Оценка пользователей
9.3847
Оценить:
-
-AdRiver-

Золотая лихорадка в Затерянной долине

время: 02 декабря 2014

Попала недавно в мои руки коробочка с игрой Lost Valley обновленного издания 2014 года, и даже выпал шанс сыграть несколько партий. Так сказать, оказываю новую услугу на дому: "Ты, Аня, разберись с правилами, а потом мне расскажешь," - сказала мне хозяйка, вручая игру. Информации об игре на русскоязычных ресурсах немного, так что решила обогатить интернет дефицитным контентом :) Итак, история о Затерянной долине в трех частях.

 

 

 

Часть 1. (Фото-)обзор компонентов.

 

До первой личной встречи с игрой я встречала разрозненные отзывы о Lost Valley: мол, простая игрушка, практически филлер, маскирующийся под полноценную настолку. Поэтому, открыв коробку, я испытала легкий шок - в ней оказалось около сотни всяких жетонов: больших, маленьких и мискроскопических. Большие жетоны - это тайлы местности. К ним никаких претензий нет: качественные, удобные, красиво прорисованные. Причем вариантов местности не так уж много: река, лес, пустошь, горы и тундра - но каждый тайл имеет уникальный рельеф, т.е., скажем, все тайлы тундры разные. Это совершеннейшая мелочь, которая никак на игровой процесс не влияет, но приятно выкладывать на столе красивый довольно реалистично нарисованный ландшафт.

 

Все жетонно-деревянное многообразие (фото взято с БГГ).


В процессе игры.

 

А вот  остальные жетоны мне не очень понравились. С качеством у них все отлично (как и вообще у всех компонентов игры). Главная же проблема этих жетонов, на мой взгляд, - их размер. Точнее, размер даже имел бы право на существование (самые маленькие круглые жетоны имеют диаметр 1,5 см), но при этом на этих крошках еще и изображена существенная информация! Наибольшую путаницу вызывают жетоны подсказок, где зарыт клад. На этом 1,5-сантиметровом микробе не только изображен один из 5 типов местности, так еще и поверх него нарисован какой-то декор а-ля стрелки компаса. Особенно похожи жетоны тундры и пустоши. Я, например, считаю, что у меня пока что хорошее зрение, но различить эти типы местности на жетонах-подсказках мне трудно. Хозяйка игры, у которой давно начало падать зрение, вообще сказала, что она не разбирает, что изображено на большинстве жетонов, и убежала за очками. Периодически в партиях у нас случались ошибки, когда кто-то вскрывал не тот жетон подсказки.

 

Тайлы местности с жетонами подсказок.

 

Том Вэссел в одном из обзоров говорил, что, возможно, лучшим решением было вместо некоторых жетонов сделать карты. Думаю, это действительно облегчило бы в какой-то степени жизнь игрока. С другой стороны, скорее всего, разработчики старались минимизировать место, занимаемое "инвентарем" каждого игрока на столе, т.к. собираемое из тайлов поле получается довольно большое. Сейчас все предметы игрока легко помещаются на его индивидуальном планшете размером 10 на 12,5 см. Да и удобнее, когда постоянно видишь все свои предметы перед глазами, а не пролистываешь карты. Только б капельку улучшить эргономику жетонов-подсказок, и вообще все было бы хорошо.

 

Все не картонные компоненты игры.


Все тайлы реки.


Но не картоном единым... В этом издании еще есть отличные кастомные кубики, фигурки старателей и набор древесины, которую игроки будут добывать и использовать. В целом, как я уже писала, качество отменное во всем. Правда, видимо, в последний момент авторы/издатели выловили ошибку в правилах и в нескольких тайлах, поэтому в коробку еще вложена эррата, тайлы на замену и несколько дополнительных бонусных жетонов.

 

Часть 2. Игровой процесс.

 

В Lost Valley каждый игрок примерит на себя роль отважного золотоискателя, отправившегося в глухие дебри территории Юкон всего-то с рюкзаком самых простых и необходимых вещей. Там, борясь с трудными субарктическими природными условиями, смельчаки будут пытаться найти золото и разбогатеть. (Хотя вру, как раз борьбы за выживание в игре нет вообще.)

 

Планшеты старателей.

