ВСТУПЛЕНИЕ
Игра «Гегемония. Классовая борьба» заинтересовала с момента появления ее в ру-сегменте. А локализация ее «Лавкой» позволила посмотреть и оценить ее по летсплеям. Уже тогда я понял для себя две вещи. Первое - я очень хочу в нее сыграть. Второе - закрыть этот гештальт будет весьма затруднительно. В моей игровой компании такие игры просто не идут. А брать ее в коллекцию, чтобы мучить периодически жену? Ну, она тоже совсем не любитель такого «хардкора». Да, и насколько я понял, по летсплеям игра наиболее раскрывается составом от 3 человек Так что тоже получалось - не вариант. А покупать кроме базовой коробки еще и доп, чтобы получить правила автомы?.. В общем, предзаказ прошел мимо меня. Пришлось отложить свои хотелки на будущее. Поэтому, когда в TTS был найден модуль данной игры, да еще на русском, да еще и скриптованный, понятное дело он был тут же скачан. Но автомы в нем не оказалось, так что проблема – «с кем играть» никуда не делась. Почитав правила и покрутив компоненты игры в TTS, мечта снова была отложена в дальний ящик. Оставалась надежда на игротеки. Но «Игрокон» после так называемой пандемии был поставлен на паузу, а кэмпы я не посещаю. Ставший регулярным «Games day» вернул надежду сыграть в эту игру. Несколько предыдущих раз я ездил на данное мероприятие с компанией, и по вышеописанным причинам сыграть в нее было нереально. Поэтому, собираясь в этот раз на игротеку один, я был настроен сыграть в «Гегемонию» любой ценой. И мне повезло - первая же компания, у которой я увидел на столе эту игру, как раз только завершила стартовую раскладку, и у них было свободно одно место. Угадайте за кого мне выпало играть?
Debout! les damnes de la terre,
Debout! les forcats de la faim!
Это вышло случайно. Правда, правда. Уж не знаю почему игрок, который собирался играть за рабочий класс при моем появлении сменил свое решение и выбрал государство (в этой игре государство вступает в игру только на четверых), но и тут мое желание сыграть первую партию именно за рабочий класс сбылось. Тут же рядом оказался свободный гейм-мастер, который вполне доходчиво рассказал мне правила игры за мой класс. В общем, звезды сошлись.
Must be my lucky day.
Далее будет весьма детальное описание игры, которое тем, то с ней знаком можно пропустить и перейти сразу к впечатлениям.
ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС
Для начала напомню, о чем игра. 4 игрока соревнуются за то, чтобы привести свой «класс» к гегемонии. В игре она достигается через успех к достижения своих личных целей. Причем в зависимости от количества игроков в игре принимают участие - капиталисты и рабочие всегда, на троих добавляется средний класс, а государство вступает в игру только на четверых. Все стороны ассиметричные. Каждая сторона можно сказать играет в свою игру, но в общих чертах обязательно нужно знать правила за все участвующие стороны. Я в кратце был знаком с правилами, но изучал их давно, а в этот раз мне рассказали только правила игры за мой класс. Что потом сказалось на моем результате.
Стартовая раскладка.
Способы получения очков у сторон тоже разные.
Основной способ заработать очки для рабочего класса — это повышать благосостояние трудящихся путем траты их зарплаты на налоги государству (они платятся всегда, даже если игрока за государство в игре нет) и обеспечения их базовых потребностей в виде еды, медицины, обучения и товаров. На большее они по мнению авторов игры не претендуют. Не, т.е. они могут менять места работы, вносить законопроекты, оказать политическое давление (докинуть своих голосов-кубиков в мешок для голосований), организовывать профсоюзы, устраивать забастовки и демонстрации, но это скорее видимость возможностей, и в конце объясню почему.
