-AdRiver-
DDD333 написал полторы минуты назад к игре Дюна. Империя: # Судя по комментам, едва ли не половина сетует на невзрачное оформление...
Kapitanich написал 3 минуты назад к игре Дюна. Империя: # Плюсы: 1. Арт - красиво нарисованная картинка, очень приятно глазу. 2....
cowthulhu написал 7 минут назад к мысли на тему Обновка на Злобоглазе: о моей нелюбви к пиратам, вампирам и ниндзя.: # >на руках понесут Кто, фанаты игры и компании на букву S? :)
2zoom написал 20 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Ты не пройдешь!
Confessor написал 23 минуты назад к игре Ticket to Ride: Europe – 15th Anniversary: # Она ещё с весны висит
Настольные премии мира. Июль 2021
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за июль 2...
Открыт предзаказ на «Чёрную сонату»!
Предзаказ на логическую соло-игру об одной из загадок великого Шекспира.
Предзаказ на настольную игру «Холст» с дополнением
от «Лавки игр»
Открыты предзаказы на игру «О мышах и тайнах» и дополнение «Угасшее сердце»
С миру по нитке [16.07.2021]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки — «Тануки...

Journeyman

1000 дней на «Тесере»: RobinHood

13 июля 2021

Информация

добавить
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 13 июля 2021
Оценка пользователей
9.0662
-

Сегодня у нас в гостях RobinHood, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1 000 дней на сайте! 

 

 

 

 

— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.

 

— Зовут меня Фёдор, родом я из славного города Ленинграда, а проживаю в Санкт-Петербурге. Занимаюсь маркетингом, копирайтингом, редактурой, построением и руководством командами… Вообще по образованию я военный журналист, но из армии меня с лёгкой руки Сердюкова сократили, так что после некоторых поисков обнаружил для себя работу, связанную с текстами, и при этом не имеющую недостатков (естественно, сугубо субъективных) профессии пишущего журналиста. А потом начал в ней развиваться, расти, осваивать что-то новое — и вот дорос.

 

— Расскажи историю происхождения твоего ника.

 

— Вообще основной ник, который я использую, — Ross. Но он частенько бывает занят, поэтому второй вариант — RobinHood, в честь известного персонажа. С детства обожаю баллады о Робин Гуде (была у меня такая тонкая книжечка в мягкой обложке издания 1980 года, которую я когда-то зачитал до дыр), а «Стрелы Робин Гуда» — вообще до сих пор один их моих любимых фильмов, так что, когда впервые обнаружил, что мой любимый ник занят, использовал имя любимого героя. С тех пор так и повелось: если основной ник занят, использую этот.

 

— Зачем ты играешь в настольные игры?

 

— Сложный вопрос. Никогда его себе не задавал. Наверное, дело в том, что настолки для меня — неотъемлемая часть жизни с самого детства. Начиналось всё когда-то с многочисленных кинь-двинь и вариантов «Монополии», большую часть из которых я сейчас и не вспомню, только «Белая ворона» на ум приходит (дело было в начале 90-х, как раз пошёл бум на самые разные игры… если бы потом их не повыкидывали, сейчас бы продал и стал миллионером).

 

Из того, что реально запомнилось и оставило след в душе, были варгеймы (тогда я, естественно, даже не знал, что это именно они) «Полководец» и «Рыцарские войны». Ну а самое яркое воспоминание из детства — это «Заколдованная страна», первая (и единственная) советская игра на основе D&D. Её мы на даче заигрывали до дыр, потом я уже во взрослом возрасте долго не мог вспомнить название, а в итоге недавно приобрел PnP, так как оригинал сейчас нигде не достанешь в хоть сколько-то приличном состоянии…

 

Потом было Суворовское училище, там, в общем-то, стало не до игр… Вернее, не до игр с полями, правилами и прочими принадлежностями. Зато свободное время заполнили НРИ (опять же, я даже не представлял, что это именно они) по придумываемым мною на ходу правилам, нарисованные на листочках в клеточку.

 

В это же время я познакомился с фэнтезийным «Вархаммером» и MtG. Первый (тогда — в виде пиратского перевода книги правил 5-й редакции) я нежно люблю до сих пор (если, конечно, забыть про мерзкую «Эру Сигмара»), а вот вторая каких-то струн в душе не задела.

 

Впрочем уже в университете мы активно рубились в отечественные ККИ — «Берсерка» и «Войну», которые тогда только делали свои первые шаги. Причём «Война» нравилась нам намного больше (сотни и сотни карт до сих пор лежат у меня в ящике), вот только просуществовала система недолго…

 

Потом был большой перерыв на «взрослую жизнь» с некоторыми попытками во что-то поиграть, ни к чему особо не приведшими. А потом я женился — и понеслось… Хаотичные покупки, в основном — по скидкам и рекомендациям продавцов (интересно, что думал тот консультант, который активно впаривал зелёным новичкам «Агриколу», которую мы, к счастью, не взяли). В итоге коллекция напоминала солянку, причём приготовленную не очень качественно. Не удивительно, что в большую часть я даже и не поиграл… В общем, при разводе все игры, кроме «Цитаделей», ушли бывшей жене. Жалел я только о «Кингсбурге», а от остального избавился с чувством выполненного долга.

