-AdRiver-
Sloboda написал минуту назад к игре Генератор утопии: # Конечно попробую. Игра очень понравилась.
Ahilles написал 10 минут назад к игре Генератор утопии: # Попробуйте Utopia Engine: Beast Hunter
Tiberi написал 11 минут назад к игре March of the Ants: Minions of the Meadow: # Где-нибудь в сентябре-октябре могу сделать
in2itme написал 11 минут назад к игре Анх. Боги Египта: # Сыграл в базу Анха около 10 раз, хочу поделиться своим мнением. Играли...
Sloboda написал 25 минут назад к игре Генератор утопии: # Отличная игра. Рад что узнал о такой.
С миру по нитке [12.08.2022]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Эврикус» выпусти...
Голосуем кошельком [11.08.2022]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Новый портал в мир приключений
Ролевые игры в России на неделе поиска талантов.   Нет ничего лучше посреди ра...
С миру по нитке [09.08.2022]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» к кон...
Обзорная башня [09.08.2022]
В этом выпуске: заметка про режим «Блиц» для игры «Дюна. Империя», рассуждения о...

Nataly23

«Властители» — битва за власть в Италии!

29 июля 2022

Информация

добавить
игры Властители
персоны Pascal Ribrault
компании Звезда
Дата: 29 июля 2022
Оценка пользователей
4.4856
-

В этой статье вас ждёт краткий пересказ правил с моими комментариями. Игра очень комплексная, и дать представление об игровом процессе, не рассказав основной ход игры, на мой взгляд, невозможно. Надеюсь, она поможет вам принять решение о покупке игры. Приятного чтения!

 

 

«Властители» — это игра о борьбе за власть и влияние на территории Италии XV века. В ней принимают участие пять великих династий: флорентийские Медичи (красные), неаполитанские Арагоны (жёлтые), венецианские дожи (зелёные), миланские Сфорца (синие) и римские Борджиа (белые). Вы возьмёте на себя роль одного из них. Тут стоит сказать, что абсолютно свободный выбор вам недоступен. Играя вдвоём, один из вас будет представлять жёлтый дом Арагонов, а другой — синий дом Сфорца. При игре втроём один из вас будет представлять красный дом династии Медичи, второй — жёлтый дом династии Арагонов, а третий — зелёный дом династии венецианских дожей. В партии вчетвером к тем цветам, что используются при игре на троих, добавляется синий дом династии Сфорца. И только при игре максимальным составом — впятером — одному из игроков удастся сыграть за белый дом династии Борджиа.

 

Игровое поле

 

 

Подготовка к игре

 

 

Подготовка к игре очень хорошо описана в правилах и не должна вызвать вопросов. Но всё же пробежимся по ней.

 

Игровое поле и планшет с треками уровня развития науки и искусства и контролируемых игроками городов кладём в центр стола. Рядом располагаем карты знати — они делятся на 12 видов, — сортируем их и раскладываем по стопкам. Жетоны городов, титулов и соборов кладём рядом, не сортируя, так как при получении вы возьмёте всю стопку и выберете нужные. Карточки и жетон бонусов покровительства я тоже рекомендую не раскладывать, а положить в стопку для экономии места на столе — получая этот бонус, вы можете выбрать любую карточку или жетон этого типа. Запас монет (флоринов), жетонов военных бонусов и фишек агентов, которые пока ещё недоступны игрокам в начале партии, тоже положите рядом. Подготовка завершена!

 

Каждый игрок получает планшет дворца своего цвета, три стартовые карточки семейства, два жетона начальных городов, большую фишку действия с гербом своего семейства, 18 дисков контроля (три из них сразу отправляются на треки первенства хода, уровня науки и искусства и количества контролируемых городов, а два — на игровое поле на места начальных городов), 6 жетонов войск (два из которых сразу же выставляются на игровое поле — по одному в каждый начальный город), 2 фишки агента и 1 флорин.

 

Немного фотографий:

 

 

Дворец флорентийских Медичи

 

Дворец флорентийских Медичи.

