В прошедшую субботу сыграли с Ильёй и Женей в игру
A Most Dangerous Time. Игра интересная и необычная. Сильно отличается от других стратегических варгеймов. Посвящена она гражданской войне в Японии в конце 16 века. Автор игры японец, поэтому неудивительно, что в ней очень много различных нюансов. Например, у всех кланов есть генералы - самураи, а у одного нет. И это не просто так, а потому что это клан монахов. Или - у всех кланов есть маркеры контроля, а у двух нет, то есть они не могут брать под контроль вражеские области - только удерживают их, если там присутствуют их войска. Почему - не знаю, в правилах заметок разработчика нет, поэтому причины некоторых дизайнерских решений остаются неизвестными. К слову, во многих варгеймах, выпущенных в последние годы, такие заметки есть, и читать их не менее интересно, чем настоящие историческеи книги. Но вернёмся к
A Most Dangerous Time.
 |
| Успешное начало Оды: его войска уже захватили столицу клана Азаи, а сам он осаждает монастырь на горе Хиэй |
Наша игровая сессия прошла очень увлекательно. Мы играли первый сценарий, длящийся 10 ходов. Основная задача клана Ода (Илья) в этом сценарии - завладеть 6 замками. Учитывая, что в начале игры он уже владеет четырьмя, нужно было захватить ещё два. А мы с Женей старались этому помешать.
 |
| Илья (Ода Нобунага) раздумывает над картами событий: каким самураям можно доверять? |
В нашей игре было много интересных моментов. Начиная с того, что анти-Ода (то есть мы) забыли укрепить столицу клана Азаи, и она была захвачена в первый же ход. Это как раз и был один из замков, которые нужны клану Ода для победы. Потом Илья удачно сыграл карту, выводящую мощный клан боевых монахов из игры - они теряют способность восстанавливать войска после битв. Мы же с Женькой, не подумав, атаковали ими большую армию противника, и проиграли, после чего монахи как боевая сила перестали существовать.
 |
| Конец игры. Армия Такеды разбита, Ода вернул себе замок! |
Затем было три хода, в которых почти сразу вытаскивался маркер конца хода, так что в них ничего не происходило. Это было нам на руку, после разгрома монахов войск у нас оставалось не так много, мы ждали появления войск мощного клана Токугавы. Наконец, на 6 ход пришёл Токугава, который доставил много проблем клану Ода - нам удалось переманить с его помощью на свою сторону двух сильных самураев Оды вместе с их армиями. Один из них даже занимал родной замок Оды, так что вместе с самураем Илья лишился и победного замка. Ещё один замок мы отобрали у него после удачного штурма. Казалось бы, вернулся status quo начала игры, Илье снова не хватало двух замков. Однако он занял незащищённый замок одного из нейтральных кланов, затем изолировал наши войска в только что взятой нами области, атаковал их, уничтожил и получил шестой замок! Вот такая интересная была партия, в которой всё до конца было не ясно.
 |
| Последняя попытка наших сил переломить игру: клан Асакура штурмует гору Хиэй, чтобы отобрать у Оды шестой замок. Не хватает одного хита... Победа Оды! |
Впечатления от игры двойственные. Она безусловно, стоящая, сделана оригинально, с любовью к истории Японии того времени. Но в саму игру надо погружаться, привыкать к ней. Мне это было сделать тяжело, никак не мог войти в её рваный ритм: коварный маркер конца хода не позволяет планировать свои действия надолго. Рассчитываешь ты двигаться одним из кланов, а он в течение трёх ходов ни разу не активируется, так что уже и забываешь, что же ты хотел им сделать. Есть и другие тонкие моменты - условия выбывания кланов из игры, подкупа отрядов, проверки на изоляцию. Вообще, сама книга правил читается с трудом, информация об одном элементе игры может быть раскидана по разным параграфам, важные части правил идут сплошным текстом со второстепенными вещами, иногда путаются названия (лидеры называются генералами) и т.д. Да и от самого языка, которым написаны правила остаётся впечатление, что с японского на английский их переводил француз. Но к счастью на BGG есть дополнительные материалы для игры (подробная последовательность хода, эрраты и т.п.), которые исправляют положение. Не забывайте ими пользоваться, они значительно облегчают освоение игры.
