Оценка пользователей
8.3771
Оценить:
-

Самый объективный топ-30 мастхэвных дополнений

 

Дополнения в настольных играх. Чего в них только нет. Некоторые правят баланс, некоторые добавляют в игру новые механики. Некоторые - добавляют недостающий кусок контента, который кто-то просто жадно вырезал.

За собой заметил, что когда мне игра нравится, то я хочу скупить к ней все допы, так чтобы раз и навсегда, чтобы иметь у себя на полке "игру целиком", а не кусочек.

В итоге некоторые купленные дополнения часто стоят без дела, ведь игра без них может играться гораздо приятнее, а без некоторых дополнений коробки в принципе уже и не раскладываются, потому что без них гораздо хуже.

Изначально, когда задумывался этот текст, я хотел просто написать про десяточку допов, без которых мне уже не очень нравится играть в разные игры. Ради интереса посмотрел, а что другие ребята включают в такие подборки, и понеслось...

Что я сделал: проанализировал примерно 150 разных подборок "мастхэвных" дополнений (как в текстовом, так и в видеооформате), прочитал кучу комментариев на эту тему на reddit, bgg, других источниках, учел оценки на bgg и тесере. Собрал всю эту информацию воедино, посчитал частотность упоминания дополнения в разных местах, присвоил упоминаниям вес и собрал все это в рейтинг. В первой версии на верхушке рейтинга оказались дополнения к очень популярным и широко известным играм типа 7 чудес, но что-то меня смущало. Я решил учесть в своих подсчетах не только частотность упоминаний, но и популярность базовой коробки. Введение этой характеристики сделало подборку максимально объективной, потому что итоговые цифры учитывают не только частоту упоминания разных допов в разных подборках, но и отношение количества упоминаний допа к количеству игравших в эту игру в принципе. В общем, итоговая математика меня более чем порадовала, а итоговое распределение более чем похоже на самый объективный топ мастхэвных дополнений в мире, расставленных согласно коэффициенту мастхэвности.

Описать я решил тридцатку допчиков, но бонусом расскажу про еще парочку, которым чуть-чуть не хватило до тридцати и про парочку, которые лично для меня мастхэвны, но судя по цифрам я в меньшинстве. Что же, поехали!


Топ-30 Мастхэвных дополнений. 30-28 места + шестерка невошедшего+дань уважения играм из топ-60.

На самом деле в публикацию не вошло очень много допов. Ну сами представьте, среди 2000 упоминаний больше одного раза были упомянуты больше 200 разных коробок. Пробегусь кратко по парочке, которые надо упомянуть, но они даже в мое невошедшее у меня не вошли.

Во-первых, это целый пласт сюжетных дополнений с расширениями в виде сценариев и доп контента, очевидно, что те, кому зашла база будут форсить допы:
-Дополнения к Особнякам Безумия (чаще всего упоминались Улицы Аркхэма), поднялись высоко, но не вошли в топ-30. Давно хочу сыграть в эту игру, но теряюсь, с чего начать, чтобы не скупить все сразу
-Дополнения к Descent (выше всего поднялась Тень Нерекхолла), отдельно порадовался, что прошел и базу и Тень.
-Доп к Мрачной Гавани поднялся очень высоко, в августе наконец начну его проходить (не прошло и года)
-Андор Поход на Север почти влетел в топ-50, но этого все еще недостаточно, чтобы я решился сыграть в эту игру
-Доп к Странствиям Средиземья тоже поднялся относительно высоко. Относительно скоро планирую вернуться к этой коробке, как раз купил к ней доп, но пока база меня не сильно зацепила

Во-вторых, упомяну еще пул допов, которым немного не хватило до того, чтобы попасть в топ:
-Доп к четвертым Сумеркам Империи. Вероятно, ему просто не хватило времени пробраться повыше. Ведь контента там тьма. Надо как-нибудь в базу сыграть, что ли, а там, глядишь, и до допа доберусь
-Доп к Сквозь Векам остановился в паре шагов от топ-30. Хотя, если честно, не считаю его мастхэвным. Да, он чуть-чуть правит баланс и дает новых лидеров и чудеса на замену старым, но играть можно спокойно и без этого допа.
-Доп к Тиранам Андердарка тоже высоко, хоть там и всего две колоды с приятными механиками. Аналогичная ситуация с Войнами Магов, которые я недавно купил с допом. Круто, что они в рейтинге так высоко
-Высоко поднялись допы к Galaxy Truckers, при том сразу несколько, пожалуй, надо узнать об этой игре побольше
-Дополнения к Анахронности были очень близки к тридцатке, при том упоминался не только Fractures of time, но даже Экзокостюмы, что вроде как просто набор минек. Надо обязательно ее опробовать
-Отдельно упомяну 7 чудес (лидеры/города), 7 чудес Дуэль (пантеон) и Пандемию (На грани/В лаборатории), дополнения к которым упоминались очень часто и до смены методики подсчета оккупировали топ-5, но все это лишь потому, что базовые коробки супер популярны. А заслуженно или нет - вопрос второй.
-В топ-50 еще заехали допы к Замкам Бургундии, Бладрейджу, Агриколе, Шарлатанам, Рунбаунду, Кубарем по галактике. Близки были допы к Трикериону, Ghost Stories, Эверделлу, Терра Мистике, Кланку (Мумия) и Братьям по оружию.
-Также высоко поднимались дополнения к Доминиону и Marvel deck-building game, но я решил их не включать в список.


Ладно, отдал дань уважениям играм, которые высоко забрались по цифрам, а теперь перейду к 30-28 месту, а также к шести допам, которые, как по мне заслуживают отдельного внимания, не меньшего, чем дополнения из топ-30. Будем считать, что все они заняли почетное 31 место. Расскажу вкратце как про базовую игру, так и про доп. А также почему я/люди считают, что это мастхэв.

31 место. Игра престолов. Мать Драконов
О чем база: средневековый контроль территорий с механикой скрытых приказов. Переговоры, кинжалы в спину, простые сражения, много майндгеймз и Ланнистеры, которые всегда платят свои долги.

О чем доп: дополнение позволяет играть в 8 игроков (база на шестерых), добавляя два новых дома, один из которых такой же как и другие, а один - играет в свою игру. Добавляется новый кусок поля и, самое главное, добавляется возможность управлять домами, которые не участвуют в игре. Игра престолов - долгая игра, партии могут затягиваться на 5 и даже на 8 часов. Иногда бывает, что кому-то нужно срочно убегать и, кроме того, что приходиться занести такого человека в черный список во всех чатах, так еще и партию приходилось сворачивать. К тому же при игре в базу на 4-5 игроков существовал некоторый дисбаланс из-за того, что пара домов отсутствовала в игре. В дополнении вводится механика вассалов, при которой все дома всегда участвуют в битве, а если вдруг кому-то нужно убегать, то он просто становится чьим-то вассалом и можно продолжать играть дальше.

Почему я считаю, что мастхэв: для любителей игры расширенный состав - это плюс, механика вассалов - жирный плюс, а уникальный геймплей за дом Таргариенов еще один жирнейший плюс. Доп глобально ничего не фиксит из базы, но добавляет парочку новых и приятных механик, которые делают прекрасную игру еще лучше. Удивлен, что он не вошел в топ-30 сам по себе, но исправляю ситуацию и ставлю его на 31 место.

Почему люди считают, что мастхэв: большая часть положительных отзывов была про возможность играть большим составом игроков и про механику вассалов, с чем я согласен

Задняя сторона коробки, на которой видно и дополнительное поле, и драконы, эта и другая картинка взяты из гугл-картинок

31 место. Лоскутное королевство. Эпоха Гигантов
О чем база: драфтите тайлики с разными типами местности и коронами на них. Строите королевство 5х5 или 7х7. Перемножаете типы местности на коронки на них. Все.

О чем доп: дополнение привозит парочку нужных и одну спорную часть игры. Во-первых, появляется блокнот подсчета очков, который как бы действительно нужен. Во-вторых, появляются цели на партию - типа там за моря вокруг замка плюс очки или за леса по углам плюс очки, что добавляет игре сложности, но не переусложняет. В-третьих, в игру завозится возможность играть впятером и механика великанов - при драфте определенных тайлов вы получаете великана. А если получаете тайл с ножками, то вы должны передать великана другому игроку. Великаны закрывают короны на тайлах и уменьшают очки. В-четвертых, в допе появляется пирамида для тайлов, которая делает процесс еще более удобным.