 

В свой ход каждый игрок может переместиться, выполнить 1 действие и совершить товарообмен на торговом посту или с товарищем, если он отправился в это путешествие не в одиночку, а с напарником. Если с перемещением все очевидно (игроки ходят вдоль границ тайлов на 1-3 отрезка), то действия в игре довольно разнообразны, хотя все они очень логичные и какие-то даже житейские:

 

- можно добыть себе пропитание на охоте или рыбалке;

 

- срубить дерево, которое пригодится для постройки многих сооружений (шахт, мостов, водных каналов и пр.);

 

- вскрыть жетон события и узнать, какое событие приготовила для человека территория Юкон (события почему-то в игре все приятные);

 

- построить сооружение: шахту, без которой добыча более дорого горного золота невозможна, лесопилку, чтобы рубить деревья, мост, чтобы перейти реку, снасти, чтобы ловить рыбу, и т.д.

 

- ну и ключевое действие - добыть золото, т.к. ради него старатели туда отправились, и именно количество золота определит в конце игры победителя.

 

Разнообразные жетоны игры.

 

Как ни странно, при всем многообразии компонентов игра действительно оказалась очень незамысловатой. Игроки ходят по территории, добавляют на поле новые тайла и пытаются добыть золота больше, чем оппоненты. Для добычи более дешевого речного золота нужна всего лишь еда (1 жетон еды меняется на 1 жетон золота, вообще, в этой игре только золотые месторождения "едят", самим старателям, похоже, пища не нужна :)). Чтобы добыть более дорогое горное золото, придется приложить больше усилий - сначала построить шахту за 1 еду, 1 бревно и 1 полностью убитый в ходе работы набор инструментов, а потом еще и за каждый жетон горного золота надо будет заплатить 1 еду и 1 бревно. Поэтому наиболее трудолюбивые старатели будут ставить снасти, чтобы поймать больше рыбы, лесопилки, чтобы спилить больше дерева, а лентяи будут бегать и всем этим пользоваться, т.к. в этой игре любой игрок может воспользоваться любым сооружением, причем бесплатно! Только в том случае, если вы решили добыть жетон горного золота в шахте другого игрока, то должны в шахте оставить любой другой жетончик, чтобы хозяину шахты было не так обидно.

 

Когда игрок скопил немного золота, он может сбегать на местный торговый пост и прикупить столь необходимое для старателя оборудование: удочку, инструменты, сито для промывки золота, ящик динамита, виски в конце концов :) и многое другое. Причем необходимо поспешить с покупками, т.к. их не хватит на всех игроков, а вещи-то действительно полезные.

 

Разнообразные жетоны игры.

 

Напишу еще про поиск сокровищ, т.к. этот механизм появился именно в новом издании, в первом издании его не было. В ходе игры игрок будет находить жетоны-подсказки, как найти скрытые в земле запасы золота (также эти подсказки можно покупать на торговом посту, но только 1 подсказку за 1 ход). На каждой из подсказок изображен один из 5 встречающихся в игре типов местности. Когда игрок соберет несколько таких подсказок, то может попробовать найти на поле такое место, в котором сходятся вершины тайлов именно таких видов местности, какие указаны на его подсказках. Если удалось найти такой перекресток, то, придя в эту точку, игрок объявляет о том, что он нашел сокровище, предъявляет всем свои жетоны и берет из общего запаса количество жетонов горного золота, равное количеству использованных подсказок минус 1.

 

Игра может закончиться в двух случаях. Первый: когда один из игроков соберет 10 жетонов золота или меха (мех игроки получают на охоте), придет на торговый пост и попытается объявить о своей победе. В этот момент любой другой игрок, у которого золота больше (имеются ввиду изображенные на лицевой стороне жетонов золота самородки), может предъявить свои жетоны на большую сумму - и игра продолжится. В обратном случае, игрок, инициировавший конец игры, объявляется победителем.

 

Второй сценарий окончания игры: если в игре закончатся все ромбические тайлы суши, то в игру входит "глыба льда" - белый кубик, который каждый ход будет перемещаться по реке на количество тайлов, определяемое броском специального кубика. В тот момент, когда глыба достигнет начального тайла, игра закончится, все пересчитают свои богатства, и победит самый богатый игрок.

