![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... |
![]() |
9.0730 |
![]() |
- |
Вторая Мировая Война — одна из самых популярных тем для игр, изображающих военные конфликты. Это неудивительно, ведь в истории планеты не было более масштабных боевых действий, с таким огромным количеством стран-участниц и использованием самой разнообразной боевой техники. Вдобавок, это просто-напросто один из самых популярных периодов мировой истории — можно привлечь людей, заинтересованных не столько в самом игровом процессе, сколько в затрагиваемой тематике.
Все военные игры по мотивам Второй Мировой можно поделить на две большие группы — стратегические и тактические. Стратегии позволяют изменить на свой лад ход всей войны или какого-либо отдельного фронта, а тактические игры воспроизводят отдельные сражения. В стратегиях обязательно должна присутствовать толика экономии и научного развития, а в тактических играх войска розданы заранее, и геймплей сосредоточен строго на управлении отрядами.
Кроме того, военные игры условно делятся на серьёзные, пытающиеся как можно точнее реконструировать прошедшие события, и более упрощённые, где война используется как сюжетный фон, а происходящее более абстрактно. Здесь кроется одна проблема. Чем сложнее игра, тем меньше у неё аудитория, а значит, более скудная комплектация — иначе издатель не сможет отбить вложенные деньги.
Среди стратегических игр любителям красивых пластиковых миниатюрок и хорошей полиграфии ловить вообще практически нечего — разве что довольно спорную серию Axis & Allies. Серьёзные варгеймы, увы, внешним видом похвастаться не могут.
А что делать настольщикам-тактикам, которые переросли простоту того же Memoir '44, но хотят во время игры любоваться качественными игровыми компонентами и объёмными моделями техники, а не картонными клочками со схематическими надписями? Выбор также практически отсутствует. Combat Commander и Conflict Of Heroes — отличные игры, но, увы, пластиковых Тигров и Пантер вы в них не увидите.
Видимо, примерно так и размышляли в американской компании Fantasy Flight Games, когда задумали выпустить Tide Of Iron. Это действительно золотая середина между казуальными играми и тактическими монстрами. И не только по оформлению, но и по геймплею.
Примечание редактора. Российская игровая система Art of Tactic («Великая отечественная. Лето 1941») реализована на сравнимом уровне детализации, так же предназначена для игры миниатюрами на составном игровом поле, но из-за своей главной особенности — одновременной раздачи приказов, для чего их необходимо записывать — всё же не является прямым конкурентом Tide of Iron, в связи с чем в данной статье параллели между этими играми проводиться не будут. «Великой отечественной» обязательно будет посвящён отдельный обзор.
Tide Of Iron относительно нова — ей всего три года. Ведущим дизайнером значится Джон Гуденаф, а дополнительными — Кристиан Петерсен, основатель и владелец компании FFG, а также небезызвестный Кори Коничка, известный своими Battlestar Galactica, StarCraft и Runewars. К созданию игры подходили долго и тщательно, Tide Of Iron сразу замышлялся, как самостоятельная система с возможностью моделирования любых сражений Второй Мировой в масштабе от нескольких взводов до нескольких рот.
Давайте для начала рассмотрим комплектацию базовой версии игры. Поскольку игра американская, то базовая версия, разумеется, посвящена Второму Фронту. Отсюда два набора пластиковых фигурок — американцы и немцы. Общее число фигурок — 216 штук. По 54 рядовых пехотинца на сторону, по 12 элитных пехотинцев, 6 офицеров, 6 миномётных и 6 пулемётных расчётов (фигурки расчётов состоят из орудия и двух человек). Далее идёт техника. У американцев есть 12 танков Шерман М4А1, шесть полугусеничных машин М3А1 и 6 грузовиков. У немцев — 6 танков Panzer IV, 6 Тигров, 6 полугусеничных машин SdK fz 251 и 6 грузовиков.