Средний класс зарабатывает очки как нечто средние между рабочими и капиталистами. Т. е. к очкам за обеспечение базовых потребностей добавляется еще и очки от продажи товаров, которые производят предприятия среднего класса. Однако производят эти предприятия немного, а накладных расходов в виде зарплаты рабочему классу (если таковой имеется на предприятии) и дополнительного налога на занятость в дополнении к подоходному налогу никто не отменял. Поэтому среднему классу приходится постоянно балансировать – смотреть чтобы его предприятия не прогорели, но при этом удовлетворять свои потребности. Из-за этого иногда даже приходится работать сверхурочно. А т.к. работаешь на себя, то еще и бесплатно (а вот рабочим ЗП плати). Если дела пойдут не очень, то можно конечно закрыть бизнес и самому наняться к капиталисту или в госсектор. Но «чтобы я пошел работать на дядю»? В общем, жизнь предпринимателя даже сложнее простого работяги. И о политике, по мнению авторов игры, ему думать так и вообще некогда. Поэтому из политических действий среднему классу оставили только политическое давление и внесение законопроектов.
Капиталисты правят бал в нашей жизни и в этой игре. Большой стартовый капитал, мощные работающие уже на старте предприятия. У него все просто – качай из предприятий прибыль, эксплуатируй средний и рабочий классы, занижая им зарплаты, заплати налоги (тоже два, такой же как средний класс – на занятость, и посерьезнее – налог на прибыль, от которого можно прятаться в офшорах) заключай сделки, продавай полученные товары на экспорт или на внутреннем рынке рабочему или среднему классам (что как и в жизни менее выгодно, чем экспорт) и увеличивай капитал, получая победные очки. А еще капиталист кроме стандартных рычагов влияния в виде внесения законопроектов и политического давления, может просто это влияние купить – пролоббировать. Вот уж кому жить хорошо и просто.
Особняком от этого всего стоит государство. У него есть предприятия, но они производят только услуги (медицина, образование, пропаганда (влияние)), которые само государство может использовать только по особым случаям. У него есть деньги, получаемы за счет налогов, но тратить их можно тоже только на зарплаты и удовлетворение потребностей других классов (по картам событий, которые если не выполнить можно получить штраф). Ему нужно следить за политической повесткой – чтобы положение на шкалах политике соответствовало показателем текущей политической повестке (каждое соответствие – одно очко). Все что у него есть, это шкала уровней легитимности среди других классов, на которой он повышает или понижает легитимность, в зависимости от того удовлетворяет или нет оно потребности других классов. За это государство и получает победные очки.
У тебя ничего нет, ты голодранец.
Игра длится всего 5 раундов (но по времени это примерно час на игрока), во время которых игроки выполняют действия, результаты которых отмечаются на общем игровом поле и индивидуальных планшетах игроков. Само игровое поле разбито на несколько областей. Область политики (политические курсы и сектор голосования по законопроектам), область импорта/экспорта, область предприятий капиталиста, область предприятий среднего класса, рынок труда, область госсектора (госпредприятия, госуслуги, казначейство, события, государственные льготы, налоговый множитель). Все это окаймляет счетчик победных очков. Планшеты у каждого индивидуальные. На них игроки отмечают прогресс своего класса и хранят свои ресурсы.
Каждый раунд делится на несколько фаз.
1. подготовка к раунду
Во время которого игроки добирают в руку карты из своих индивидуальных колод, чтобы у каждого в руке было по 7 карт. Эти карты выступают своеобразным таймером. Когда в фазе действия у игрока остается в руке 2 карты его действия в этом раунде закончены. Действие добора карт одинаковое для всех игроков, остальные действия в фазе подготовки индивидуальны для каждого класса.
2. действия игроков
Основное действие игры, во время которого игроки совершают свои ходы в строгой очерёдности – рабочие, средний класс, капиталист, государство, разыгрывая по одной карты из руки. Это обязательное действие. Карту можно разыграть, выполнив действие, описанное в ней, или сбросить ее и выполнить базовое действие. Действия на картах – это усиленные базовые действия или их комбинация. Есть и редкие исключения вроде строительства колхозов у рабочих, но в целом так. Кроме базовых действий можно выполнить еще одно свободное (без карты) действие.