 

Особенности игры, которые могут нравиться. А могут не нравиться :)

 

- Игра довольно тематична. Не зря Вэссел постоянно хвалит ее именно за хорошо реализованную тему. Я, например, в большинстве случаев в играх вижу лишь набор дерева и картона и механизмов, увязывающих их в некоторый игровой процесс. Но даже мне показалось очень атмосферным это путешествие по неизведанным местам, охота, походная жизнь. Вспоминается лето, походы на байдарках, рыбалка по утрам и то приятное чувство, когда плывешь по реке и думаешь, что же ждет за следующим поворотом: заросли лилий, густой лес или пустынный пляжик. С другой стороны, для игры, в которой тема занимает столь весомое место, совершенно не раскрыт вопрос выживаемости в суровых субарктических условиях территории Юкон. Это не Робинзон Крузо, тут никто не может обессилить от голода, заболеть или сломать ногу. Кризиса тут вообще никакого нет, чистое соревнование, кто больше насобирает зеленых и серых кругляшков (жетонов золота). Наверно, именно поэтому игру и обзывают иногда филлером. Слишком она простецкая какая-то.

 

- Lost Valley считается ярким представителем жанра Exploration. Действительно, в ней механика исследования новых земель является одной из основных. Каждый раз, когда старатели подходят к границе исследованной области, они выкладывают на поле новые тайлы, формируя уникальный ландшафт в каждой новой партии, а когда заканчиваются тайлы, инициируется процесс окончания игры. При этом, честно говоря, я ждала именно от процесса explore большего. Гораздо больший восторг у меня вызывало переворачивание тайлов в Цивилизации Сида Мейера. В Цивилизации открываешь картонку - и глаза разбегаются от открывающихся возможностей: там стоит деревенька, тут залежи полезных ресурсов, а вон там отличное место для нового города. В Lost Valley тайлы просто представляют собой типы местности, из сюрпризов только есть золото/нет золота, есть животное/нет животного, есть жетон события/нет жетона события. Вот, кажется, и все. Чуть повеселее дело обстоит с треугольными тайлами суши:  они, к счастью, все уникальные, у каждого свое свойство. В целом, здорово, конечно, что поле в Lost Valley каждый раз получается разное, но, скажем, для меня Затерянная долина вот на этот вопрос не отвечает.

 

Все треугольные тайлы суши.

 

- Не знаю, стоит ли писать о рандоме в этой игре. Конечно, в Lost Valley случайности очень много: случайно входят в игру тайлы местности, соответственно и разные ресурсы и золотые месторождения появляются в случайных местах карты. Охотясь, старатель бросает кубик. Но все эти нюансы отлично вписываются в тематику игры, да и по большому счету на сам процесс не слишком влияют. Всегда можно побежать и воспользоваться благами, открытыми более удачливым соперником. А вместо охоты по кубику есть более гарантированная рыбалка, тем более, что животные могут просто закончиться в окрестностях, а рыба в реке и озерах есть всегда.

 

Отсутствие развития. Это не плюс и не минус - просто данность этой игры, причем тоже хорошо отвечающая тематике игры. Тематически игра охватывает небольшой период - судя по всему, старатели пытаются отыскать золото в течение короткого субарктического лета. Поэтому максимум, что за этот период они успевают сделать, - это прикупить немного самого необходимого снаряжения, которое поможет им обойти в этой золотой гонке хуже экипированных соперников. Это не та игра, в которой можно несколько поколений превращать свою захудалую деревушку в процветающее королевство. Вообще, если описать эту игру одним словом, то на ум постоянно приходит эпитет "житейская".

 