Почему я считаю мастхэв: не понимаю, почему в базе не было целей на партию и блокнотика. Может эти идеи не сразу пришли автору. Но без них играть прям сильно хуже. Великаны - штука спорная для такой простой игры. Игра не конфликтная и такое вредное взаимодействие кому-то может показаться неприятным, но можно спокойно и без них.

Отличное фото, которое показывает, что скрывается внутри коробки дополнения

31 место. Повелитель Токио. Подзарядка
О чем база: берете кубы, кидаете кубы. трижды. оставляете значения и применяете их: либо очки получаете, либо урон наносите/лечите, либо чет на рынке покупаете. Кто первый очков накопил/всем лица набил - победил. Все.

О чем доп: В базе все монстры отличаются только картинкой и геймплейно они одинаковы. В допе у всех появляются карточки со способностями, которые ты получаешь за значения кубов, которые раньше чаще всего ты перебрасывал. Так все получают разный геймплей за персонажей, игра становится более стратегичной, а в бросании кубов появляется большая вариативность.

Почему я и люди считаем, что мастхэв: потому что просто веселое швыряние кубов превращается в более осознанное швыряние кубов и становится похоже на реальную битву больших монстров с уникальными способностями. А с учетом того, что игра поддерживает (как база, так и база+доп) шесть игроков, это еще в большой компании играется теперь не только с новичками, а можно и с опытными игроками в это все филернуться.

Встречайте мистера Панду и квадратные карточки спецспособностей монстров

31 место. Плотина. Легваттер
О чем база: экономическая стратегия, в которой мы строим плотины, трубопроводы и добывает электричество. Большая, комплесная, не самая простая и игра с большим количеством взаимодействия на поле между игроками. Основная механика - выставление рабочих.

О чем доп: доп добавляет как доп контент в виде новых целей раундов, новой фракции, новых лидеров, так и две кайфовые части геймплея, которые делают количество возможных победных стратегий в партии очень большим и окончательно избавляют игру от рельсовости. Во-первых, добавляются здания, при построении которых игрок получает уникальное место для выставления рабочих. Свойства у зданий бывают очень вкусные и вполне можно строить стратегию от построенных тобой зданий. Во-вторых, вдобавок к обычным контрактам, которые выполняются при выработке энергии, добавляется еще один тип контрактов - ты получаешь бонусы за свою технику, которые уходят безвозвратно (раньше в игре технику можно было использовать только для строительства). Я пробовал играть чисто через эти контракты и это тоже вполне себе интересный путь.

Почему я и люди считаем, что мастхэв: с новым типом контрактов, новыми целями раундов и зданиями игра становится завершенной и теперь придумывать и реализовывать новые стратегии в партии проще и интереснее. К тому же появляется больше шансов на камбек. Раньше, если тебя подрежут по энергии, то камбэкнуть бывало очень и очень сложно, а с новыми возможностями это становится сделать несколько проще. Некоторым игрокам не нравится, что доп уменьшает кризисность в игре. Я считаю, что кризисность никуда не девается, так как пользоваться новыми возможностями тоже не так уж и просто (и не так уж и дешево). В любом случае, без Легватера в Плотину я не играю. Это уже не та Плотина.

Содержание коробки дополнения Легватер

31 место. Мертвый Сезон. Долгая ночь
О чем база: игра с предателем (или без) в сеттинге про зомби-апокалипсис. Пытаетесь все вместе выжить и выполнить общую цель, но у каждого еще есть своя личная, которая может быть той самой ноткой деструктива. Игра известна также по своей механике перекрестков, в рамках которой с вами будут происходить события в случае, если вы выполните какое-то конкретное действие в свой ход. Какое - вы конечно же не знаете, но знает ваш сосед справа. Для разрешения события вам придется принять какой-то моральный выбор и все это к чему-то рано или поздно приведет. Отличная нарративная часть, органично вписывающаяся в игру про предательство и уничтожение зомби.

О чем доп: Долгая ночь не просто доп, а даже вполне себе полноценная самостоятельная игра, которую можно (но многие не рекомендуют) раскладывать отдельно от базы. Долгая ночь привносит в игру разные модули, которые можно использовать, а можно не использовать. Улучшения добавляют механику производства всяких штук-дрюк для лагеря благодаря накоплению ресурсов. Бандиты добавляют вражеский лагерь выживших, которыми управляет игра. Рэксон добавляет в игру злую корпорацию, которая производит страшных монстров. Ну и кроме этого в коробке есть доп нарратив в виде сценариев и всякие мини-механики, которые делают базовую игру более разнообразной.

Почему люди считают, что мастхэв: Во-первых, при упоминании этой игры все всегда делают оговорку, что это и доп и не доп. Я тоже так делаю! Во-вторых, этот доп добавляет модульность. А модульность повышает реиграбельность до небес. А это как раз то, что нужно в играх такого типа.

Я в Мертвый сезон пока еще не играл, но не мог его не включить в 31 место. Произвело на меня впечатление это модульное дополнение. Хотя, если признаться честным, на месте Мертвого Сезона могло быть большое количество других игр. Как думаете, кого из невошедшего я безжалостно обделил, зафорсив этот доп, который не доп?

Количество контента в этом допе, который может быть и самостоятельной игрой

31 место. Цивилизация: Новый рассвет. Терра Инкогнита
О чем база: Относительно свежая настольная версия цивилизации Сида Мейера (2017 года). В целом, в ней все как в и большой игре - строишь города, исследуешь технологии, развиваешь свою цивилизацию. В настольной версии, чтобы победить, нужно выполнить несколько общедоступных целей. Кто первый сделал - тот и велик. В базовой коробке Нового рассвета многие игроки ругались на плохой баланс, а также на недостаток определенных видов контента.

О чем доп: Допа игроки ждали долго, но он судя по отзывам исправил вообще все. И добавил кучу всего. Тут вам и пятый игрок, и уникальные карты действий у предводителей, новый тип жетонов контроля "районы", и новый тип фигурок "армии", и крепости, и формы правления (звучит кайфово выбирать самому форму правления). Как видите контента в коробке действительно много.

Почему по мнению людей мастхэв: Во всех топах, где встречался этот доп все в один голос говорили, что база сломана, а этот доп ее чинит и в игру наконец-то можно играть. Ну, а если в игру можно играть, то значит так тому и быть. Считаю, что доп, который саму цивилизацию починил точно заслуживает 31 место. Ну а я пока кроме как в Сквозь Века из настольных цив ни во что не играл. Добавил и эту, и Nations, и Столкновение цивилизаций себе в игровые хотелки

Контент в коробке Терра Инкогнита

Довольно демагогии и перейдем к тридцатке дополнений, которые вырвали свои места с помощью циферок. Тут уж с моим мнением с большего придется распрощаться, объяснение, почему доп мастхэв - обобщенная информация из большого количества упоминаний игры там или сям.

30 место. Покорение Марса. Пролог
О чем база: строите карточный движок и пытаетесь набрать как можно больше ПО, параллельно облагораживая красную планету. Игра не нуждается в представлении и любима многими из вас (но не мной, но я уже обещал дать ей второй шанс и ребята из клуба готовы в этом помочь, у нас тоже есть те, кому эта игра очень нравится).

О чем доп: доп добавляет карты прологов, которые увеличивают количество стартовых ресурсов и могут помочь задать вектор в сторону определенной стратегии. Также в допе завезли новые карты корпораций. Доп создавался вроде как, чтобы ускорить игру, но мнения игроков разделились, действительно ли он справляется с этой функцией. Примечательно, что в некоторых других играх игроки с равной частотой упоминали разные допы, а в случае с ПМ букально пару раз я встретил Венеру и пару Элладу и Элизий, а все остальные топили за Пролог. Что ж, так тому и быть.

Почему мастхэв: всем очень понравились карточки Прологов: больше стартовых ресурсов, вариативнее выбор стратегии, проще жить на Марсе. Было очень много кейсов, когда игроки прямо говорили: без Пролога покорять Марс они не сядут.

Содержание Пролога

29 место. Великий Западный Путь. Дорога на север
О чем база: набрали руку из разных коров, поскакали по локациям, сдали коров, получили новую руку из вашей колоды, поскакали по локациям, сдали коров, получили новую руку из вашей колоды, улучшили колоду, взяли, сдали. День Сурка на диком западе. Ладно, на самом деле это экономическая стратегия, в которой вам предстоит собирать стадо коров, строить здания и прокачивать свой планшет. А победит тот, у кого классные коровы. Хотя, говорят, не всегда.

