Оценка пользователей
8.4522
Оценить:
-
-AdRiver-

Энергичным энергетикам!

время: 22 января 2010

Энергичным энергетикам.

 

Продолжаем препарировать игры. Опять без картинок, голая аналитика, которой в сети не так уж и много. На этот раз перед нами Энергосеть. Игра действительно классная. Партия на 6 человек на картах Германии или США. Партия идет до 14 городов в сети. Правила описывать не буду. Их найти просто.

 

Часть первая. Что нужно, чтобы игра «пошла».

 

Количество игроков: 4-6.


Игра в 3 и 6-м отличается координально. Поэтому в эту игру нет смысла играть маленькой компанией, ну не для этого она создана. Начинать партию нужно от 4. Но лучше, естественно 6. Именно при таком составе игра раскрывается яркими красками экономической стратегии и в ней открывается куча нюансов, которых при игре в неполном составе можно даже не заметить.

 

Состав игроков: люди с аналитическими способностями, или опытные настольщики.


Игра понравилась ВСЕМ кого в нее учил. Но это не Колонизаторы, совсем новичков и девушек, которые не любят считать, за игру не сажал.
Игра подходит и для партии ради партии, и под веселое время препровождение с друзьями за рюмкой чаю.

 

Свободное время: первая партия вполне может идти часа 3.


Если партию покинет один игрок, то доиграть ее не представляется возможным с сохранением изначального баланса. Поэтому – если времени в обрез, но не нужно портить впечатление от партии. Лучше займитесь чем-либо другим.

 

Часть вторая. Чем хороша Энергосеть и правила этикета игры.


Все зависит от игрока.


Единственный рандомный фактор – это выход определенных карточек электростанций в определенный момент. Но даже эту вещь я рассматриваю как плюс. Лишняя возможность пощекотать нервы. Все зависит от игрока и только.

 

Высокий баланс игры.


Отстающий игрок имеет большие возможности по покупке ресурсов и подключение городов к сети. Поэтому нет такого, когда игрок с первых ходов сразу чувствует себя аутсайдером без шансов битвы за победу. Поэтому игра держит интерес до самых последних ходов.

 

Простота правил.


Правила простые и однозначные. Человек уже со второго хода понимает всю ценность игровой «валюты» и понимает механику игры.

 

Этикет. Три правила.


Проверяйте деньги полученные из банка. Банкир человек, и может обсчитаться.


Не пользуйтесь калькулятором. Это выглядит диковато со стороны, и слишком расслабляет игрока. К тому же «неправильно посчитал» вносит дополнительную изюминку в игру.


Цените время других. К ходу своему готовьтесь заранее, особенно если вы находитесь внизу трека хода.

 

Часть третья. Непосредственно советы и раскладки по игре

 

Буду рассматривать каждую часть хода на каждом этапе, но сначала общие рекомендации. (можно не соглашать с тем что ниже, это лишь мнение автора статьи, основанное на собственном опыте игры. Также в тексте присутствует игровой жаргон «строить города», обозначает подключение нового города к твоей сети)


Общие рекомендации (некоторые весьма детские, но написать надо):


1. Не переплачивайте на аукционе лишнего. Переплата 15 «электро» за станцию, которую придется скидывать – это непозволительная роскошь.
Пример: Станция 22 (зеленая) не требует ресурсов при эксплуатации – но обслуживает 2 города. Практически всегда эта станция не доживает до конца партии – ее надо заменять. Но цена за нее дошла уже до 32. Можно отдать ее. Соперник просядет на этом ходу на постройке городов и в итоге скорее всего вынужден будет покупать еще одну станцию, взамен 22.


2. Никогда не забывайте сколько городов нужно для победы. И, соответственно, какая общая «сила» станций на руках у вас должна быть. Исходя из этого нужно вести торги.
Например: у Вас на руках следующие станции 30 (6), 22 (2),16 (3) – итого 11 обеспеченных городов. Для победы нужно 14. На аукционе есть станция 26 на 5 городов. Если вы ее возьмете, то заменив станцию 22. Получаете минимальную конфигурацию для победы.


3. Все-таки желательно иметь запас на города по питанию. 14 может и не хватить. 15 или 16 в игре на 6 будет гораздо лучше.


4. Часто бывает необходимо стоить города не по самым дешевым возможностям. Лучше всего это делать, когда Вы не можете построить необходимое число городов за ход. Планировали 3, а больше 2 не выходит. Можно потратить больше денег и построить его на отдалении. Это может создать неприятный сюрприз Вашим соперникам и порушить их планы, а Вам создать плацдарм для дальнейшего развития на других этапах игры.