 

Ну а потом уже я подошёл к коллекции серьёзно, обнаружил «Тесеру», начал ходить на игротеки… И в итоге сейчас у меня нет ни одной игры, от которой мне хотелось бы избавиться 🙂

 

В общем, ответа на вопрос: «Зачем?» — у меня нет. Видимо, это просто неотъемлемая потребность организма.

 

 

 

 

— Чем так привлекла «Заколдованная страна» в детстве и покупка PnP — это только дань ностальгии или в планах её практическое использование?

 

— Когда я впервые столкнулся с «Заколдованной страной», до моего первого знакомства с фэнтези-литературой было ещё лет 5–6, так что это оказалось совершенно новым опытом: монстры, воины, маги… Просто представьте себе детский восторг от того, что тут приключения разворачиваются на твоих глазах, да ещё и с тобой в главной роли! Я тогда ещё считал себя гуманитарием на все 100 %, но, видимо, любовь к цифрам и таблицам уже начала прорезаться, поэтому чаще всего оказывался в роли ведущего. А это ведь возможность заранее знать, что сейчас произойдёт с героями, то есть владеть тайной информацией, о которой они пока что даже не подозревают. И это тоже было особым кайфом. Наконец, это просто оказалось особенным игровым опытом, которого тогда нам не могла дать больше ни одна игра… Это сейчас есть компьютер, книги, настолки, а тогда не было просто ничего подобного. В общем, настоящее волшебство!

 

Один раз мы игру разложим точно — с тем самым другом, с которым проводили за ней вечера лет 30 назад. Давно собираемся, но куда-то пропали те беззаботные дачные деньки, когда не было никаких дел и впереди было всё лето… А дальше уже буду решать в зависимости от впечатлений. Хочется верить, что и сейчас она «зайдёт» нам так же, как и в детстве, — и станет частым гостем на игровом столе.

 

— Расскажи, пожалуйста, как удалось обнаружить «Тесеру».

 

— Вопрос максимально сложный: я не помню. Это было в то время, когда я решил подойти к настолкам немного серьёзнее, чем просто «купить игры по скидке». Читал и смотрел обзоры, лазил по сайтам, собирал полезные ссылки. В какой-то момент оказался и на «Тесере», но когда, как и что я там искал (а также сумел ли это отыскать) — уже и не вспомнить. Видимо, сумел, раз так надолго в итоге задержался!

 

— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

— Дома! Благо, место позволяет, так что мне проще собрать желающих у себя, чем куда-то добираться. Недавно даже отдельную комнату сумел оборудовать под настолки — со стелажами и большим столом. Правда, стол хочу ещё больше, но это пока что в планах…

 

Второй по приоритетности вариант — кэмпы. Хотя я был всего 2 раза, на нашем НИСПовском, а третий уже был запланирован, но из-за карантина сорвался…

 

Ещё «на заре» увлечения ходил на игротеки от «ХГ», но быстро понял, что мне там как-то не очень нравится, так что пары заходов мне хватило. Теперь регулярно «ГаГа» пытается пригласить к себе, выдавая бесплатные купоны на посещение их пространства — но совсем не тянет, так что купоны отправляются в помойку по истечении срока действия.

 

С клубами тоже особо не сложилось — причина всё та же: зачем в них идти, если дома — удобнее?

 

 

 

 

— Как ты нашёл НИСП и насколько он оказался полезен для тебя?

 

— Когда моя «коллекция» (если можно так назвать это хаотическое собрание) игр от меня уехала, желание играть не пропало. Вот только играть было и не во что, и не с кем. Поэтому я вступил в пару групп ВК, написал там о своём желании найти компанию, пару раз сходил на игротеки… А потом меня пригласили поиграть в «Эйфорию» — и я согласился. Вот там и познакомился с ребятами из НИСПа, вступил в группу — и понеслось.

 

Полезность могу оценить в 100 %. Компания для игр, ответы на вопросы, информация о новых настолках, кэмпы… К сожалению, в последнее время я практически перестал пользоваться возможностями НИСПа для сбора игроков из-за неадекватных требований по «безопасности». Но, возможно, это просто мои личные тараканы, так что сам НИСП, как коллектив настольщиков, могу только порекомендовать!

 

— Как часто удаётся играть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хотелось, чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело? (И если да, то почему и почему не получилось?)

 

— Играю гораздо реже, чем хотелось бы. Хотя с прошлого года всё же удаётся играть чаще, чем раньше: появилась подруга жизни (а теперь уже — жена), которая под моим чутким руководством приобщается к миру настольных игр. Так что даже в поездки теперь берём пару коробочек, что раньше было делом абсолютно бессмысленным, так как играть было не с кем.

 

Плюс, сейчас формат семейных посиделок стал особенно актуальным, поэтому гостей тоже на настолки подсаживаем. Ну и младшее поколение подрастает и регулярно предлагает разложить «Каркассон», «Лоскутные королевства» или «Гарри Поттера».

 

Зависимостью не считаю, для зависимости пока что слишком мало времени удаётся выделять — работа мешает. Вот когда настолки начнут мешать работе — тогда можно будет задуматься: а не зависимость ли это?

 

Попытки бросить не предпринимались, несмотря на все внешние факторы, которые могли мешать и препятствовать…

  

— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?

