В последний год я организовал и занимаюсь развитием некоммерческого клуба настольных игр D7 в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга. Клуб могут посещать и бесплатно играть в настольные игры школьники всего района, заведение у нас некоммерческое, ничего не продаём, все взносы строго добровольные.
В начале пути я туда бахнул всю свою коллекцию настолок, но так как я «помешанный на Руневарс тролль», то ничем сначала кроме лютых хардкоров детей порадовать не мог. Это отдельная тема, но в итоге в ходе бесчеловечного эксперимента многие дети с радостью играли в Войну Кольца, Сквозь Века и прочие хардкоры. Прошёл турнир по Восходящему Солнцу.
Но в итоге, у нас утряслась команда и мы начали развивать игры для детей помладше и сразу же встал в полный рост вопрос — во что играть и как развивать игры внутри клуба. Ведь основной массе детей у нас всего 10-12 лет и они в лучшем случае играли в Дженгу и Монополию.
Вот здесь на арену стали выходить лайтовые спортивные игры с большой глубиной.
Первой ласточкой в этом деле стала легендарная Нейрошима Хекс. В неё три месяца дети играли с запоем, а в кулуарах обсуждались достоинство той или иной армии. Итогом стал межрайонный турнир по Neuroshima Hex! Проходивший целых два дня. Всё как положено — с плей-офф, кубками, медалями и наградами. Мои дети были в бешеном восторге от ивента и стали требовать продолжения банкета.
К слову сказать, Нейрошима у нас ещё вернётся весной. А вот осенью я сурово задумался — что дальше продвигать в качестве настольного спорта. Нужна была игра простая, с низким порогом, глубокая, красивая, не дуэльная (чтобы сократить время турнира) и универсальная по возрасту в плане темы.
И мой взгляд абсолютно рандомно упал на «Нидавеллир».
Хочется сказать, что я знал про Нидавеллир? Как обычно из нашей блогосферы становилось понятно, что это очень серый сет-коллекшен с посредственным дизайном. Вот знаете, к сожалению или к счастью я начинаю знакомство с игрой либо с дизайна, либо с лора. В данном случае мой взгляд зацепился за дизайн. Меня сразу покорила замечательная графика европейской школы и крутой дизайн игры, который почему-то не смогли оценить наши завсегдатаи настольных игр, а детям он очень понравился. Вот реально, коробка очень красиво сделана — все эти монеты, лотки, карточки, планшеты. Мне захотелось просто полапать картон, и я благодаря плохим рецензиям купил первую Нидавеллира на авито за полцены практически в плёнке. Мне при продаже сказали, что в ЭТО после первого раза играть никто не хочет.
Окей. Я пришёл домой и насладился дизайном, который меня очень порадовал. Потом стал разбираться завезли ли туда геймплей. У меня были опасения.
И оказывается, его туда отлично завезли.
Пробегусь по сути игры, если кто не в курсе.
У нас короче, дворфы (не гномы!) собирают армию и надо собрать армию сильнее. Есть пять кланов, которые выкладываются стопками, типа те самые сеты. У каждого клана своё условие силы, кроме тупо численности — одним нужны числа на картах, другим количество карт, другие считают произведение численности на цифры и т. п.
Ну а сами карты драфтятся по принципу закрытого аукциона — вы втайне ставите монеты (в начале одинаковые у всех) и кто победил, тот драфтит карту первым. Плюс если ты ставишь нулевую монету, ты можешь загрейдить монету из пула взяв намного выше и в следующем раунде уже ставишься намного круче. Собирать один клан не получится потому что игра очень жирно награждает за сбор линий из пяти кланов. За это ты получаешь очень толстых героев, которые баффают твои колоды как не в себя. И по итогу выигрывает тот, кто больше набрал героев, а значит надо собрать сет в двух измерениях наподобие как технологии в Семи Чудесах. Ну и в конце, когда вы всё задрафтите начинается инфернальный очковый салат. Получи за то, получи за сё. Знакомые с Семью Чудесами не дрогнут ни одной мышцей на лице.
Особенность игры в том, что несмотря на дико простые правила вообще очень трудно понять — ты где вообще в игре сейчас. И это фишка игры. Это одно из видов мастерства осознавать, ты проигрываешь или выигрываешь. Во-вторых в игре есть билды, начиная от наиболее очевидных типа раша Кузнецов, заканчивая всякими хитрыми комбами Героев. При том что в игре чётко есть дебют, мидгейм и эндшпиль, и в каждом работают свои билды. В-третьих копаться в планшете не получится, это игра на жёсткое взаимодействие. Толкотня локтями, привычная для евро, при должном понимании игры перерастает в драку за карты, особенно, когда кто-то выдёргивает карту, необходимую для найма героя. Дети очень эмоционально реагируют когда кто-то руинит им их билд. И закрытый аукцион (казалось бы, одна из нелюбимых мной механик) здесь работает на пользу игре внося элемент mind games. Например, можно взять супер нужную карту пригрозив, что точно заставишь на неё топовую монету, а вместо этого поставив меньшую, а топовую пустив в апгрейд. Такие моменты в игре очень радуют. Что можно сказать в итоге по механикам и геймплею — игра идёт очень быстро, но при этом не страдает от детерминизма, партии довольно разнообразные и есть куда качаться в плане мастерства.
С августа я сыграл в Нидавеллир свыше 120 раз в картоне и обучил свыше 50 детей. Игра ни разу не показалась мне скучной.