О чем доп: лично меня порадовало, что в допе завозят новые жетоны смотрителей станций (они дают разные бонусные очки при подсчете), в базе их пять и используется их всегда в партии пять. Этот момент в базе казался странным. Ну и в допе завозят новое дополнительной поле, в котором можно выставлять свои торговые посты и получать за это всякие плюшки. Это отдельная механика, которая может сильно поменять стратегию на партию: вместо слепого скупания дорогих коров, благодаря грамотному выставлению торговых постов, можно придумать что-нибудь еще. Не все игроки с этим согласны, но тут как говорится, сколько ковбоев, сколько и мнений.

Почему мастхэв: дополнение потенциально добавляет альтернатив ключевой победной стратегии, которую в базе контрить можно, но судя по всему сложно. Да и опыт для этого нужен. А тут с допом, который усложняет игру, но не прям так, чтобы до небес, сразу появляются какие-то альтернативные варианты стратегий.
После двух партий в базу я решил поставить на ней крест. А готовя статьи про допы и прочитав/послушав кучу комментариев, про то, как этот доп улучшает ВЗП, решил, что надо бы опробовать допчик. Так и быть, как говорится

Основная часть дополнения - новая транспортная система

28 место. Крылья. Птицы Европы + Птицы Океании
О чем база: у вас есть огромная колода птиц и рынок, птички на руке. Вы постепенно заселяете красивых птичек к себе на планшет, тем самым улучшая базовые действия, превращая их в целые цепочки. А еще можно яйца на птичек помещать, что дает +100 к фотогеничности игры. Выполняете цели раундов и личные цели и считаете очки.

О чем доп: допа к игре два и оба упоминались достаточно часто. И, хоть Океания перерабатывает базу прям существенно, чаще, пожалуй, упоминалась Европы. Но поговорю я про оба.
В Европе у нас появляется фиолетовый цвет яиц, это из важного. А из неважного еще карты птиц, еще цели раундов, еще личные цели, новый цвет свойства птиц, которое срабатывает в конце раунда. В игре становится просто больше контента, хотя и раньше его хватало.
В Океании кроме аналогичных компонентов с Европой (птицы, цели) автор решил заменить базовые кубики на новые и базовые планшеты игроков на новые + ввести новый ресурс. Тем самым игра стала вроде как еще легче, чем была. Ну и менялась классическая тактика последнего раунда, когда все игроки просто брали по максимуму яйца, потому что это давало больше всего очков. Такая революция вызвала полярные мнения, кто-то счастлив, а кто-то нет. Ну и в Океании еще желтые птички появились, которые срабатывают в конце игры.

Почему мастхэв: аргументы странные, если честно. Говорят, что эти Европа мастхэв, потому что становится больше контента. Пишут, что играя часто на 4-5 база достаточно быстро приедается, а новые цели раундов и новые птицы добавляют того самого разнообразия, чтобы играть в игру вечно. Кроме всего прочего говорят, что с допом завезли парочку сломанных комбо, но это не точно.
В общем, в рейтинге мастхэвности доп к Крыльям забрался очень высоко, но как он так взлетел вопрос хороший. Может, дело в Джейми Стегмайере, который умело продает допы?

Что в коробке Птиц Европы

Собственно, вся девятка:

30-28 места + шестерка от меня

Топ-30 Мастхэвных дополнений. 27-19 места.

Уверен, что в этой девятке каждый найдет для себя хотя бы одну игру, в которую он еще не играл. Окажусь ли я прав? Перейдем же к играм дальше по списку! Если Марс только 30, что впереди?

27 место. Merchants&Marauders. Seas of glory
О чем база: пиратская песочница. Хочешь - будь пиратом, хочешь - будь торговцем. Если любите жанр песочница - обязательно стоит попробовать. Я вот решил, что надо попробовать, хотя игра и достаточно старая (2010 год). Кстати этот же автор выпустил Столкновение Цивилизаций. Но это так, просто информация.

О чем доп: Спустя пять лет после выхода базы, в 2015 выходит этот самый доп. Кажется, что в нем должны были поменять баланс? Но в нем завезли аж 11 разных модулей, которые позволяют вам кастомизировать игру под себя. Тут вам и новое вооружение, и галеон с сокровищами, на который можно нападать, и занятие контрабандой, и ветер с погодой можно подключить, и даже пиратские достопримечательности.

Почему мастхэв: старую добрую приключенческую игру можно сделать еще лучше и, в целом, подобрать состав модулей под себя. Интересно, что зачастую у тех, кто рекомендовал этот доп, эта игра была единственной песочницей в подборке. Может она и правда передает тот самый пиратский дух? Йо-хо-хо, как говорится.

Задник коробки допа прекрасно передает модульность содержимого

26 место. Цолькин. Племена и пророчества
О чем база: если вы не видели картинки с базой Цолькина, то не удивлялись этим огромным шестеренкам, которые составляют основу игры. Цолькин - очень нестандартный миплейплейсмент, в котором вы ставите рабочих на те самые шестеренки, и каждый раунд думаете, уже он достаточно прокрутился, чтобы его забрать и получить ресурсы/эффект или еще подождать.

О чем доп: дополнение добавляет две механики: племена и пророчества (о, серьезно?). Племена наделяют каждого игрока каким-то особенным спецсвойством, которое может помогать в игре. Это дает всем игрокам нечто свое особенное. Люблю такие штуки в евро. А пророчества дают три на партию новых способа набора очков, но и могут наказать, если к пророчеству не подготовиться должным образом.

Почему мастхэв: Я не так много играл в эту игру, но более опытные игроки говорят, что она сломана. Что в базе есть одна вин-стратегия. И что доп все это фиксит на ура и игра становится чудеснейшей. Я полностью доверяю опытным игрокам и фанатам этой игры.

Контента в коробке мало. Мало, но есть

25 место. Борьба за Галактику. Перед бурей / Rebel vs Imperium
О чем база: не самая новая карточная игра, в которой вы будете захватывать миры и строить свою галактическую империю. Интересная особенность заключается в том, что каждый игрок выбирает одно действие на ход взакрытую. Затем все игроки могут воспользоваться не только "своим" выбранным действием, но и действиями соперников. За свое, само собой, получаешь какую-нибудь доп плюшку. Это позволяет играть в приятную угадайку, положит соперник то, что тебе нужно или нет. Как по мне игра вполне неплохо может играться и в 2021, хотя лично мне тематика космоса и оформление в ней не заходят, но это субъективно.

О чем доп: два дополнения упоминались к ней чаще всего. Перед бурей чуть чаще. Доп расширяет количество карт, добавляет пятого игрока, добавляет механику целей и мощный для того времени одиночный режим. Rebel vs Imperium позволяет играть вшестером, а также добавляется какая-то агрессивная механика по захвату миров у соперников. Стоит также упомянуть дополнение The Brink of War, внедряющее механику галактического престижа.

Почему мастхэв: все эти три допа часто называют первой аркой и во всех упоминаниях считаются логическим продолжением базовой коробки. Каждое дополнение добавляет новые механики, которые возвращают и повышают интерес к игре.

Карты, цели, два куба

24 место. Лорды Ватердипа. Scoundrels of Skullport
О чем база: выставление рабочих в сеттинге DnD, от которого у нас разве что название локаций и текст на картах. В остальном игра - приятное евро с умеренной степенью конфликтности. Основная механика заключается в сборе сетов из кубиков-приключенцев разных классов (от вора до волшебника) и обмен этих сетов на всякие приятные плюшки. Якобы мы их отправляем на задание и получаем за это что-то хорошее. Еще в игре можно здания строить и если в построенное тобой здания ходят другие игроки, ты получаешь бонус. Приятно.

О чем доп: Дополнение включает в себя все, что нужно для шестого игрока, а также два модуля - Undermountain и Corruption. В каждом есть доп ячейки действий, а в corruption еще и новый ресурс, который может принести минус очки в конце игры, но достаточно полезен в процессе. Поэтому постоянно приходится думать, как от него избавиться.

Почему мастхэв: Любители этой игры считают дополнение обязательным и говорят об этом на каждом углу. Предположу, что если бы я не устал искать информацию, то как раз эта игра могла бы быть еще выше в рейтинге. Игрокам нравится новый ресурс и механики с ним, а также, что игра с допами становится чуть более злой и количество взаимодействия между игроками повышается. Лорды - совсем нетипичное евро и я рекомендую его вам, но желательно пробовать сразу с допами.