 

 

Дворец неаполитанских Арагонов

 

Дворец неаполитанских Арагонов.

 

 

Дворец венецианских дожей

 

Дворец венецианских дожей.

 

 

Игровой раунд считается условным годом и делится на две большие фазы: весну и зиму. Каждая фаза отыгрывается всеми игроками по очереди, прежде чем начнётся новая фаза. Весна — это самая жирненькая фаза в игре, тут происходит всё самое интересное и вешаются все «чеховские ружья» в виде осад городов. В конце фазы весны эти «ружья» выстреливают. Зима — время выплат и найма: вы выплачиваете жалованье войскам, выполняете преобразование планшета дворца, нанимаете новые войска, покупаете карточки знати и жетоны титулов, строите соборы, а также заключаете союзы. Эта фаза проходит довольно резво, к тому же все вовлечены в процесс, ведь она отыгрывается по очереди, а значит последний игрок вполне сможет скорректировать свою тактику, ориентируясь на возможности и планы своих соперников. Кстати, в игре нет никакой фазы дохода, вообще! То есть если у вас нет денег, остаётся только держаться...

 

 

Весна

 

 

В начале весны игрок решает, на сколько комнат (1 или 2) он передвинет фишку действия на своём планшете дворца. Планшет дворца имеет пять комнат (пять слотов под карточки), каждая из которых даёт вам право совершить определённое действие. Всего действий в игре шесть — торговля не представлена на планшетах дворцов, но об этом чуть ниже. Итак, пять комнат дворца способны вместить суммарно 10 карточек знати: каждый слот по две карточки, одна из которых является основной, определяющей тип действия, а вторая, подложенная под основную, является вспомогательной и усиливает эффект основной карточки. Помимо комнат, карточки знати можно разместить с правой и левой части планшета дворца в особых ячейках придворных. На старте партии игрокам доступно всего три ячейки из шести: одна слева и две справа, — но в процессе партии некоторые карточки знати и бонусы превосходства позволяют разблокировать дополнительные ячейки и, следовательно, держать больше карточек придворных. Когда фишка действия останавливается на комнате, игрок выполняет одно действие, а затем передаёт ход дальше.  Когда все игроки сделали ход, фаза весны завершается и наступает конец весны — время бить друг другу морды.

 

Чтобы понять суть игры, способ развития и игровой механизм, необходимо разобрать основные игровые действия. Их всего шесть. Чуть ниже я остановлюсь на них подробнее.

 

 

Игровые действия

 

 

Управление переворачивает до двух ваших жетонов городов, титулов или соборов на лицевую сторону. Таким образом, если ваша фишка действия располагается в комнате с символом действия управления (золотая корона), вы можете потратить сколько угодно корон или крестов со своих карточек и жетонов, чтобы перевернуть недоступные жетоны на лицевую сторону. Естественно, переворачивать только что перевёрнутые для оплаты действия жетоны нельзя. Только те, что были недоступны к начале этого действия. Также этим действием можно заново активировать бонус союза, если он был потрачен вами ранее. Это очень важное действие в игре, и пользоваться им вы будете довольно часто. Обратите внимание, перевёрнутые карточки придворных вернуть на лицевую сторону этим действием нельзя — они сами перевернутся, когда ваша фишка действия пересечёт определённый символ на планшете дворца.

 

Меценатство передвигает ваш диск контроля по счётчику поддержки науки и искусства. Стоимость указана на планшете: чем ниже по треку — тем дороже. Таким образом, если ваша фишка действия располагается на комнате с символом действия «меценатство» (золотая палитра), вы можете потратить указанное количество флоринов, корон и крестов, чтобы передвинуть свой диск контроля на 1 деление. В раунд можно продвинуться только на одно деление, даже если вы олигарх с кучей флоринов, корон и крестов. Самое приятное на этом треке — это бонус покровительства: фиолетовые карточки особых личностей (творцов) и предметов (творений). Их получает игрок, попав на 2-е и 4-е деление данного трека. Все бонусы очень крутые и приносят разные полезные бонусы, которые помогут вам выстроить свою стратегию и тактику и принесут победные очки в конце партии.