Обратите внимание — вся техника в игре представляет собой не абстрактные «танки», как в «Мемуарах», а вполне определённые машины, и каждая имеет уникальные характеристики передвижения, атаки (раздельные показатели для атаки бронированных целей и пехоты) и брони. Пехота также имеет специализацию, и придётся поломать голову над тем, кого выгоднее использовать в различных боевых ситуациях. Детализация фигурок достаточно хорошая, разве что фигурки пехотинцев несколько мелковаты. Но в игре, которая стремится к реализму, пехотинец размером с танк выглядел бы нелепо. В общем, вряд ли можно сходу назвать игру, где модели боевой техники в аналогичном масштабе выглядели бы лучше.
В комплекте идёт 48 специальных пластиковых подставок для пехоты. Пехотинцы сражаются отрядами по 4 человека, и для удобства перемещения маленьких фигурок снизу у фигурок пехоты имеется небольшой штырёк. Штырёк вставляется в одно из четырёх отверстий отдельной подставки и можно перемещать отряд как одно целое. Когда солдат погибает, его можно просто вынуть из подставки. Кстати, подставки для каждой армии выполнены в двух цветах — для удобства игры вчетвером, то есть по двое на сторону. Можно легко договориться и отслеживать, кто управляет какими отрядами.
Техника представлена одной фигуркой в отряде. То есть один танк — это и есть один танк. У большинства техники есть состояние лёгкой повреждённости и тяжёлой повреждённости — снижаются мобильность и боевые качества. Хотя при удаче можно полностью взорвать даже абсолютно неповреждённый тяжёлый танк. У пехоты нет состояний повреждённости, зато её можно «подавить огнём» и даже принудить покинуть поле боя в панике.
Игровое поле представлено 12 отдельными двусторонними модулями с уже нанесённым ландшафтом. В чём преимущество такого решения по сравнению с полем из «Мемуаров»? Во-первых, поле может быть самых разных размеров — вытянутое в ширину или длину, состоящее из 12 модулей, 9, 8, 6 и т. д. Во-вторых, размеры поля (количество гексов на нём) больше, чем в «Мемуарах» — выставлять ландшафт с нуля было бы довольно долго. А так самый разнообразный ландшафт можно получить, просто тасуя и переворачивая модули. Художественный стиль оформление поля, как и стиль оформления других компонентов, более реалистичен, чем используемый в «Мемуарах».
Далее в коробке лежит 24 картонных элементов ландшафта — для случаев, когда его всё-таки надо слегка подкорректировать.
110 карт. Приказы в игре не отдаются картами. Войска ходят по очереди, партиями по три отряда/танка, до тех пор, пока не походят все имеющиеся на поле боевые части. Но карты используются для внесения в игру разнообразия. Так называемые стратегические карты можно использовать на поле боя, получая различную помощь. Например, колода артиллерии позволяет обстреливать противника дальнобойными орудиями (абстрактны, находятся за пределами поля). А операционные карты задают особую обстановку с самого начала битвы. Например, сценарий может проходить в условиях тумана. Рядом с игровым полем с самого начала лицевой стороной вверх выкладывается карта, которая описывает, какие изменения в игровой процесс вносит этот самый туман.
Есть два мануала — правила и сценарии. Правила написаны на 48 страницах и достаточно комплексны, гораздо сложнее, чем в «Мемуарах» (никак не удаётся удержаться от сравнения с этой игрой). И они требуют гораздо большей подготовленности и усидчивости. Впрочем, и удовольствие от игрового процесса, по моему скромному мнению, в итоге удастся получить больше. Всё-таки это не абстрактная игра с танчиками, а почти настоящая симуляция боя. Если кто-то играл в старенькую компьютерную Close Combat, то согласится, что ощущения очень похожи — игрок как будто действительно «взаправду» командует вверенными ему войсками и всё зависит только от его умения. Ну и чуть-чуть от кубиков…
Сценариев всего шесть. Длятся они от получаса до нескольких часов — масштаб боевых действий и величина игрового поля сильно варьируется. Многие критикуют базовые сценарии за несбалансированность. Критика отчасти верна. С другой стороны, сильному игроку будет только приятно играть за слабую сторону, а с официального сайта игры можно скачать несколько дополнительных официальных сценариев. Не считая множества неофициальных.
