Оценка пользователей
9.1742
Оценить:
-
-AdRiver-

ПМВ вчетвером. Отчёт об игре The Lamps are Going Out

время: 17 июля 2021 место: Москва

Очередной жаркий выходной прошёл под знаком первой мировой войны. 17 июля мы сыграли с друзьями в стратегическую игру The Lamps are Going Out, опубликованную компанией Compass Games. Игра охватывает все пять лет ПМВ и по заявлениям разработчиков, может быть сыграна за вечер, хотя у нас она заняла весь день, видимо, из-за того, что мы играли впервые. Далее я кратко расскажу о самой игре и более подробно о нашей игровой сессии. Для тех, кому лень читать, в конце отчёта есть перечень того, что мне понравилось в игре, а что нет.

 

 

Игровое поле в The Lamps are Going Out представляет собой карту Европы плюс Ближний Восток и часть Африки. Фишки - армии, а ход равен сезону года. Изначально игра рассчитана на двух игроков, но каждый из них играет за две самостоятельные фракции. Игрок Центральных держав играет отдельно за Германию и за остальных её союзников: Австро-Венгрию, Турцию, Болгарию. Игрок Антанты играет отдельно за западных союзников (Британию с Францией) и за восточных (Россию, Сербию, Румынию) плюс США. Таким образом в эту игру вполне можно сыграть вчетвером, что мы и сделали. 

 

Правила игры достаточно просты: порядок активации фракций строго определён. В свой ход игрок сначала тянет карту события, потом перемещает 2 фишки армий, а затем атакует своими свежими армиями соседние области, после чего тратит ресурсы на восстановление "уставших" (Spent) армий. Вот тут-то и заключён интересный момент, который позволяет воспроизвести бесконечные кровопролитные, но безрезультатные сражения, длившиеся месяцами, если не годами, особенно на западном фронте. 

Получается, что вы атакуете противника в свой ход не только (а часто и не столько) для того, чтобы уничтожить его армии, а чтобы сделать их "уставшими", и чтобы в свой ход они не смогли атаковать вас. Даже если не все ваши атаки будут удачными, и вы обескровите не все вражеские армии, это всё равно хороший результат - ведь вы восстановите свои армии в конце хода, а войска противника останутся "уставшими" и скорее всего в свой ход они вас из занимаемой области уже не выбьют. Этим и достигается эффект окопной войны, когда на фронте постоянно что-то происходит, но никто никуда не двигается. Собственно, это и есть самый интересный и оригинальный элемент игры. Остальное строится вокруг него, с тем или иным успехом.

 

Ход нашей игры

Мы решили сыграть вчетвером: Илья Гудков стал на время игры германским кайзером, Слава Логинов австрийским императором, Илья Литсиос "Хозяином земли русской", а я - представителем Британии, Франции и Италии.

Предсказуемое начало

Началось всё как и должно начаться - вторжением Германии в Бельгию. Не зря для этого есть спецправила в игре: доп. броски при атаке Бельгии и доп. ресурсы при её захвате немцами. Эта страна пала после первого же хода германцев. А вот последующее наступление оказалось неудачным - регион Соммы им занять не удалось.

 

Начало игры: Германия захватила Бельгию, итальянцы пока отдыхают.

 

Илья на востоке успешно провёл наступление и захватил Восточную Пруссию, чем очень озаботил Германию. Австрийцы попытались вывести из игры Сербию, но попытка была неудачной, причём настолько, что сербы в свой ход захватили Венгрию, выбив оттуда ослабленных австрийцев. 

 

Сербы в Венгрии! А русские - в Восточной Пруссии (вон они, блестят от счастья в верхней части фото)
 
Весна 1915-го все надеются на победу. Перед каждым игроком лежит колода событий, каждый год в неё добавляются новые карты.

 

На четвёртый ход в войну вступила Италия! Две армии собрались на её севере и ударили по австрийским Альпам. Достаточно было выбросить 3 или больше на одном из двух кубиков, чтобы войти в пустую область! Увы, итальянцы не смогли даже этого...