Corruption track, влюбивший в себя игроков

23 место. Кемет. Та-сети
О чем база: Египетская сила! Ареаконтроль в египетской вселенной. Нанимаете воинов и идете бить лица. Побеждает тот, кто быстрее всего получит Х очков, которые вы получаете за победы в сражениях, за контроль конкретных точек и за еще парочку вещей. Построение стратегии основано на прокачке цветных пирамид и покупке квадратных тайликов с разными веселыми свойствами, там вам и экономика, и большие фигурки монстров и куча всего. В базовой коробке три цвета пирамид и тайлов соответственно. Условно защитные синие, атакующие красные, и белые, улучшающие экономику.

О чем доп: В доп завезли четвертый цвет, добавляющий еще больше разнообразия в "билд" игроков. Считается, что это отрезанный кусок базы. Кроме черной пирамидки в допе завезли и еще несколько модулей. (Вы уже заметили, что очень много мастхэвных допов состоят из модулей?). Один из них путь из Та-Сети, в честь которого и назван доп.

Почему мастхэв: из-за черной пирамиды и черных тайликов. Ну и доп контент в виде карт тоже не лишний. Но основной причиной, почему любители Кемета считают это дополнение обязательным как раз чуть ниже, чем эта строчка текста. В переиздании кстати, насколько я понял, черная пирамида сразу будет в базе.

Если вам не кайфово смотреть на вот эти квадратики, значит, вы не любите Кемет

22 место. Батлстар Галактика. Эксодус / Пегасус
О чем база: игра с предателем, выпущенная по вселенной одноименного сериала. (В этом году ее перековывают в сеттинг Лавкрафта). В общем, если вкратце, то за столом будут обычные люди и сайлоны. Люди будут пытаться долететь на корабле куда-то далеко, а сайлоны будут пытаться все сломать. Дополнительная прелесть в том, что на полпути раздаются дополнительные карты ролей и тот, кто не был предателем с начала игры вполне может стать им.

О чем доп: Дополнения к игре упоминались достаточно часто. Pegasus чуть чаще. Доп добавляет новый контент и новые механики, новые поля и корабли, новые роли и новых персонажей. Количество контента прям большое. В Exodus нас ждет еще одно поле для сайлонов, новый контент и новые механики. Развитие игры чем-то отдаленно похоже на ту логику, по которым развивались всякие Древние Ужасы и Ужасы Аркхэма. Что логично. Один ведь издатель.

Почему мастхэв: судя по всему те, кто включал эти допы в подборки достаточно давно в настольном хобби и заиграли базу до дыр (вероятнее всего). Отсюда и высокое место дополнений. К тому же, в дополнениях действительно немало контента, что даже несколько удивительно. Хорошо, что в клубе есть коробка со всеми допами, надо бы их опробовать, а то пока играл только в базу.

Тут вам и база и Pegasus и Exodus

21 место. Пять племен. Ремесленники Накалы
О чем база: в целом, описать игру можно легко. Есть выложенные тайлики, на тайликах стоят миплы, миплов надо брать с тайла и прокладывать путь туда, куда тактически вам выгодно. В зависимости от цвета последнего мипла, количества этих миплов на тайле и в зависимости еще от всяких моментов вы выполняете действие. Если вдруг кто-то выставит на поле своего последнего верблюда или не сможет подвигать человечков, игра заканчивается и начинается подсчет очков. В базе целых семь способов их получить.

О чем доп: Дополнение развивает игру вширь.. Ремесленники добавляют новый цвет миплов, новые тайлы, новые джины и горы. Все это делает эту игру еще несколько глубже и вариативнее.

Почему мастхэв: Мне кажется, что здесь ситуация, как с черной пирамидой в Кемете. Если есть доп миплы, которые исправно работают, баланс не ломают, а наоборот повышают вариативность, то смысла играть без этого допа нет. Базовая механика этой игры мне не то, что бы заходит. Поэтому в грядущий предзаказ вписываться не планирую, но, надеюсь, что кто-нибудь из клуба влетит. Есть у нас любители Каталы.

Содержимое Ремесленников Накалы

20 место. Серп. Восхождение Фенриса / Захватчики из далеких земель
О чем база: Ого, снова игра студии Стегмайера в подборке про допы? Вы уже заметили, что если отсюда убрать игры FFG и Stegmaier, то топ станет существенно короче? Короче. Серп - это гибрид, в котором мы прокачиваем свой планшет и пытаемся получить как можно больше очков благодаря выполнению общедоступных целей, накопительству ресурсов, контролю территорий.. В базовой игре пять отличных между собой фракций, играть за которые приходится несколько по-разному. Блицкриг за Пруссию ванлов, как говорится. А победить за Полянию - не самая простая задача, если играешь с опытными соперниками. И все это в сеттинге альтернативной истории: первая мировая с роботами.

О чем доп: Смотрите, допа в рейтинг вошло два. Про захватчиков из далеких земель сложно говорить без мата, потому что это, мать его, просто отрезанный кусок базы. Даже на базовом поле есть изначально места под семь фракций, но две отпилили и завезли только в допе. Не, если вы играете только втроем-вчетвером-впятером, этот доп вам может быть и не нужен. Но если вы играете таким составом, то лучше играйте не в серп. Субъективно, идеально серп играется полным составом. В Восхождении Фенриса вас ждет небольшая кампания, продолжающая идею базы, предлагающая новые механики и несколько интригующих коробочек скрытого контента.

Почему мастхэв: Захватчики мастхэв для базы, потому что это кусок базы. А Фенрис - это квинт эссенция Серпа, прописана всем, кому по нраву Серп (но не тем, кто переиграл в него).

Внезапно отлично покрашенная фракция из допа

19 место. Deus. Egypt

О чем база: цивилизациеподобная игра с простыми механиками. В игре вы будете строить здания и совершать подношения богам. Здание строится как в виде карты, так и в виде переноса фигурки на поле. По сути это этакий контроль территорий на карточных стероидах с простыми правилами и неплохим артом. Победитель определяется по подсчету ПО.

О чем доп: вы будете удивлены, но в египетском дополнении римская колода заменяется на египетскую. Новая колода добавляет новые тактики и делает игру посложнее, по крайней мере об этом обычно говорят в комментариях. После выхода этого допа многие грезили о выходах допов в других сеттингах, но такого не произошло.

Почему мастхэв: дополнение заменяет базовую колоду новой, это повышает реиграбельность и добавляет новых впечатлений. А возможность комбинировать разные цвета карт из разных колод - что-то из римской, что-то из египетской делает допчик по сути модульным.

Будем считать, что эта картинка передает всю суть

Собственно, предыдущая девятка, что бы вы не забыли, что было в предыдущей серии:

Топ-30 мастхэвных допов. 27-19 места

Топ-30 Мастхэвных дополнений. 18-10 места. 

В этой девятке мы приблизимся к топ-10, что звучит интригующе. Лично меня эта девятка чуть-чуть удивила. Посмотрим, какие эмоции она вызовет у вас.

18 место. Trickerion. Dahlgaard's gifts / другие дополнения

О чем база: вы выступаете в роли фокусников-иллюзионистов и будете пытаться достичь мировой славы. Само собой определяется это с помощью подсчета очков. По тематике игра может показаться веселым приключением, но это евро с довольно необычной тематикой, при том не самое простое. 

О чем доп: дополнений у игры несколько, некоторые являются просто отрезанным кусочком базы (как Dark Alley), некоторые привносят новые игровые модули (как Dahlhaard's gifts). 

Почему мастхэв: при включении дополнений в подборки чаще всего не упоминался конкретный доп, а упоминались все допы в целом. Речь шла о том, что игра становится насыщеннее и еще интереснее, когда у тебя появляется возможность добавлять новые модули и настраивать ее под себя. Чуть чаще упоминались подарки и темная Аллея, но скорее всего лишь потому, что они вышли чуть раньше. Дополнения взлетели так высоко в первую очередь из-за математического соотношения - ее упоминали не супер часто, но упоминали. А в саму игру играло не самое большое количество человек, что дало допам хорошую цифру и 18 место. Кто играл, как оно вообще?

Контент из базовой коробки

17 место. Рыцарь-маг. Пропавший Легион

О чем база: большое приключение с колодостроем и большим количеством нюансов. Выбираешь персонажа, прокачиваешь ему колоду, сражаешься с помощью этих самых карт, пока конец игры не разлучит вас. Победитель определяется с помощью подсчета очков, но можно играть и в кооперативном режиме. Сам сетап определяется с помощью конкретного сценария. 