По сути, во время выполнения основного действия игроки оказывают «влияние» на игровую ситуацию и друг друга – вносят законопроекты (пытаются изменить расклад на шкале политики), оказывают политическое давление (добавляют в мешок для голосования по законопроектам голоса-кубики своего цвета), совершают действия с производством (размещают фишки рабочих и среднего класса на предприятиях или в профсоюзах (только для рабочих), строят или закрывают предприятия, скупают/продают товары и услуги, при определенных условиях устраивают забастовки (требование повысить ЗП) и демонстрации (требование рабочих мест)) и т.п., а за свободное действие получают для себя всякие преференции. Рабочие и средний класс повышают квалификацию (за счет полученных во время базового действия образовательных услуг) и увеличивают население (за счет полученных во время базового действия медицинских услуг), потребляют товары (названные в игре предметами роскоши), что повышает их благосостояние, которое дает победные очки. Производители могут повысить/понизить зарплаты (не ниже МРОТ, зависящего от политического курса, или не ниже максимума, если требуется удовлетворить требования бастующих) и цены на свои товары. Так же в этот момент можно погасить заем, если его пришлось брать ранее (никаких «в долг», банкротств в игре нет). Когда каждый игрок разыграет по 5 карт (т.е. совершит от 5 до 10 действий) наступает следующая фаза.
3. производство
В эту фазу сначала проверяется нет ли на поле бастующих предприятий и не проходит ли демонстрация. Если требования бастующих удовлетворены (ЗП поднята до максимума), то забастовка прекращается. Бастующее же предприятие не работает, а значит не приносит ни товаров собственнику, ни зарплат наемным работникам. Зато дает политическое влияние рабочим. Демонстрация так вообще по выбору рабочего класса лишает очков недобросовестных (не предоставивших рабочие места) производителей. Общее количество очков, которое есть для этого у рабочего равно сумме безработных рабочих (не среднего класса) и рабочих профсоюзов. А распределить их он может среди любых трех остальных игроков, которые эти рабочие места не предоставили - у которых есть на игровом поле пустые клетки под производство. После разрешения мешающих производству перипетий, рабочие и средний класс получаю зарплаты. И только затем игроки получают товары и услуги с работающих (т.е. если на них есть необходимый штат работников или автоматизация и они не бастуют) предприятий. Рабочие производят только еду, если у них есть колхозы, и еще каждый профсоюз дает им по одному очку политического влияния. Также рабочим и среднему классам в эту фазу нужно накормить свое население. Если еды нет или не хватает, ее нужно докупить у капиталиста или напрямую на внешнем рынке. Нет денег на еду – бери кредит (голода в игре не предусмотрено). Ну, и в конце этой фазы всем нужно в казну государства «заплатить налоги и спать спокойно». Как я писал выше у рабочих это просто подоходный налог на население, у среднего класса это подоходный налог на население и налог на занятость за каждое предприятие, где есть работники (не важно работают они или бастуют), у капиталистов - налог на занятость как у среднего класса и налог на капитал. Определяются размеры налогов политическими курсами. Затем наступает самая азартная фаза
4. голосование по законопроектам
Тут вроде все быстро и просто, но очень волнительно. Сначала в мешок для голосования добавляются кубики 3 классов – рабочие в количестве половины (округляя вверх) от своего населения, капиталисты в количестве половины своих функционирующих предприятий, средний класс, у которого есть и то, и то, выбирает наибольшее из этих значений. Затем, в порядке нумерации на шкале политики выбирается отмеченный фишкой игрока внесенный законопроект, и игроки специальными жетонами отмечают за они или против него. Потом из мешка для голосований вытаскивается 5 цветных кубиков влияния, и они распределяются по цветам в соответствии с жетонами голосовавших. Результат можно модифицировать кубиками политического влияния, которые есть на руках игроков. Этот «второй тур» проводится тайным выбором любого количества этих кубиков игроками. В итоге, результат, где кубиков окажется больше, решит прият законопроект или нет. Победившая сторона сбрасывает все свои кубики голосования и все кубики политического влияния (даже те, которые были от проигравшей стороны), а цветные кубики проигравших возвращаются обратно в мешок. Игрок, чей законопроект принят, получает 3 очка, те, кто был с ним заодно, по одному очку, но только в том случае, если их кубики участвовали в голосовании. Фишка политики отмечает новый политический курс. Тут по классике – левее ближе к социализму, правее к консерватизму.