5. Постройки через дорогую переплату надо избегать. Переплатив 50 за 1-н город в середине игры, Вы жОстко проседаете по финансам. Только в редких случаях это нужно делать.


6. Следите за ресурсами, которые используют Ваши противники. Делать запасы нужно не всегда. Ресурсы либо должны быть дешевые, либо когда совсем некуда деваться.


7. Не бойтесь, когда Вам не хватает ресурсов. Больше 1-го хода это не длиться. Противники тоже многое теряют выкупая ресы втридорого.


8. Не переоценивайте «Зеленые станции».


9. Обычно (прошу не цепляться) игра длится 8-9 ходов (в зависимости от карты и опыта игроков). Причем 1 этап 4-5 ходов, 2 этап 2-3, 3 этап 1-2. Просто помните это.

 

Теперь разберем каждую фазу на всех этапах игры. Но для начала фраза к которой я буду постоянно обращаться: «Нет предела человеческой вредности и глупости» - (1).

 

Этап1. Ход1.


Аукцион Электростанций. Определяет очередность хода. Чем дешевле станцию берешь – тем ниже по треку хода.


1. Сейчас я считаю что почти нет разницы какую станцию берешь. Старт есть старт (раньше был уверен, что преимущество получает минимальная станция, пока на сыграл на крупных и понял, что тактика эта оправдана).


2. Единственное, что нужно знать – высока вероятность 4 станций (из 6 купленных в 1 ход) работающих на угле, 3 почти всегда стабильно. Соответственно с 2-м запасом ресурсов.

 

Покупка ресурсов. Очевидно – покупать все дешевое.

 

Постройка городов.


1. Выбор места старта вещь важнейшая. Каким выбирать место для старта неважно (возвращаясь к аукциону), потому что – читай фразу (1).


a. «Сладкие» места. Наличие большого числа близлежащих городов с дешевыми линиями соединения.
плюсы:
- быстрое развитие (самое главное и очевидное, да и просто так отдавать выгодные места чревато);
- возможность резко расширить сеть (за счет финансовой базы) в определенную сторону, для дальнейшей выгоды
минусы:
- эти места манят всех, поэтому высокая вероятность 1-3 соперников рядом, а следовательно может не хватить 6 городов для перехода на 2-й этап (не шучу, такие расклады есть. Приходится платить колоссальную сумму, для подключения 6го города, а этот аспект был описан выше).
- «толкотня» между противниками и вынужденные переплаты по соединениям;
- не возможность точного расчета трат на ход. Нужно иметь в голове несколько вариантов.


б. Не слишком дорогая периферия. Наличие смешенных соединений (дорогих и дешевых) на участке карты, где больше 1 игрока очевидно стартовать не будет.
плюсы:
- можно планировать траты на ход (за счет низкой позиции на треке очередности), подключения идут без переплат и никто не мешается;
- возможность быстрого расширения на 2-м этапе игры (поэтому сеть нужно развивать от периферии к сладкому).
минусы:
- медленное развитие;
- вероятность, что перспективное направление могут отрезать;
- городов на тебя может и не хватить.


в. Центральная, относительно других игроков, позиция.
плюсы:
- по принципу осьминога – раскидываешь свои города куда хочешь. Для быстрой постройки в поздних этапах игры
- контроль развития того или иного соперника (зависит от расклада – может и не получиться);
- высокая вариативность развития.
минусы
- не быстрое, а иногда медленное развитие;
- переплаты по соединениям, для избежание «отрезания»;


г. Отрез соперников от части карты. Красивая тактика, подходит при вычленений какой-то центральной области в игре. (карта США особенно)
плюсы:
- реальная возможность придержать переход на 2-й этап и накопить силы. Потом мощнейшее строительство и преимущество по доходу;
- возможность развития без противоборства других соперников;
- можно планировать траты на ход, за счет отсутствия рядом соперников.
минусы:
- кто-то сможет построить 6 городов и переход на 2й этап состоится, когда у вас нет ресурсов и подходов к сладкому для конкурентной борьбы в дальнейшем;
- агнец или дурак который переплатит жуткую сумму, но вклячит 6 город.


2. Каждая из стратегий имеет плюсы и минусы. Я побеждал на каждой из них. Поэтому, однозначно, что лучше сказать не могу. Слишком уж развита фраза (1). Поэтому каждая из изначальных стратегий может провалиться.