- А теперь о совершенно субъективных впечатлениях. Мне почему-то процесс игры кажется каким-то слишком монотонным. Знаете, иногда в жизни возникает такое впечатление, что вот хожу на работу, сегодня ходил, завтра пойду, по вечерам посмотрю телевизор, потом пойду спать, а на следующее утро опять работа, телевизор, кровать. Наверное, у каждого бывает период, когда рутина жизни придавливает к земле. Вот в Затерянной долине у меня тоже какое-то такое рутинное ощущение. Идем вперед, открываем новые тайлы, добываем пропитание, рубим бревна, получаем золото... добываем пропитание, рубим бревна, получаем золото... добываем пропитание, рубим бревна, получаем золото... Ну иногда бежим несколько километров до близлежащего торгового поста, чтобы что-то купить, а потом снова добываем пропитание, рубим бревна, получаем золото. Опять-таки "житейская" игра про рутину будней золотоискателей :) Особенно это ощущается, если все разбрелись по разным углам и не стремятся мешать друг другу. Гораздо более весело прошла партия, в которой один незакомплексованный игрок купил ящик динамита и пошел с ним грабить чужие шахты. Причем сам он за игру ни одной шахты не построил, но выиграл с большим отрывом. Это была первая партия, в которой раздражение от монотонного процесса сменилось злостью и раздражением на того игрока :)))

 

Небольшой азарт в эти монотонные будни вносит поиск сокровищ. Бывает интересно отвлечься от этой рутины и попытаться найти клад. Найти клад непросто, т.к. жетоны подсказок попадаются нечасто. Потом еще нужно под свои подсказки найти нужный перекресток. В общем, эдакая лотерея, но с ней, как мне кажется, игра становится немного разнообразнее и интереснее. Постоянно кажется, что вот мне повезет, я найду клад и всех обгоню (или догоню лидера). Хорошо, что решили в новое издание добавить этот механизм.

 

- Но больше всего меня почему-то раздражало ограничение 1 действие в 1 ход. (Честности ради оговорюсь, что, выпив бутылку виски, можно сделать в ход либо второе действие, либо второе перемещение.) Вот например, построили вы шахту. После этого, чтобы получить из шахты 1 жетон горного золота, надо заплатить 1 бревно и 1 еду. Например, нет у вас ни еды, ни бревен, что очень вероятно, т.к. рюкзак маленький, в нем нельзя нести много. Получается, в ход вам нужно раздобыть еду - поохотились или порыбачили - и все, в этот ход вы ничего больше не можете делать .Ждете целый круг (!), потом пилите себе бревно - и опять ход исчерпан! Ждете еще круг - и только сейчас получаете жетон горного золота. Если, скажем, играют шестеро, то вам каждый раз придется ждать, пока походят еще пятеро, чтобы совершить свой стремительный ход и опять сесть ждать вашего следующего хода. Обычно на горном тайле лежит 3-4 жетона горного золота, значит, процесс придется повторить 3-4 раза. Вообще, подобные микроходы - это, так сказать, хороший тон в современных настолках.  Из-за коротких молниеносных ходов в Lost Valley совсем нет даунтайма, но проблема в том, что игра абсолютно ничем не занимает игрока во время его ожидания. Принцип микроходов используется во многих играх - в той же Новой эре или Терра Мистике, но там походил и напряженно думаешь, как эффективнее походить в следующий раз. В Lost Valley походил и думаешь: блин, ну когда же до меня дойдет ход, чтобы завершить свой простейший набор действий. Времени между ходами в Затерянной долине проходит гораздо меньше, чем в евро-монстрах, но субъективно его оцениваешь, как долгое, т.к. просто ждать, бездельничая, скучно. Очень вероятно, что ощущение монотонности и рутины связано именно с этим скучным ожиданием между ходами.

 

В процессе игры.

 

В целом, я не могу сказать, что в большом восторге от этой игры.  Узнав, что игра идет на  6 человек, имеет приключенческую тематику, и предполагая, что мне должен понравится exploration, я была настроена на то, чтобы эту игру приобрести, а попробовав, сразу остыла и заводить эту игру в своей коллекции уже не хочу. Выше я пыталась подробно описать, что именно мне не понравилось, чтобы каждый мог сам сделать вывод, насколько для него это критично. Честно пишу, что мое мнение об игре разделили не все игроки, с которыми я играла. Некоторые сказали, что в игре слишком много всего, но в целом игра неплохая, и был один, кому она понравилась вообще безо всяких оговорок (это был тот самый товарищ, что бегал повсюду с динамитом и всех грабил). Наверное, я уже окончательно скатываюсь в пучину еврогеймов, и потому такая странная игра, в которой не сила мысли определяет победу, а цепочка обстоятельств, и не смогла завоевать место на моей полке :)

 

Думаю также, что зайдет или не зайдет игра, будет зависеть от компании. В нашей игровой компании большинство совсем не любит конфликт в играх, поэтому все и разбегаются в разные стороны по карте.  Возможно, мелкое воровство и пакостничество друг другу добавило бы недостающего игре оживляжа и веселья. 