На что же можно влиять в игре.
1. Фискальная политика – определяет количество госпредприятий и жесткость политики МВФ к долгам (займам) государства. Чем левее политика, тем больше госпредприятий (что выгодно рабочим и среднему классу, т.к. на госпредприятиях самые высокие ЗП) и тем мягче политика МВФ (можно брать больше займов)
2. Рынок труда – это уровень МРОТ (т.е. выше можно, ниже нельзя), который обязаны устанавливать предприятия. Чем левее курс, тем зарплата должна быть выше. Также эта шкала влияет на значение подоходного налога
3. Налоговая политика - определяет размер налогов. На подоходный налог влияет в совокупности с показателем рынка труда, а на налоги на занятость и производство влияют еще и показатели стоимости медицины и образования. Логику этой шкалы я не понял – чем левее, тем больше налогов собирает государство со всех.
4. Шкала доступности медицины. Тут тоже просто – чем левее, тем медицина дешевле, но тем больше на это взимают налогов у среднего класса и капиталистов (самая левая – бесплатная медицина)
5. Шкала доступности образования – совершенно аналогично медицине.
6. Внешнеторговая политика – уровень госпошлин на импорт и «разрешений» от государства на вывоз товаров для капиталиста (количество возможных сделок). Чем выше уровень, тем более жесткая политика к импорту и вывозу товаров из страны. Типа поддержим отечественного производителя.
7. Миграционная политика – количество разрешенных мигрантов на рынке труда. Чем более лояльная политика к мигрантам, тем больше доступно рабочих рук (от 0 до 2 дополнительных работников для классов рабочих и среднего класса в раунд).
Политическая таблица игры
5 начисление победных очков.
В этой фазе, как следует из названия, игроки получают победные очки. Для рабочего класса она не основная, потом что в ней он получает очки только за профсоюзы (максимум до 10, но чаще это 4-6 очка). Среднему классу еще менее актуально. В эту фазу он лишь может повысить свое благосостояние на 1 если количество его предприятий с полной занятостью больше его текущего благосостояния, а это редко больше 4-6 очков. А вот для государства и капиталистов это основная фаза получения очков. Государство получает очки в сумме двух наихудших показателей шкалы легитимности + по одному очку за каждое соответствии на политических шкалах карте политической повестки государство (которая меняется каждый раунд). А это может с середины игры достигать значения 10-16 очков. Капиталистам так вообще очки начисляют за капитал + бонус за его увеличение. Что тоже с середины игры может достигать двузначных значений в до 20 очков за раунд.