О чем доп: Дополнение добавляет больше контента, нового героя, новые сценарии и новую интересную механику "погони". В базе мы захватывали города, а здесь можно сражаться с злым товарищем, который вполне может гоняться за нами по карте, пока немощны и слабы. 

Почему мастхэв: В такой игре как рыцарь-маг больше контента = хорошо. +сценарии дополнения показались игрокам на тот момент гораздо интереснее, чем базовые. И в этом есть доля правды. Кстати, нам с вами повезло. Дополнение сразу включено в полное издание от Лавки, поэтому этот допчик пока еще на 17 месте, но в будущем скорее всего будет падать в своих цифрах: проще купить игру целиком. Лично мне кстати вот этот персонаж из допа про Легион понравился больше, чем большинство остальных, играю на нем чаще, чем на других. А Аня любит меня уничтожать за Аритию, пока только один раз мне удалось ее победить. 

Комплект карт и всего остального для героя из дополнения

16 место. Eclipse. Rise of the Ancients

О чем база: тут у нас космическое противостояние. Евроигра красиво трансформированная в почти что 4x. Исследуешь космос, строишь флот, сражаешься, исследуешь технологии и всякое такое. Разные расы с разными особенностями добавляют реиграбельности. Я играл в уже новую версию, в которой подправили баланс и сразу включили некоторые допы.

О чем доп: Доп очень часто упоминался, буквально парочка упоминаний и он мог бы влететь в топ-10. Что же там такого завезли? В этом допе компонентов примерно как половина в старой базовой версии игры. Оно как расширяло игру, так и добавляло новые механики и модули: редкие технологии, новые древние, альянсы. Также дополнение позволяет расширить количество участников до 9 человек. Мощь.

Почему мастхэв: Все фанаты старого Эклипса в один голос ставили этот доп да повыше из-за объема контента и новых модулей, которые позволяют сыграть в тот самый эклипс, в который хочется. Насколько я понимаю, часть контента из этого допа уже есть в новой базе. Но очень круто было читать о том восторге, который испытывали владельцы старой базы, когда знакомились с этим масштабным допом. Даже захотелось в Эклипс еще раз сыграть. 

Состав дополнения. Как вам эти две огромные фишки?

15 место. Карточный Ужас Аркхэма. Наследие Данвича

О чем база: Вселенная Лавкрафта. Вы - ребятки, которые соприкоснулись со страшной стороной этого мира в виде аномалий, монстров и всяких древних пророчеств. Собираете себе колоду и проходите сценарии, в которых нужно сражаться с монстрами, исследовать локации и проводить что-то вроде расследования. И для всего этого по сути нужна только колода карт. Ладно, чуть больше компонентов, но игра все равно карточная. 

О чем доп: Дополнения к игре выходят сюжетными арками. Арка Данвича упоминалась настолько часто, что вот она тут, на 15 месте. В основной коробке - 2 сценария и еще 6 в маленьких допах. Рекомендуется покупать все целиком. По наполнению внутри все достаточно прозаично: карты, жетоны, нарратив.

Почему мастхэв: Все хвалят сюжет и мозголомность сценариев в линейке Данвича. Некоторые испытывают жесточайший восторг. Некоторые говорят, что после этой арки игра ворвалась в их личный топ-5 и закрепилась там навсегда. Разве это не круто? Хотя лично меня бесит тот факт, что купить нужно не просто коробку допа, а еще маленькие коробочки. Попробуй их найди теперь. Но мы здесь не для того. чтобы обсуждать политику FFG. Они в последних интервью обещали исправиться. А я тем временем все еще держу КУА на примете. Сюжетных игр еще хватает для прохождений. Но когда-нибудь и до КУА доберусь. Пока мы только в базу чуть-чуть поиграли и все. 

Полный цикл Данвича выглядит так

14 место. Древний Ужас. Забытые тайны / Хребты Безумия

О чем база: снова Лавкрафт. Только на этот раз глобальных масштабов. Актриса, библиотекарь и беспризорная (ну или другие персонажи) будут спасать мир от пришествия великого дня. Чистый кооператив, в котором вы будете читать много текста на карточках событий и много страдать. 

О чем доп: К игре вышла тонна дополнений, у меня когда-то была база с почти всеми допами, но я ее продал. Словил себя на мысли, что в какой-то момент в ДУ становится слишком много контента и из-за этого коробка раскладывается реже. Но речь сейчас не об этом. Чаще всего упоминалось два дополнения для этой игры. Забытые тайны - это просто отрезанный кусок от базы. Ее мастхэвность заключается в том, что если хотите играть в нормальный Древний Ужас, придется купить еще и эту коробку. А вот то, что единогласно и очень часто упоминались Хребты Безумия меня удивило (и чуть-чуть расстроило, потому как я до этого допа так и не добрался). Вероятнее всего так произошло, потому что это второй доп (первый - отрезанный кусок базы) и первый большой, который добавлял новое поле и парочку новых механик. 

Почему мастхэв: Очевидно, что в играх типа Древнего Ужаса количество контента очень важно для игры. Потому что в конечном счете каждая партия - это большая страшная история. Не все любят пересматривать фильмы, а играя в один и тот же контент может как раз показаться, что вы пересматриваете кино и все это вы уже где-то видели. У меня была база с пятью допами и на те 20-30 партий, что я сыграл контента хватало выше крыше, но затем все это приелось и уехало на барахолку. Тем не менее, оба допа продолжают базу и не уводят ее прям куда-то совсем далеко по механикам, поэтому их можно считать мастхэвными. Жаль, что я раньше этого не знал и вместо Хребтов себе брал Мир Грез. 

Кстати, второй и третьи Ужасы Аркхэма тоже вошли в сотню, а Особняки почти в тридцатку. Уверен, что дело не в Лавкрафте а в издателе. Но об этом мы еще поговорим. 

Контент в том самом дополнении, которое я не купил

13 место. Cosmic Encounter. Cosmic Incursion

О чем база: Очень старая игра с множеством переизданий, фишкой которой являются уникальный расы, которых... очень много. В игре много переговоров и каждая будет отлична от предыдущей. Все будут стремиться основать пять колоний, но все это не на эпичной карте и с кучей миниатюр, а с небольшим количеством компонентов, где центральным элементом являются уникальные свойства вашей фракции.

О чем доп: В доп завезли 20 новых рас. В базе их 50, а с допом становится 70. Также игра расширяется до шестерых игроков. Дополнений у игры много, но во всех рейтингах и подборках фигурировало именно это. 

Почему мастхэв: Многие отмечали, что этот доп очень органично продлевает базу, а некоторые фракции отсюда прям сказка какие интересные. Поверим на слово. Вроде как в клуб скоро должна приехать база, надо будет ее обязательно опробовать. 

Не можешь найти нормальную картинку? Покажи задник коробки

12 место. Орлеан. Вторжение / Торговля и интриги

О чем база: В игре мы будем меряться средневековым влиянием. Все это у нас с менеджментом мешка. Сам не играл, но слышал, что благодаря этой механике игра становится очень элегантной и иногда не по-евровому непредсказуемой. А в остальном все, как у всех - обмен шила на мыло, фарм ресурсов и всякое такое. Можно разве что еще одну интересную особенность: каждый раунд вытягивается событие, которое срабатывает в конце раунда. Это задает определенный тон развитию игроков и добавляет немножко азарта, выпадет ли тебе нужно событие в следующем раунде или только через пару?

О чем доп: Допы Вторжения и Торговля с Интригами оба зарейчены примерно одинаково. Первый добавляет новые режимы: кооперативный, соло, дуэльный. Евро игра, в которой приходится объединяться, чтобы сражаться с врагами? Такого вы еще не видели. И не увидите, если не поддержали проект Великая Стена. В Торговле с Интригами появляются доп поля к базе, а также повышают уровень взаимодействия: с помощью интриг можно всячески вредить друг другу. Как я понимаю, нечто подобное есть в Ватердипе и новой Дюне Империум. 

Почему мастхэв: Все пишут, что базовая игра прекрасна сама по себе, а с дополнением (как с одним, так и с другим) преображается и становится новой прекрасной игрой. И все это дает новый незабываемый игровой опыт, который нигде не найти, не встретить и не попробовать. Звучит, конечно, вкусно. Не знаю, как вы, а я уже хочу попробовать Орлеан, а потом и допы к нему, если база зайдет. Благо, в клубе есть сразу три коробки.