 

Британская армия прибыла на помощь итальянцам, которые то ли не хотят, то ли не умеют воевать.
 

Тем временем на востоке шла динамичная война: германцы отбили Восточную Пруссию, захватили Литву и Минский регион. На правом фланге австрийцы взяли под контроль область Брест-Литовска, Припятские болота и правобережную Украину. Ситуация складывалась не лучшим образом для России. 

Против России успешно наступают по всему фронту.
 
Предсказуемое продолжение
 

А западе началась война траншейная: в областях стало возможно строить укрепления. Теперь при атаке надо сначала уничтожить их, и только после этого можно атаковать вражеские армии.

У немцев много войск в игре, но всё-таки для активных действий сразу на двух фронтах их не хватает. Я видел, как немцы с австрийцами победно наступают в России, но ничем не мог помочь своим союзникам. Я раз за разом атаковал немецкий фронт в Бельгии, но дважды, а то и трижды, мне не хватало одной удачной атаки для того, чтобы заставить их отступить! 
Тогда я решился на рискованный план - перевёл все армии, кроме одной, из Вердена на Сомму. 
Этим я достигал сразу двух результатов: с одной стороны собрал на Сомме крупную группировку для атаки, а с другой - привлёк внимание немцев к слабозащищённому Вердену. Кайзер решил захватить эту область и для этого перекинул две армии с восточного фронта. Мой план сработал. 

В центре: немцы готовятся к атаке слабозащищённого Вердена. Вверху: немецкие армии в Бельгии ослаблены наступлением союзников, и не могут атаковать в свой ход. Но у союзников не хватает ресурсов - две французские армии остаются "уставшими". Внизу: Австрия укрепила пограничную область, итальянцы не решаются её атаковать.

Зима 15/16 года, общий вид.
 
Главнокомандующий австро-венгерской армией, император Франц Иосиф I

К моему удивлению и радости, атака немцев на Верден оказалась неудачной (как и мои на Бельгию). 
Вот уж точно на западном фронте без перемен. Это можно было сказать про три четверти игрового времени.
 
Итак, благодаря переброске немецких армий Россия получила передышку. И очень вовремя -  ведь войска германцев стояли уже под Петроградом!
Ситуация на востоке: у немцев минимум войск, австрийцы захватили Сербию, зато отдали Украину.
 
Русские переформировались, пополнили потери и сильно ударили в тыл наступающим немцам, да так, что отсекли их от снабжения, заняв Минскую область и Литву. Правда, уничтожить три окружённые армии не удалось. Но и это был очень большой успех, пожалуй даже переломный момент на восточном фронте.
Три немецкие армии в мешке в Эстонии!
 
На западном фронте ничего не менялось, три основных области - Сомма, Верден и Северная Италия, где противники атаковали друг друга практически каждый ход без какого-либо результата.
 
С какой стороны ни смотри, сплошная позиционная война. 
 
 
Выведя армии из Эстонского "мешка", немцы организовали оборону в Литве. С юга их прикрыли австрийцы, поэтому Германии удалось перебросить на Запад ещё несколько армий и в конце концов взять Верден.
"Фертен ист наш!"
 
Мне стало тревожно - Верден граничит с Парижем, а захват Парижа - это условие победы для немцев. Правда, для победы надо не только захватить, но и удержать Париж целый ход, то есть пережить фазу атаки противника. Думаю, это вряд ли удалось бы Германии, учитывая огромную армию союзников в Седане. Но всё равно, приятного мало, когда над твоей столицей нависают вражеские армии.
 
Предсказуемое окончание
 
Но тут (середина 1917 года) в войну вступили США. Для их вступления в игре есть специальный трек, и на него влияют различные события из колод игроков. Причём после вступления они около года "раскачиваются": формируют три армии и флот и только после этого постепенно отправляют войска в Европу. И самое главное, после этого они дают Антанте 9 очков снабжения каждый ход. Это очень много, для сравнения: у Англии 7 очков, а у Франции 4. То есть ресурсы Антанты на Западе почти удваиваются.  
Американская армия (зелёная фишка) прибыла в Европу
 
После этого участь Германии была решена, как собственно, и исход игры. С такими ресурсами западные союзники могли себе позволить атаковать на всех фронтах: во Франции, в Италии и на Балканах с очень хорошими результатами. Поразмыслив, мы решили не доигрывать два последних хода согласившись, что центральные державы не смогут выполнить победные условия в конце игры.