Когда победные очки начислены начинается новый раунд. В конце пятого раунда происходит еще дополнительное начисление очков. За оставшиеся у игроков товары и деньги, а также за соответствие политическому курсу твоего класса (рабочим в идеале надо загнать всю политику налево, среднему держаться середины, капиталистам выкрутить все вправо). Набравший больше всего очков побеждает.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Если коротко – в игре понравилось все (ну, почти). Давно я не оценивал игру на 10. Работает все отлично, правила прописаны вполне нормально для такого объема и комплексности. Честно говоря, нюансов столько, что не знаю с какой партии в эту игру, начинают играть, не заглядывая в приложенные к игре памятки правил для каждого класса. Которые тут очень в тему. Упрощают игру и позволяют сесть за нее без необходимого во многих играх наигрыша. Возможно, простота вхождения мне только показалась из-за моего опыта. Но игра явно не семейного уровня, и новичкам за нее лучше не садиться. Она для любителей хардкора, любящих, когда в играх для погружения в тему учитываются кучи нюансов. Я лично такое люблю. Претензии к составу игроков имеют место быть, но мне кажется игровой опыт меньшим составом тоже будет интересен, а еще и времени уйдет значительно меньше. Хотя, как я отметил выше, мне кажется, на троих она будет наиболее идеальна. Потому что функции государства в виде «бота», как я понимаю есть в игре любым составом.
Из недостатков выделил бы следующее:
- Заметная разность в сложности игры за разные стороны.
По уровню сложности я бы расставил стороны от простого к сложному так – капиталисты, государство, рабочий класс и самое ложное средний класс. Почему так? Ну, потому что первые два имеют примерно прямолинейные стратегии на пути к победе, которым могут помещать только сильные и опытные игроки за рабочих и средний класс, которые будут работать сообща против тир титанов. В противном случае им остаётся смотреть как лидеры, соревнуясь между собой, уносятся на скоростном поезде набора очков.
Наша со среднем классом неопытность (как я понял за него тоже играли в первый раз) превратила наши попытки влиять на политическую повестку в то, что они разбивались о постоянное лоббирование капиталистом (куча кубиков влияния во «втором туре») при поддержке государством. Особенно с учетом того, что у среднего класса политического влияния почти ноль, а в забастовках и демонстрациях он почему-то так и вообще не участвует. Сами забастовки очень требовательны к моменту проведения. У нас капиталисту на мои забастовки было плевать. Он на ключевые предприятия просто нанял средний класс, который не бастует. Останавливать же у капиталиста производство еды, которую по причине того, что импорт был дорогой, а средний класс производил еду только для себя и поэтому не продавал, было как стрелять себе же в ногу. Бастовать у среднего класса себе дороже - ЗП там даже на максимуме маленькие, а врага на голосовании по законам можно получить. Государству на забастовки плевать по умолчанию, если только нет текущего событий по удовлетворению потребностей в медицине и образовании. Да и то это ему грозит потерей всего пары-тройки очков. Ему забастовка даже лучше - на ЗП можно сэкономить. А не получивший зарплату рабочий класс не прокачает благосостояние и не получит победных очков. Компенсация в виде кубиков политического влияния, мне кажется, это не оправдывает. Т.е. забастовки в игре можно применять при сильно удачном стечении обстоятельств, а не как инструмент влияния.
Проведенная мною в последнем раунде демонстрация (которую проводить можно только при сильно переполненном рынке труда) была воспринята государством и капиталистами так – «ты снимешь нам в сумме 7 очков? Всего-то. Да пожалуйста».
У среднего класса даже этого всего нет. Поэтому по причине своей неопытности в нашей партии игрок за него безвозвратно отстал еще на старте. Ана финише так и вообще отстал от лидера очков на 50! Моему рабочему классу раунда так до 3 удавалось идти вровень с лидерами, а в начале 4 раунда даже выйти на первое место, но последние два раунда с набором государства и капиталистом по 14-19 очков оставили и меня за бортом. Финальный счет был где-то 110 - капиталист, 100 - государство, 89 у моих рабочих и всего чуть больше 60 у среденего класса. Правда есть нюанс, который мог бы многое изменить. Который я выделю как второй недостаток.