Кажется, что внутри вторжения куча контента

11 место. Корни. Речное братство / Подземный мир

О чем база: лесное ассиметричное сражение. Каждый игрок играет в свою игру. Кто-то играет в военную стратегию, кто-то в rpg, кто-то в программирование действий. Все это в сеттинге милых зверюшек, которые ведут совсем не милую борьбу за власть. В базе у нас есть енотиккоторыйсампосебе, партизаныкоторыепартизанят, птицыкоторыхлегкосломать и котикикоторыестроятэкономику.

О чем доп: Больших дополнений два. В одном к нам добавляются пресмыкающиесякоторыекультисты и выдрыкоторыеторговцы. В другом - кроты и вороны, а также новое поле. Все это добавляет новые вариации игры и, говорят, что в какой-то момент енот перестает всех побеждать. 

Почему мастхэв: все очень просто. Вам нравится рут - вам захочется еще фракций. Вы купите допы и они вам понравятся, потому что дают новый приятный опыт. А потом вы помещаете дополнение в мастхэвные, чтобы мне пришлось их поставить аж на 11 место. Я играл только три партии за всех из базы, кроме котиков и так не подобрал себе фракцию по душе. Может одна из доповских та самая, за которую бы мне хотелось играть еще и еще, не знаю. По-прежнему считаю, что Vast от тех же авторов играется интереснее. Но это так, офтоп. Кто не успел вписаться в новый репринт от crowd games - можете успеть, но я пас.

Игра на новом поле, с новыми фракциями

10 место. Киклады. Аид / Титаны

О чем база: древнегреческий ареаконтроль, о котором совсем недавно на канале я писал большой текст. Если в двух словах, то абсолютно одинаковые фракции будут пытаться построить две метрополии и победить. Для этого каждый ход вы будете выбирать разных богов с помощью аукциона (читай: разный набор действий), покупать карточки в магазине, готовиться к чему-то а потом ррраз, несколько игроков близки к победе и финальное месилово, в котором побеждает тот, кто спланировал финал чуть лучше.

О чем доп: дополнение Титаны позволяет захватывать контроль над древней грецией вшестером, добавляют режим командной игры, новый планшет бога, новый тип войск и новую огромную карту, которая может быть альтернативой базе. Дополнение Аид добавляет нового бога, позволяет молиться малым богам, добавляет новых мифических существ и позволяет рекрутировать героев. Все дополнения в купе являются модульными и позволяют настраивать игру на ваш вкус. Опытные игроки рекомендуют к базе замешивать почти все, но чередовать между партиями Кроноса и Аида. 

Почему мастхэв: дополнения делают простой ареаконтроль более разнообразным и непредсказуемым. Если в базе можно на Зевсе в конце игры прокрутить рынок до нужных карт, взять Пегаса и всем навалять, то с дополнениями это делать как минимум сложнее. А как максимум появляется больше факторов, которые нужно учитывать в финальной битве. С дополнениями игра приобретает нечто совсем новое. Лично мне Киклады понравились, но чтобы разобраться во всем обилии контента нужно поиграть еще. Жаль, что коробку в клубе продали. Хорошо, что ее купил другой член клуба. 

Вообще, если говорить про ареа, то только Бладрейдж кроме упомянутых выше и ниже смог пробиться достаточно высоко в рейтинге. Остальные (даже Войны Ктулху) включаются в рейтинги и подборки мастхэвных допов очень и очень редко. Где-то в пределах двухсотки еще Восходящее Солнце болтается, но это так, очередное лирическое отступление.

Тонна контента в Аиде

Вся девятка, что бы вы не забыли, что было в прошлой части:

18-10 места среди мастхэвных дополнений

Топ-30 Мастхэвных дополнений. 9-1 места. 

А вот и первая девятка. Уверен, что большинство игр вас не удивит. Но лично я как минимум трижды сказал "ого", когда получил финальные цифры. Поехали!

9 место. Chaos in the old World. The Horned Rat

О чем база: ну что, старый Лэнг забрался так высоко, куда новому скорее всего не забраться никогда? В Хаосе старого Света мы выступаем за злых богов вселенной вархаммер, каждый со своими особенностями и пытаемся захватить/разрушить этот мир. 

О чем доп: дополнение добавляет возможность играть впятером, пересматривает баланс и добавляет новые колоды способностей для всех фракций. Этот пересмотр можно назвать глобальным перепилом базы, ведь в базе некоторым персонажам побеждать было прям тяжело. 

Почему мастхэв: все как один говорят, что "вы не захотите играть базовыми колодами, если попробуете колоды допа". Ну как, я слышал прям у нас в клубе совершенно противоположное мнение, но тут на вкус и цвет. Тем не менее возможность играть в эту игру впятером и новые колоды подняли этот доп космически высоко. Можно даже проспойлерить, сказав, что это самый мастхэвный доп из ареаконтролей. И снова в деле FFG.

Крыски из допа

8 место. Путь Героя. Чудовища и приспешники

О чем база: игру сделали по сути про процесс создания персонажа для ролевой настольной игры. Выбираете себе класс, расу и роляете характеристики. Процесс роляния похож на какую-нибудь Саграду, только в Пути Героя есть еще всякие доп фишечки и есть вариативность благодаря куче планшетов рас. А на планшетах даже мировоззрение есть, забавно-забавно.

О чем доп: В базовую игру к простому процессу создания персонажа добавляются еще сражения с монстрами и всякие другие приключения. Сначала вы будете сражаться с приспешниками большого чудовища, а затем сразитесь с большим боссов, которых в допе шесть. Дополнительно к большой битве можно подготовиться благодаря картам приключений, они могут помочь сразить большого злодея, если выполнять их условия перед большой битвой. 

Почему мастхэв: В простое мирное швыряние кубов а ля саграда завезли еще и сражения, которые делают эту игру больше похоже на приключенческую. Играть становится более интересно и все это больше передают фентезийную атмосферу ролевых игр. 

Как по мне так эта механика предполагалась еще в базе, просто ее решили отрезать, чтобы давать игрокам контент порционно. Субъективно, Путь Героя не зашел мне от слова совсем, хотя играли мы с этим мастхэвным допом. Потому что не кубами едиными прекрасны настольные игры. Но тем не менее, баллов у допа куча, вот он и восьмой, получите, распишитесь.

Контент внутри дополнения

7 место. Конкордия. Сальса

О чем база: игра про Античность, в которой мы расширяем римскую империю. Де факто это колодострой со щепоткой размещения нерабочих. С помощью колоды мы будем развиваться, выполнять нужные действия, а в конце получать очки. По отзывам все это достаточно элегантно, но с ограниченным набором стратегий.

О чем доп: В допе появляются новые карты, на которых можно прорастать своим влиянием, новые карты и новый ресурс. Все это в купе повышает реиграбельность и возможное количество стратегий.

Почему мастхэв: не играв мне было сложно понять, почему этот доп так высоко: вроде как просто игру развили вширь, что похоже на отрезанный кусок базы. Но все отмечают, что игра открылась с допом стратегически по-новому. Приходится больше думать и принимать больше нестандартных решений. Да и с новым ресурсом много всего интересного. Что же, я заинтригован столь высоким местом этого допа, обязательно познакомлюсь с этой игрой.

Если присмотреться, можно увидеть тот самый новый ресурс

6 место. Во славу Одина. Норвежцы

О чем база: вы играете за скандинавский клан, строите свою экономику и по факту участвуете в викингской экономической песочнице: тут можно и рыбачить, и животных выращивать, и новые острова захватывать, и торговать и куча всего. В игре больше 40 ячеек, куда можно выставлять рабочих. Но центральный механизм - это заполнение вашей территории с помощью жетонов всяких товаров, это позволяет повышать доход и избавляет от минус очков. С базой я познакомился совсем недавно, о своих первых впечатлениях писал на канале. Ю а велкам, как говорится. Очень необычная экономическая стратегия, в которой механика пэчворка возведена в абсолют. 

О чем доп: в допе завезли новые острова, новых животных и новые товары, еще 21 возможное действие для игроков, способы получать победные очки по ходу игры. Все это разивает игру вширь.

