В июле мы пробовали игротеки, а также окончательно исчерпали ассортимент аренды в местных клубах, и в этот раз будем паковать - и сразу же получать ценную бандероль. Потому что кто любит ждать, верно? Фотографии больших коробок скрасят не менее обширные рассуждения о том, о сём (заранее прошу прощения за объём).
Для начала позволю себе небольшую предысторию на пять абзацев. 31 декабря 1996 года компания "Близзард", успешно популяризовавшая до этого жанр RTS своим "Варкрафтом" (а позже "Старкрафтом"), выпускает угрюмый слэшер Diablo, где нужно было бродить по традиционно мрачным подземельям, но при этом вместо сложной и муторной D&D-системы авторы предложили другую: "Стояли звери около двери, в них стреляли - они умирали". От собственно RPG не осталось ничего, кроме обоев, зато появился на редкость быстрый и динамичный геймплей с богатой системой вознаграждения игрока золотом, самоцветами, сборными рунами и - самое главное - шквалом рандомизированных вещей, ранжированных по классам качества и, соответственно, редкости выпадения. Фактический финал у игры отсутствовал, можно было развивать своих персонажей до бесконечности.
30 июня 2000 года выходит Diablo II. Игра несколько потеряла во мрачности, стала даже немного мультяшной, но при этом (спустя год допиливания патчами и дополнениями) вывела геймплей на качественно иной уровень, и на долгие годы стала эталоном нового жанра, породив массу подражателей, хороших и не очень. В 2004-м контора снова совершила революцию, ворвавшись в набирающие популярность многопользовательские онлайн-RPG со своим World of Warcraft'ом, частично основанным на принципах "дьяблы" (WoW вот только сейчас начинает плавно умирать, и при этом всё равно остаётся безусловным лидером данного сегмента).
И вот, наконец, 15 мая 2012 года спустя двенадцать лет выходит долгожданное продолжение серии, Diablo III. Одной из любопытных особенностей сообщества дьябловодов был развитый теневой рынок со своей собственной валютой, которая в конечном счёте конвертировалась в доллары. В отсутствии надзора и должных регламентов там процветали мошенничество, кража аккаунтов и другие прелести, так хорошо укладывающиеся в русло сеттинга игры, но в реальном мире выглядящие отвратительно. И, помимо всего прочего, "Близзарды" решили перестать бороться с гидрой, а вместо этого пригласили её в обустроенный бассейн с нежным розовеньким кафелем - если уж столь многие игроки хотят участвовать в торговле игровыми вещами, то почему бы не сделать для этого специальную площадку. В игру было введено два аукциона - один за игровое золото, другой за настоящие деньги.
Через некоторое время выяснилось, что аукцион - это игра в игре, причём, перетягивающая одеяло на себя. У всех игровых наград словно появились маленькие ярлычки с ценами, и вместо весёлой рубки монстров начало складываться ощущение, что игровой процесс - это долгий-предолгий фарм денег с целью заработать сияющие легендарные вещи, которые вот они стоят на витрине, но тебе самому в жизни никогда не выпадут. Причём, само определение убер-вещей резко сузилось под влиянием широчайшего аукционного ассортимента. Любопытный психологический эффект, который на мой взгляд было не так-то просто спрогнозировать наперёд. Помимо этого у игры была и масса других проблем, что вкупе с рядом пиар-провалов привело в итоге к смене всей верхушки команды разработчиков данного проекта. Новые люди принялись усиленно исправлять саму игру, а также приняли сложное, но, видимо, единственно правильное решение - закрыть аукционы.
Мне лично поначалу казалось, что продавать легендарные вещи за евры неэтично, но потом пришло в голову, что это всего лишь невинная услуга, которая, очевидно, для кого-то востребована, раз он готов заплатить за неё деньги. В общем, за полтора с лишним года существования аукционов "Дьябло 3" я в совершенно расслабленном режиме заработал более тысячи евро (выбрал определённую нишу и делал ставки на вещи, которые люди выставляли без выкупной цены [т.е. не хотели разбираться, сколько их вещь стоит], а потом продавал со скидкой; придумал даже название для сервиса - темпоральная доставка). Похвастать тут особо нечем на самом деле, люди без ботов зарабатывали и по 10 тыс. (но тут уже требовался по сути восьмичасовой рабочий день), а с небольшой бот-фермой и специальными скриптами так и вовсе можно было стать местным наркобароном: вот чувак из Болгарии обстоятельно рассказывает, как любители виртуальных молотков принесли ему в течение года 100 тыс. евро.
