"Великие битвы истории" – именитая серия настольных военных игр (преимущественно о древнем мире) от компании GMT Games не нуждающаяся в представлении. Разработчик исторических варгеймов профессор Ф.Сабин (Lost Battles, Legion, Phalanga и др.) отмечал, что эта серия наиболее точно симулирует тактические битвы Древнего Мира.
Модуль «Тиран» к игре «Александр Великий» предлагает воссоздать сражения Карфагена и Сиракуз периода 480–276 до н.э. Многие любители серии отмечают этот модуль как один из самых интересных. Возможно от того, что скупые сведения позволили авторам творчески подойти к тому, как могли сложиться битвы тех времен и создать сбалансированные и увлекательные сценарии, но при этом без излишней вольности и с учетом качественных и количественных составов армий того периода. Андрей отмечал, что система настолько удачна, что даже минимум исторических источников позволил с легкостью авторам провести интерполяцию применительно к тому периоду и вышло это у них замечательно.
Мы остановили свой выбор на «Битве при Кабале» (377г. до н.э.). В русскоязычной литературе в том числе в переводе превосходной Кембриджской истории Древнего мира об этой битве почти не упоминается (по-крайней мере я не нашел).
Вот что о ней пишет Диодор Сицилийский (Андрею спасибо за наводку):
Дионисий, тиран Сиракуз, после подготовки к войне против карфагенян, искал благовидный повод, чтобы оправдать столкновение. Поэтому, видя, что города подвластные карфагенянам расположены к восстанию, он принял те, которые хотели так сделать, заключил союз с ними, и обращался с ними справедливо. Карфагеняне сначала направили послов к правителю и попросили вернуть города, и когда он не обратил на них внимания, это привело к зачину войны.
Итак, карфагеняне заключили союз с италийскими греками и вместе с ними пошли войной против тирана, а так как они благоразумно оценили наперёд, что это будет большая война, они зачислили в солдаты крепких юношей из числа собственных граждан, а затем, собрав большую сумму денег, наняли крупные силы наёмников. Полководцем они избрали своего царя Магона и двинули многие десятки тысяч солдат на Сицилию и в Италию, планируя вести войну на обоих фронтах. Дионисий в свою очередь также разделил свои силы: на одном фронте сражаться против италийских греков, а на другом – с финикийцами. Итак, здесь и там было много сражений между отрядами солдат, и малозначительные и непрерывные стычки, в которых никакого результата не было достигнуто. Но было два важных и знаменитых сражения. В первом, недалеко от так называемой Кабалы, Дионисий, который провёл замечательный бой, одержал победу, убив более десяти тысяч варваров и захватив не менее пяти тысяч. Он также вынудил остальную армию спасаться на холме, хорошо укреплённом, но лишённом воды. Здесь также пал Магон - их царь - после блестящего поединка. Финикийцы, встревоженные масштабом катастрофы, сразу отправили посольство, чтобы обсудить условия мира. Но Дионисий заявил, что требует от них выполнить только одно условие: уйти из городов Сицилии и оплатить военные расходы.
Я выбрал Карфаген, а мой оппонент - Андрей - cиракузцев и игра по почте началась.
Карфаген был представлен следующими силами:
Африканский корпус (легкая пехота LI) с Гамилькаром;
Ливийский корпус (легкая пехота LI) с Магоном;
Кавалерия правого и левого фланга;
Наемнический корпус с Гимильконом (преимущественно легкая пехота LI и немного тяжелой HI)
Застрельщики (уходящий вид войск – колесницы, их время прошло и собственно застрельщики)
В армию Сиракуз входили:
Резервный корпус с Тероном;
Союзники (тяжелая и средняя пехота) с Иероном;
Наемники (тяжелая пехота ) во главе с Дионисием;
Сиракузцы (тяжелая пехота) с Лептином;
Застрельщики;
Кавалерия правого и левого фланга.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА
Пунийцы в верхней части поля, Сиракузцы в нижней.
Карфагеняне: наемники выдвинулись вперед
Сиракузцы: Кавалерия правого и левого фланга сместилась ближе к центру поля.
Кавалерия левого фланга Сиракузцев смята кавалерией Карфагенян…
…и вот уже от первой ничего не осталось.
Далее в бой друг с другом вступили застрельщики (в том числе и уже пережившее лучшие времена колесницы, в этом модуле у них есть штрафы) противоборствующих сторон, выдвинувшись друг к другу.
По очкам бегства Сиракузы были впереди и мне казалось, что для меня все не так и плохо складывается.
Наемнический корпус во главе с Гимильконом выдвинулся на позиции застрельщиков, а навстречу ему тяжелая сиракузская пехота Лептина.
Подозреваю, что для предупреждения охвата флангов, Сиракузы отправляют вперед союзников Иерона и наемников Дионисия
Карфаген ответил продвижением ливийского корпуса Магона, в надежде растянуть фронт и попытаться охватить фланги, но Дионисий предусмотрительно пресек эту возможность, выставив заслон.
