Хора: Становление империи

Khôra: Rise of an Empire, 2020

свернуть все темы
Siar написал 6 дней назад: #
Плюсы и минусы

🔵 Приятный игровой процесс и тематика. Тематика Древнего мира может быть довольно интересна даже тем, кто совсем не увлекается историей. Если отвлечься от историчности событий в игре или отсылок к определённым личностям, игру «Хора. Становление империи» можно описать как спокойную стратегическую настольную игру в жанре цивилизаций. Во время игры нужно будет следить за своим продвижением по различным трекам и делать всё возможное для получения наибольшего количества очков. Если же история вас всё-таки интересует, то здесь с помощью игровых компонентов можно будет познакомиться с некоторыми фактами о городах Древней Греции и проследить их развитие во время игры.

Из-за того, что планшеты городов ассиметричны, игра всё равно предложит вам выбрать одно из направлений развития, которое предусмотрено тем или иным полисом. Так, Спарта, конечно же, будет склонна к военным действиям, а Коринф, который славился в далеком прошлом своими торговыми путями, будет стремительно развивать финансовую сферу.

В целом же игровой процесс довольно приятный и не перегруженный нюансами и правилами. Маргарита (10 лет) прекрасно справилась с правилами игры и отыграла с нами одну партию. Ей очень хотелось познакомиться с какой-нибудь игрой о Древнем Мире, но наши другие игры для неё были бы не понятны, поэтому было решено рискнуть и познакомить ребёнка с этой игрой. К слову, Рита умудрилась в своей первой партии получить все 5 достижений, которые предложены игрокам. Это очень круто. Я, например, ни одного не заработала, потому что просто не успела. (Но я выиграла в итоге, если вдруг вы переживаете) ☺

🚩 Пометка о Марго: у неё большой игровой опыт, поэтому она играет с нами во взрослые игры. Если вашему ребенку 10 лет, но он не знаком с настольными играми, он вряд ли сможет присоединиться к вашей партии.

🔵 Простые правила и отсутствие разности игры разным составом.

В игре простые и логичные правила, а ещё очень круто то, что игра абсолютно никак не отличается, играете вы в неё вдвоём или вчетвером: подготовка и правила не меняются ни на грамм, что заметно упрощает запоминание аспектов игры. Странно, что в этой игре нет соло-режима, потому как в целом банальные карточки, блокирующие какие-нибудь ячейки или сбрасывающие жетоны, могли бы реализовать одиночную игру. Хотя в принципе, если вы проведете обычную партию самостоятельно, обозначив себе порог ПО, то эту игру можно будет назвать чем-то похожим на соло. Только с картами событий надо будет что-нибудь придумать, потому как они отталкиваются от превосходства игроков друг над другом, ну и не все карты политики получится разыграть. В общем, не хватает мне в ней соло-режима, и всё тут.

🔵 Строгий порядок действий.

Интересной оказалась механика порядка выполнения действий. У каждого игрока 7 жетонов, действия с которых выполняются в каждом раунде в строгом порядке. Очень хотелось бы сыграть карточку, а уже потом отправиться на завоевания, но нет, порядок жетонов говорит, что мы сначала воюем, а потом карты разыгрываем. Эх... Но зато такой подход заставляет игроков продумывать ходы наперед и планировать свои действия, основываясь на будущих планах. Причем захватнические действия игроки делают в порядке очередности хода, который меняется каждый раунд и зависит от кубиков. Тот, у кого на кубах будет самое меньшее значение, становится в этой игре первым, кто будет совершать действия, когда нужно их делать по порядку.

🔵 Познавательные элементы.

И, конечно же, изюминкой этой игры лично для нас являются познавательные вставки из реальной истории, которые расширяют кругозор игроков и дают им новые знания. Каждый планшет на своём обороте скрывает краткую историю городов Древней Греции, помимо этого на последней странице правил можно найти описание некоторых событий и факты о постройках, возведенных в Древней Греции, которые отображены в игре с помощью карточек. Хотелось бы, наверное, ещё получить информацию о личностях, которые проиллюстрированы на планшетах, но её как будто негде даже написать, разве что ещё одну страницу в правилах добавлять.

🔻 Перекос в сторону прокачки военной мощи.

Наверное, во многих играх этого жанра есть доля перевеса важности военного развития. Как будто отправляться на завоевания, несмотря на то, что твой город по исторической справке не воинственный, совсем не ошибка, и, скорее всего, достичь победы получится, даже отринув от направленности планшета. Но такая проблема уже не первый раз встречается в играх-цивилизациях, скорее потому, что даже в реальной жизни порой военным путём получалось достичь бОльших побед, нежели дипломатией. Однако только лишь на экспедициях вырвать победу из рук многогранного стратега не получится, просто потому что его треки будут более развиты и разносторонни. Плюс, если игрок грамотно подойдёт к розыгрышу карт, он может оставить позади всех, кто пытался заработать победу как военными, так и мирными путями.