Задачи в сценариях самые разнообразные. Ни о каких абстрактных медалях за уничтожение техники («Мемуары») речи не идёт. Захват высот, оборона от противника в течение определённого количества ходов, уничтожение разных объектов... Например, от игрока может потребоваться провести один из танков за пределы карты по заданной дороге. И это правильно — редко какая битва велась именно на уничтожение противника. Как правило, на войне и приходится решать самые разнообразные задачи. В некоторых сценариях по истечении заданной части ходов к игроку может придти подкрепление, и расстановка сил внезапно поменяется самым радикальным образом. Допустим, первую половину партии придётся обороняться, а затем, получив подкрепление, нужно будет перейти к стремительной атаке.
Ещё в коробке лежат справочные листы игроков — суммарные правила и характеристики отрядов. Огромное количество самых разных жетонов и маркеров. А также 14 чёрных шестигранных кубиков и 6 красных: первые используются для вычисления успешности атаки, а вторые — защиты.
Всё это богатство находится в гигантской коробке формата «гроб от FFG». Свободного места в коробке, при всём богатстве комплектации, остаётся с избытком. И оно вполне может пригодиться, если вы захотите хранить все дополнения к игре в одном месте. А дополнений хватает, да ещё каких.
Первое из основных дополнений называется Days Of The Fox. Ключевые особенности — английская армия и песчаные карты. Как можно догадаться, речь пойдёт о противостоянии в Северной Африке английских экспедиционных войск и немецкого Африканского Корпуса под командованием Лиса Пустыни — знаменитого генерала Роммеля.
Взглянем на английскую армию. Помимо набора пехоты, мы видим следующую технику: 4 танка Матильда II, 4 танка Крузейдер, 4 грузовика, 4 джипа и 4 противотанковые пушки. По характеристикам английские танки откровенно так себе. Зато обращает на себя внимание наличие пушек — в базовом наборе никаких полевых орудий не наблюдалось.
Расширились и ряды германских войск: 4 Panzer III, 4 Пантеры, 4 пушки. Также 4 орудия получили и американцы, хотя в новых сценариях их войска участия не принимают.
Действие ведётся на 9 новых модулях игрового поля с изображением пустыни. То есть максимальный размер карты несколько меньше, чем в сценариях базового комплекта. Кстати, размер поля из 12 модулей — 11х19 гексов, а из 9 модулей — 11х15 гексов. Для сравнения, в «Мемуарах» размер стандартного поля — 9х13 гексов.
Дополнение комплектуется 6 новыми сценариями. Особенно необычен сценарий, где участвуют только танки — получилась настоящая игра в кошки-мышки среди развалин в пустыне. Также в дополнении есть большое количество новых жетонов и карт для обозначения новых игровых ситуаций.
Days Of The Fox крайне рекомендуется к приобретению как существенное расширение возможностей базового набора. Весьма добротная вещь.
Второе из основных дополнений также весьма интересное и основательное. Хотя и немного спорное — вместо логичного появления японской или советской армии нам преподносят... высадку в Нормандии. То есть, возврат ко Второму Фронту. Встречаем Normandy Campaign Expansion.
Новые компоненты: 9 модульных полей для отображения песчаных пляжей Нормандии, новые карты (целых 110 штук) и жетоны, а также новые войска. Англичане получили дополнительную пехоту, американцы — 4 самоходных орудия М10, а немцы окончательно закрепили за собой звание владельцев самого богатого автопарка — 4 самоходки StuG III, 4 Пантеры, 4 Jagdpanzer IV и 4 великих и ужасных Королевских Тигра. Кстати, лично мне немного жаль, что самоходные орудия и танки не так уж сильно отличаются между собой, как классы техники. Можно было бы увеличить мощность атаки по бронецелям для самоходок.