 

Дипломатия позволяет получить контроль над нейтральным городом дипломатическим путём с помощью траты корон. Таким образом, если ваша фишка действия располагается на комнате с символом действия дипломатии (золотое перо), вы тратите такое количество корон, чтобы их количество превосходило стойкость присоединяемого города. Город должен соединяться дорогой с вашим подконтрольным городом — считайте, что оттуда выехала делегация с дарами и поехала на поклон в соседний город. Таким образом можно захватить не только соседний по дороге город, но также и любой портовый город, в который вы могли бы добраться из своего портового города. Посчитайте количество морей, которое придётся пересечь при движении ваших условных делегаций, и потратьте столько же символов кораблей со своих жетонов или карточек — ваша делегация поплыла.

 

Военные действия перемещают войска и начинают одну или несколько осад с единственной целью: захватить контроль над одним или несколькими городами. Вы можете осаждать не только нейтральные города, но и города своих оппонентов. Таким образом, если ваша фишка действия располагается на комнате с символом военных действий (золотые мечи), вы можете подвинуть одну фишку войска по дороге в соседний город за каждый символ кавалерии, а за каждый корабль — переплыть фишкой войска одно море. Некоторые карточки дают вам возможность получить военный бонус. Чаще всего он будет стоить 1 флорин, но бывают и бесплатные бонусы. Вы как будто бы используете свои полезные знакомства, чтобы привлечь дополнительных наёмников, а им же надо платить, — всё как в жизни. Как только ваши войска вступают на территорию нейтрального или чужого города, они немедленно останавливаются, то есть вы не можете оставлять позади своего пути незахваченные нейтральные или вражеские города. Когда вы закончили перемещать свои войска, они начинают осаду, которая будет отыграна в конце фазы весны.

 

Интриги: вы размещаете или перемещаете своего агента или устраняете вражеского. Фишки агентов — это ваши шпионы, которые позволяют делать гадости оппонентам как на планшетах их дворцов, блокируя действия комнат, так и на игровом поле, поднимая стойкость городов для захвата. Размещённый агент в своих комнатах защищает от атак вражеских шпионов — соперникам будет труднее разместить агента у вас. Таким образом, если ваша фишка действия располагается на комнате с символом действия интриг (золотая маска), вы можете потратить сколько угодно символов масок со своих карточек и жетонов, чтобы за каждую из них поместить одного из своих агентов в город, ИЛИ в комнату дворца любого игрока, ИЛИ на союз, в которых нет ваших или чужих агентов.

 

Торговля приносит в вашу казну денежки: по 2 флорина за каждый символ корабля, который вы потратите. Здесь всё очень просто, затруднение может вызвать лишь отсутствие этого действия на планшете дворца. Это действие есть у некоторых стартовых карточек семейств и на карточках знати. Таким образом, если ваша фишка действия располагается на комнате с символом действия торговли (золотой корабль), вы можете использовать сколько угодно кораблей со своих карточек и жетонов, чтобы получить по два флорина за каждый из них. Флорины вы берёте из запаса и кладёте в свою игровую область, их нельзя потерять или украсть и они не сгорают. То есть их можно только потратить на нужды своей благородной игровой семьи.

 

 

Осада

 

 

Игроки в порядке очереди проверяют стойкость осаждаемых городов и силы своих войск. Для успешной осады нужно превосходить стойкость города хотя бы на 1. Если осада успешна, город захватывается, а игроки теряют войска в зависимости от стойкости города. Если были войска-защитники, то все они тоже погибают, но и атакующий теряет столько же войск. Бывает даже что атакующий теряет все войска, но всё равно побеждает, так как работают его военные бонусы, эффекты союзов и карточек. Если город был нейтральным, то вы получаете его жетон и кладёте свой диск контроля, а вот если город принадлежал другому игроку — вы забираете жетон города у него. Если в городе игрока был собор, вы также забираете и жетон собора, а они приносят очки престижа в конце игры. Кроме того, вы получаете своеобразный трофей — диск контроля побеждённого — и помещаете его в ячейку трофеев в вашем дворце, которые приносят аж целых два очкеа престижа в конце игры. Важно: у вас может быть только один трофей от каждого игрока!

