На прошлой неделе мы наконец встретились снова! Для очередных выходных поигранок. На повестке дня - новые карточки электростанций (от М. Янга) для Энергосети, Покорение Марса и Пандемия, если времени хатит. Сначала я хотел представить новые электростанции, но все настояли на том, чтобы поиграть в новую игру. Закончив пиццу с глинтвейном, мы вытащили игру, разложили все компоненты, и я начал объяснять правила.
1. Первые на Марсе.
Я должен признать, что правила Покорения Марса просты, независимо от того, насколько небрежно вы объясняете их новичкам. Я не стал говорить, что мы могли играть в качестве начинающих корпораций с 45 ME и десятью картами. Поэтому мы выбирали корпорации:
Валера (синий) и Маша (чёрный) просто взяли первые попавшиеся. Надежда (зелёный) решила опробовать UNMI с её соблазнительным специальным действием. И я (красный) хотел поиграть масонами XXIV века. Был и ещё один момент. Колода не была перетасована. Карты были сформированы попорядку от 212 на дне до 001 сверху. Таким образом, вы можете точно знать, какие карты у каждого были под рукой в каждом раунде. Да и мне всегда было интересно играют ли какую роль порядковые номера на картах.
Первый игрок был выбран с меньшим номером (это я, потому что Маша не стала покупать "Тренировочный лагерь"), и на первой фазе каждого раунда новые карты раздавались по часовой стрелке, начиная с первого игрока.
Прошла треть игры. Семь поколений пролетели мимо. Глобальные показатели росли почти одновременно. Картина на поле похожа на любую другую: каждый оседает вдоль экватора, собирая растения, без какой-либо конкретной стратегии. Но я убедился в том, что некоторые корпорации, такие как UNMI или Гильдия шахтёров, имеют преимущества в получении достижений или наград. У Надежды не было проблем с достижением Терраформера, и я был первым, кто заявил о себе как о Строителе. На мой взгляд, Гильдия шахтёров является потенциальным победителем награды Шахтёр. Только Валере повезло получить достаточно карт с растениями, чтобы высадить три леса и объявить себя Садоводом, опередив Машу с её номинацией на звание Мэра.
Всё восьмое поколение шёл затяжной метеоритный дождь, в результате чего погибло много растительности. Зато наш глобальный параметр тепла достиг нужного значения. Девятое поколение было последним (но я всё ещё думаю, что мы забыли перевести счётчик поколений один раз). Мы быстро достигли уровня кислорода 14%, посадив растения и разместив оставшиеся жетоны океана с помощью некоторых карт.
И теперь настало время для окончательного подсчета очков. После финального озеленения.
Мы решили проигнорировать учреждение наград, потому что все посчитали бессмысленным учреждать награду если её может получить кто-то другой. Таким образом, мы подсчитали все пять наград. Когда у нас были все наши результаты, я был искренне удивлён тем, что Надежда не выиграла с таким разрывом.
В заключение я должен сказать, что основным преимуществом этой игры является чёткое и простое объяснение правил. То есть, новички вливаются в процесс практически моментально. Если игроки планируют свои действия во время ходов других, то даунтайм практически отсутствует. Но всё равно... 4 часа! Четыре часа мы угробили на покорение этой красной планеты... Вероятно, это из-за того, что мы использовали карты "Эпохи корпораций", так как основная их масса предполагает действия, не приближающие к концу игры. Если коллектив захочет, то в следующий раз попробуем без них.
2. Возобновляемые источники энергии.
После перекуса мы немедленно приступили к полюбившейся нам Энергосети. Про портал Тесера я узнал недавно и поэтому здесь нет описаний сыгранных нами десятков партий на разных картах с разными карточками. Касательно карточек, то у нас есть все допы, которые только были придуманы. Правда, некоторые из них "не пошли". На BGG я узнал про неофициальное дополение к этой игре, которое просто называется "Новая колода электростанций". Она состоит из 13 (изначально 12) карточек. Чтобы не перегружать колоду, я поделил карточки на две группы. Сегодня мы играли гидроэлектростанциями + склад. Гидроэлектростанции - это те же ветряки, только требущие "территориальный" ресурс - воду. Города, в которых возможно строительство гидроэлектростанций, обозначены капельками. Есть ряд карт, где в правилах уже обозначены города, в которых размещаются капельки.