Ну да деньги есть деньги, вывести их с пейпала стало возможно только недавно, поэтому все эти годы они у меня там лежали для небольших виртуальных покупок и благотворительности (стим, хамблбандл, гог, EFF, реддит, вебархив, википедия, кикстартер...) И вот, наконец, в этом году было найдено средство для быстрого опустошения кошелька любой вместимости - настольные игры! Спустя четыре месяца залпового чтения обзоров, аренды, настольных дуэтов, проб и ошибок было решено спустить оставшиеся средства на заморские посылки.
За это же время успели несколько раз скорректироваться наши предпочтения, а также выработались приоритеты: игра должна быть рассчитана на двоих, не слишком конфликтная (никаких take that!), не слишком сложная в освоении, атмосферная (в идеале - с развитым сюжетом), относительно новая (верю в прогресс), иметь привлекательный внешний вид. В общем, после изучения всевозможных BGG-шных подборок, буклетов правил и сверок главным образом с внушительной библиотекой прекрасных отзывов Владимирса я пришёл к следующему списку:
• Claustrophobia (сразу с допом De Profundis). Один из двух существующих в природе симуляторов подземелий на двоих, да ещё и с сюжетными сценариями (вторую подобную игру - Dungeon Twister - купить в настоящее время проблематично, а по итогам внезапной проверки она нам и вовсе не понравилась).
• Ghost Stories (сразу с допом White Moon). Превосходно оформленная кооперативная вершина, хоть и отзывы отчасти противоречивые.
• Patchwork. Уве Розенберг, конечно, немало всех удивил, выпустив в том году настолько милую, несложную, но вместе с тем с заявкой на глубину игру, при этом строго дуэльную.
• Onirim. Шэйди Торби выпускает игры для одного, с опциональным режимом на двоих. Подход интригует и вызывает уважение. Плюс приятное оформление и относительно невысокая стоимость.
• Sylvion. Новая игра из цикла Oniverse, с кардинально другим геймплеем - по сути это карточная эмуляция классического tower defense по типу Plants vs. Zombies (с элементами декбилдинга). Долго выбирал между "Ониримом" и "Сильвионом", в итоге выбрал первого, но после оформления заказа на счету осталось аккурат $19 - хватило и на вторую коробку.
• Jaipur. Небольшая симпатичная игра на сбор сетов и торговлю. Фигурирует в топах абсолютно всех подборок на двоих, в рунете почему-то обделена вниманием.
• Agricola: All Creatures Big and Small (сразу с мини-допом More Buildings Big and Small, вносящим разнообразие в здания). Удивительно, но специально разработанного варианта "Агриколы" на двоих как будто бы не существует в массовом сознании, несмотря на кучу номинаций и рейтингов на BGG. Совершенно случайно увидел упоминание о ней в увлекательном цикле статей о разработчиках года.
• Le Havre: The Inland Port. Ровно то же самое, что в предыдущем пункте, только это адаптация "Гавра". Осталось дождаться дуэльной "Каверны", и будет полный производственный цикл.
• Dungeon Twister: The Card Game. Римейк большой коробки в карточном исполнении. По отзывам, ещё сильнее усложняет визуализацию поворотных лабиринтов (т.к. теперь нет и фигурок на поле), но Miniature Market отдавал игру всего за $8, так что я заказал впридачу, не глядя (это было ещё до нашего знакомства с большой игрой).
• Le Fantôme de l'Opéra. Долго выбирал между полным "Мистером Джеком" (широко известной асимметричной игрой на дедукцию) и карманным карточным вариантом, но в итоге наткнулся на "Филибере" на исполнение в оперном сеттинге, и решил остановиться на нём, т.к. Л. увлекается классическим вокалом.