- Обязательное полное прочтение правил
Не верьте тому, кто скажет вам, что достаточно прочесть правила только за свою сторону и сесть играть. По ним сложится впечатление, что ты играешь свою отдельную игру, но это совсем не так. Сколько очков мною было потеряно из-за того, что я не уделял должного внимания нужным трекам политики. На то, что импорт можно сделать беспошлинным, а значит покупать товары и еду дешевле, чем предлагает капиталист, а фискальная политика влияет на количество госпредприятий, где самые высокие ЗП, а потому их лучше открыть как можно больше, я обратил внимание раунду к четвертому. Не следил за временем прихода/расходом товаров у капиталиста и среднего класса. Из-за чего они быстро превращали товары в свою прибыль (и очки), а я просто оставался с кучей не нужных мне денег до следующего раунда. Не следил за картами текущих потребностей государства, чтобы вовремя устроить забастовку и вынудить повысить мне ЗП до максимума. И многое чего еще. Когда я это все «просек», то также легко набирал последние два раунда по 15+ очков за раунд. Начни я все это делать хотя бы на раунд раньше, то мог оказаться на втором месте. Это не противоречит моему тезису о том, что игра не требует наигрыша. Наигрыш и детальное знакомство с правилами – это разные вещи. В общем, - «ах если бы». Но тут кроме меня никто не виноват. Надо было освежить правила, которые до этого читал аж полгода назад, и разобраться в них подетальнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать несколько слов относительно удалось ли авторам отобразить заявленную в аннотации тему. Многие высказываются об игре в духе - «она даёт отличное понимание экономических принципов, показывает противостояние классов так, что Карл Маркс позавидовал бы». Я в свое время тоже был близок к этому определению и прочтя какой-то из несогласных с этим тезисом комментарием, заметил - «Это же игра, и она симулирует идеальные тепличные условия капитализма «по классике».», но при более близком знакомстве оказалось и тут не все так радужно.
Авторы игры принизили рабочий класс, как не нуждающийся ни в чем, кроме удовлетворения своих базовых потребностей. Прыгнуть выше головы, перейдя в средний класс, к владению средствами производства через создание артелей, например, в этой игре рабочим нельзя. Максимум — это колхозы для снабжения себя едой, да и то далеко не в полном объеме. Потолок — это квалифицированный рабочий, который даже ЗП получает на том же уровне, что и простой работяга на том же производстве. Проявлять недовольство можно только отсутствием рабочих мест и низкими зарплатами. Устраивать «бузу» на тему высоких цен, недоступности медицины или образования – нельзя. Такое недовольство исключительно через законопроекты. Забастовки в игре какой-то пшик, а максимальный урон от недовольства рабочих, демонстрации, что государству, что капиталистам, как слону дробина. Революция?! Вы что! У нас факуямовский «конец истоиии». Профсоюзы дают некие преференции, но т.к. они сильно зависят от количества занятых в их области работников, то при их большом усилении капиталист просто может закрыть «мятежное» предприятие, вышвырнув рабочих на улицу, и привет профсоюз. По идее должно быть наоборот – при закрытии предприятий «радикализм» профсоюзов должен увеличиться, но в этой игре они просто самораспускаются.
Профсоюз: рабочих выкинули на улицу даже без выходного пособия? Ну, ладно.
Среднему классу не предоставили вообще никакой возможности политического протеста (лишь несколько карт, позволяющих вкинуть свои внеочередные кубики влияния в мешок для голосования). Они ни бастовать у капиталиста, ни к демонстрациям рабочих присоединяться не могут. Все что им дали – это возможность вкалывать сверхурочно (прям идеальные биороботы). Авторы игры видимо пытались отобразить этакую идеализированную мечту либертарианцев - класс мелких предпринимателей, которые сами на себя работают, сами себя обеспечивают, соцобеспечения от государства не требуют и потому в политику не лезут за ненадобностью. В общем варятся в собственном соку. Но в игре, как и в жизни, получается это плохо. (Если кто выигрывал за Средний класс, поделитесь в комментариях – как).