3. Если в фазе аукциона Вы взяли станцию на 2 домика – ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитывайте ресы и стартовую точку, так, чтобы построить и запитать 2 города.

 

Этап1. Далее…


Аукцион Электростанций.


1. Задача минимум купить 1 станцию, которая доживет до конца партии (5 или 6). Максимум 2 станции – например 4 и 5.


2. Рассмотреть вариант перехода на сырье, которое дешевеет (уран и вторсырье).

 

Покупка ресурсов. Все тоже самое.


1. Рассматриваем вариант накопления ресурсов для основной станции.


2. Следим за необходимостью покупки ресурсов на дохленькие станции (иногда ресы вообще не нужны – и тратиться не стоит)

 

Постройка городов. Для каждой из стратегий.


а. протягивать сеть в одну или несколько потенциально хороших сторон (фраза будет повторятся, поэтому обозначим ее как - (2)). Закрывать варианты развития соперникам. Стараться построить 6 городов.
б. (2), особенно в сторону сладкого.
в. (2) и закрывать варианты развития соперникам.
г. Создать плотную сеть, для избежания прорыва в Ваши «внутренние земли». Желательно продвигаться к другим игрокам, но это чревато прорывом.

 

Этап 2.


Аукцион Электростанций.
Минимум 2 электростанции до конца. Максимум все 3.

 

Покупка ресурсов. Все тоже самое.
Накопление угля, при наличии затратной станции на этом топливе (уголь проседает при возврате ресов на 3-м этапе)

 

Постройка городов. Для каждой из стратегий.


а. застраивать все что можно (3), но считаем потенциальные 14 городов (с 3-м этапом). Если их не хватает принимайте меры.
б. у Вас преимущество по треку – включайте опцию (3). Догоняйте соперников. Считайте потенциальные города.
в. (3)
г. Обязательно считайте потенциальные города. Далее совмещайте строительство городов во внутренних землях с вторжением в местность соперников. Иногда достаточно только внутренних земель.

 

Этап 3. Един для всех.


Аукцион Электростанций.


1. Задача купить 1 станцию (если это необходимо), не переплачивая лишнего.


2. Иногда лидеру или конкурентам нужно будет купить 1 станцию на много домов. Это нужно, когда борьба идет плотно. Чтобы при финальном подсчете Вы могли запитать домов больше, чем 14.

 

Покупка ресурсов
Не покупайте лишнего. Помните о скоротечности этапа.

 

Постройка городов
Считаем и строим. ВСЕ!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
volt написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Какую версию лучше купить для ознакомления с игрой? Локализованный вариант с картой России или английскую версию с картой Америки?

dipFireWorker написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Локализованный вариант с картой США/Германия. На картах России и Японии действуют немного другие правила, так что знакомство лучше начать с классической версии

volt написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Разве сейчас продается локализованный вариант с картой США/Германия? Я так понял, что новый выпуск только с картой Россия/Япония.

dipFireWorker написал 7 лет назад: # скрыть ответы

http://hobbygames.ru/jenergoset
Цитата: "Товара очень много ;)"

volt написал 7 лет назад: #

Точно - обе игры в продаже ) Я посчитал, раз они выпустили полный комплект игры, значит первый вариант уже не печатается. Ведь изначально была только базовая коробка (США/Германия) с полной комплектацией и к ней потом продавались отдельные карты. А здесь получается специальный выпуск для Росии.

Metaller написал 7 лет назад: # скрыть ответы
Пожелание

Разбивайте текст пустыми строками, выделяйте заголовки. Побеспокойтесь о своих читателях, простыня неформатированного текста просто не воспринимается.

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

хорошо. принял к сведению

пишу в ворде, потом непеношу. все форматирование сходит на нет

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

размер шрифта не меняется

выделил полужирным и пробелами

Metaller написал 7 лет назад: #

Красота!

Metaller написал 7 лет назад: #

Для заголовков разных уровней в редакторе в первой строке посередине есть выпадающий список с надписью "Абзац".

oranged написал 7 лет назад: #

Из «Ворда» лучше не копировать — ещё и мусор переносится. «Блокнот» — наше всё. (:

Aleksey написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Интересный анализ )) Интересно читать, но сложно без форматирования...
Игра мне не сильно нравится - занудная слишком, но подкупает своей "вылизаностью"

MisteriG написал 7 лет назад: #

Ну "занудность" - это особенность всех евро. Если назвать эту особенность "размеренность" или ещё как, то можно сказать даже что преимущество.
Впрочем я тяготею к процессу повеселее (америтрешу, кубикам, сценариям) :)

AlexFang написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Откуда информация что для победы нужно именно 14 городов?
На чем основано утверждение что уран дешевеет?