Мы играли на карте Бразилии. Обозначили 4 региона и разыграли порядок очерёдности. И приступили.
Наступил второй этап. Как уже видно из ситуации на поле мы идём практически вровень и особо не мешаем друг другу. Склад, появившийся в фазе аукциона в последнем раунде первого этапа, никого не заинтересовал, несмотря на его свойство: все электростанции игрока могут хранить тройной запас ресурсов. Мы не сторонники тактики "купить всего по-максимуму лишь бы другому не досталось".
Начался третий этап. Теперь главное отхватить электростанцию, которая бы обеспечивала досаточный выхлоп. Ресурсов хоть отбавляй. Для хоть какого-то элемента неожиданности мы включили в колоду так называемые карточки-события (+3 ресурса, -3 ресурса и налоги). Налоги хоть и вычитаются после фазы строительства, но всё равно хорошо бьют по кошельку.
И вот финал. Марии не хватило денег построить последние два города, хотя энергии на них хватило бы. У Надежды это получилось, но она упустила момент приобрести необходимой мощности электростанцию в связи с чем тоже осталась с 15 городами и с небольшим разрывом от Маши. Мы же с Валерой инициировали окончание игры с моим преимуществом в 20 электро.
Гидроэлектростанции, как альтернатива обычным ветрякам несколько меняет расклад сил и стратегию. С одной стороны, игроки, у которых в городах есть капелька, не испытывают конкуренции со стороны игроков с городами без капелек, что даёт преимущество в начале. Но одна капелька не может использоваться дважды и вторую или более мощную гидро уже сложнее будет приобрести.
На Пандемию уже времени не хватило, потому что было очень поздно, да и Покорение Марса изрядно утомило.
"Закончив пиццу с глинтвейном, мы [ПОМЫЛИ РУКИ!!!] вытащили игру, разложили все компоненты, и я начал объяснять правила."
А дневник хороший получился :)
Да, кстати, помыть руки было обязательной процедурой))
"правила Покорения Марса просты, независимо от того, насколько небрежно вы объясняете их новичкам"
можно было вообще не объяснять, просто раскладывать карты по номерам и присуждать награды за скорость их упорядочивания
Автор статьи - второй человек, которого я вижу на Тесере, и который не понимает смысл учреждения наград. Это же азартно - отбить награду у игрока, который на неё претендует.
Самое яркое и эмоционально окрашенное впечатление за десяток партий - когда на последнем поколении, выложив штук 5 тайлов города/зелёнки, у меня увели мной же учреждённого "Собственника" и выиграли партию с перевесом в 3 очка.
У нас, у одного из игроков чуть не увели награду "Банкир", хотя учредивший ее игрок опережал ближайшего конкурента на 8 кредитов. Тот, тем не менее, в последний ход сумел 7 отыграть. Поэтому лично я не понимаю что такого сложного в них.
"В заключение я должен сказать, что основным преимуществом этой игры является чёткое и простое объяснение правил"
Странно, что вы описали как раз тот случай, когда играли не по правилам.
Или где - то есть пометка в правилах, что можно считать сразу все награды и не учреждать их?
Хоумрулы никто не запрещал, конечно, но я искренне удивлен, что вы играете без учреждения наград.
п.с. чтобы уменьшить длительность партии, попробуйте взять правило из допа, когда каждый ход первый игрок повышает на выбор один из глобальных показателей.
Я рассказал и про достижения, и про награды. И если достижения ещё понятны: кто первый успел, того и тапки, то с наградами не захотелось заморачиваться. Я мог бы учредить награды, в которых я определённо лидировал. Но я не хотел отбивать интерес к новой игре.
Правило из допа больше похоже на хоумрул.