🔻 Отсутствие открытого рынка карт.

А вот это прям странно для игры, где карты могут дать огромное преимущество. Почему вдруг разработчики решили закрыть от игроков рынок карт и лишить хотя бы доли альтернативы? Наличие трёх открытых карт и возможность добора из колоды значительно улучшило бы ситуацию и сделало бы её более понятной. Здесь же получается, мы знакомимся с картами на стадии драфта в начале игры, и на этом всё: остальные карты будем получать вслепую, выбирая по одной из двух, если, например, выполняем действие Законодательство.

В целом игра «Хора. Становление империи» заслуженно пробралась на наши полки и оказалась приятной и не перегруженной игрой-цивилизацией, которая подходит даже Марго. Игру можно посоветовать новичкам, если они готовы к прочтению правил этой игры и хотят начать знакомство с жанром игр, где нужно будет уделять большое внимание личному развитию и прокачке различных шкал на планшете и игровом поле.

Новичкам, которые уже знакомы с настольными играми и, быть может, играли в простые евро, потому что перепрыгнуть на эту игру с карточных филлеров или бродилок однозначно будет не просто.

Мы решили, что эту игру однозначно стоило попробовать, хотя, скорее всего, нужно было сделать это перед знакомством с игрой «Вечный город», потому как «Хора. Становление империи» похожа на репетицию перед партией во что-то более сложное. Да, в ней нужно отслеживать несколько связей одновременно, необходимо планировать действия наперед и не забывать о событиях, которые влияют на игроков во время партии, но она ощущается проще, чем та же «Вечный город», однако хуже от этого не становится. Есть какая-то прелесть в лаконичности игрового процесса, где игроки меньше соперничают, а больше внимания уделяют лично себе.

Источник и подробный обзор правил тут https://vk.com/wall-227465687_12041

Dzmitry91 написал год назад: #
Отличная игра

Очень рад приобритению. Довольно сбаланисированное евро с качественными элементами, приятным сеттингом и временем на партию. Название с точки зрения маркетинга не самое удачное.
С добавлением пары хоумрулов (драфт с 6 картами и сбросом последней, при розыгрыше философии дается два жетона философии, стартовый капитал - 5 драхм, налог на единице с самого старта) играется весьма бодро с первого же раунда.
Отыграв энное количество партий с разными городами не могу сказать что какой-то из них слабее, а какой-то явно сильнее, все можно выравнивать исходя из выбранной стратегии развития и с долей удачи с вышедшими картами политики которые могут хорошо комбиться с эффектами планшета.
Существует неофициальный доп, но мне кажется он излишний, так игра хороша своей лаконичностью и умеренной скоростью партии и самодостаточна именно в этом своем виде. Для евро понавороченне и со временем партии подольше можно сыграть в те же замки Бургундии или Эверделл.

Ursus378 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Доброго времени суток! Возникли споры при розыгрыше карты политики "Реформаторы". У меня игра на английском языке. Как правильно разыгрывается свойство данной карты? Если у кого-то есть русская версия игры, напишите как описывается свойство данной карты. СПАСИБО.

MacTire написал 2 года назад: #

Эффект звучит так: "На этапе прогресса вы можете дважды повышать уровень экономики, культуры, или военной мощи на 1 (выбирайте 1 трек или 2 разных)".
Думаю, смысл понятен. Выбрать, оплатить, повысить 2 трека, вместо 1, или 1 на два шага (оплатив каждый шаг)

Neltie написала 4 года назад: # скрыть ответы
Хорошая игра

После первой партии впечатления очень положительные, качество и дизайн компонентов отличные, механики знакомые и несложные, но в интересной комбинации. Есть немного перекос в сторону прокачки военной силы, это поощряется картами событий, но при желании, мне кажется, можно играть и без них. Вдвоем играется быстро, с изучением правил у нас ушло часа полтора. В целом очень приятная и относительно несложная игра, только по реиграбельности пока трудно что-то сказать, хотя наличие нескольких стартовых городов и возможность получать очки разными способами говорят о неплохом разноообразии.

Neltie написала 2 года назад: #

Не прошла проверку временем, после пяти партий играть в нее больше не особенно хочется. Чего-то этой игре не хватает, может быть, более выраженного взаимодействия, или большего разнообразия событий.

Sashimy написал 2 года назад: # скрыть ответы
Спарта

После 7 игр разным составом, пришли к выводу что со Спартой что-то явно не так, её особенность получать налоги за каждый военный поход, делает её богатейшим городом без вкладываний в культуру выше чем требует открытие доп.кубика. Контрить её почти невозможно, более или менее её может балансировать Афины. Закрадывается ощущение, что Спарта должна получать не налоги за поход, а монеты как Афины, и получай Спарта по 2 монеты за поход, это бы уравновешивало её с другими городами. И никто, абсолютно никто пока не понял, как играть за Аргос.

