Я всегда пишу вступление в последнюю очередь. Для меня это финальная черта и возможность обозначить некий посыл с которым создавалась конкретная статья. И сегодня это крайне трудно. Но самым сложным оказалась необходимость нащупать тонкую грань, между собственным мнением и тем, что хотят от тебя услышать. На волне восхищённых отзывов и рекламных слоганов очень странно идти против системы и толпы. Вроде бы и смотрят на тебя искоса, но и слушают в то же время. А ты делишься мыслями и думаешь, как бы твоё мнение не превратилось из частного в общее. Как бы не начать рассуждать под копирку и как бы сформулировать мысль так, чтобы она не задела чувств этого большинства. Как дать понять, что субъективная критика это не оценка, которую ставят в школе. Это лишь мнение, которое рождается, исходя из личного опыта. Но сложнее всего оказалось объективно подойти к оценке механики игры, которая понравилась, но содержит в себе ряд недостатков. И вроде бы ты закрываешь на них глаза, потому, что игра ведь хороша, но ты знаешь о них. Значит должны узнать и другие... Или я не прав?..
И, резюмируя вышесказанное, я всё-таки не научу никого зарабатывать больше (это к тому, что не стоит вестись на красивые слоганы). Но вот помочь принять правильное решение о покупке игры... на этой я надеюсь.
Для того, чтобы понять игровой процесс, приведу вкратце основы основ.
На самом деле все правила уместились в нескольких предложениях, но игра оказывается более глубокой, чем могло показаться на первый взгляд. И ваше первое мнение обязательно ещё изменится. Нужно лишь провести несколько партий...
Оформление и исполнение. И вроде бы Matagot, и вроде бы не за что ругать, но... Скажу вам так, европейское качество не всегда на высоте. Да, у них отлично работает форма обратной связи при обнаружении брака, да, они молниеносно реагируют на пожелания своих потенциальных клиентов, да, они французы и они классные. Но этого недостаточно. На Эссене 2016 это была единственная крупная компания, у которой цены павильона не соответствовали официально заявленным. А также они одни из немногих, кто принимал к оплате только наличные без кассового аппарата. Вот вам и Европа... Но вся эта прелюдия лишь к тому, что по моему мнению самооценка у этого издательства слегка завышена. И как бы ценовая политика не соответствует, к примеру моим представлениям о ценообразовании. Игра сделана добротно, красиво, но в то же время халтурно. Сомнительный арт игровых карточек. Нет, не плохой. Сомнительный. К тому же картинки дублируются, миниатюры не уникальны, жетоны огня как-то дёшево выглядят. Вот тебе и исполнение. Хотя многие хвалят... но сколько людей, столько и мнений...
Тематика. Человек - создание привередливое. Одним нравится космос, другим нравятся гномы и эльфы, третьи любят абстрагироваться и отдают свои предпочтения сухим расчётам. С этим ничего не поделаешь. А знаете историю игры? Изначально её разработали по заказу Sophisticated Games. Она была основана на книге Джона Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Отличный вариант развития событий. Не находите? Отряд Торина и огромные разумные пауки Лихолесья. Эпичная схватка, что не говори. Но потом, что-то пошло не так, игру завернули и своё второе рождение она получила в том виде, в котором мы сейчас её лицезреем. Вам больше нравится Толкин? А кому-то Jurassic Park. И что теперь делать? Клепать как одно из известных издательств вариации на тему Castle Panic? Отвлёкся, простите. У меня лично доисторические зверушки вызывают только одну ассоциацию - наклейки из одноимённой жевачки в девяностых и испорченный ими холодильник. Больше никаких положительных эмоций. Но сеттинг настолько удачно лёг на игровую механику, что даже я проникся. Здорово получилось.
Мама, мама, он опять задирается...
Подготовка к игре. Если в коробке 15 миниатюр, несколько жетонов, игровое поле, которое нужно собрать из 10 элементов и у вас есть образование как минимум начальной школы, то никаких проблем вы не испытаете. Быстрее только неполная сборка-разборка автомата Калашникова. Всё гениальное - просто. Не перестаю удивляться.
Цена. Знаете, как сказал Ницще: "Однако нищих следовало бы вовсе уничтожить! Поистине, досадно давать им и досадно не давать". Вот здесь именно такой случай. И я не хочу сейчас углубляться в стоимость прав, производства, размер тиража, который сильно влияет на конечную стоимость. "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете"... Ой, потянуло меня что-то. Но давайте объективно: в России розничная стоимость коробки будет составлять порядка 2500 рублей. Учитывая среднюю покупательскую способность населения (я говорю о крупных городах) и количество игровых компонентов... опять... Простите, но это не для нашей страны. В Америке стоимость игры начинается от 25 долларов США, в Европе (например на немецком Амазоне) от 25 евро. Делаем выводы. Да, включаем сюда расходы на доставку, таможню, локализацию... и не получается, ну никак, 2500 рублей. Возможно политика партии будет пересмотрена. Уже сегодня российское издательство Лавка Игр включает дополнительные бесплатные "плюшки". И допускаю, что к моменту запуска станка игра дойдёт (как на дрожжах) до озвученной суммы. Но, кто знает...