Ситуация на западе. Огромное количество войск у союзников - Верден явно будет возвращён. А дальше - истощить немцев в Бельгии, чтобы они не смогли атаковать в свой ход.
 
Ситуация на Балканах. Болгария взята, на очереди освобождение Румынии, дальше открывается путь в Венгрию. Сил, чтобы прикрыть это направление, у австрийцев практически нет.
 
Общий вид в конце игры. Союзники готовы атаковать со всех сторон.

Итоги

Впечатления двойственные: игра показалась хорошим воспроизведением ПМВ на Западе, но получается, что играть здесь не очень интересно - практически ничего не происходит. Подобно Алисе в Зазеркалье, надо атаковать, для того, чтобы ничего не изменилось. 

 

С другой стороны, на востоке события развивались динамично и даже драматично, следить за ними было интересно даже мне с другого края карты, но то, что там происходило, мало напоминало реальную ПМВ. В реальности немцы до Минска за всю войну фактически не дошли (взяли его только в феврале 1918 года, когда большевики полностью развалили российскую армию). В игре же Минск - промежуточная цель, которая без особых проблем захватывается, в основном, для того, чтобы обеспечить фланг для продвижения немецких армий на Петроград. 

 

Вообще складывается впечатление, что автор игры считает произошедшее в реальности самым худшим вариантом для Германии. Большая часть правил заточена на то, чтобы позволить Германии сыграть лучше, чем было на самом деле. В Восточной Африке Британия может потерять очко снабжения, а Германия не потеряет. На Ближнем Востоке Британия может потерять два очка снабжения, Германия - ничего не потеряет. Если Германия прорвёт морскую блокаду британцев, те потеряют очко снабжения, а Германия получит одно дополнительное очко. Если не прорвёт - Германия ничего не потеряет. 

 

Ещё один аспект: как известно, по результатам ПМВ рухнули три империи, Российская, Австро-Венгерская и Германская (чуть позже последовала за ними и Османская), политические кризисы были в Англии и во Франции. Но в игре запрограммировано только падение Российской империи. На политическую ситуацию в других государствах неудачи на фронте, потери в боях и другие события никак не влияют. Мне больше нравится подход, реализованный в игре Cataclysm, где в любой стране может произойти коллапс власти. Здесь же этого нет, и получается как-то скучновато.  

 

Что понравилось:

1. Оригинальная боевая система. То, что нужно для Первой мировой, прямо отлично подходит! 

2. Отдельные колоды событий для каждого игрока. Не получится так, что все хорошие карты ушли противнику. Это напомнило мне одну из любимых игр - Sword of Rome. Впрочем, в колоде игрока есть не только положительные события, но и отрицательные.

3. Простые, даже очень простые правила на перемещение войск и подсчёт ресурсов. 

 

Что не понравилось:

1. Заскриптованность действий на западе. События близки к реальности, но играть в это не очень интересно.

2. Заскриптованность политической ситуации. Что бы ни происходило, страны, кроме России, сражаются до последнего хода (исключение - захват Берлина или Парижа). 

3. Заложенные в правилах возможные отклонения от реальности как правило в пользу Германии.  

4. Несимметричность 4-х сторон с игровой точки зрения. Например, новые технологии (танки, аэропланы, газовые атаки) могут изучать только Германия и западные союзники. Австро-Венгрия и Россия просто пропускают эту фазу хода. Если при игре вдвоём это терпимо, то для игры вчетвером можно было что-то придумать.

5. Оформление. На мой взгляд, непродуманное. Лицевая и обратная стороны фишек армий отличаются только словом Spent. Можно же было бледнее или темнее сделать. Почти на половине карты ничего не происходит, а в двух маленьких областях на севере Франции собирается по 10 фишек, которые там никак не умещаются. Нет трека ресурсов, хотя их количество надо отслеживать в ходе игры.