Государство сделали каким-то серым (даже в прямом смысле – его цвет серый) и убогим милашкой, которое только все в трудах, и только и занимается тем, что пытается удовлетворить потребности населения. Встречается с депутатами, чтобы политического веса другим классам подкинуть. А ЗП у него самые высокие даже на минималках (три ха-ха). Из «репрессий» лишь возможность повысить налоги. Прям не государство, а мечта.
Единственное, у кого я не заметил недостатков, так это у капиталистов. Им похоже дали все вплоть до лоббирования и вывода капиталов в офшоры. У них даже никакого штрафа за падение размера капитала нет. Во как!
При этом в игре есть падение благосостояния рабочих (на один), среднего класса (аж на 2) и легитимности у государства каждый раунд. Это какой-то костыль, чтобы эти классы не сильно по очкам убежали что ли? Я логического объяснения этому не нашел.
Дефицита еды или товаров из-за безграничного импорта в игре вообще не предусмотрено. Нет денег себя обеспечить? Бери кредиты, которые тоже бесконечные. Деньги берущиеся из воздуха. Идиллия, да и только. При этом социалистический строй (все шкалы политики левые) по мнению авторов, это при самом высоком уровне налогов для рабочих и среднего классов. А жесткий империализм (вся политика правая) толерантно названо – неолиберальным строем.
В общем аннотация игры совершенно не соответствует реальности. Экономика в ней работает «по классике» и обрушится не может ни при каких условиях. Политического напряжения нет от слова совсем. Революции в ней не бывает. Рабочий класс даже в худших условиях может себе обеспечить социальное обеспечение на уровне реального среднего класса. Капиталисты прибыль не теряют, и зарабатывают ее особо не напрягаясь. Откуда в аннотации взялось про погружение государства в пучину дефицита, если дефицит товаров и денег в игре не предусмотрен? Даже несмотря на тяжелую долю среднего класса в игре, механика игры не предполагает его сокращения, как написано в аннотации. Он постоянно пополняется в начале каждого раунда. И худшее, что ему светит, так это переквалификация из частного предпринимателя в хоть и совершенно бесправный «офисный планктон» у капиталиста или в госсекторе, но который при определенных условиях может даже большую пользу приносить игроку за средний класс.
Так что если вы ищите заявленных названии игры классовой борьбы – то она не про это. Скорее ей действительно подойдет определение – «пропаганда всё тех же до боли знакомых идей Монтескье о государстве как продукте общественного договора». Этакое рафинированное идеализированное капиталистическое общество далекое от реальности.
Плоха ли становится от этого игра? Если не рассматривать ее в политическом контексте – однозначно нет. Это отличный экономический симулятор, в который я бы обязательно еще сыграл.
Наши впечатления от игры на столько не похожи, что создается ощущение, что в разные игры играли:-).
Субъективно: сложнее всего, как и в жизни именно среднему классу - у него нет возможностей капиталистов и у него больше проблем чем у рабочих.
Проще всего рабочим: их, кстати рекомендуют как фракцию для новичков - не давайте ее опытным игрокам, если в игре есть новички - вы будете наблюдать избиение младенцев - набор ПО рабочими незамысловат и неостановим:-)
Государство - как к жизни: лавирует между классами и при этом выбирает с кем "дружит" - можно в союзе с капиталистами (о - это же олигархия) - нагибать плебс и возомнивших себя лучшими средних:-) ... а можно в союзе с рабочими доить комерсов:-) ... тем более что возможностей в политике у рабочих бездна.
С капиталистами все логично - как и в жизни - умея правильно игарть они в итоге платят меньше чем рабочие (о боже) и средний класс (не удивительно).
В игре как в жизни:-))) - пожалуй одна из лучших симуляций экономики государства (да, много условностей, но на то это и комплексный симулятор)
Одной партии явно недостаточно, чтобы определить более сильный и слабый класс. У нас на 5 партий капиталисты были почти всегда самым угнетаемым классом. Рабочие и государство, по ощущениям посильнее остальных. В своем топе от сильного к слабому расставил бы так: рабочие, государство, средний, капиталисты.