 

— Я противник только соло-игр и игр с электронными компонентами (а также цифровых адаптаций настолок). На мой взгляд, настольная игра потому и настольная, что играют в неё за столом, а не за экраном. В мире слишком много классных компьютерных игр, чтобы играть в настолки за компом, и не так уж и много хороших занятий для компании, чтобы обесценивать их электронным форматом.

 

В остальном у меня нет никаких предпочтений, готов играть во всё. Правда, в некоторые игры только один раз, если уж совсем не зайдут. Максимум — два, чтобы убедиться, что дело точно в игре, а не в компании 🙂

 

Так получилось, что евро у меня в коллекции больше, чем амери, но это скорее особенность нашего рынка локализаций, на котором евро появляются намного чаще. Плюс, огромное количество настолок с «Кикстартера» попадают к нам в очень уж кастрированном виде, так что их и покупать-то не хочется.

 

Если же сравнивать тематики, то, пожалуй, фэнтези мне нравится больше, чем фантастика. Хотя никаких фильтров для коллекции из-за этого не возникает, так что «Легенды Дикого Запада» спокойно соседствуют с «Внешним кольцом» и «Рыцарем-магом».

 

— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?

 

— Никогда особо не парюсь из-за победы и не ухожу в просчёты на много ходов вперёд. При этом общую стратегию обычно намечаю довольно неплохо, поэтому часто могу проиграть несколько очков. Что даже не обидно особо.

 

А чтобы напрягать все силы ради победы — даже и не вспомню, было ли такое когда-нибудь. Прокрутить несколько вариантов последнего хода, чтобы выбрать наиболее оптимальный — это да, бывает, а вот делать это же на протяжении всей партии — не про меня. Мне кажется, это только уменьшит удовольствие от игры. Так что главное всё же участие, а не победа.

 

 

 

 

— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?

 

— Даже не придумаю… Потому что, например, в последнее время мне очень зашёл «Сундук войны», играю довольно регулярно, а в турнире, который недавно состоялся, желания принять участие не возникло абсолютно. Наверное, мне просто не очень интересен формат турниров…

 

— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?

 

— Удивительно, но на память пришла в первую очередь партия в «Немезиду», хотя сама игра не особо понравилась. Первая (и единственная) партия, я играл за морпеха (или как там называют персонажа с большой пушкой?) и отыгрывал роль: шёл и зачищал корабль. То есть просто рвал на части всех монстров, которые попадались мне на пути, даже не получая урона в ответ. Прошёл половину корабля, выполнил свои цели, дошёл до аппарата гибернации (или как там называется место, в котором можно уснуть до прилёта корабля на Землю?), выкинул одну за другой две шестёрки (единственный доступный способ спрятаться от бренного мира) и спокойно погрузился в сон. Лица других игроков надо было видеть!

 

— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?

 

— Оптимальная коллекция — это коллекция, которая спокойно помещается в шкафу. Если коллекция в шкафу не помещается, то нужно купить шкаф побольше. Если шкафы уже некуда ставить — значит, пора задуматься о переезде. А что, настолки неплохо влияют на рост благосостояния игроков, оказывается…

 

 

 

 

— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?

 

— Статистику веду, но не могу сказать, что отношусь к ней очень уж серьёзно. Завёл заметку на «Тесере» и там просто пишу игру, количество игроков и отмечаю, если победил. Ну и в сыгранных играх стараюсь тоже делать пометки: сколько партий сыграно, сколько побед одержано.

 

Самое интересное в статистике — подвести итоги года, оценить, сколько партий удалось разложить, сколько настолок побывало на столе. Учитывая, что у меня эти цифры никогда не отличались грандиозностью, много времени ведение статистики, к счастью (или к сожалению), не занимает.

 

— «Тесера» далеко не самый удобный инструмент для ведения статистики, даже в малых количествах. Не было желания найти что-то более подходящее?

 

— Да, согласен, далеко не самый удобный способ собирать статистику, особенно напрягает необходимость считать всё вручную и долго и упорно отыскивать игры, в которые сыграл вновь, чтобы переписать количество и результат сыгранных партий. Я думал о том, чтобы просто сделать гугл-таблицу, немного её автоматизировать — и получить свой личный инструмент для расчёта. Но пока что руки никак не доходят, да и хочется верить в то, что когда-нибудь «Тесера» доведёт этот момент до ума. Так что продолжаю ждать, надеяться и верить!

 

 

 

 

— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?

 

— Очень засматривался на «Конкордию» во время предзаказа. Не очень помню, почему не взял, и даже об этом жалел. А потом отыграл партию на кэмпе… Сказать, что это было ужасно, значит — не сказать ничего. Скучно, затянуто, с невероятным даунтаймом и с практически рандомными ходами, которые просто невозможно продумать заранее. Как мне потом сказали, у меня даже на лице было написано, что я реально страдал. Пожалуй, больше ни одна игра меня так не разочаровывала. Безусловно, были игры, которые мне не понравились — но обычно я от них ничего серьёзного и не ожидал. А тут — просто удар под дых.