И тут начался ад для карфагенян, по Диодору Сицилийскому. Сиракузы атаковали по центру тяжелой пехотой сметая все на своем пути.
Следующий ход еще больше ухудшил положение карфагенян, центра у них уже не было. Охватить фланги или зайти в тыл Карфагену не удавалось.
Разивая успех, Сиракузы продолжили свой мощный рассекающий удар по центру. Катастрофа для Карфагена. Ни жертвоприношения, ни щедрые посулы солдатам уже не помогут.
Финальные очки бегства и разгром Карфагена.
ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СИЛ
ИТОГИ: Спасибо Андрею за партию, Баградские равнины отомщены :). Игру по почте отличает растянутость во времени, но такая игра на 100% лишена простоя, экономит время, особенно если сложно найти несколько часов на партию и расширяет географию оппонентов. Я так и не нашел ключ к возможной победе за Карфаген. Как легкая пехота может противостоять тяжелой пехоте? Зайти в тыл не удалось. Обстрел с тактикой отхода/подхода? Не думаю, так как на следующий ход передовые шеренги тяжелой пехоты догонят и вступят в бой. Для меня сценарий-загадка по оптимальным действиям за Карфаген. Результат получился историческим.
P.S.Весной этого года вышла вторая редакция правил SGBoH.
Примеры сценариев с пересеченной местностью:
Битва при Иссе (Александр Великий)
Киноскефалы (SPQR)
Беневент (SPQR)
Кремона (SPQR)
Вот умом то понимаю, серия достойнная, сражений интересных -море, но смотрю на фото или скриншоты - и все эти сражения становятся какой то толкотней на автостоянке у ТЦ
Эээ. Ну как бы каунтеры весьма детализированны в отличии от многих варгеймов( асл и т.д.) карты большие, за счёт этого, у человека, не игравшего вжвую может быть неправильные впечатления.
Вы вживую играли? Или только фото?
Назовите мне столь же эпичную(ко количеству войск/каунтеров/отрядов/) где вы не назовете это "толкотней на автостоянке у ТЦ" ? Это по сравнению с чем?
Речь идет о девственно чистой местности, на которой развиваются часть сражений серии. Я понимаю - что игра не про это, но подобные виды вызывают у меня уныние.
Бои античности часто происходили на открытой местности.
Ага прямо на коленке:) не бывает такой местности, в серьезном масштабе, конечно.
Блин, да полно карт в других частях с местностью.
Яркий пример alesia посмотрите.
Ну не судить же всю серию по этому модулю
Я сужу только про подобные модули, а не про те, которые привел Роман чуть ниже или Алезию. Несколько некорректно сформулировал изначальное сообщение- приношу извинения.
Я добавил в статью фото с пересеченной местностью из др.сценариев
Спасибо, совсем другой коленкор!
На последнем снимке с пересечённой местностью, такое впечатление, играют на карте из Panzergruppe Guderian.:)
У меня есть мечта (как у Мартина Лютера Кинга) сыграть Киноскефалы со скрытым движением при первоначальном развёртывании.
Идею игры с посредником нахожу превосходной, что в ASL, когда играешь в неизвестный сценарий и противник появляется на LoS, что SWWаS/GWаS или иная игровая система. Такой подход добавляет реалистичности происходящему. Проблема одна - найти посредника.)
Там ничего сложного для посредника вообще нет, только провести обоюдное движение и определить, кто видит кого.
Я играл в прошлом году Киноскефалы соло, и там лобовая атака римлян на македонские фаланги двойной глубины кончилась для первых катастрофой. Потом царь Филипп перешёл в контратаку... и погиб в первом же столкновении. Автоматическая римская победа.
Мы же их вроде в вассале с тобй играли? То же еще тот мордобой был.
То давно было и по GBoH-правилам, отличная была партия. Помню, как кавалерия перед слониками разбегалась.:)
А это я перед «Варваром» тренировался, там первое сражение на карте Киноскефал, я решил на знакомом материале сыграть SGBoH-версию.
Луций Фурий Пурпурион супротив галлов с пунийским командующим, если не ошибаюсь.
1. Тут не шибко серьёзный масштаб. гекс 50-60 метров. Ширина представленного сражения примерно 2 километра.
2. Технически обе стороны обычно старались выбрать место по ровнее. Это таки битвы армиий в плотных боевых порядках.
3. Опять же для большей части битв просто непонятно где конкретно они были. Берётся местность более менее отвечающая источникам.
4. GBoH это система про маневрирвоание. :) Тут как бы хочется побольше открытого места.
Для искушенной публики: битва на суше и на море "Цезарь в Александрии" с уличными боями и высадками, оборона Алезии, форсирование Граника из Александра Великого, есть сценарии в том же SPQR с развертыванием легионов из колонн на марше в боевой порядок, оборона оборудованного в инженерном отношении лагеря Римлян, Киноскефалы и многое другое...
С удовольствием почитал бы отчет и про них.
У меня есть по форсирования реки Кримиссос карфагенянами.