Далеко не всегда патовая ситуация оказывается таковой...
Правила. Люблю когда всё просто и интуитивно понятно. Но как выясняется, правила всё-таки нельзя доверять авторам игры. Этот буклет должны писать люди, которые с одной стороны являются профессионалами своего дела, с другой же стороны - впервые видят его. Именно их сотня вопросов и поможет правильно сформулировать инструкцию по применению. Что, уже подумали, что правила плохо написаны и я опять недоволен? Удивительно, но они отлично структурированы и дают понять об игре практически всё после первого прочтения. Отличные иллюстрации, советы по тактике, памятка с частыми ошибками игроков. Вроде бы всё здорово, но некоторые трудности всё-таки возникнут с пониманием того, что же такое тайл, что такое клетка, что такое участок и так далее... Не без этого.
Механика. Велосипеда здесь не изобрели. Разыгрываете карты, учитывая тактику соперника, пытаетесь прочитать в его глазах и вычислить тайные планы, блефуете, проигрываете, злитесь от того, что приходит младшая карта... Вроде бы банально и ничего особенного. Но как-то это всё цепляет. И цепляет именно широким спектром возможных исходов. Да, количество действий ограничено, свойства карт ограничены, но если всё это соединить воедино, получается невероятно многогранный механизм. Как с нотами. Сколько уже мелодий создало человечество? А всего-то до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до... То-то же!
Казалось бы, что выбор крайне ограничен, но всё совершенно не так как кажется на первый взгляд...
Влияние элемента случайности. А вот здесь я попрошу всех пригнуться, потому что в огород разработчиков полетит просто огромный камень моего недовольства. Ну, как же так? Почему это происходит? Я слишком серьёзно отношусь к этой игре? Ведь всё можно просчитать, можно блефовать, обманывать, выстраивать хитроумный план и предугадывать действия соперников. Но как только доходит дело до кульминации и ты находишься в маленьком шаге от победы, всё начинает зависеть исключительно от той карты, которая приходит тебе в руку.
И скорее всего казуальные игроки не заметят этого недостатка, и возможно кому-то он приносит дополнительный фан и волнение... но мне... а что мне, это моё субъективное мнение. Я не перестаю меньше любить эту игру из-за подобного недостатка. Пусть будет так. Пусть невозможно повлиять на ситуацию доступными способами, пусть остаётся место случайности. Всё-таки, взяв в руки эту игру, я понимаю - карты невозможно посчитать на все 100 % Главное, чтобы это понимали и вы, совершая очередную покупку.
Уровень взаимодействия между игроками. Не умеете проигрывать? Негативно относитесь к конфликтным играм? Пора учиться. Либо вы принимаете этот мир таким, какой он есть, либо продолжаете строить песчаные замки. Дуэль как бы подразумевает борьбу умов. И здесь это будет очень остро ощущаться...
Реиграбельность. Это один из самых важных параметров для любой дуэльной игры. У игроков должно появляться желание сыграть ещё, и ещё, и ещё... попробовать новые тактики, сменить светлую сторону на тёмную, изменить ландшафт. И игра позволяет всё это сделать. Конечно же вариативность достигается именно игровым полем, на котором расположены препятствия. И именно они определяют, что же будет происходить дальше. Открытая простреливаемая местность или дикие джунгли, в которых невозможно не заплутать... Твёрдая пятёрка.
Кажется, что только что было время обеда... Учёных не видать...
Атмосфера. Лично для меня это качественный абстракт. Он совершенно не сухой и не терпкий. Сценарий написан очень добротно и декорации соответствуют. Но лично я игру воспринимаю скорее как шахматы, но никак путешествие по джунглям в поисках страшных существ. Может дуэльный характер игры накладывает отпечаток, а может, а может у меня не хватает воображения, хотя вроде бы на это не жалуюсь...
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Волшебная механика одновременного выбора действий снижает время ожидания собственного хода до минимума. Конечно это не отменяет времени на принятие решений. Но количество доступных действий и свойств не позволяет искусственным образом затянуть игру. И это определённый плюс, влияющий на продолжительность одной партии исключительно в положительную сторону.
Информативная загруженность компонентов. Проще уже и быть не может. Вот, правда. Для того, чтобы запомнить несколько пиктограмм вам понадобится максимум одна игровая партия. Планшет с подсказками уже будет не нужен и игра будет проходить на одном дыхании. Редко сталкиваешься с подобным. Но здесь, как бы ситуация располагает. Было бы странно обратное.
Игровое пространство. А знаете, в процессе тестирования возник крайне интересный вопрос: почему большинство игроков выбирает вертикальное расположение игрового поля, а не горизонтальное? Никто не задумывался (если играли)? Возможно таким образом человек увеличивает своё личное пространство относительно соперника (игра всё-таки конфликтная и дотянуться будет тяжелее при накале страстей). А возможно просто вопрос привычки или удобства. Но как игру ни разверни, в лучшем случае - это значит что минимум журнальный столик. Всё крайне компактно и удобно. Этими свойствами и должна обладать каждая дуэльная игра. Поклонники Войны Магов - простите...