 

Обратная ситуация — с «Владыками Эллады». Сеттинг мне совершенно не понравился, когда первый раз увидел — решил, что это игра про миниатюры, а не про собственно игру. А в итоге именно она открыла для меня кэмп (кстати, тот же самый, на котором была и «Конкордия») и оставила очень приятные впечатления. Правда, к себе в коллекцию я её так и не захотел 🙂

 

— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация — очень хочется, но получается совсем редко или не получается?

 

— Для меня «часто» понятие весьма условное, если учесть, что за год я отыгрываю всего несколько десятков партий. Так что могу выделить лишь одну игру, в которую играл несколько раз — и мне совсем не хочется играть в неё снова. И это «Эпичные схватки боевых магов». Если честно, то вообще не понимаю, как она может хоть кому-то нравиться. Скучно, занудно, затянуто, абсолютно не смешно… Впрочем, возможно, зайдёт подросткам переходного возраста, но я, к сожалению, из этого возраста уже давно вырос…

 

А очень хочется сыграть во множество игр. Выделить какую-то одну очень сложно, но пусть будет «Глумхевен». Этот гроб лежит у меня в шкафу уже не первый год, а я успел только плёнку с него снять, даже жетоны пока что не выдавлены. Но ничего, вот выйду на пенсию — и тогда обязательно в него отыграю! А пока что буду просто собирать дополнения и продолжения.

 

 

 

 

— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?

 

— Тут меня сразу потянуло на маркетинговые вещи: соотношение цены и качества и всё такое. Наверное, это не самые интересные рассуждения, но всё же лично для меня самой переоценённой игрой по этому параметру стал «Путь героя». Я ждал предзаказ, но потом увидел ценник за горсть кубов — и желание покупать игру отпало само собой. А уж вместе с допами — вообще что-то невероятное.

 

А если в мире — то, пожалуй, «Серп». Игра, которую превратили в клиентский сервис. Мне не нравятся игры-сервисы, в которых вместо самой игры клепают дополнения, улучшения и так далее. Даже FFG со своим разделением игры на базу + обязательные допы не вызывает у меня такого отторжения, как «Серп», в котором в базовую коробку уже засунули увеличенное поле, для использования которого нужно ещё что-то докупать. Бррр… Мерзость!

 

Недооценённая… У нас сложно что-то выделить, так как выпускают, в основном, то, что пользуется спросом. А в мире — наверное, 3-й «Рунбаунд». Говорят, не распробовала его аудитория, поэтому допов больше не будет, а жаль — мне игра очень зашла.

 

— То есть ты сторонник подхода купить здесь и сейчас, пока игра в широком доступе, даже понимая, что время игры наступит нескоро?

 

— Несколько раз я на этом обжёгся, обнаружив, что предзаказ закончен, последний тираж раскуплен, на полках пусто — а игру я только-только распробовал, так что теперь кровь-из-носу хочется заполучить её в коллекцию. Поэтому теперь стараюсь не терять времени даром и покупать то, что мне интересно, пока это можно сделать легко и просто, причём за вполне адекватные деньги. При этом стараюсь предварительно почитать рецензии, глянуть обзоры, чтобы понять, действительно ли мне игра интересна или нет. Так что с покупкой практически ошибок не выходит, а пропускаю интересные игры редко. Из последнего, что не купил на предзаказе, а потом захотел взять, вспоминаются только «Чемпионы Мидгарда» — но их я довольно оперативно после сыгранной (и зашедшей!) партии сумел купить с рук со всеми плюшками. А обычно, если игра вызывает сомнения «брать — не брать», то чаще я склоняюсь ко второму варианту… И как показывает практика, не зря: после пробы оказывается, что брать и в самом деле не стоило. Так, например, вышло с «Баталией» и «Этносом». Решил не предзаказывать, потом попробовал — и понял: совсем не моё.

 

— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?

 

— У меня есть внутреннее ограничение: покупаю только локализованные игры. Не потому, что лень искать переводы правил или не могу справиться с текстом на компонентах, а просто чтобы хоть немного ограничить свою страсть к коллекционированию и сэкономить семейный бюджет. А то на «Кикстартере» бы разорился… Поэтому выделю только то, что локализовано или в планах у издательств.

 

Среди того, что уже заказано, очень жду допы к «Кланку» (очень уж она хорошо и в компании зашла, и новичкам отлично подходит) и Clach of Cultures, она же — «Столкновение цивилизаций»: люблю настольные цивы, хотя у меня их и не очень много; вот и появится ещё одна.

 

А из планируемых в этом году предзаказов ожидаю «Приключения Робин Гуда» (думаю, по моему нику понятно, почему) и, конечно, Gloomhaven: Jaws of the Lion — может быть, хотя бы с неё удастся затащить друзей в мир «Мрачной гавани».

 

 

 

 

— Насколько ты стремишься приобрести все дополнения к игре, которая очень понравилась?

 

— Совсем все — только если все они были локализованы. Но вот всё, что вышло на русском (хотя бы с официальным переводом правил, если компоненты языконезависимые, как вышло с «Теотиуаканом»), стараюсь приобрести. Даже если сразу руки до них не доходят, уверен: когда-нибудь обязательно сыграю. Ведь если сначала заиграю базу «до дыр», то к этому моменту допы будет найти уже очень и очень сложно, как показывает практика… Так вышло с «Путешествием «Бигля», которое я отыскал с огромным трудом… Всё же допы редко продают отдельно от базовой игры…

 

— Назови лучшую для тебя игру 2020 года и почему она заняла это место.

