Вдвоём с Катенькой отозвались на приглашение Маши из Мира Хобби на посещение игротеки в клубе "Мастерская", что расположен неподалёку от станций "Лубянка"/"Кузнецкий мост". В этом спонтанном решении нас поддержал тот момент, что место уже было знакомо по танцевальным мероприятиям и, в принципе, никакой сложности в достижении не представляет. А вот как там играть в настольные игры...
Как там играть, пришлось выяснять на месте. Никаких внезапно открывшихся внутренних помещений не возникло. Люди с играми, просто, заняли столы для посетителей в зале. По моему разумению, проведение игротек в таких местах - это от Лукавого, так как света мало, шум музыки перекрывает объяснение правил, да и не способствует настрою на игру, как и повсеместное принятие пищи и алкогольных напитков. В общем, раз за разом удивляюсь попыткам организации по привлечению новых людей. Может есть какие-то данные об успехах сего (если есть среди читающих сии строки те, кто пришёл к настольным играм через игротеку в ночном клубе, отпишитесь. пожалуйста). За столами я встретил людей знакомых мне по обычным игротекам, а. следовательно, пришедших сюда целенаправленно за играми, а не случайно втянутыми из окружающей публики.
Маша была занята горячей партией в World of Tanks и, получив от неё коробку с игрой Токайдо, попутчика и доброе напутствие, я принялся штудировать правила. Обстановка в клубе чтению правил также не способствует, в чём пришлось убедиться на собственном опыте. Но написаны они вполне внятно, а потому большого труда не составили бы. Если б не изнемогающие в ожидании начала партии противники (к тому времени подошла ещё одна девушка), вытащившие Машу "из танка" и приведшие на краткий инструктаж по тому, как оно "здесь играется". Она быстро пробежалась по верхам, не вдаваясь в подробности и мы начали свой путь.
Возблагодарив богов один раз за то, что успел прочитать правила и смог продолжать читать их параллельно (так как иначе по канве услышанного не смог бы играть), один - за попавшегося персонажа (ронина Кинко) и один - за хорошо сделанную достаточно светлую игру, я не переставал благодарить их и по ходу партии в каждом из храмов на пути. По дороге со мной шли Свирт (купец Дзэн-Эмон/голубой цвет), Лена (уличная артистка Умэгаэ/зелёный цвет) и Катенька (гейша Сасаякко/лиловый цвет) и каждому из моих попутчиков было интересно что-то своё.
Тут речь пойдёт уже непосредственно о правилах игры, смешанных, частично, с ходом партии. Поле представляет собой прямой путь без ответвлений, на котором есть следующие пункты для остановок: Деревни, Горячие Источники, Храмы, Встречи, Пейзажы, Фермы и Гостиницы.
Гостиницы - это места обязательных остановок для всех игроков, где первый добрашийся поджидает всех остальных), там же покупается еда (стоимостью от 1 до 3 монет), которая всегда приносит 6 победных очков (далее ПО). В первой же Гостинице Сасаякко обнаружила, что у неё нет денег на еду и на этом потеряла их. Так как по сюжету мы набираем впечатления, которые и отображаются в ПО, то вполне понятно некоторое разочарование гейши, которой пришлось далее идти на пустой желудок.
Что касается Пейзажей, то каждому из трёх видов соответствуют свои пункты остановок. Остановившись первый раз, игрок получает первую карточку из коллекции и 1 ПО, которое на ней обозначено, второй раз - вторую карточку с двумя ПО в придачу. Хитрость Пейзажей в том, что это открытая гонка с фиксированными призами. Игрок, первым собравший все карты одного Пейзажа получает ещё +3 ПО в каждом из трёх (количество же карт-кусочков Пейзажа 3/4/5 по рисовым полям/горам/морям, соответственно).
Храмы дают вполне открыто по 1 ПО за каждую монету, пожертвованную им (можно жертвовать от одной до трёх за остановку). Но в добавок к этому, самый щедрый жертвователь получает также 10 ПО, второй по щедрости - 7 П, третий - 4 ПО, все прочие - 2 ПО (что может быть весьма важно).
Горячие источники дают одну карточку и 2 или 3 ПО случайно. А также 3 ПО игроку, набравшему больше посещений. Фермы дают три монеты и всё (совсем всё, никаких Достижений "Счастливый фермер"). Встречи - наиболее случайный элемент игры, так как могут дать то, что нужно игроку, а могут и весьма посредственно порадовать, но в любом случае, набравший наибольшее количество Встреч также получит +3 ПО в конце.
Деревни дают возможность купить карты сувениров (1, 2 или 3) причём каждый сувенир имеет одну из четырёх категорий. При покупке сувенир даёт 1/3/5/7 ПО в зависимости от того попадёт ли он к игроку в коллекцию первым/вторым отличным по типу от первого/третьим отличным от первых двух/четвёртым отличным от всех трёх. Можно начинать сколько угодно коллекций, но так как количество карт ограничено, то больше шести никак не выйдет. За этими картами надо смотреть внимательно, так как их выход случаен, а порядок весьма важен.
