![]() |
Идут сборы на Bardsung: Tale of the Forsaken Glade |
Улучшенный лесной сиквел к кооперативному данжен кроулеру Bardsung. | |
![]() |
Идут сборы на The Waste of Parts |
Оборона гигантского меха в условиях поастапокалипсиса от авторов Isofarian Guard... | |
![]() |
Предзаказ на «Трудванг: Легенды» и дополнения |
База и новые допы к сюжетному приключению от CMON. | |
![]() |
Предзаказ на «Охоту: Найти и Уничтожить» |
Асимметричная дуэль немецкого крейсера и британской флотилии. | |
![]() |
Идут сборы на Dawn of Madness |
Сюжетные ужасы/выживание в мире Deep Madness. |
У любого из нас есть свои предрассудки. Ну давайте честно, каким бы оторвой ни был настольщик, у каждого из нас есть жанры, которые мы не любим. У кого-то это варгеймы с тонной макулатуры и миньками, у кого-то это филлеры и бомбёжка от слепого вытягивания карт из колоды. А вот я не очень так люблю игры на ассоциации... в коллекции у нас есть только «Имаджинариум», и то мне его подарили, сам бы я вряд ли его купил.
Ну да, весело, есть над чем посмеяться, особенно когда кто-то загадывает на карту трёх цеплят переходящих дорогу Мастера и Маргариту. Сперва зависаешь, а потом с хохотом начинаете выслушивать пояснение, почему именно такая ассоциация родилась у человека на эту карту. Этот случай у нас в пати стал уже мемом... но как жанр, не моё это...
Ну а сейчас на полке появился «Мистериум». Игра о-о-очень старая, и на ассоциации, где мы будем в роли экстрасенсов расследовать убийство. Взята коробка по желанию жены, и надеюсь, что она не ошиблась в этом выборе. Ну что, полезли под крышку и будем разбирать.
Ну что, полезли под крышку?
«Мистериум» встречает нас правилами. Не скажу, что их много, книжечка тонкая, и большая часть в ней — это иллюстрации. Читать будем позже, а пока, убрав небольшой трекер времени в сторону, оглядим органайзер.
Пластик, конечно, тонкий, но зато органайзер вообще есть, что не может не радовать. Только вот с цветом промахнулись немного... на белом сразу видны пара грязных мест, получившиеся из-за краски. Но зато всё содержимое аккуратно уложено по своим местам.
Под содержимым подразумеваем карты одних форм, но разных цветов: сна, подозреваемых, мест преступления и орудий преступления (привет «Улика», давно не виделись). К картам тоже никаких претензий нет: всё довольно сносно и качественно, кроме подозреваемых, которые не то от стресса случившегося, не то от обиды пошли восьмёркой. Не очень сильно, но немного обидно.
Больше всего в комплектации мне понравились даже не магические орбы, а маркеры экстрасенсов, которые имеют прорезиненную основу и вообще не катаются по столу, — очень крутая тема.
Ну вот в принципе всё.
В «Мистериуме» нашей команде придётся разделиться. Один из игроков возьмёт на себя роль призрака бывшего хозяина поместья, оклеветанного и несправедливо казнённого. По сути, призрак будет ведущим, который будет управлять игровым процессом.
В каждом раунде он будет выдавать всем игрокам карты снов, намекая сперва на убийцу, потом на место преступления и в конце на орудие преступления.
При этом изначально каждый из экстрасенсов должен будет отгадать свою комбинацию карт, лишь после чего всем скопом будут отгадывать общую. Не знаю, по какой логике это сделано, не спрашивайте.
Но возникает довольно затруднительная ситуация. Если я за три хода отгадал свои карты, то я просто буду терять время, пока остальные справятся со своими «снами» и можно будет перейти к фазе общего сна. Хорошо хоть правила позволяют обсуждать и помогать друг другу, а то в противном случае особо проницательным игрокам придётся сидеть и ждать остальных плюя в потолок. Но в любом случае такая ситуация не самая приятная, с какой стороны ни посмотри.
Ну а когда все готовы и если игровая неделя ещё не закончится, начинается фаза общего сна, в которой призрак сам загадывает одну из получившихся комбинаций, на свой выбор отталкиваясь от карт на руке... ну блин, я конечно понимаю, что сделать по-другому было бы не целесообразно для такой игры, но всё же...
После этого призрак выложит три карты на общее обсуждение, и игроки должны будут определить, какая комбинация загадана, и сделать свой выбор. Если большинство ответило правильно, то победа, истинный убийца найден, призрак обретает покой, а игроки получат вознаграждение от нового хозяина поместья. Если нет, но время на трекере ещё есть, будет ещё попытка. Ну а если нет, то всё, сушите вёсла... в другой раз может получиться.
Так, с призраком разобрались. Теперь немного про самих экстрасенсов. Все остальные игроки на протяжении всей партии будут отгадывать те комбинации из карт подозреваемого, места и предмета, что лежат у призрака с отметкой конкретного игрока. Делать мы это будем при помощи карт снов, которые будет выдавать нам призрак в начале каждого раунда. И тут сразу начинается небольшая неразбериха. Нет, не в правилах игры или механиках, а в восприятии. Кто-то ищет одинаковые предметы, кто-то пытается воспринять образность и т. д. и т. п. Каждый в меру своего ассоциативного ряда, так сказать. Поэтому игровой процесс окажется сложнее, чем можно было себе представить. Всё-таки это кооператив, а не как Dixit или «Имаджинариум», то есть игры на победителя. Но как мы уже говорили, здесь можно совещаться и подсказывать друг другу, и желательно не забывать, что ваше восприятие может быть иным, а призрак-ведущий давал карты с расчётом на игрока.
Короче говоря, «Мистериум»...
Не знаю кто как по своим вкусам, но я остался того же мнения: игры на ассоциации — это весело, неплохо, но для меня идеалом никогда не станут. Слишком много тут субъектовных взглядов и «хаоса» в происходящем. Ну а на что я рассчитывал, с самого же начала было сказано, какого типа эта игра.
Лично для меня Мистериум» — это кризисная игра, какой и должен быть кооператив. Тут очень быстро кончается игровая неделя — и просто не успеть определить истинного убийцу очень легко. Тут один экстрасенс ошибся, там второй промахнулся, третья ошибка, а если кто-то хода два теряет на одной карте, то вообще труба. И тут, кстати, возникает ещё одна проблема игры: несложным математическим вычислением легко понять, что вашей пати колдунов и спиритистов уже не успеть, и игру можно убирать, либо раскладывать новую партию. А как же вот это вот ощущение неопределённости, когда победа достигается впритык и до последнего хода непонятно, успеете вы или нет, когда открывается какая-нибудь карта с эффектом — и бах, герои получают эту самую необходимую возможность подвигаться ещё раз, и бурлят эмоции... а тут просто смотришь на трекер времени и говоришь, мол пасаны сворачиваемся, осталось 3 раунда, а лосось напротив меня до сих пор подозреваемого пытается отгадать... ну вот нет остроты в «Мистериуме», хоть убейте.
Ещё мне лично не хватило взаимодействия: да, можно обсуждать сны, но это больше зависит от пати, может быть, что вы часами будете мусолить две карты и вытягивать из них тонны информации, а может получиться так, что все будут просто пожимать плечами, глядя не то что на вашу «двойку», но и на свою.
В остальном же она хорошо оформлена, качественные компоненты и смотрится всё довольно хорошо, хоть и просто.