 

— Лидером по количеству партий оказался «Сундук войны», хотя и появился у меня только в самом конце года. Я в него заставлял сыграть практически всех, кто попадался под руку! Быстро, интересно, очень легко в освоении, с огромной реиграбельностью и простором для идей. Вроде бы и абстракт, а ощущается, как настоящая тактика: прорывы в тыл, героическая оборона позиций, перемалывание войск друг друга в борьбе за стратегические позиции… А ведь ещё не опробованы ни сценарии, ни режим на четверых, ни доп… Сколько ещё впереди ждёт открытий и удовольствия!

 

— А какие игры ещё войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови, пожалуйста, свой топ-3 всех времён на данный момент.

 

— По прошлому году в топе у меня «7 чудес: дуэль» (я ведь уже упоминал про дуэльные игры, правда?), «Робинзон Крузо», которого я давно приобрёл и всё никак не мог опробовать, а в прошлом году наконец разложил — и получил огромное и удовольствие. И последнее — «Маленький мир». Количество встреч с опытными настольщиками из-за пандемии сократилось, зато стали чаще заходить гости — и я потихоньку прививал им любовь к играм.

 

А за всё время у меня в ТОПе всё тот же «Робинзон», «Война кольца» — из-за моей любви к Средиземью и просто непередаваемо крутых ощущений от игры, в которой ты своими руками творишь судьбу этого самого Средиземья, — а также «Корни»: асимметрия, контроль территории и милые животные — просто гремучая смесь!

 

— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?

 

— Чаще всего игры беру на предзаказах: так и надёжнее, и выгоднее получается. Тем более напрямую в продажу игры сейчас только «МХ» отправляет, да и то не всегда. В розницу беру только настолки на подарки или что-то, вышедшее давно, что вдруг неожиданно удалось распробовать. Ну и некоторые игры брал с рук — то, что в магазинах сейчас не найти: «Плоский мир», «Терру Мистику», «Кингсбург», допы ко второй редакции «Ужаса Аркхэма» и так далее.

 

Количество покупаемых игр изменилось, но не из-за повышения стоимости, а из-за того, что коллекция уже сформировалась и хочется пополнять её чем-то новым, необычным, а не ещё одним клоном популярной механики. Хотя и клонов хватает, конечно, но в последнее время всё равно стараюсь брать их поменьше 🙂

 

 

 

 

— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.

 

— Самая удачная — это, конечно, «Плоский мир». Очень люблю Пратчетта, но время, когда игра продавалась в магазинах, я благополучно профукал. А потом пошёл адский рост цен на неё, тратить же 10к мне совсем не хотелось. Для меня психологический порог составлял 5 тысяч, и ни копейкой больше. В итоге уже не помню, за сколько мне её удалось купить, — но точно в пределах моего максимума. Как-то в выходной проснулся, включил комп, увидел объявление на «Тесере», сразу же написал, договорился о покупке, поехал и забрал. Счастью, что называется, не было предела!

 

А самая неудачная — один из допов всё к тому же «Ужасу Аркхэма» второй редакции. Когда было объявлено, что новых тиражей допов не будет, я резко сообразил, что нужно бы их все прикупить, пока поезд не уехал. В итоге 2 успел купить в магазинах «ХГ», 2 — в других, последний взял с рук. С каким же возникло больше всего проблем? Правильно, с тем, который я взял у официального производителя. Вместо двух разных планшетов Древних там лежало 2 одинаковых… Хорошо, что обнаружил я это прямо в день покупки. Сразу же написал в поддержку про замену компонентов, после чего мой заказ приняли в работу. На дворе стоял, если я не ошибаюсь, ноябрь. Сначала всё шло хорошо: мне активно приходили письма о том, как движется процесс замены. Последним стало письмо, в котором мне сообщили, что заказ передан в службу доставки и получу я его в течение 21-го что ли рабочего дня. Я спокойно ждал… пока мне не пришло ещё одно такое письмо. А потом — третье… Тогда я с удивлением осведомился: всё ли в порядке? И мне объяснили, что это просто процесс такой, он автоматически работает. Я попросил избавить меня от этого автоматического процесса и отсчитал 21 рабочий день с момента получения последнего письма. Дело было в декабре, праздники, в итоге в феврале 21 день наконец прошёл. Пишу: где? Мне отвечают: не беспокойтесь, ищем. Ещё 21 день, опять интересуюсь, опять ищут. Потом карантин, корона, мне резко стало не до того… В итоге в конце июня я опять спросил: где. На что мне ответили: а вот нет. В магазинах игры не осталось, новый планшет взять неоткуда. Я малость удивился. То есть в ноябре, пока ещё коробки были в магазинах, было не до того, а в июне они неожиданно закончились… Тут я мягко намекнул, что кто-то немного офигел, что это не совсем моя проблема и что мне очень хочется получить если не планшет, то хотя бы компенсацию за бракованный товар. И тут случилось чудо — уже на следующий день планшет нашёлся! Прошло ещё сколько-то рабочих дней, и примерно в июле мой комплект локализованного «Аркхэма» наконец-то оказался полным. Вот такая история неудачной покупки с хеппи-эндом…

  

— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаёшься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?