В общем, игра A Most Dangerous Time заслуживает внимания. Если вам нравится средневековая Япония или хаос на игровом поле, вы должны в неё сыграть!
Когда первый раз прочел статью захотелось в игру поиграть (кстати спасибо автору за все его статьи по варгеймам), после партии прочел еще раз, и судя по всему в партии были ошибки (что не удивительно с такими ужасными правилами), напишу их, возможно кому-то будет полезно:
1. В первых ход Ода не может входить не в один из трех замков Азаи (Саваяма, Йокояма или Одани).
2. На 6 ход приходит Такеда, Токугава изначально в коалиции Ода. Кстати про Такеда есть отличный фильм Кагемуся: Тень воина.
3. В короткой игре игра идет до окончания 10 хода, и Ода в ней побеждает если у него есть 6 замков/храмов силой 2.
Вообще правила и правда ужасные, и я тут тоже могу быть не прав =)
Впечатления от самой игры напишу в карточке.
Хороший отчет-обзор по весьма интересной игре. Безусловно, она требует некоторой доработки напильником перед тем как поиграть, а также прочтения материалов по истории Японии, но удовольствие превалирует над недостатками.
Спасибо за конструктив :) Доработчик игры Адам Старкуэвер уже прошёлся по ней напильником, благодаря чему упростились правила пополнений, а также появилась фишка "Удача", позволяющая перебрасывать кубики, преевытягивать маркеры и т.п. Впрочем, ты, думаю, в курсе, раз играл.
Но при этом игра не избежала стандартных проблем, завязанных с напильником Адама, об этом хорошо написано в финальной части твоего обзора.
Кстати, по непроверенным данным его поперли из ММП / говорит сам ушел. Жаль. Мог интересные вещи откопать. Ту же Украину 44, например...
Вроде сам ушёл, если б выгнали искал бы куда устроиться, а тут Compass Games уже первую игру его новой серии издали. Значит, заранее готовились.
Кстати, Red Typhone из того же Command`a откопали без него и в Revolution Games выпустили. Есть, кому подхватить знамя :)
Отряд не заметил потери бойца!
А я рад. Он же для Compass Games сделал новую систему, более упрощённую, чем TCS - CSS. Запутывающиеся во множестве аббревиатур игроки расшифровывают её как Company Something Something. Если он, как обещает, следующую игру по системе сделает про Новороссийск, то я всерьёз задумаюсь о покупке.
Будем посмотреть (с)
И он сделал игру про Новороссийск!
Что мне нравится в варгеймах, так это их тематичность, антуражность. Механика и тема игры дополняют друг друга. Вот и здесь так "вкусно" описана игра, что очень хочется её опробовать.
Весьма рекомендую. Как принято говорить в определенных кругах: "игра полностью закрывает тему" (С) =)
А мне Warriors of Japan в плане измен самураев больше понравилась. И в целом тоже. Конечно, эпоха другая - на 200 лет раньше, но я в истории Японии не силён - мне что те самураи, что эти.
Вот зря ты так, сейчас опять философ до тебя докопается =)))
Сегодня пятница, некогда!
Ничего, переживу :)
Пару лет назад с геоморфологом провел пару партий. Впечатления были скорее положительными. Неплохая, хотя местами и "рандомная", как сейчас модно говорить, игра.
Спасибо за информативный материал!
Я, откровенно говоря, думал, что она более рандомная. То, что самураев нельзя переманивать кроме как карточкой, это для меня было неприятной неожиданностью. Вытащил ты карточку своего самурая и можешь быть уверен, что никто его никогда не переманит.
Прям как в Дюне =)
И правда...
Не выдержал и выскажусь по поводу заголовка: артикль "а" не может сопутствовать most. Либо the most, либо без артикля (очень редко и в основном в разговорной речи).
Хотя сама игра так называется, прошу прощения
Видимо, в японской истории было много "самых опасных времен" :)
Most употребляется перед прилагательными не только для образования превосходной степени, но и со значением very - очень, а также крайне, весьма, обозначая просто высокую степень качества безотносительно к другим предметам. В этом случае существительное в единственном числе употребляется с неопределенным артиклем, а во множественном числе - без артикля:
This is a most interesting book.
Это крайне интересная книга.
(http://www.alleng.ru/mybook/3gram/3adjec2.htm)