В «Тиране» много безумных битв, в одной боевые пловцы на берег высаживаются, в другой (или в той же?) кавалерия, переодетая союзниками, подъезжает.
Когда я фотографировал карту со сценарием "Баградские равнины" из SPQR, мне приходилось вставать на стремянку, карта в об'ектив не помещалась. Бой это всегда толкотня, особенно когда дело доходит до рукопашной.
Кстати, хорошие варгеймы по античке, очень хорошо отражают наши спорные ощущения военного дела в данный период. Поэтому, без дураков, в этой мощной игре,действия ведутся, нередко на бильярдном столе.
В Киноскефалах, скажем, фронтаж — два километра. Я даже в своих окрестностях прикидывал, насколько линия была растянута.
Круто, когда стремянка под рукой :) фишки, кстати, мне очень в игре нравятся
Прекрасный отчёт об отличной партии! Большое спасибо!
Надо сказать, что сила GBoH как раз состоит в том, что на основе хорошо описанных и многократно разобранных сражений удалось построить модель, которую впоследствии оказалось легко применять к сражениям, о которых мало что известно. А сила SGBoH состоит в том, что играть стало проще, но не менее интересно. SGBoH хороша и вживую, и соло, и по почте. Недавно выпущенное второе издание сделало систему ещё лучше.
«Тиран» носит неофициальное звание лучшего модуля GBoH/SGBoH. Здесь бьются лучшие бойцы Средиземноморья под руководством крутейших командиров. Самое главное, сражения очень сбалансированные. Кабала, наверное, самое простое в смысле отсутствия специальных правил сражение.
Сначала я завязал неудачную кавалерийскую схватку на флангах, потом неудачную перестрелку застрельщиков, а потом просто двинул гоплитов Дионисия на центр. Самое главное, мне удалось разбить командную систему Романа, у него строй распался на две части, и одна оказывалась вне командования.
У пунийцев есть хорошие наёмники, которые были мало задействованы, и перевес в численности. Мне также кажется, что Роман напрасно выбирал в виде реакции на приближение гоплитов обстрел метательными снарядами, а не уклонение. Надо было уклоняться и нападать с флангов. В следующий раз попробую лично вести в бой ливийские массы по новым правилам.:)
Легко сказать уклоняться, когда тяжелая пехота идет единым фронтом, это лишь отсрочка от боестолкновения)
Где-то у неё линия заканчивается и начинаются фланги.:)
Кто-то хорошо писал, что все эти внушительные прямоугольники фаланг — это просто жирные очки бегства, которые только и ждут того, чтобы случиться.
А вообще там было состязание а ля «Вархаммер», кто кого атакует первым (двигавшемуся плюс). Теперь по новым правилам бонус за движение не дают.
Я наверное не двигался бы племенным ополчением или сдвинулся бы немного. Тут похоже надо растягивать строй сиракузцев не по горизонтале, а по вертикале.
У меня в записях только одна партия в Кабалу. Я за карфаген как раз выиграл. Но было давно и не помню уже.
Хотя я то играл по полным правилам. Может в этом дело.
Племенными тоже можно разбить фаланги. Атакуем те у которых ТК 5 по 3 отряда с обстрелом. Это типа 3 отряда на одну, а на соседей по 1 отряду. Обычно не выдерживают.
Максим, приветствую!
Отличные у тебя отчёты по «Тирану», всем рекомендую.
Там и по Боевым Галерам был хороший отчет!
Что-то у меня пока с галерами и парусниками плохо, пока одни броненосцы...
Нарезал, начал читать правила, в планах партия.
Всегда приятно слышать, что люди фактически играют в игры, а не просто их обсуждают.:)
Ничего не мешает сыграть. :)
Отлично, давайте ещё больше больших и интересных сценариев Great battles of history.
Отличная система, куча частей(уже около 12 по различным историческим событиям, по всем нациям мира вышло)
Не понимаю почему в СНГ так мало в неё играют и она так не популярна
Мне кажется, GBoH маркеро-интенсивная и гиперинтерактивная (по почте в неё не сыграешь), потом в каждой игре немножко свои правила, что раздражает.
А вот SGBoH действительно имеет большой потенциал (единые правила почти для всех игр серии). Надо раскручивать, играть, писать отчёты, чтобы люди заинтересовались. Вот Роман работает в этом плане.
Спасибо за наглядный и красивый AAR!
Есть у кого учиться, я твои отчеты по АСЛ с удовольствием читаю.)
Спасибо за монументальный отчет! Несмотря на то, что я не поклонник античной истории, но прочел с интересом! Наконец-таки на тесере стали регулярно публиковаться отчеты по варгеймам.
В качестве пожелания могу только предложить дорисовывать полупрозрачные стрелки с направлением движения и атак, так обычным пользователям будет проще следить за насыщенными картинками боя.
По совету товарищей добавил стрелки
Подтверждаю - со стрелочками просто классно! Наглядно и понятно. Спасибо за отчет!