 

— О, вопрос про продажу — это не ко мне. Так получилось, что я в жизни не продал ни одной игры… Про то, как мне удалось избавиться от кучи неинтересных игр, отдав их при разводе, я уже рассказывал. А с тех пор к выбору игр подхожу гораздо осознаннее, так что до сих пор нет ни одной коробки, от которой мне хотелось бы избавиться. Продавать же игры для пополнения семейного бюджета, к счастью, необходимости пока что не возникало 🙂

 

Вот игр, в которые не с кем (или некогда) играть, у меня довольно много. Но это не тяжёлая ноша, а стратегический запас. Есть они не просят, место, конечно, занимают, но не так уж и много, а когда-нибудь руки обязательно дойдут и до них. Например, на пенсии.

 

Сам процесс покупки эмоций особо не вызывает. А вот принести новую игру домой, снять плёночку, посмотреть, что же там, внутри коробки, пощупать компоненты — вот это уже самый настоящий кайф!

 

 

 

 

— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика — это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?

 

— У меня такая «погоня за новинками», к сожалению, есть почти во всём. Не хватает усидчивости пройти компьютерную игру — всё время хочется попробовать другую. С книгами вот научился бороться с этим: пока одну не прочитаю, новую просто не беру. Так что я давно смирился с тем, что мне хочется пробовать новое, новое, новое.

 

В то же время, мне кажется, что это мой личный заскок, а вовсе не «отличительный признак». Вполне можно быть гиком и при этом играть в десяток-другой особо нравящихся игр, лишь время от времени пополняя этот список чем-то новым.

 

— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?

 

— А свадьба, которая привела к разводу и отданным при этом играм, относится к моментам, которых можно было бы избежать? 🙂 Больше никаких моментов в голову не приходит, даже ту многострадальную партию в «Конкордию», о которой я уже рассказывал, избежать бы не хотелось. А то вдруг я бы потом прикупил её для коллекции? Правда, тогда мне наконец бы пришлось продать хотя бы одну игру…

 

— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

— Покупаю только локализованные игры, так что вариантов у меня не много, за локализаторами следить приходится. В целом, если не считать ситуации с «МХ», которые умудряются массово запарывать интересные мне проекты, остальными издательствами я доволен. Даже свыкся уже с постоянными срывами сроков, хотя в последние полгода они стали какими-то совсем уж массовыми…

 

Мне повезло: все особо косячные по срокам / качеству / ещё чему-то проекты прошли мимо меня…

 

В последнее время выходит столько локализаций, что выбрать игры, которые до сих пор кто-то не подписал, оказалось очень сложно. Пожалуй, особняком для меня стоит Tyrants of the Underdark — хотелось бы включить в коллекцию локализованную коробочку, но шансы очень не велики. Плюс, вечная боль многих настольщиков — дополнения для игр, которые изданы «МХ»… Конкретно меня печалит ситуация с невышедшими на русском допами ко второй редакции Descent’а и оставшиеся неизданными тропы к первой редакции карточного Pathfinder’а. Из-за допов ко второй его редакции я очень долго ругался с CrowdRepublic, которые при старте предзаказа уверяли, что дополнение «выйдет в ближайшее время после выхода базы» и, в лучших традициях «МХ», попытались бэкеров обмануть. Но сейчас дело с мёртвой точки сдвинулось, и я с нетерпением ожидаю заказанный доп.

 

— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.

 

— Удивительно, но у меня всего 4 отечественных игры в коллекции… Так что выбор оказался очевиден. На первом месте «Заколдованная страна», о которой я рассказывал выше. Это, как говорится, «ван лав», без вариантов. На втором месте World of Tanks: Rush. Даже не потому, что это какая-то супер-пупер-настолка, а за то, что она помогла мне втянуть в мир настольных игр двоих друзей. Вернее, не она помогла, а они настоятельно потребовали, чтобы я её приобрёл. И теперь каждый раз, когда они приходят в гости, мы её раскладываем. Или они приходят, чтобы её разложить? Ну а на третьем месте — не совсем отечественный «Мистериум». Из плюсов: можно разложить большой компанией и подходит даже для тех, кто о настолках раньше слыхом не слыхивал. Есть ещё «Кроманьонцы», но их я пока что, если честно, не успел толком распробовать, так что они остались с деревянной медалью. Плюс, «Тортуга» так долго до меня ехала, что она в этом рейтинге будет в роли аутсайдера. Нечего было так сроки срывать!

 

 

 

 

— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?

 

— Сложный вопрос… У меня нет огромного количества хотелок, так как практически всё, что можно, выпущено и без меня. Допы к играм от FFG наша «Империя зла» выпустить всё равно не даст, со стоимостью лицензии к «Тиранам Андердарка» не справились и более маститые издатели, не то, что я… Так что пусть будет The 7th Continent — игра хорошая, а о локализации пока что вроде бы никто не объявлял, есть шанс урвать кусочек.

 

— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?

  

— Кроме допов к играм от FFG, которые против появления своих проектов на крауд-платформах? Пусть тогда будут оставшиеся тропы приключений к первому изданию Pathfinder’а, а также допы к «Пиру Одина» и новому изданию «Агриколы». Интересно, это случайно так получилось, что мне хочется видеть сплошь допы к играм от «МХ»?