Что ещё мне понравилось.
В игре все герои дварфы круто нарисованы и имеют свои имена. Детям такое нравится и они буквально за одну партию запоминают билды не по инфографике, а по именам героев. За четыре месяца игр все эти Бонфуры, Эгуры, Аралы, Зоралы стали как родные.
Еще мне в игре отдельно понравилось совершенно бомбическое приложение для подсчёта очков. Опять вспомню те же Семь Чудес, Сквозь Века, Агриколу, Восходящее Солнце. Вот понимаете, в первый раз я увидел, что очковый салат может быть ненапряжным. Вот реально, это приложение должно стать промышленным стандартом для игр с салатами. Я против компов в настольных играх, но не здесь. Причём, в Нидавеллире приложение накодили качественно, видно, что работали на совесть — есть и графика и удобный GUI и простенькие эффекты. Уровень очень высокий. Без приложения наш последующий турнир удлинился бы на два часа пока я ползал бы с блокнотиком и ручкой. Считаю, что надо брать новые рубежи и делать приложение с распознаванием карт и мгновенным подсчётом очков ))
Также отмечу вопрос допов. В настоящий момент, в игре есть два допа — Тингвеллир и Идавол. Во второй доп не играл и ничего по нему сказать не могу.
Первый же доп добавляет два момента — новых героев и наёмников с артефактами. В целом, по этому допу скажу следующее. Потребность в допе растёт с момента когда игроков становится 4 и 5. Самыми ценными в Тингвеллире становятся дополнительные герои.
Дело в том, что после трех-пяти каток база становится немного тесноватой в плане билдов когда игроков много и выручают тут герои. А наёмники и артефакты полностью открывают дерево решений, не запирая игроков в конкретном билде. Но в турнире мы отказались от наёмников и артефактов, просто потому, что дети, в основной массе, не смогли всё это до конца понять. Это такой более взрослый вариант игры. Но героев из допа на турнире использовали даже девятилетки. Поэтому играли без допа с героями из допа)
Особенностями игры является то, что это игра строго семейного, для вечера посиделок формата, либо уже для настольного спорта младшего и среднего возраста. Если есть желание на равных посоревноваться с детьми в сборе команды дворфов, то Нидавеллир сработает. Тех же, кто ищет тематические игры с погружением, ради которых взрослые люди собираются в выходные, я думаю, что это не самая удачная игра. Во-первых, она требует опыта, а во-вторых она слишком быстрая, чтобы погрузиться в тему. В итоге, в ходе посиделок встанет вопрос, либо играть второй раз, либо заканчивать слишком рано. Это проблема игр полусреднего веса.
Из минусов игры, я бы отметил, что это игра не для перфекционистов. В ней очень трудно быстро понять какой ход тебе принесёт больше очков. Игра высокого темпа при таких «паралитиках» способна растерять всю свою скорость и превратиться в мучительное ожидание хода оппонента. Плюс, я не до конца уверен, что это игра с бесконечно реиграбельностью, хотя, кто знает.
Я потихоньку три месяца учил разных детей играть в Нидавеллир, в итоге подготовил 30 человек, написали всем освобождения о школы ( к радости детишек) и провели совершенно душевный турнир. Судьями были я и старый ветеран Мтг, Михаил. Играли целый день.
Прошли отборочные матчи на пять игроков, потом сыграли финал. Что понравилось, что игры проходят быстро, потому что на Нейрошиме я ошалел от судейства в течение целого дня. А во-вторых, я видел, кто из игроков готовился, учил билды, те и выиграли. В верхнюю часть сетки вопреки ожиданием вышли не самые старшие, самоуверенные игроки, а младшие, кто усиленно качался в игре по вечерам, а это значит, что игра вознаграждает упорство и мастерство.
Победил один из наших постоянных участников клуба Глеб Глухов. А вот второе место разделили сразу два игрока — в правилах не оказалось дисайдера при равенстве очков. Чтобы никто не плакал (а такое у нас бывает) всем щедрыми горстями были дарованы сладости.
Чем мне нравятся дети, тем что они играли очень серьёзно, очень переживали за свои ходы, это ребята, был настоящий настольный спорт. Эмоции просто были на максимуме.
В финале победители получили призы от клуба и издательства «Эврикус». Все оказались счастливы.
С тех пор, как я занялся клубом D7, признаюсь, я стал очень мало играть сам, но мне это компенсирует радость детей, которые осваивают настольные игры. Я думаю, что мы проведём ещё турниры, в том числе и по «Нидавеллиру», надеюсь дело не загаснет.
ПС. Немножко грустинки напоследок — буквально пару недель назад умер Серж Лаже один из авторов «Нидавеллира», «Теней над Камелотом» и «Нашего Моря». Отличный был автор и человек. Я считаю, что к этому должен стремится каждый — когда ты ушёл, но продолжаешь приносить радость детям.
Ряд вопросов:
На чем базируется клуб, что за помещение?
Оно только ваше?
Платите ли аренду или договорились безвоздмездно?
Порядок членства в клубе и взимания добровольных взносов?
Какая у вас профессия и работа?
Где набираете детей?
Если интересует орг. часть пишите в лс. Может смогу чем-то помочь.
Круто! У нас в феврале тоже турнир прошёл. Только по Корням.
Это что же, оказывается, вы не Бармалей (каким кажетесь по комментариям), и имеете душу :) Дети заинтересованы и/или улыбаются - благое светлое дело.