 

Вообще "Компасы" прочно оседлали тему ПМВ, за пять лет у них вышло пять (!) стратегических игр по этой теме (плюс ещё одна, посвящённая подготовке к войне), а готовится к выпуску ещё не менее трёх. С одной стороны хорошо, что Compass Games позволяет разработчикам реализовать свои идеи, не маринуя их годами, как это делает GMT Games, но с другой стороны из-за этого, видимо, не всегда удаётся в должной мере позаботиться о качестве этих реализаций. Но, несмотря на всё это, я бы сыграл в The Lamps are Going Out ещё раз, кто знает, может игра будет складываться совсем по-другому, и я изменю своё мнение в лучшую сторону. Во всяком случае, я не жалею, что мы собрались и в неё сыграли. 

  

 

Другие статьи про варгеймы можно прочитать в моём блоге "Я варгеймер" (https://yawargamer.blogspot.com/) и обсудить в нашей телеграм-группе "Мы варгеймеры" (https://t.me/wewargamers).

Siar написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Выглядит интересно и довольно реалистично.

>С другой стороны, на востоке события развивались динамично и даже драматично, следить за ними было интересно даже мне с другого края карты, но то, что там происходило, мало напоминало реальную ПМВ. В реальности немцы до Минска за всю войну фактически не дошли (взяли его только в феврале 1918 года, когда большевики полностью развалили российскую армию). В игре же Минск - промежуточная цель, которая без особых проблем захватывается, в основном, для того, чтобы обеспечить фланг для продвижения немецких армий на Петроград.

Как я понимаю, в игре немцы выделили больше сил на восточный фронт, чем в реале. Или нет? Кроме того, австрийцам в реале стабильно не везло, а если бы кубы повернулись иначе, то и история могла бы сложиться по-другому.

>как известно, по результатам ПМВ рухнули три империи, Российская, Австро-Венгерская и Германская (чуть позже последовала за ними и Османская), политические кризисы были в Англии и во Франции. Но в игре запрограммировано только падение Российской империи. На политическую ситуацию в других государствах неудачи на фронте, потери в боях и другие события никак не влияют

Остальные две рушатся после поражения Центральных держав) Так-то логично, что РИ падает первой.



MakVlad написал 2 месяца назад: #

Спасибо, приятно, что люди читают отчёт и что он вызывает отклик.
По немцам сказать точно не могу, поскольку не большой специалист в ПМВ. Но Германия явно добилась на востоке гораздо больших успехов чем в реале, при этом особого риска на Западе для неё не было. Даже если бы я взял Бельгию, Германия ничего быв не потеряла, отступив в Ганновер. Да, это было бы уже более опасно, но не смертельно.
По развалу империй:
фактически Австро-Венгрия распалась 17 октября, когда Венгрия провозгласила независимость, а капитулировала Австрия только через 10 дней, 27 октября. Так же и с Германией: республика была провозглашена 9 ноября 1918, а перемирие подписано 11-го, причём представителями уже нового, республиканского правительства. То есть сначала шли военные поражения, затем политические кризисы, затем уже в новых политических условиях завершение войны. В игре этого нет, и Австро-Венгрия и Германия сплочены и верны своим правителям до последнего хода.

w_holeman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А можете сравнить с Путями славы хотя бы в нескольких словах?

MakVlad написал 2 месяца назад: #

Начать надо с того, что в Пути Славы я не играл. Но Пути Славы конечно более подробны. Там прорывы, окружения, учёт силы армий в атаке, обороне. Здесь взгляд с большей высоты, что мне в принципе нравится. С такой детальностью, как в ПС, я бы предпочёл игру на отдельный фронт, вот как в Illusions of Glory.

cocacolife написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Очень интересная статья, спасибо. Как начинающий варгеймер, стараюсь отслеживать такие отчеты.

MakVlad написал 2 месяца назад: #

Спасибо за отзыв. Для этого и пишу, чтобы люди знакомились с новыми варгеймами. Мне не зашло, а кому-то может и понравится.