 

— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?

 

— Мне хочется верить, что пока что у нас на дворе всего лишь серебряный век. А золотой настанет, когда наши издатели начнут вписываться со своими тиражами в издания игр на зарубежных крауд-площадках и мы сможем получать локализованные игры со всеми эксклюзивами по крауд-ценам вместе со всем остальным миром, но без оплаты стоимости доставки… Тем более что первый — и весьма успешный — шаг «ГаГа» с «Ведьмаком» к этому уже сделала. Осталось дождаться продолжателей 🙂

 

Впрочем, сейчас всё тоже совсем неплохо: если года 3 назад я покупал практически все игры, на которые наши локализаторы организовывали предзаказы, то сейчас глаза разбегаются так, что беру хорошо если 1 коробку из 10. В общем, прогресс налицо. Или это просто я подуспокоился?

  

— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?

 

— С выбором «кем» сложностей не возникнет, так как я маркетолог, а с этим практически у всех наших компаний проблемы. Особенно с рассылками и вообще с текстами, на которых я специализируюсь. А вот в каком… Признаться, никаких предпочтений у меня нет. Так что я открыт для предложений — можете обращаться!

 

— Какой полезный совет ты можешь дать нынешним сотрудникам отделов маркетинга отечественных издательств?

 

— У меня есть стойкое ощущение, что таких отделов не существует. Либо туда просто приходят люди, особого отношения к маркетингу не имеющие. Поэтому основной совет: больше читать профильной литературы, она реально полезная! Ну а дальше — начать с основ. Изучить целевую аудиторию. Провести опросы. Понять боли. Работать с негативом. Искать новые каналы привлечения аудитории. Если расписывать всё, что я могу им посоветовать, то выйдет полноценная маркетинговая стратегия!

 

 

 

 

— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?

 

— Как с разработчиками — пожалуй, ни с кем. Я предпочитаю в игры играть, а не обсуждать их 🙂 А вот как с людьми — наверное, с Розенбергом. Интересно узнать, какой он в жизни, чем дышит, как распределяет своё время между кучей разработок. В общем, понять, какой он человек. Он ведь немец, так что обсудили бы, в какой паб он ходит, какое пиво предпочитает, пропустили бы по кружечке…

 

 

 

 

— Неужели даже у автора самых любимых игр  не хочется спросить, как он придумал такую крутую штуку в игре или почему он сделал именно так, а не иначе?

 

— Если открыть секрет фокуса, то он ведь перестанет быть фокусом, правда? Зачем терять то волшебство, которое есть в красивых механиках, в логике автора, в его решениях и видении? Я могу критиковать маркетинг компаний, потому что разбираюсь в этом вопросе. Но за авторами игр я оставляю право творить так, как им хочется это делать — а они при этом не лишают меня права голосовать рублём за их творения. Тем более что и авторы, мне кажется, могут рассказать много всего интересного и помимо своей работы (да и вопросы о ней, пожалуй, им порядком поднадоели). Так что я всё же предпочту поговорить с ними о чём-то другом. Например, за какую футбольную команду болеет Розенберг?

  

— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

— На первом месте для меня «Настольные игры в Латвии». Самый, на мой взгляд, интересный и объективный ресурс. Только он и «Тесера» у меня постоянно открыты в браузере. Интересным поначалу показался Nastolio, но он как-то быстро превратился в филиал ютьюба, так что захожу туда время от времени, но не могу сказать, что регулярно. Тем более что читать там практически нечего. Интересно, в чём смысл размещения на сайте кучи ссылок на видосики, если я и так могу их увидеть в избранном на ютьюбе?

 

Есть ещё куча ссылок в закладках, но в последнее время открываю их довольно редко. К сожалению, очень много стало рецензий, от которых за версту несёт… не то что продажностью, но какой-то повышенной лояльностью к определённым издательствам что ли. Да, я сам не люблю «МХ» за их политику по уничтожению кучи интересных проектов путём прекращения поддержки, но то, что другим издательствам прощается, для «МХ» — преступление, за которое нужно расстрелять. Или вот почему «Гагу» за задержку «Неустрашимых» на 3 месяца рвали на части, а у «Лавки» про «Тортугу» просто время от времени спрашивали, хотя она опаздывала на те же 3 месяца? И когда вот такое отношение видишь в комментариях на «Тесере» — это ещё ладно, тут каждый поступает в меру своей адекватности. Но когда это же проскакивает у блогера… Мне не хочется читать его дальше. Потому что мнение у каждого, конечно, своё, но одинаково махровые жетоны у «МХ» и «Лавки» должны вызывать одинаковую реакцию.

 

— Насколько устраивает текущее наполнение блога Владимира, ведь сейчас он пишет далеко не так регулярно, как раньше, да и акценты сместились?

 

— Согласен, это, конечно, боль: хотелось бы видеть побольше обзоров, информации о новинках, да и чтобы статьи выходили почаще… В общем, чтобы всё было как раньше! Но, к сожалению, что есть — то есть, и приходится этим довольствоваться. Всё равно пока что мне не удалось найти равного по качеству и интересности русскоязычного ресурса. Может, кто-то посоветует?

 

— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?