* * *
Рискую вызвать дополнительную массу злобных комментариев, но приведу и те позиции, которые в итоге покинули список:
• Friday. Первая (?) нашумевшая соло-игра, но отталкивающее оформление и сеттинг. Окончательно передумал брать после ознакомления с правилами. Какая-то сплошная алгебра плюс колодостроение (по ходу игры). Основной цимус: стоит ли победить данный энкаунтер (циферками с руки) и добавить его себе в колоду или лучше слить и сбросить (получив ранения)? И так три фазы плюс два мини-босса.
• The Lord of the Rings: The Card Game. Почитал правила и как-то остыл (пока). Нужно строить свою колоду перед игрой, как в MtG. С покупкой дополнений и расширений проблема лишь усугубится (как вспомню, сколько мучений каждый раз вызывал этот процесс в "Харстоне", мутить начинает). Геймплей сумбурный, по прочтению правил цельной картины не сложилось. Постоянно нужно будет тасовать колоду, как в "Громокамне" (особенно, при игре соло).
• Legendary Encounters: An Alien Deck Building Game. А здесь после прочтения правил оказалось всё куда лучше, чем ожидал. Ясная и чёткая структура игры, хоть сразу начинай. Другой, более дружественный на мой взгляд декбилдинг, чем в LotR (по ходу дела, как в "Доминионе") - но тоже постоянно нужно будет тасовать колоду. С другой стороны, это игра на пятерых (продвинутые механики включают заражение чужим + предатель), ну и донельзя мрачный сеттинг. Л. сказала, что нам скорее всего не пойдёт, но судя исключительно по правилам, по-моему, лучше, чем LotR: LCG. Взял бы чисто для себя, но цена совершенно не дружественная ($45).
• Fields of Arle. Тоже Уве, тоже на двоих, но тяжеленный во всех смыслах и совсем не дешёвый ($55) гроб. Судя по редким отзывам, мы с Л. ещё не доросли (но держу в закладках).
• Gears of War: The Board Game. Сложно достать, сложные правила, отсутствие внятного сюжета (голые миссии).
* * *
В конце я снял самый верх вишлиста и бережно отложил в сторонку на будущее:
• Mice and Mystics. Добрая сказка с развёрнутым сюжетом, к которой прилагается полноценная настольная игра. Вот это точное яблочко того, какими я хочу видеть настольные игры в принципе. Компьютерная индустрия выработала стандарты богатой сюжетной части (ААА-проекты превращаются иной раз и вовсе в интерактивное кино), настольная почему-то продолжает эту часть игрового процесса игнорировать, но определённые подвижки прослеживаются (думаю, в первую очередь дело упирается в то, что у настольной игры по-сути один-единственный разработчик плюс художник, а на сценариста денег нет). Не тороплюсь пока заказывать на случай выхода локализации (в опросе "Крауд геймс" игра победила с большим отрывом, контакт с издателем налажен после "Мёртвого сезона", дело только за желанием).
• Mage Knight Board Game. Почти безусловный победитель жанра "соло", судя по всему, крайне навороченный и довольно сложный в практическом освоении (хотя обучающий буклет написан на редкость понятно и даже с нежным состраданием в адрес присаживающегося за столь неподъёмную ношу). Традиционно отсутствует сюжетная часть. Будет локализация - поддержу, а так пока на заметке.
• Roll for the Galaxy. В Race не играл (и не хочу из-за чересчур высокого порога вхождения), няшные кубики "Ролла" же крайне импонируют (плюс меня покорил подход одного из авторов к разработке дуэльного режима, я уже как-то давал ссылку на эту увлекательную историю). Л. не в восторге от космической тематики, но, опять же, локализацию возьму сразу же (буду катать кубы с котиками).
