично помогают дальнейшему общению внутри настольно-игровой среды.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— Почитать новости, обзоры и пробежаться по обзорной башне, т.к. самостоятельно просмотреть такое количество ресурсов крайне сложно. А вот вступать в ставшие постоянным споры — не интересно.
— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе? Сейчас появилась информация, что планируется запуск «Тесеры 2.0», что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии?
— Полагаю, что когда-нибудь «Тесера 2.0» всё-таки будет. Пока предлагаю сделать отдельный раздел — «Барахолка». Крайне неудобно лазить и искать — продает ли кто-то интересующие тебя игры или нет, а вот посмотреть все предложения — это интересно.
— На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?
— «Тесера» способна дать новичку море информации, причём хорошо структурированной. А вот общения, на мой взгляд, новичок здесь не найдёт, слишком часто «жаркие» споры и снисходительное отношение «гиков» к очередным восторженным отзывам о «Колонизаторах»/«Манчкине» и прочих стартовых играх, с которых начинают свой путь многие.
— Если ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Люблю туристические походы и отдых на природе с палатками (сплав на плоту — р. Медведица, 2014 год).
Интересно посещать исторические фестивали и реконструкции («Царкон»).
Люблю, когда приезжают хорошие друзья в гости (Волгоград, май 2014).
А ещё не люблю проигрывать в настольные игры )))
— Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к тесеровцам.
— Лучше играть в простые игры, чем не играть в сложные! :) Чаще играйте и радуйтесь жизни! :)