Итак, впервые за 2 года звезды сошлись где надо, ангелы осенили кого надо, а воля собралась куда надо, и я наконец сел писать отчет обо всем игранном за последнее время. Так как игранного набралось прилично (или неприлично, для кого как) – больше 600 задокументированных партий почти в 70 игр – было принято командирское решение бить отчет на три части, а, чтобы придать этому разбиению некоторую осмысленность, – также разбить и все игры из списка на три категории: филлеры/патигеймы, семейки/гейтевеи, и всякое гиковское посложнее. Уточняю на опережение, что разбиение крайне субъективное, и некоторые вольности я себе позволил, руководствуясь желанием получить три примерно равномощных множества. По возможности буду сопровождать писанину своими редкими нехудожественными фотографиями с игрищ, либо художественными, но с бгг. Итак, сегодня категория #1, игры упорядочены по количеству партий от большего к меньшему.
Филлеры + Патигеймы
1. Codenames + Codenames: Pictures (Кодовые имена)
На первом месте, с огромным отрывом по количеству партий от всех остальных игр, настолка, о которой за последние полгода не написал только ленивый. Год назад, в ноябре я сделал ее pnp, чтобы оценить, о чем же такой хайп в заморских интернетах, и с тех пор ни один массовый сбор (с друзьями, коллегами, родственниками) не обходится без полдюжины партеек в этот чудесный умный пати-гейм. Он отлично зашел абсолютно во всех компаниях, куда я его приносил, и везде люди потом покупали себе локализацию, когда она вышла. И более чем за сто партий за год желания играть ни капельки не убавилось. В общем, тут не к чему даже придраться, игра по праву занимает верхнюю строчку пати-геймов на bgg.
На днях сыграли в недавно приехавшую версию с картинками. Что могу сказать по ней: она такая же отличная, как и старший брат, при этом играется заметно быстрее и динамичнее (не только за счет уменьшенного размера поля), но в целом более казуальна, что ли. Связывать любые группы картинок общими ассоциациями показалось проще, чем иногда просто адские комбинации слов, зато сложнее стало отгадывающей группе, ибо зачастую на ассоциацию «натягиваются» почти все картинки в раскладке) По результатам игрового вечера, ненастольной аудитории новая версия понравилась даже больше, и это, пожалуй, лучше всего позволяет сравнить две игры: для посиделок с более широкой публикой картиночная версия выглядит предпочтительной, но при игре с гиками лично я скорее предпочту более вдумчивый и нагружающий шестеренки оригинал.
2. No Thanks! (Нет, спасибо!)
На втором месте с более чем полусотней партий, этот шикарный карточно-монеточный филлер на жадность. Для тех, кто с игрой не знаком, базовый принцип простой: каждый ход ты или берешь себе карту с цифирькой (штрафные очки), либо откупаешься от нее монеткой и передаешь дальше по кругу; тот, кто берет карту, берет и все монетки, которыми от нее откупались; после этого из колоды достается новая карта. При этом подряд идущие цифры сгорают (имея «9», игрок может брать «8» и «10» не получая штраф), но перед игрой из колоды (3-35) убирается в закрытую некоторое количество карт, так что никогда не знаешь, брать ли, например, «13», имея «11», так как «12» может никогда не прийти. У игры просто супер-азартный процесс, и после партии всегда хочется еще разочек, а за ним еще и т.д. Добавить к этому компактность и максимально низкий порог вхождения (при объяснении правил за 2 минуты), получаем игру формата «всегда с собой».
3. Tales & Games: The Hare and the Tortoise.
Изумительная маленькая игра-гонка, где привести первым к финишу нужно конкретного персонажа(-ей), а бежать вперед придется всеми. Игра вышла в рамках годной серии игр-книжек детско-семейного формата от Iello по мотивам сказок, и, по признанию большинства игроков и критиков, является лучшей во всей серии, ибо одинаково интересна для игроков всех возрастов (для особо малых детей даже предусмотрен специальный упрощенный режим).