 

Часть 3. Отличия между первым изданием и изданием 2014 года.

 

Эта часть прежде всего предназначена тем людям, у которых есть первое издание, но которым хочется узнать, что же там наулучшали в новой версии и стоит ли воспользоваться этими изменениями. Старое издание я вживую не видела, поэтому ориентируюсь в основном на разницу в правилах и немного на фотографии и статьи.

 

- Первое отличие, которое может броситься в глаза еще при взгляде на коробку - в старую версию могли играть 3-4 игрока, новая версия позволяет полихорадить от 2 до 6 золотоискателям. Конечно, владельцы старой версии вряд ли смогут сыграть впятером или вшестером - просто не будет хватать многих жетонов, а вот вдвоем запросто. Правила предлагают элементарное решение - при игре вдвоем каждый игрок берет по две фигурки старателей и играет ими по правилам командного режима (о командном режиме будет написано ниже).

 

- Немного изменились правила исследования новых земель. Раньше треугольные тайлы суши добавлялись, только если на поле образовывались пустые треугольные области, теперь игрок может в каждый свой ход выложить треугольник, если он таким образом не образует замкнутую пустую треугольную область и если рядом еще нет примыкающего треугольника. Очень хорошее правило - рекомендую (и авторы рекомендуют его использовать). Все треугольные тайлы содержат приятные плюшки, и таким образом они разбираются и используются более активно. Вообще, за наши несколько партий у нас ни разу не возникла ситуация, когда бы на поле образовалась пустая треугольная область. Видимо, в предыдущей версии игроки ее создавали специально, чтобы выложить приятный треугольник.

 

- Вроде бы раньше жетоны горного и речного золота не отличались (или слабо отличались) по цене. В новой версии на жетонах речного золота изображено 2-3 самородка, на горных жетонах - 5-6. Очень хорошее улучшение, т.к. добыча горного золота более трудоемкая. Новые цены товаров можно посмотреть на фото.

 

Планшет магазина - обе стороны.

 

- Немного изменился принцип охоты. Во-первых, в новой версии используется специальный симпатичный кубик, а во-вторых, жетон убитого животного игрок забирает себе (помимо полученных жетонов еды). Жетон животного считается жетоном меха и стоит один самородок. Используется при покупках и при финальном подсчете заработанного золота наравне с жетонами золота. Также добавился новый тип сооружения - охотничий капкан, который помогает охотиться.

 

- Добавилось новое сооружение - за 2 дерева можно теперь построить мост: 2 деревяшки кладутся вдоль ребра тайла поперек реки. После этого старатели могут пересекать по мосту реку. Также теперь старатели могут построить сразу 2 водных канала за одно действие.

 

- В игре появились маркеры собственности - круглые деревянные диски. У каждого старателя один такой диск, и его можно положить на любую свежепостроенную шахту. Если игрок хочет воспользоваться шахтой, на которой лежит маркер другого игрока, он должен положить на маркер какой-нибудь свой жетон. Хорошая идея! Приятно, что вор оставляет небольшую компенсацию за причиненный моральный ущерб :)

 

- В новой версии каждый старатель начинает игру с некоторым жетоном навыка. Кто-то дальше перемещается, кто-то лучше торгуется или мастерски охотится (все навыки перечислены в правилах). В дальнейшем за первое построенное сооружение игрок получает очко опыта (жетон с надписью ХР), а за следующее сооружение игрок может выбрать дополнительный новый навык.

 

- В игру ввели новый механизм - поиск сокровищ (я его описывала выше). На мой взгляд, удачная придумка, т.к. он вносит разнообразие в игру и позволяет получить несколько  жетонов горного золота за раз и неожиданно вырваться вперед или догнать лидера. Добавляет в игру интриги. Но не знаю, насколько реально ввести в старую версию этот механизм. Подсказки, где искать сокровища, можно купить на торговом посту, также они встречаются на некоторых тайлах, а еще они попадаются на некоторых жетонах событий.