 

— Моя боль — это малое количество блогов со статьями и какое-то абсолютно неадекватное число видеоблогов. Неужели кто-то реально смотрит все эти тонны часовых видео, весь смысл которых можно свести к двум абзацам текста? Возможно, я просто старею, но это какая-то жесть… Да, с правилами разобраться часто проще с помощью видео. Но тут неожиданно оказывается, что большая часть «блогеров» сама правила впервые видит только после того, как включает запись видео. И в итоге вместо помощи получаешь только лишнюю кашу в голове.

 

— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?

 

— Почитать! Статьи, новости, обзоры, комментарии, всё подряд. Люблю читать, предпочитаю именно такую форму подачи информации — и «Тесера» даёт мне такую возможность. Реже — задать вопрос или разобраться с непонятными моментами в правилах.

 

 

 

 

— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?

 

— Для меня «Тесера» — это некий справочник, в котором хотелось бы быстро и просто находить нужную информацию. Соответственно, лично для меня не хватает двух вещей: информации о необходимых для игр протекторах (где искать — знаю, но в одном месте было бы гораздо удобнее!) и отдельных «часто задаваемых вопросов» для игр, чтобы было проще найти ответы хотя бы на самые популярные вопросы, не продираясь через тонны комментариев на разные посторонние темы.

 

А вообще ресурсу не хватает нормального сервиса по ведению статистики сыгранных партий и рейтинга игр сродни тому, что есть на BGG. Ну и, конечно, большего количества авторов! Плюс, добавить немного стабильности работе сайта — и будет всё в шоколаде.

 

— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?

 

— Тут могу сказать только за себя, так как поначалу дневники писал, а потом забросил это дело… Лично мне не хватило обратной связи, непонятно было, интересно ли кому-то то, что я пишу, или нет. Возможно, писал не так, не о том, не для тех — но для того, чтобы это исправить, нужно было понять, что именно делаю не так. А я так и не понял... А писать в стол, для себя, просто, чтобы было, мне не интересно — жаль потраченного времени… Но вот как улучшить количество и качество обратной связи, мне в голову особо не приходит. Разве что проводить конкурсы с разборами работ (статей, дневников, обзоров) участников кем-то из администрации сайта или приглашённого жюри. Глядишь, кто-то и втянется, продолжит делиться с читателями своими впечатлениями и после объявления победителей.

 

На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?

   

— Я в последнее время больше читатель, чем писатель, да и вообще стараюсь спокойно относиться к не совсем адекватному поведению в Интернете, так как единственное, что могу противопоставить — это самоустранение от дискуссии. Так что меня комьюнити не напрягает, пусть остаётся таким, какое есть.

 

— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?

 

— Мне кажется, со всеми, кого я узнаю по аватаркам, уже успели пообщаться.

 

 

 

 

— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?

 

— Ох, увлечений так много, что на всё не хватает времени… Вот прошлый год вынужденно оказался богатым на свободное время — так я сотню книг успел прочитать. При этом одной книги, чтобы «на века», у меня нет. Люблю и классику, и фэнтези… Сейчас вот читаю попеременно Золя, Теккерея и Диккенса. Пратчетт нравится, Толкин вне конкуренции, Даррелла очень люблю. А ещё читаю биографии великих людей, научно-популярную литературу, историческую… Много чего.

 

Вот на фильмы у меня времени практически не остаётся. Сериалы вообще смотрю со скоростью хорошо если один в год. Сейчас добрался до «Твин Пикса», несколько лет его планировал посмотреть. Фильмы смотрю в кино, в основном — всякие голливудские блокбастеры. «Марвел», боевики, всё такое. Что-то серьёзное предпочитаю смотреть в театре. Раньше ходил каждый месяц в обязательном порядке, но с прошлого марта не был ни разу — и, видимо, не пойду, пока всё не закончится…

 

Музыка — русский рок. Больше — 80–90-х, чем современный. На «Нашествие» езжу, опять же, кроме последних двух лет. Но билеты лежат, надеюсь, хоть в следующем году всё получится…

 

Компьютерные игры — это бич для моего времени! За последнее время вне конкуренции Total War: Warhammer, а в целом предпочитаю RPG и стратегии. До сих пор жаль, что загубили серию Might & Magic, от которой я фанател в детстве.

 

Ещё из хобби — почтовые марки, не так давно вернулся к детскому увлечению, понял, что интересно до сих пор. Ещё солдатиков пластиковых собираю и модели, но до них тоже постоянно не доходят руки, к сожалению… И коллекционирую пивные кружки с географическими названиями (раньше были только названия городов, но потом появились «Крым», «Эльбрус», «Байкал» и так далее, так что пришлось расширить позиционирование). Сейчас в коллекции 187 уникальных кружек из 45 стран, а если подсчитать общее количество — то, пожалуй, уже перевалило за две с половиной сотни, из одного Мюнхена 3 кружки привезли 🙂

 

— Фёдор, большое спасибо за ответы! До новых встреч на просторах «Тесеры».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
kenny_smarts написал 11 дней назад: #
10/10

Очень интересно было почитать!

Bimirina написала полмесяца назад: #

Спасибо за интервью) Про число видеоблогов в точку. Даже пролистывание их в Обзорной башне занимает изрядное количество времени😀