В забеге всегда участвует 5 персонажей (заяц, черепаха, лис, овечка и волк). Перед началом партии из тайлов случайным образом формируется гоночная трасса, а каждому игроку (3-5) в темную назначается персонаж (у всех разные), за которого он получит очки в конце партии. После этого все игроки набирают себе стартовую руку карт (на каждой карте изображен один из зверей) и из руки также тайно от других выбирает себе еще одного персонажа (можно выбрать одного и того же).
Игра делится на раунды. В течение каждого раунда игроки по очереди выкладывают карты персонажей из руки (в свой ход можно выложить 1-4 одинаковых карт), пока не будет выполнен один из двух критериев остановки: 8 выложенных карт всего, либо 4 выложенных карты одного персонажа. После этого звери перемещаются согласно сыгранным картам картам и раунд заканчивается. Фишка в том, что у каждого персонажа свои особенности передвижения в зависимости от количества выложенных карт с ним:
При этом у разных зверей разное количество карт в колоде. Игра заканчивается, когда первые три зверя занимают пьедестал, после чего все игроки вскрывают своих персонажей, и получают очки согласно занятым ими местам.
Классно оформленная, очень быстрая (~10-15 минут), очень веселая и ооочень азартная игра – после первой партии всегда следует еще минимум 3-4 – каждому хочется испытать вкус победы, или, самый hi-class – победы с двумя черепахами. Мой любимый филлер, не могу не рекомендовать!
4. Love Letter (Тайное послание)
Еще одна игра из набора «всегда с собой», раскладывается с кем угодно и где угодно: на пляже, в электричке, в байкерском баре… Одинаково отлично идет и с людьми, незнакомыми настолками, и с суровыми гиками. Полным составом играть нравится гораздо больше, чем втроем; вдвоем вообще смысла не вижу. Пробовали играть увеличенным составом двумя смешанными друг с другом колодами – в принципе терпимо, но заметно больше рандома и хаоса, и теряется смысл блефа, ибо никто толком ни за кем не следит. А так, одни из крутейших настольных семечек, маст-хэв. Еще ни одному человеку из тех, кого с ней знакомил, не «не понравилось».
5. Концепт
О, Концепт прекрасен! Объяснять одно комплексное понятие путем выставления мармеладных кубиков на иконки более простых, базовых понятий – это просто волшебство!) Концепт полностью уничтожил для нас Шляпу/Шапку для поигранок большими (10+ человек) компаниями. Естественно, правила подсчета очков «из коробки» были сразу выкинуты в ведро: кто отгадал, тому «лампу»; играть пока не надоест. Wash, rinse, repeat. (c) Оставили только условие, что объясняет всегда команда из двух человек, ибо взгляд с другой стороны очень помогает в случаях отдельных затыков.
Так, я однажды минут 10 мучился, показывая, что это:
Фильм, Советский, про Горы на Юге, и там Молодая Женщина, за Решеткой. И ведь они всё это поняли, повторяют, я им киваю уже, но дальше этого у всех мысль стопорится: «какая-то узбечка арестованная что ли?». И тут осеняет мою напарницу по команде: Фильм, Песня, Белое, Животное, всё! И сразу берут ведь, кошмар!
В общем, игра просто чумовая, хорошо идет в том числе и при наличии людей разных поколений, всегда куча веселых обсуждений и очень оживленная атмосфера за столом. Именно Концепт, вместе с Кодовыми, – самые берущиеся у меня друзьями коробки «На поиграть».
6. Sobek
Чудесный филлер на сбор сетов, который одинаково хорошо играется любым составом от 2 до 4. Отличное оформление (а какой органайзер!), море взаимодействия, высокая реиграбельность, быстрые и очень неглупые партии с идеальным балансом стратегии и удачи.