Maedhros513 написал полгода назад: #

Присовокупите к этому ещё колоду событий, половина которой поощряет большую армию, которая, скорее всего, будет именно у Спарты, и вы получаете что-то вообще неконтримое.

Priceless написал 3 года назад: # скрыть ответы
Проходная игра

Не согласен насчет рандома, который все решает.

Кубы без проблем накручиваются для выполения нужных вам действий. Я бы даже сказал, что это слишком легко делается.
События в игре делятся по простым и понятным принципам: награду получает тот, у кого самая сильная армия, а штраф тот, у кого она самая слабая. Либо награждают/карают всех игроков. Более того, события октрываются в начале раунда, а резолвятся только в конце - никто не мешает вам поменять позиции или потратить последние ресурсы, чтобы не потерять их впустую на событии.
С чем действительно проблема в игре, так это с картами. Есть откровенно мусорные в духе "Получи 4 ПО, если ты в конце раунда не прокачал ни один из своих треков". 4 ПО это мизер, а качать трек жизненно необходимо. И ты хочешь это делать и даже стараешься делать с бонусом, чтобы прокачаться дважды.
А есть карты которые просто дают много всего с минимум усилий.

В целом игра неплохая, компоненты приятные, длительность не слишком большая, но это достигается за счет практически полного отсутствия взаимодействия. Лично для меня загадка зачем вообще в тайне друг от друга выбирать действия, если их резолв серьезно влияет на ходы соперников только в случае войны, которую во второй половине игры все и так прожимают каждый ход.

Hilden написал 3 года назад: # скрыть ответы

Так рандом - это же не только кубы, но и карты.
Я, поизучав игру, подозреваю что это пасьянс, что для меня абсолютно не интересно.
Решил пропустить игру.

Anatoly17 написал 3 года назад: #

Совсем не пасьянс - за игру вы разыграете с руки от 3 до 5 карт в среднем.

jimdeegris написал 3 года назад: # скрыть ответы

Кто уже играл, поделитесь впечатлениями.

Anatoly17 написал 3 года назад: #

Отличная игра - достаточно простые правила, но при этом большой выбор для принятия решений; отсутствует даунтайм - все игроки выполняют действия одновременно (правда не понял, зачем выбор действий делается в закрытую - взаимодействие тут минимально); приятный дизайн, даже в какой-то мере аскетичный, но зато не отвлекающий от игрового процесса- очень хорошая иконографика. Цивилизация-лайт, для меня по ощущениям от процесса схожа с 7 чудес. На троих первый раз сыграли с объяснением правил за 1,5 часа, думаю вполне потом можно уложится в час. Скажем так - я не гик, поэтому в этом году продал Сквозь века, хоть и понимаю, что эта крутейшая игра, но невыносимый фидлинг и даунтайм для меня, плюс перешел на приложение. А Хору купил сразу после первой партии в гостях. Ни в коем случае не сравниваю обе эти игры, тут скорее свои ощущения от процесса игры.

Saioji написал 3 года назад: #
Локализация

Hobby World взяли на локализацию

fonfrost написал 4 года назад: #

С учетом средних оценок от знакомых (Андрея и Сергея Ярушка) с которыми вкусы достаточно похожи, как то первое желание ознакомиться с игрой улетучилось... По оценкам на БГГ тоже выходить середняк, который видимо зайдет только прожженым любителям евро, хотя по отзывам эти любители евро тоже ругаются, но в этот раз на рандом...
It's alright, I like the mechanics but there is a LOT of randomness in this. Too much for my tastes. Randomness in the cards you draw, randomness in the dice you roll to determine what you can do, randomness in the events that happen every round, randomness in the cards you draw after the initial draft. There's also events which help the person doing best and harm the person doing worst. There's stacking multipliers for victory points which can happen upon people randomly. The game is very inflexible and it overstays its welcome IMO. I'd play it again because it seems like a game that would definitely be more fun with more plays, but I wouldn't suggest it myself.

icakypa написал 5 лет назад: # скрыть ответы
впечатления

Посмотрел презентацию у ГМ во время цифрового Эссена, и очень понравилась! Очень красивая, атмосферная, двухслойные планшеты, в общем, продакшн-продакшн.
На четверых играется меньше 2 часов, но уровень принимаемых решений как в комплексном сложном евро. Давно хотел игру именно в такую нишу - умное, красивое евро для хардкорных игроков, когда у них нет 3-4 часов, а только 1.5-2 часа.
Осталось дождаться локализации.

Horus написал 4 года назад: #

пасмотримс