* * *
В общем, со списком определились, осталось дело за малым - логистикой. Популярный американский магазин CoolstuffInc официально не делает доставку в Россию, но здесь же на "Тесере" мне объяснили, что можно заказывать в Финляндию, а потом с̶е̶в̶е̶р̶н̶ы̶м̶и̶ ̶о̶л̶е̶н̶я̶м̶и̶ по электронной почте просить вручную изменить адрес на Россию, все так делают. Меня в этом подходе (помимо очевидного неудобства кого-то о чём-то просить частным образом) не устраивала одна небольшая деталь под названием "Почта России". До сих пор можно встретить горькие шутки про уровень обслуживания в "Сбербанке", но на самом деле у "Сбербанка" за последние несколько лет заметен колоссальный прогресс: организован вполне приличный сервис в отделениях, а также помимо прочего появилась довольно удобная по сути платёжная онлайн-система. "Почта России" же как была совдеповским болотом, так и продолжает изо всех сил беречь традиции. В частности, моё отделение на две недели каждого месяца полностью прекращает свою работу, а на базе него открывается пункт приёма коммунальных платежей, где бабки всевозможных возрастных и половых категорий, как в старые-добрые времена, круглосуточно дежурят в двухчасовых очередях, чтобы сунуть девушке свои несчастные квитанции. Я даже писал по этому поводу в "Спортлото", мол, не хотите ли вспомнить свою основную функцию, а проклятых коммунальщиков пустить в отдельную очередь. На что получил ответ в духе "because fuck you, that's why".
Ну раз мои деньги тут никому не нужны, то и ладно. На "Тесере" же обнаружился альтернативный способ доставки через Polar Express. Таких контор по пересылке на самом деле много, но эта сразу же привлекла внимание из-за перевалочного пункта как раз у меня в Калининграде. Другие плюсы: на протяжении двух месяцев можно собирать посылки из разных магазинов, а потом чуваки толково упакуют её в одну общую (у меня так и получилось - не всё было на Кулстафе, часть дозаказывал с Miniature Market). Ну и хороший интерфейс сайта, где можно за всем следить и управлять. Минусы: дороже, чем обычная доставка, процентов на десять-пятнадцать (при этом раза в два быстрее), нужно самому заполнять декларации с описью посылки, ценой и весом каждой позиции (на сайте же есть удобная форма плюс инструкции). Ещё по доброй русской традиции требуют скан паспорта.
На деле же всё получилось следующим образом. Перевалочный пункт в Калининграде как раз этой весной закрыли (подозреваю, потому что по какой-то причине переключились с морского пути на воздушный), теперь весь грузопоток идёт через Москву. Посылки мои после заполнения всех документов завернули на тот же EMS по причине "слишком большое количество однотипных товаров" (видимо, забоялись, что на таможне прицепятся как к мелкому опту, а у EMS свои обходные пути?) Причём, для метода доставки "через EMS" не нужно заполнять никаких деклараций, но он медленнее и дороже (а деньги идут тем же людям, что заведуют "Почтой России"). Но что делать, пришлось брать, что дают. В итоге за пересылку коробки общим весом 10 кг и оценочной стоимостью $280 с меня взяли $134,03 (а доставка по Штатам у "Кулстафа" для заказов $100+ бесплатна). С учётом обвала рубля получились неземные суммы, но я утешал себя тем, что деньги были виртуальными изначально.
Ещё одна деталь - мой заказ пришёлся как раз на репринт "Пачворка". Вот так я его ждал больше месяца (с постоянно срывающимися сроками), в итоге так и не дождался, заказал на "Филибере", где он появился на две недели раньше, чем в Штатах (а заодно и "Призрак оперы" подвернулся, как уже отмечалось выше). "Филибер" вычисляет доставку не по весу, как "Кулстаф", а градациями по стоимости заказа. Мой заказ уложился в €50, поэтому доставка была минимальная - €20. Выбор метода доставки небогатый; с российской стороны, как выяснилось, это тот же EMS. Посылку с "Филибера" отправили 10 июля, со Штатов - 11 июля, а уже 25 июля, в субботу, мне позвонили из местного офиса EMS и сообщили, что могут в течение часа привезти домой обе коробки.
(приступаем к распакую)
(коробочки из Франции оказались упакованы в эту новую плёнку, которая вместо заводских пупырышков, что так приятно лопать, теперь надувается прямо на складе специальными насосами, и, как следствие, занимает куда меньше места для хранения)
(плёнка была незамедлительно использована по своему прямому назначению)
(какой-то добрый молодец приложил басурманскую коробку как следует; посмотрим, сказалось ли это на содержимом) (брюки превращаются...)