В какой-то момент у меня началась особая ломка по состоянию "и хочется, и колется", свойственное этой игре, и, не имея возможности собраться с друзьями, полез играть в нее на BGA. Результат показал, что игра к тому же является очень скилло-зависимой и может быть очень-очень злой. Несмотря на тот факт, что большую часть первых игр онлайн я конкретно получал на орехи, на фане, получаемом от игры, это никак отразилось, уж дюже азартно)) Игра, в которую я никогда не откажусь сыграть.
7. Star Realms (Звездные империи)
Прекрасный дуэльный декбилдер «на-5-минут», играется как семечки, партия за партией. Оформление далеко от совершенства, но в процессе игры его просто не замечаешь. Особое удовлетворение приносят моменты, когда тщательно собираемая всю партию колода наконец демонстрирует весь свой сокрушительный потенциал, и пятерка карт в руке аки пятерка Пауэр-рейнджерс складывается в один мега-ход (в идеале с прокруткой всей колоды), полностью выносящий соперника.
Дополнение «Гамбит» необязательное: события и герои, имхо, вообще лишние, а дополнительные карты кораблей и баз просто добавляют разнообразия, но не привносят в игру ничего нового.
8. Sushi Go! (Суши карты)
Тут много не напишешь: отличная «первая доза» для групп ненастольщиков, и в целом хороший туториал по механике драфта и сбора сетов. Но в качестве филлера с продвинутым людом всегда предпочту что-то другое, слишком уж нестратегичная игра. При этом нельзя не похвалить прекрасное мимимишное оформление игры. Ну и да, на голодный желудок лучше не играть)
9. Biblios
Неоднозначный, но крайне любопытный филлер, который мне до сих пор не удается раскусить. Долго не мог в него победить, а, когда наконец победил, так и не понял за счет чего – делал-то всё то же, что и всегда. Да, в игре вроде бы есть две фазы: в первой драфтим карты в закрытую, во второй – аукционим оставшуюся часть. И в этой второй фазе и так карт немного, так они почти все еще и неликвид, т.е. процентов на 95 результат предопределяется в первой фазе. А в ней половина решений очевидна, а в половине просто полагаешься на удачу, мол «надеюсь карт А придет больше, чем Б, возьму их». Тем не менее, рейтинги и отзывы у игры хорошие, да и в целом процесс азартный и интересный, буду кусать еще.
10. Диксит
Диксит в моей коллекции появился изначально как источник дополнительных карт-снов к Мистериуму, да и, в целом, скорее из тяги к прекрасному, чем из реальной игровой необходимости, поэтому игрался нечасто, но несколько игровых вечеров большой компанией приятно разнообразил.
Зато, неожиданно богатых впечатлений подкинул турнир по Дикситу в рамках местного Фестиваля настолок: играть в true-competitive режиме, да еще и с незнакомыми людьми, логику которых пришлось идентифицировать в реальном времени, оказалось действительно прикольно. Вдвойне удивительным оказался тот факт, что турнир я таки выиграл, хотя внутри своей обычной игровой компании всегда безбожно сливаю.
Особенно жестким получился тур, где за столом собрались люди, мыслящие ассоциациями очень глубокого порядка. Ситуация усугубилась тем, что играли мы в этом туре нестандартным набором карт (так как коробки принесли сами участники), и нам досталась коробка с авторской подборкой картинок. Вот прекрасный образчик того, что творилось за столом: ассоциация: «Актер с большим носом», смотришь в руку – одни пейзажи да женщины, думаешь, самое время что-нибудь слить. А затем вскрывается вот это :D
Кратко по остальному, сыгранному в небольших количествах:
Tides of Madness – прародителя покупать опасался, ибо боялся, что будет слишком просто. Похоже, не зря: даже с жетонами Безумия игрушка все еще довольно простая, и в полную силу в нее можно играть уже со второго раза. Тем не менее, она быстрая, неглупая, красивая, а присутствие обозначенных жетонов добавляет толику азарта. Правда, пока, после нескольких партий, съедают сомнения о поломанности карты-джокера, если она выпадает уже в первом раунде. Да, у нее есть drawback в виде воровства Безумия, но пока во всех играх у нас побеждали именно те, кто брал ее, хоть и каждый раз в 1 жетоне от поражения.