 

Если силы атакующего равны или меньше стойкости города, то осада проваливается, а игрок обязан отступить в ближайший подконтрольный ему город и потерять одно войско.

 

Если вы думали, что это всё игровые битвы, то ошибаетесь! Если несколько игроков заявили права на город и одновременно осаждают его, то им сначала придётся сразиться между собой на равнине. Правила остаются те же: сравнивается военная мощь. Проигравший теряет все войска, а победитель теряет столько же войск и имеет право отказаться от осады, если его сил стало недостаточно для успешного завершения, и отступить, не теряя при этом войско. Если сил достаточно или у игрока много военных бонусов, осаду можно провести по обычным правилам. Если битва на равнинах закончилась вничью, оба игрока теряют по одному войску и отступают.

 

Последнее, что игроки делают в конце весны, — это обновляют порядок хода. Каждый раз, когда вы захватываете контроль над городом или теряете его, вы меняете вашу позицию на счётчике городов планшета престижа. Так вот тот, кто дальше всех продвинулся по этому счётчику, тот и будет ходить первым. Если игроки стоят на одном делении — первым будет тот, чей диск находится выше. С одной стороны, выгодно ходить первым, ведь вы успеете раскидать своих агентов по стратегически важным местам и испортить все планы оппонентам, а с другой стороны, как раз они смогут подстроиться и скорректировать свою тактику в зависимости от того, что именно сделал первый игрок. Тут всегда надо быть начеку!

 

Ну и нам осталось разобраться, что происходит в конце игрового раунда — зимой — и подвести итоги.

 

 

Зима

 

 

Каждый игрок в порядке очерёдности хода выполняет все 5 действий фазы зимы, а затем передаёт ход дальше. Что же нужно сделать зимой:

  1. Выплатите жалованье своим войскам, находящимся на игровом поле. Всё просто: армия работает — армию надо кормить. 1 и 2 фишки войск не требуют затрат, видимо питаются подачками горожан. 3 и 4 фишки войск требуют 1 флорин, 5 и 6 войск — 2 флорина.
  2. Преобразуйте свой дворец: вы можете поменять лежащие во дворце карточки с карточками придворных. Здесь важно понимать, что нельзя взять карточку из комнаты и поместить её в другую комнату, даже если она свободна. Карточку из комнаты нужно переложить в зону придворных, причём лицом вниз. А это значит, что манипуляции с ней в данной фазе более невозможны. Как невозможно двигать и другие такие карточки, лежащие лицом вниз в зоне придворных. Также нельзя работать с комнатой, если в ней находится фишка действий, фишка вражеского агента или карточка индульгенции (своеобразный игровой кредит). Очень важно правильно подготовить свой дворец к новому раунду!
  3. Купите карточки или жетоны; если хватает денег, вы можете купить неограниченное количество карточек (было б место в ячейках придворных) и жетонов титулов и соборов.
  4. Наймите новые войска: каждая фишка войск, нанятая в начальном городе, стоит 1 флорин, войска, нанятые в захваченных или присоединенных городах, — 3 флорина.
  5. Заключите союз. Всего в игре три великие державы того времени: Королевство Франция, Священная Римская империя и Османская империя. Каждая великая держава даёт разный бонус и имеет разную стоимость заключения союза.