Сценарии. Вот основная «фишка» дополнения. Их целых 8 штук. Первые 4 — обычные сценарии, а вот вторая четвёрка объединена в кампанию. Нам предлагается повторить путь отдельно взятой реально существовавшей американской роты. Результат каждого сценария влияет на расстановку сил следующего, а победа зачисляется по общему результату. По времени это удовольствие на целый день.
В целом, Normandy Campaign Expansion я бы тоже порекомендовал любому владельцу базового набора. Не настолько инновационная, как Days Of The Fox, «Нормандия» заслуживает внимания как минимум из-за режима кампании.
Далее следуют второстепенные по важности дополнения.
Designer Series — это книга с 15 сценариями от самых известных дизайнеров варгеймов. В общей сложности в работе над книгой принимали участие два десятка человек. Соответственно, сценарии получились качественные и разнообразные. Многие требуют наличия двух основных дополнений. А один эпический сценарий требует двух базовых наборов — это действительно ЭПИЧЕСКАЯ битва.
Приобретать или нет — вопрос спорный. Базовый набор и оба главных дополнения в сумме уже имеют 20 сценариев, каждый из которых можно отыграть с обеих сторон.
Как следует из названия, это набор модульных полей. Авторы игры оправдывают смысл его существования в следующем: вдруг вы захотите придумать такой большой сценарий, что вам не хватит уже имеющихся модулей. На самом деле эти модули в точности повторяют модули из базового набора, но оформление нарисовано другим художником. Видимо, художественный стиль поля из базового набора показался авторам игры не совсем удачным, и в Days Of The Fox и Normandy оформление игровых полей гуще и мрачнее, если можно так выразиться.
Купив Map Expansion #1, вы получаете набор полей для базы в таком же стиле, что и поля из дополнений. В некоторых сценариях одновременно используются поля из Normandy и базового набора, так что при отсутствии Map Expansion #1 вы получите не очень красивый вид поля. Лично я считаю новую версию оформления более удачной... хотя, всё равно попахивает выжиманием денег. Иначе почему в новых тиражах базового набора поля остаются старого дизайна?
Некоторое время после выпуска вышеописанных дополнений Tide Of Iron выглядел заброшенным. Казалось, что авторы по каким-то причинам перестали поддерживать своё детище. Но анонс Fury Of The Bear всё расставил по своим местам. Пускай, позже заплнированного, но дополнение поступило в продажу. Это самое масштабное дополнение из имеющихся на сегодняшний день — целая русская армия в одной коробке: пехота, миномётные и пулемётные расчёты, танки, грузовики, полугусеничные бронированные автомобили и противотанковые пушки. Немецкая армия представлена более скромно: танки Пантера и противотанковые пушки. Самый большой набор танков из всех релизов игры, включая базу. Помимо миниатюр в комплект FotB вошли новые сценарии, 9 двусторонних модулей «зимнего» игрового поля, накладные элементы ландшафта, разнообразные жетоны и конечно же новые сценарии, подробности которых пока неизвестны. Обязательное приобретение для всех, кого больше интересует Восточный Фронт.
Судя по всему, на этом история Tide Of Iron не закончится. Как минимум, не охваченным остался Тихоокеанский Фронт. Как максимум — Вторая Война не заканчивается раскрученными высадкой в Нормандии и борьбой в Северной Африке. Есть множество менее известных битв, которые могли бы послужить основой для новых дополнений. Прямых конкурентов игре пока не видно. Так что будем играть в «Железный Вал» и надеяться, что когда-нибудь на нашей планете останутся только игрушечные войны.
Иллюстрации, представленные в статье, взяты с официального сайта Fantasy Flight Games. Статья написана специально для «Тесеры» Максимом Симоновым (ColdFire). Автора сложно поймать в нужный момент, (: поэтому статья пока будет числиться за мной.