Свеженький Криминалист отлично показал себя в качестве быстро-Мистериума, но с большей долей социального интерактива. Сыграли за час несколько партий ввосьмером: один раз просто с убийцей, после – с дополнительными ролями. Попытки убийц орудовать экзотично и вычурно достаточно быстро пресеклись удачными действиями ведущего («Убийство в школе» и «в зимний день» в обстоятельствах - понятно, Граффити и Коньки), после чего пришло понимание, что действовать нужно просто и без пафоса. Гантели и Журнал – наш вариант.
Get Bit! (он же чудное Накося Выкуси!) – хорошо себя чувствует в роли азартного ‘перекуса’ на 15 минут на 5-7 человек с характерными гляделками «кто кого переблефует».
Pick-a-Seal/Bear (они же Квадрики) задорная и няшная хваталка на скорость для компании с девушками и детьми (в сравнении с Квадриками, добавляется отличное правило, что текущий лидер не может брать 2 подряд одинаковых картинки).
Визуал – он же Концепт для гуманитариев. Зашел похуже старшего брата: в него все так же интересно быть загадывающим, а вот отгадывающим, по всеобщему мнению, не очень. Если наш первый игровой опыт в Концепт затянулся на два подряд вечера по 4 часа, то вот Визуалом та же компания наелась в несколько раз быстрее.
Гильдии Лаара – сыграли одну партейку на попробовать. Крепко сбитый драфтовый сет-коллекшн с большими возможностями резать карты оппонентам. Играли втроем, и в концовке игры обоюдным сговором меня накормили оружием, выключив 3 карты, так как оружие вредило им обоим. В следующий раз надо попробовать полным составом, чтобы уменьшить просчитываемость.
Восьмиминутная империя (обычная) – вообще не зашла. 2/3 решений очевидны, и никакого удовлетворения от конечного результата. В итоге подверглась распилу на запчасти для pnp.
TSCHAK! – неплохой красочно оформленный под фэнтези (V. Dutrait) trick-taking филлер с несколькими любопытными моментами (взятки группами карт, обмен стартовыми руками между раундами).
Маленький принц – сбор сетов на тайлах, в который с детьми можно играть как в добрую и милую игру, а с большими дядями как в очень злую (ибо вся механика заточена под «hate-drafting»).
Порт Ройал – неплохо, но не цепляет. Чего-то не хватает. Возможно он слишком прямолинейный из-за малого количества способов победить. Не отказался бы сыграть с допом, который, похоже, не издадут. Близкий по духу Dead Man's Draw нравится больше, хотя и считаю последнего чисто дуэльной игрой.
Партию в Comparity: СССР сыграли с родителями летом на даче. По игре могу сказать только, что с текущими правила она в отдельных случаях очень затягивается, и лучше играть как в обычный Таймлайн. Ну а так, прекрасный повод провести вечер со старшим поколением в воспоминаниях и разговорах о том, как и что было тогда, посмеяться над отдельными товарами и комментариями к ним на карточках.
Cash 'n Guns – идеально для разношерстной компании из 6 человек на тот отрезок времени, когда стол еще занят едой. Заодно всегда приятно узнать, кто тебя не любит больше всего))
Интересный отчет, спасибо! Когда продолжение ждать?
Через джва года
Было интересно.
Tales & Games: The Hare and the Tortoise - взял на заметку (играть с детьми)
Для меня Love letter - лучший филлер на двоих.
К сожалению, по моему опыту, на двоих слишком велика доля случая: бОльшая часть партий заканчивается в первые пару ходов (с применением барона), а до финального вскрытия дело вообще не доходит.
Спасибо за статью!
ждём продолжение (=
большое спасибо, ждем третьей части такого же качества.
А вторую не ждем? ;)
не так как третью