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

1. при игре на 6-х игра заканчивается, при присоединении 14-го города к сети (правила игры - там таблица есть это прописано)
2. про уран - это практика. обуславливается это тем, что вначале уран жутко дорогой (и никто станции урановые не берет), но на 6-х на 1 этапе каждый ход приходит по 2 урана. соответственно на начало 4-го хода уран будет стоить 5 электро. А все урановые станции тратят только по единице ресурса.
и брать уранове станции становится целесообразно.
особенно если учитывать, что дальше урана за ход приходит по 3 (этапы 2 и 3)

AlexFang написал 7 лет назад: # скрыть ответы

1. Это не условие победы. Это условие окончания игры. Условие победы - "протопить" больше городов чем враги.
2. У меня противоположный опыт. Уран дорогой, но станции с ним много протапливают и он быстро становится выгоден. Поэтому один игрок всегда сидит на уране с первого этапа.

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

1 в тексте статьи "3. Все-таки желательно иметь запас на города по питанию. 14 может и не хватить. 15 или 16 в игре на 6 будет гораздо лучше." - так что мы с Вами об одном и том же

2 в первого этапа да. но первые 3 хода (если только это не топовая станция) я не видел как люди играют на уране
станция 34 - 5 домиков - станция достойна. но вероятность ее выхода не слишком велика на первых 3 ходах, поэтому будем рассматривать
станция 28 - 4 домика. Да вариант рабочий.
станция 23-3 не вариант рассматривать ее как основную рабочую лошадку. только как прибавку к основной

AlexFang написал 7 лет назад: # скрыть ответы

1. Я о прямо противоположном. Раш на первом ходу третьего этапа. Можно выигрывать 12ю - 13ю протопленными городами.
2. Все правильно, только ты забываешь что там в основном все сидят на угле и мазуте. Первый ушедший в уран практически не имеет конкуренции по ресурсам, особенно если удалось четверку отжать.

Bond написал 7 лет назад: #

1. вариант известный. но для этого нужно чтобы совпали 2 вещи
- быть лидером (делить 1-е место) по возможным запитанным городам
- чтобы хватило бабла построить 14 городов
учитывая, что раш должен быть неожиданным, это значит ты должен за ход построить 5 городов. т.е на момент хода у тебя из 9 (От 10-ки обычно уже смотришь чужие варианты - и неожиданности не получится). Это значит бабла у тебя на руке должно быть от 150 на постройку городов (будем считать ресов покупать не надо)
короче - не все так просто с рашем

последний раз видел такое на карте германия, когда лидера прогнули на нехватке ресов. он скопил денег и упал в самый низ трека. В итоге ходил первым. 5 городов ему обошлось в 154 электро

можно ли эту тактику использовать на постоянной основе сказать не берусь.
слишком много раскладов. как-нить проверю эту тактику

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

2. я редко что забываю))
люди еще сидят на зеленых станциях плотно
на счет отсутствия конкуренции - тож спорно. это расклад батенька
а расклад не может быть системным
могу привести примеры где уран рулит и где провисает - но это частности. посему не буду

AlexFang написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ты в итоге сам пришел к мысли что всяко бывает)

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

ну есть конкретика - о которой стоит говорить

а есть расклад, который лишь частный случай. и о нем говорить нет смысла
умение пользоваться раскладом - это уже опыт игр. и писать статьи про частности слишком спорное занятие. всегда найдется несогласный и он тоже будет прав)

согласись?

AlexFang написал 7 лет назад: #

Так и я о том же.
Вот только у меня дешевеющий уран это частный расклад=)

ShadowCreature написал 7 лет назад: # скрыть ответы
гут

Только, по-моему, в допах увеличили количество городов для перехода с этапа на этап и для выигрыша. Точно не помню... А так все моменты четко осветил)))

Bond написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Сегодня будем снова собираться
и как раз все хотят Энергосеть
для новичков и тех кто 1-2 партии отыграли и писал
Сейчас им разослал
жду более достойного сопротивления

ты как? может заедешь?

ShadowCreature написал 7 лет назад: #

не, далеко, да и если поехал бы, то приперся бы часам к восьми - нет смысла...