Стоит сказать, что способности путешественников чрезвычайно влияют на игру (в правилах предлагается ознакомительный вариант, в котором карты Путников не используются). И насколько хорошо они сбалансированы (за это отвечает количество монет, получаемое игроком вначале), надо ещё прикинуть (больше партий сыграть). Те, кто ориентирован на сувениры, бежали в Деревни со всех ног. Умэгаэ их, правда, тоже стороной не обходила, но на Встречи шла с ещё большей охотой. Кинко, не имея какой-либо специализации на пути (пользуется скидкой -1 монета на блюда в Гостиницах), сообразно моим представлениям о ронине, посещал Храмы и осматривал Пейзажи, а за сувенирами даже не совался.
В первой Гостинице я будучи первым взял самое дешёвое блюдо, да ещё и бесплатно в связи со способностью Кинко. Во второй Гостинице, я был последним и мне досталось самое дорогое кушанье, но со скидкой, я вполне мог себе это позволить. Не дойдя до третьей Гостиницы, игроки прозрели на предмет Достижения Гурман (его получает тот, кто больше платил за гостиничные яства) и теперь уже стремились устроить себе угощение на славу. В последней Гостинице я столкнулся с тем, что правило не есть одно блюдо дважды за игру может быть использовано против других. Но Кинко был третьим в очереди и подрезать его окончательно не успели.
Так торопились, что аж на Гостиницу поставили первого |
По ощущениям игра привлекает своим плавным ходом и отсутствием накала страстей. Даже находясь в описанном ранее окружении, мы на время выпали из реальности, любуясь красотами и диковинками далёкой островной страны. Есть моменты, которые можно просчитать и радоваться своей сообразительности. Есть совершенно случайно выходящие вещи. Итог партии. Первый недосмотр. Если на карточку Достижения претендуют два и более игрока (как и на место в щедрых пожертвованиях Храмам в конце игры), то все претенденты получают равное полное количество ПО. Так что в нашей партии Свирт и Катенька не дополучили по 3 ПО за частое посещение Горячих Источников. Но вот это как раз никак на исход нашей партии не влияет. Свирт так и остаётся последним, а Катенька - первой. Однако, второй недосмотр делает её победу сомнительной. Сасаякко может использовать способность только, если ей хватает денег на всё, что она хочет купить (не смотря на то, что потратит она меньше). Просмотрев этот момент, мы усилили Путника и вывели на лидирующие позиции. К сожалению, при таком раскладе остальным игрокам достались бы в Деревнях сувениры, которые могли бы дополнить их коллекции до получения большего количества ПО и результат партии был бы иным. Теперь, прочитав и перечитав правила и накрепко их усвоив, на игротеках от Мира Хобби буду искать Токайдо, чтобы вновь пройтись по дороге от Киото до Эдо (или обратно, так как такой вариант в правилах также предложен).
Постфактум узнал, что Токайдо - игра вновь от Антуана (автор Ghost Stories и 7 Wonders, например) и должен сказать, что плодовитость его на такие приятные вещицы с историческими мотивами в оформлении, приятно восхищает.
А дальше мы стали свободны для новых свершений и из Эдо переместились на просторы Римской Империи в игре Августус. Лена и Свирт отделились от нас, зато в управлении легионами к нам примкнули два Саши, Георгий и наконец-таки Маша. На этапе раздачи случилось недопонимание: сперва я выдал всем по пять легионов, намереваясь разложиться на восьмерых ("переклинило" так основательно), был поправлен Машей. Потом у Катеньки возник спор с Машей по поводу количества, оставляемых у игрока карточек (3 или 4). Потом в процессе игры был спор опять же со мной теряется ли добавочный легион, если карточка, дававшая его, сбрасывается (не теряется). Потом у кого-то случилось недопонимание по поводу передачи достижений на 5 ПО Пшеницы и Золота. И наконец, я вступил в жёсткую конфронтацию по поводу того, что свойство "символ А=символ Б" в обратную сторону вопреки законам математики не действует (действует, на самом-то деле). Тут уж я был непреклонен, так как это действовало на турнирах от Игроведа. Но оказалось, что не правы были ребятки на этих турнирах (да не будут они "спалены"), и я вслед за ними ошибся. Маше я свои извинения уже принёс, но на будущее только укрепился во мнении, что правила надо читать самому и лучше освежать перед первыми пятью партиями, как минимум, а также перед партией после долгого перерыва. В итоге, большую часть партии правила передавались по кругу, прочитывался какой-нибудь кусок, а потом мы "стопорились" на следующем моменте. Победа досталась мне, что, в виду вышеописанных вещей, удовольствия мне не принесло.
Августус - чистейшее лото с разными добавлениями. Как мне кажется, отличная игра для семейного круга, но чрезвычайно спорная для того, чтобы собрать компанию людей, увлечённых настольными играми, на партейку-другую (почувствуйте разницу с той же Токайдо, которая будет хороша и там, и там).
Я тоже ходила как-то пару раз на игротеку, проводимую в ночном клубе. Точно такие же впечатления: темно и шумно :( Причем это специально выделенный вечер в клубе под игротеку, других посетителей там нет в этот день, можно было бы хоть музыку выключить. Хотела познакомиться с новыми играми, но в темноте и шуме очень сложно читать и вникать в правила, а когда кто-то другой объясняет, я не люблю - почти всегда есть недомолвки, сюрпризы и расхождения с официальной версией.