Почему мастхэв: с допом игра стала лучше масштабироваться по количеству игроков, а также расширяется перечень возможных стратегий (хотя кажется, что и в базе их куча). Количество контента становится ровно таким, чтобы играть в эту вечно. Новые ресурсы, животные и товары добавляют в игру новые тактики. В общем, этот тот самый доп, который делает хорошую игру еще лучше. Купить его сейчас сложно, но я обязательно добуду его для своей базы, раз он настолько мастхэв

В допе есть лошади, а это же прекрасно

5 место. Остров Духов. Ветви и Когти

О чем база: эпоха колонизаторов. какие-то неприятные ребята хотят окультурить ваш любимый остров. Но разве вы так просто дадите сделать это? Нет, ведь вы мощные духи острова со своими уникальными способностями и путем развития. На протяжении игры вы будете кооперативно решать головоломку по изгнанию захватчиков с родного острова. Играется мозголомно, с большим количеством разных модулей: тут вам и сценарии и разные планшеты захватчиков и разные духи.

О чем доп: в дополнении завозят особые жетоны, карточки событий, двух новых духов, новых захватчиков, новые сценарии, новые способности и планшет для удобной игры со всем этим. Я глубоко убежден, что этот доп - отрезанный кусок от базы, потому что символы новых особых жетонов есть и в базовой игре. Добавив в игру их, а также карточки событий игра стала еще круче, чем была. 

Почему мастхэв: Потому что это а)кусок базы, б)в игре есть механики, которые еще больше повышают реиграбельность, в)на высоких уровнях сложности игра становится более насыщенной и интересной г)новые карты способностей прям клевые д)механика событий добавляет нарратива, что делает игру менее сухой. Я полностью поддерживаю всех, кто считает, что этот доп мастхэв. Без него играть в Остров Духов не вижу смысла. Ну и сижу-жду локализации второго допа. 

Куча важных вещей в маленьком допе

4 место. Виноделие. Тоскана

О чем база: Удивлены, что она не в топ-3? Я тоже. Виноделие - это простенький миплейсмент-гонка про виноделие. Садите виноград, собираете урожай, делаете вино, выполняете контракты. Правда, к вам еще наведываются гости, каждый из которых обладает уникальным клевым и полезным свойством. Базовая игра про виноделие была грешна тем, что победить можно было не вырастив ни одного виноградника, а только благодаря картам гостей. Это была одна из первых игр издательства Стегмайера и он старался как мог. Выглядит все достаточно приятно. 

О чем доп: В Тоскане завезли много всего: и уникальные типы рабочих, и асинхронный старт, и мини-контроль территорий, и всякие модули в виде специальных зданий, и новое поле для выставления рабочих. И самое главное - новые колоды рабочих. В изначально большой версии коробки Тоскана даже возможность производить сыр к вину завезли, но до Полной версии игры, которую издала Лавка дожили не все механики. Ну, что сказать. Тоскана переделала виноделие почти полностью и это совсем другая игра. База как по мне очень так себе, а с дополнением она превращается в неплохую семейку, которую даже не грех поставить в топ-50, а некоторые и вовсе ставят в топ-10. 

Почему мастхэв: Потому что если вы хотите экономическую игру про виноделие, то вам нужно это дополнение. Можно еще попробовать Vinhos Ласерды, но это деликатес не для всех. А вот с Тосканой Виноделие превращается в нормальную игру с внятным балансом, в которую вполне можно сыграть с игроками разной степени гиковости. Частого восторга от этой игры не разделяю, но считаю, что она вполне себе занимают нишу неплохой экономической семейки. 

Если вдруг хотели посмотреть на арт из дополнения, то вот так выглядела та самая коробка, которая поменяла все

ТАДАДАДА, ТОП ТРИ!

3 место. Звездные Войны: Восстание. Расцвет империи

О чем база: эпичное многочасовое противостояние Империи и Повстанцев во вселенной Звездных Войн. В базу положили кучу контента, что несвойственно для FFG и играть в нее можно долго и много. Интересно играть за обе стороны, ощущается процесс по-разному. Но по сути это очень сильно усложненная игра в прятки. Повстанцам нужно успеть напроказничать пока их не нашли, а имперцы стараются как можно быстрее найти базу этих джедаев и уничтожить их с концами. 

О чем доп: в базовой игре все в целом хорошо, только вот тайные цели повстанцев начинают приедаться, ведь выходят все или почти все за партию. Колоды игроков могут тоже начать приедаться, но это не критично. Критично, что многие ругались на боевку. И боевку в дополнении пофиксили, а еще пару типов войск завезли и новые колоды для новых сторон, ну и новых персонажей. Лично я сыграл только самую первую партию без допа, а все остальные играл с. Поэтому мне сложно понять ту боль, как можно было играть годами со старой боевкой и страдать от лютого рандома. С допом же и без того стратегичная игра становится еще более таковой. А за альтернативную стартовую раскладку отдельное спасибо.

Почему мастхэв: Доп фиксит одну критичную и парочку некритичных проблем базы, а также правит местами баланс или формулировки на картах. Говорят, что с выходом дополнения, играть в голую базу запрещено, штурмовики ходят и проверяют, не делает ли кто так. Мы иногда играем с базовой колодой, а иногда пересобираем ее под доп, но боевку используем исключительно доповскую. Да и остальные ребята из клуба делают так же. Такие дела

Пока вставлял картинку с контентом из допа, захотелось поиграть

2 место. Чемпионы Мидгарда. Вальхалла 

О чем база: выставляете вы рабочих, набираете ресурсы, за ресурсы покупаете кубы. Кубы - это бравые воины викинги. Затем садите кубы на корабли и плывете валить монстрюгу скандинаскую. Ну или пешочком идете бить лица. Затем кубы кидаете, убитых убираете, награду получаете. Новый раунд начинаете, а очки считаете. Вот, в целом, вся игра. 

О чем доп: как вы поняли, кубы в сражениях можно потерять. Лютый рандом может быть не на вашей стороне и войска вы терять будете с незавидной регулярностью. Когда кому-нибудь другому игра будет просто брать и отдавать ресурсы и головы монстров за просто так. Дополнение это правит и добавляет кое-что еще. Во первых, добавляются новые типы воинов (кубы), больше разных карточек. Во-вторых, добавилась целая механика, построенная на погибающих кубах. За разные типы погибающих воинов в Вальхалле можно покупать плюшки + это может помочь набрать очки за выполнение условий, написанное на эпическом монстре. А еще есть кубик вождя, у которого есть своя спецспособность, это вполне себе забавно, добавляет тактического геймплея. Эта штука мне понравилась. 

Почему мастхэв: евро с большим количеством рандома становится более стратегичным и просчитываемым, а не рандомным, что очень специфично для миплплейсмента. Погибать становится не так обидно и с этого ты можешь даже нафармить очков. Кажется, что эта механика прям нужна этой игре, чтобы она оставалась евровой. Также считают и все, кто включат этот доп в список мастхэвных. Другой большой вопрос у меня есть к самой игре. Не буду вдаваться в детали, но не вижу ситуации, в которой я разложу Чемпионы Мидгарда, пробовал ее со всеми допами, но вся эта история с кубами кажется мне суперстранной и ооочень на любителя. А решение как-то компенсировать лютость рандома в экономической игре кажется вынужденным. Да, это скорее евросемейка, но лично я предпочту другие евросемейки, если мне захочется европейской семьи. Потому что в ЧМ, что с Вальхаллой, что без играется не очень интересно, слишком пресно, но это лично мне, у вас она вполне может быть одной из любимых. Главное, знайте, что Вальхалла - это супермастхэвный доп. Второе место! Прикиньте? 

Если бы вы сказали, что это второе дополнение по мастхэвности в мире, я бы вам не поверил

ТАДАДАМ! ПОБЕДА В РЕЙТИНГЕ МАСТХЭВНОСТИ!

1 место. Xia. Embers of a forsaken star

О чем база: это космическая песочница. У тебя есть маленький корабль, на котором ты путешествуешь по космосу, выполняешь всякие задания, проходишь проверочки и прославляясь на всю галактику. Стоит признать, что кубометания в игре много и кому не везет на кубах, тем может быть больно. Но ведь и игра с духом приключений. Он там точно есть. Есть мнение, что играется слишком долго.

О чем доп: а допчик у нас модульный! Внутри колода событий+новая шкала славы, новые жетоны исследования, отдельное поле экономики, новые секторы + новые миссии в них, новое оборудование и упрощенная версия правил для тех, кому в базовую версию играть сложно или долго.

Среди миров тоже куча нового контента: мертвые миры, реликвии, аномалии, ледяные кометы и астероиды и даже новый ресурс: янтарь. Контента очень и очень много.