Я выводы не только по одной игре, но и по нескольким посмотренным летсплеям сделал. А поиграв лично, для себя сделал выводы, как в обзоре. Я еще могу с натяжкой принять тезис, что рабочие, капиталисты и государство имеют примерно одинаковые шансы выиграть (с оговоркой, что рабочим все-таки сложнее набирать очки, потому что у них есть сильная зависимость от остальных по ЗП, наличию товаров и услуг), но то что средний класс не самый сложный пожалуй не соглашусь.
Расскажите стратегию выигрыша за средний класс, что вы его аж выше капиталистов поставили?
Давно не играл. Но базово, если правильно помню надо качать кол во полностью функционирующих предприятий вначале. Балансить образованием и медициной, чтобы к концу раунда всегда минус один была разница благосостояния и построек. В последние два раунда усиленно вкачиваемся в образование и медицину. Подробно не распишу, пока не сыграю. В любом случае, все зависит от ситуации на поле, и как тебе дают развиваться. Плюс ср класса, что он как бы считается заранее проигрышным другими участниками. Ему особо не мешают и часто сотрудничают, т.к. нет прямых конфронтаций. А очки он набирает в последние раунды. Еслу успел построить движок и реализовать планы на последние раунды, тебя уже никто не остановит. Может в плане игры он сложнее чем другие классы, но кмк поинтересней остальных.
Спасибо, было интересно. Давно интересна эта игра, но понимаю, что фик я когда компанию на неё найду
В tts есть модуль. На странице этого модуля в steam у автора есть ссылка на дискорд, в котором как я понял можно договорится поиграть. Совсем не настольный опыт, но как говорится - на безрыбье... Я вот так хочу сейчас своих старых хардкорщиков на поиграть через tts подбить. В реале, по причине того, что "жизнь разбросала", у меня с ними это не получится.
Согласен с автором: за капиталиста играть легко, без напряга раскручивает купи-продай и получает кучу очков уже со 2-3 раунда.
На троих игра умирает с третьего раунда:рабочий класс не может протолкнуть ни один законопроект, если его не поддержит средний класс, а среднему классу невыгодно повышать себе налоговый множитель, поэтому в выигрыше только капиталист.
Естественно что средний класс не поддерживает повышения налогов. За поддержкой повышения налогов нужно идти к государству.
А то что игра не работает ни на какое кол-во игроков кроме максимального давно известно. Что-то редактировать не даёт.
Не знаю с какой компанией играл автор, но по мне так тема в игре ощущается отлично, взаимоотношения между разными классами идеально вписаны в геймплей, а от дипломатии зависит очень многое, особенно когда в мешке недостает нужных кубиков.
Придирки из серии что Среднему на все пофиг и он не участвует в демонстрациях и забастовках, так это база. Давно видели забастовку топ менеджеров или ИПшников?
Более того им дали возможность обеспечивать себя полностью, единственное чего им реально не хватает это бонусных действий.
Каждая сторона тут имеет сильные и слабые стороны и легко убегает вперед если будет проигнорирована(прямо как в Корнях).
Но в целом отчет отличный и замечания во многом верные. И это действительно одна из лучших игр на рынке.
Компания была нормальной, Остальные трое в игру то ли по второму, то ли по третьему разу всего, как я понял, играли. Так что уровень был почти равным. Хохмили и переговоры вели вполне. И шли довольно ровно (кроме среднего класса) до финала. Отсюда и разница всего по 10 очков между первыми тремя местами. Поэтому такие выводы.
Насчет того, давно ли я забастовку топ-менеджеров или ИПшников видел. Ну так на топ-менеджеров наемные рабочие среднего класса в этой игре по уровню ЗП просто не тянут. Это уровень офисного планктона. Который вполне себе, как и "ИПшники", на западе вполне себе "бузят". Вспомнить хотя бы не такие давние выступления во Франции.