 

- В новой версии появился командный режим, и его тоже могут опробовать владельцы старых коробок. В командном режиме все игроки разбиваются на команды по 2 человека. Особенности этого режима - в качестве товарообмена можно отдать любое свое имущество напарнику, кроме жетонов золота, меха и подсказок, где искать сокровища. Маркеры собственности игроков команды используются совместно, т.е. каждый игрок команды может воспользоватся любым маркером собственности как своим. Главный нюанс командного режима - при подсчете очков в конце игры в командный зачет идет не сумма собранных за игру богатств обоих игроков, а выявляется игрок в команде, который накопил золота меньше, чем его партнер, и именно стоимость его золота засчитывается в качестве очков его команды.

 

Надеюсь, что я описала почти все изменения, которые были внесены в новое издание. Если что-то упустила, обращайтесь к правилам нового издания. На мой взгляд, все изменения достойные и действительно улучшают эту незамысловатую игру.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Jetfox написал 5 лет назад: #

Давненько на Тесере обзоров не видно было, отличный текст, спасибо прочитал с удовольствием.

GeniusGray написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я конечно прошу прощения.. Но мне невыносимо интересно, в чем смысл собираться всем вместе для настольной игры, где все разбредаются каждый по своим углам и ковыряется в личной песочнице? Почему нельзя поковыряться в эту игру (если так хочется этой пассионарности) соло?

Я совсем не против евро (фанат ТерраМистики и Лордов Ватердипа).. но как же без взаимодействия с другими игроками? Зачем играть в Лост Уолей (да и в Агриколу, Рашн Рэйлроад и тп) с другими игроками, если их действия против всеобщей интроверсии раздражают..??

Tikoshka написала 5 лет назад: #

Первый абзац прям в точку ;-) Я тоже для себя не вижу смысла собираться с друзьями на Лост Велли ;-) И уж тем более не вижу смысла ковыряться в нее соло :-)

DmitriyP написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Хороший информативный обзор. Написано отлично и тема интересная. Может дадите игре второй шанс, ведь в самом деле, что за игра без взаимодействия?

Tikoshka написала 5 лет назад: #

Во-первых, игра не моя, я ее уже отдала. Во-вторых, игра это взаимодействие как-то не стимулирует, что ли. В той же Новой Эре у нас все активно ходят друг к другу за ресурсами; если видят свою выгоду, то рушат чужие локации. В Railways of the World воруют грузы из-под носа оппонентов и выстраивают дороги таким образом, чтобы что-то кому-то перекрыть. Мы играли и в Цитадели и в Побег из Атлантиды. Я не могу сказать, что все в нашей компании прямо принципиально не вступают в конфликты. Но в Долине в любом случае, как мне кажется, вначале нет смысла двигаться плотной толпой. Лучше разбрестись пошире и открыть большие территории, а потом посмотреть, стоит ли навестить кого-то пососедству. Затем если получилось найти свое золото, то стоит ли его бросать и бежать гадить соседям? А они в этот момент должны отправиться в мой угол? :) Ну и это была не единственная претензия к этой игре. Мне просто скучно стоять на одном месте много раундов подряд и брать по очереди то жетончик с окорочком, то бревно, то жетон золота. Просто есть игры, которые мне нравятся, и в которые хочется поиграть, а тут возникает ощущение потерянного времени. Я не icenine и не стесняюсь показаться мнительной, поэтому напишу, что это исключительно мое мнение. И среди моих друзей есть те, кто со мной не согласны, и конечно же, на Тесере таких может быть еще больше :)))

vladimirs написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Называется, почувствуй разницу :)
Спасибо за обзор! Интересовался игрушкой.

Tikoshka написала 5 лет назад: #

Пожалуйста! Мне было даже немного обидно. По наполнению коробка - просто конфетка, а вот сам процесс как-то не зацепил совсем.

Warlord1 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Отличная статья на хорошую игру. Игра достойна быть в коллекции, как быстрая и своеобразная. Клонов разных игр большое множество, а у этой есть своя самобытность. Новые правила игры 2014 г. можно добавить в старую версию, в частности правило выкладывания треугольников.

Tikoshka написала 5 лет назад: #

Да, действительно можно перенести в старую версию почти все изменения. Не знаю только, стоит ли заморачиваться с жетонами навыков. И поиск сокровищ будет трудновато организовать.