Психанул. Операция "Выжженная земля"
Поскольку я поклонник минимализма и для меня как правило не существует компромиссов, разделим всё вновь на плохое и хорошее. Но помните, что мои минусы могут оказаться для вас плюсами и наоборот.
Плюсы или положительные стороны:
Недостатки или отрицательные стороны:
На самом деле, если закрыть глаза на то, что в игре есть карты, которые могут в самый неподходящий момент повлиять на исход партии, то игра получает 10 баллов из 10. Но я не привык закрывать глаза на подобные вещи. Поэтому твёрдая восьмёрка. И эмоций игра подарит массу, и времени занимает не много, и подумать есть над чем во время игры. А карты... да, чёрт с ними. Хорошо хоть не кубики...
Походит скорее не на столкновение учёного с рептилией, а на БДСМ вечеринку...
Игру определённо буду рекомендовать всем новичкам, которые не знают с чего начать своё знакомство с настольным миром. Игра полностью к этому располагает. Отличный вариант для тех, кому трудно найти компанию и есть возможность играть только вдвоём. Но не забывайте, что любая дуэль - это прямой конфликт. Либо учитесь проигрывать, либо вам на курсы кройки и шитья... Ну, это моё мнение.
Самое интересное, что после первых партий сложилось очень неправильное мнение об этой игре. Показалось, что она совершенно не сбалансирована и учёные всегда имеют огромный перевес. Да, потом выяснилось, что не все правила верно трактовались. Да, потом всплыли нюансы по действиям раптора. И так одно за другое, потом пара десятков партий к ряду за одну фракцию (назовём красивым словом) на одном и том же игровом поле и начало приходить понимание. Зависит всё-таки исход партии в меньшей степени от того, за какую сторону вы играете. Главное следовать советам, описанным в правилах и выявлять опытным путём все инструменты, позволяющие "вытаскивать" даже самую провальную игру. Но мало выявить, нужно их ещё использовать. Учитесь блефовать и читать руку соперника. Это крайне важно. И вот когда вы научитесь это делать, игра заиграет совершенно другими красками... Правда всплывёт другой недостаток - случай... Здесь уже вам помочь ничем не смогу. Смиритесь. Я смирился и не жалею о том, что эта игра будет в моей коллекции. Она действительно достойная внимания...
P.S. Внимательный читатель обратит внимание, что я отмечаю хорошо структурированные правила, в которых сам же и запутался. Неувязочка. На самом деле первые партии проходили под руководством одного из игроков. Т.е. с правилами я знаком совершенно не был. Будьте внимательны, когда начинаете играть. Лучше вас никто разобраться в сложностях перевода не сможет никто...
Tata Tatafrost (игрок со стажем):
"Игра понравилась. Азартная :) Реально после партии хочется сыграть ещё раз. Причём до конца нельзя предугадать, кто же реально победит. Даже когда кажется, что вот, всё, ещё пара ходов.... и у противника идёт замес карт! А когда рука полная, просчёт почти невозможен или ооооочень тяжёлый."
Михаил Лойко (основатель проекта "Настолкомания"):
"Мнение об игре сугубо положительное. Мне очень нравятся игры с вызовом, играть за Раптора очень интересно, т.к. это требует не дюжих усилий для победы. Это реально заводит, хочется сыграть еще и еще, попробовать новые стратегии."
Роман (руководитель проекта "Лавка Игр"):
"Это атмосферная асимметричная дуэлька с миниатюрами. Быстрая и динамичная игра с элементами погони. Новичкам рекомендую сыграть минимум 2 партии за разные стороны. Это вам даст понимание того, что все карты в игре полезны."
P.S. Выражаю огромную благодарность Роману из Лавки Игр за предоставленный экземпляр настольной игры Раптор. Также отдельная благодарность Андрею Моисеенко за вычитку моего абсолютно безграмотного текста. Учите русский, господа, чтобы не было также стыдно...
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
Может есть у кого материалы для пнп?
Кратко и по делу
Себе не изменяю =)
Ненавижу такие статьи.
Начинают за здравие, а потом скатываются...
Первые строки позволяли надеяться, что я правильно уговорил себя пропустить этот проект.
Но в итоге текст-обманка только вновь разжёг интерес к игре.
Почему? Вроде тут всё хорошо описано: конфликтное противостояние про рандом только для 2-х игроков, которое может длится до 40 минут.
На мой взгляд, 25 минут - максимум по времени для таких игр, а 500 рублей - максимум по цене.
Спасибо за подробный обзор! Лучший что я видел по этой игре. Теперь думаю покупать игру, но подожду локализации.
Интересно, а если бы по Толкину игру делали, то группа пауков пыталась бы сбежать от Торина и его команды?)))
Там как раз наоборот было бы:) группа гномов пыталась сбежать от разумных пауков:)
Если бы еще немного подумали, то поняли бы, что наоборот... ;)