Почему мастхэв: Что же, такое ощущение, что все, кто любят базовую коробку включили в подборки и упоминают, форсят этот доп. Из-за не самого большого количества тех, кто играл в эту игру и очень большого количества упоминаний она вырвалась на первое место с огромным отрывом. Хвалят все: от фиксов, то похвалы отдельным модулям. Кому-то нравится большее число нарративности, кому-то повышенная вариативность. В общем, вот оно, идеальное модульное дополнение, которое совершенно внезапно для меня заняло первое место. В Xia я не играл, но видел как играют. Когда мы успели сыграть в четыре игры за соседним столом игралась Xia, по словам ребят даунтайм был дичайшим. Но попробовать все-таки очень интересно. Что это за космическое приключение с самым мастхэвным в мире дополнением. А вам?

Надеюсь, гугл не врет и на изображении у нас именно доп

Вся первая девятка:

Топ-30 мастхэвных допов. Места с 1 по 9

Вместо резюме можно подвести нейкие итоги, почему вообще дополнения становятся мастхэвными. Так, в качестве наиболее часто упоминаемых причин были следующие:

-Обрезанные куски базы. Так что секрет простой. Берете базу, отрезаете 30%. Продаете затем все это отдельно. Вы великолепны. Главное, чтобы не получилось как со Звездными Войнами: Внешнее кольцо. Где отрезать успели, а выпустить доп нет, так как разработчики ушли. 

-Модульное дополнение, которое позволяет игру кастомизировать. Берете базу, придумываете для нее кучу фич. Не задумывайтесь особо о том, как их лучше комбинировать, игроки разберутся сами, просто назовите это модульным дополнением. Вы снова великолепны. Это вообще самое важное: если выпускаете дополнение, обязательно сделайте его модульным. 

-Дополнения, которые исправляют косяки базы. Обязательно допустите пару просчетов при плейтестах и выпустите игру раньше времени, чтобы игроки очень радовались, когда вы сделаете свою работу и пофиксите ошибки. Обязательно оставьте одну рельсовую победную стратегию, чтобы убрав ее в дополнении, все радостно кричали и бросали вверх свеже купленный картон

-Дополнения, которые добавляют новые механики или режимы. Предполагайте на этапе разработки игры, что в ней могут быть дополнительные режимы, оставьте в базе для этого пару костылей, а затем продайте новые механики отдельно. Вы великолепны. Ладно, на самом деле это один из самых адекватных путей создания допов, как по мне. 

-Дополнения, которые развивают игру вширь. Ничего не вырезайте из базы. Дайте игрокам наиграться. Потом просто выпустите новый контент, который чуть-чуть отличается от базового и пускай игроки радуются, играя в то же самое, но чуть-чуть в другое. 

-Новые сюжетные дополнения для сюжетных игр. Выпустите сюжетную игру, но не выпускайте весь сюжет сразу, разбейте его на части и сделайте настольный сериал.

На самом деле, как мы видим, издатели и авторы часто выпускают допы по образу и подобию, вдохновляясь друг другом и занимаясь самокопированиями. А еще издательства и авторы повторяются даже в рамках топ-30. Что уж говорить про топ-200. FFG, Matagot, Stegmaier повторялись в топе несколько раз. А это значит, что они раскрыли секрет мастхэвного допа еще до этой статьи. Это значит, что освоить искусство дополнений могут не только лишь все. Не каждый сможет это сделать.

В любом случае важно одно, чтобы ваше дополнение стали великим и грандиозным, как это ни странно, нужна база, которую игроки полюбят всей душой. А это дело не самое простое. 


Что же тут добавить в конце статьи, под чертой? Хороший вопрос. Есть какая-то недосказанность. Хочется еще чуть-чуть с вами поболтать, вы такие хорошие слушатели. 

Проделал ли я большой труд? Да. Узнал ли я много нового в подготовке этой статьи? Однозначно. Удивлялся ли я? Неоднократно! 

Я играл только в 22 игры из топ-30 и не во все играл с допами, поэтому это путешествие в мир дополнений для меня было удивительным и познавательным. И обязательно продолжится, но уже за столами в кругу друзей и картона.

Было ли это интересно и полезно для вас? Без понятия. Какой лонгрид осилю следующим? Вообще без понятия. Пока не решил - предлагайте в комментариях! Остались вопросы? Пишите.

Ну а впереди у нашего настольного клуба своя лига настольных игр. На носу первый тур. А мне как судье и организатору к нему тоже готовиться. Так что если со следующим лонгридом затяну - знайте, во всем виновата лига. 

Всем приятного августа и крепкого здоровья!


Другие тексты:
Телеграм-канал Aboardage (хотите играть с нами - пишите в личку)
Коллекция на тесере (добавляйтесь в друзья, правда, не знаю, зачем)
Топ-9 сложных игр, в которые я играл (май 2021)
27 игр, которые я куплю (часть 1) - ставки на локализацию
27 игр, которые я куплю (часть 2) - анонсированные локализации
27 игр, которые я куплю (часть 3) - игры, которые давно мог бы купить, но...
9 старых игр, которые никогда не локализуют, а жаль
27 недуэльных игр, которые отлично играются вдвоем
20 хороших игр, которые я продал, часть 1 (большие коробки)
20 хороших игр, которые я продал, часть 2 (небольшие коробки)
9 настольных игр, которым не хватает дополнений

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
krug написал месяц назад: #

По настоящему интересные дневниковые записи уходят на глубину. Сколько же их там, похороненных под самой толщей воды, про которые я никогда даже не узнаю?!

dima3103 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Огромная работа проведена, почитал с удовольствием. Автору большое спасибо за труды. :-)

ferstagerov написал 2 года назад: #

Большое спасибо) Работаю над следующей большой подборкой

DDD333 написал 2 года назад: #
Не

Почему то абсолютно все далекиелибо слабо знакомые с КУА говорят о ней в первую очередь как о сюжетной игре, хотя на самом деле из всех игр по лавкрафту с нарративом тут наиболее продуманный и глубокий геймплей.
Более того, игра ближе ко всяким мтг, карточному лотру, хартстоуну, карточной ип и тд. (вот эти сравнения узники разума никак не могут наскрести, хотя козалось бы).
Там реально можно играть в механики и это реально интересно.

kenny_smarts написал 2 года назад: # скрыть ответы
10

Замечательно написано! Проделана большая работа! Снимаю шляпу, сэр!

Блин, теперь начал жалеть, что не взял доп с гигантами к Лоскутному Королевству Т_Т

ferstagerov написал 2 года назад: #

Спасибо за добрые слова!

MAV написал 2 года назад: # скрыть ответы

Отличная статья кроме пары моментов.
Мертвый сезон. Долгая ночь - это не дополнение, а самостоятельная игра. Чтобы сыграть в нее, не нужно покупать базовую коробку. Гораздо уместнее смотрелась бы в топе Война колоний.
Карточный ужас Аркхэма. На самом деле другие дополнения еще интересней. Но тут сама структура игры подразумевает, что если игра понравилась, то человек просто вынужден будет покупать дополнения. Поэтому и вносить ее в топ довольно странно.

ferstagerov написал 2 года назад: # скрыть ответы

понимаю, думал его убрать, как и доминион, но так именно данвич фигурировал очень часто, а не разнобой из арок, то оставил

может и ошибка

А про Долгую ночь знаю, что это не доп, писал про это в статье

MAV написал 2 года назад: # скрыть ответы

И тем не менее включили самостоятельную игру в этот список? Тогда бы уж лучше написали про второе издание Особняков безумия - вот хороший доп к первой редакции.

ferstagerov написал 2 года назад: # скрыть ответы

кстати по статистике вроде как доп к особнякам 31 место занял, как раз влетел бы в топ-30, если бы убрал КУА)

Блин, за что вы так со мной)

MAV написал 2 года назад: #

2-я редакция - это не дополнения, а самостоятельная игра, в которой можно использовать персонажей из первой редакции. Но в вашей терминологии, это именно дополнение. А ведь можно было оценить вторую третью редакции Ужаса Аркхэма.
Просто под дополнением обычно понимают часть игры, которая не может играться без базовой коробки. С Мертвым сезоном совсем другая ситуация. Тут купив Долгую Ночь, не надо вообще покупать Перекрестки. А раз коробка отлично играется сама по себе, то какое это дополнение? Зачем обманывать игроков?

Desert_witch написал 2 года назад: #

Я вам настоятельно рекомендую игнорировать, потому что MAV любит иногда резко вцепиться в одно утверждение и довести его до абсурда, игнорируя все доводы против.
https://tesera.ru/article/strangelove/comments/#post1659410 - пример. =_=

Вы никого не обманываете, самостоятельный доп - все еще доп, вторая редакция особняков - это вторая редакция. Все норм.