 

Индульгенция

 

 

Отдельно нужно отметить возможность получить относительно неограниченный кредит в игре — это карточки индульгенции. Зимой или весной (только один раз за год) вы можете в любой момент хода запросить индульгенцию. Если в комнате вашего дворца, где остановилась ваша фишка действия, нет другой карточки индульгенции, то вы можете её немедленно взять и получить либо 1 корону для немедленных трат, либо 3 флорина в казну. Карточка индульгенции после этого кладётся в комнату под фишку действия и блокирует данную комнату. Убрать карточку индульгенции можно лишь когда вы снова придёте в эту комнату своей фишкой действий, либо будете проходить мимо, не останавливаясь. Иногда лучше пожертвовать определённым действием, чем сидеть без гроша в кармане, имейте это в виду!

 

 

Раскладка на троих игроков

 

 

Конец игры

 

 

Если игроки контролируют все города на игровом поле ИЛИ один из игроков достиг последней клетки на счётчике городов или счётчике покровительства, то игра завершается в конце текущего года. Осталось подсчитать очки престижа.

 

Ваши диски на счётчике городов и покровительства приносят очки согласно занимаемому делению. К ним прибавьте все очки на карточках и жетонах; неважно, лежат они лицом вверх или вних. Добавьте очки за религиозное влияние по соответствующей таблице (чем больше у вас крестов, тем лучше), за трофеи и за союзы. В конце отнимите по одному очку за каждую вашу карточку индульгенции. Итоговый счёт обычно небольшой, поэтому каждое очко на счету — и биться за него придётся зубами и когтями! Игрок, набравший наибольшее число очков престижа, объявляется истинным Властителем Италии!

 

 

ИТОГИ И МНЕНИЕ

 

 

Итак, игра мне понравилась. Она не совсем типичная для меня, хоть и экономическая, но с примесью ареаконтроля, который я не особо люблю. Правда, здесь есть то, что мне нравится, и то, что прекрасно сочетается: «рондель» действий и улучшение собственного планшета. Мне всегда нравится в играх получать бонусы за развитие на разных треках.

 

Также мне понравилась тема и оформление. Это не первая игра в моей коллекции, которая при первом взгляде на неё вызывает стойкое «Фу!», а при детальном рассматривании — «Неплохо и даже очень красиво!» (привет, Nippon и «Лиссабон»).

 

Правила написаны понятно, мне не составило труда в них разобраться, но игра при этом всё равно очень сложная. Очень трудно сразу сориентироваться, что лучше сделать: взять денег у своих городов, бросив их на произвол судьбы, но зато пригласить себе в семью нового знатного и влиятельного господина, который поможет усилить действия планшета дворца или попросить индульгенцию, пусть и заблокировав действие планшета на какое-то время, но зато получив солидный капитал для развития. Ибо как говорят мои друзья, играя в «Брасс. Бирмингем»: «Кредит — не ошибка!»

 

В игре восхитительная иконографика и понятная полезная памятка игрока — нужды лезть в правила за какими-то уточнениями у меня не возникло ни разу. Конечно, я всё равно проверяла и перепроверяла себя, играя пробную партию, но не потому что памятка непонятная, а потому что я так лучше запоминаю нюансы. Кстати, о нюансах — их в игре почти нет. Разве что нюанс в соборах, что их жетоны априори берутся в использованном виде и надо будет перевернуть их сначала действием «управление», чтоб получать какие-то плюшки, но это мелочь.

 

Компоненты в игре шикарные: куча дерева, оно яркое и ровненькое, жетоны толстые и вырубка отличная. Карточки без тиснения, но плотные, зато правила «под лён», прям как у Стегмайера.

 

Единственный своеобразный минус, если можно так сказать, — это цена. Ясное дело, что чем она ниже, тем довольнее покупатель... Но по последним тенденциям роста цен на настолки цена у игры сносная. Если смотреть на ситуацию в вакууме — да, она немаленькая (почти 5 косарей). Но в рамках ценообразования настолок — нет. За такую игру — не жалко! Коробочка большая, компонентов доверху, картон и дерево нынче ведь дорого стоят))) Меня, как и любого рядового покупателя, расстраивает отсутствие предзаказов со сниженными ценами. Но все мы знаем позицию «Звезды», и я её уважаю — они поддерживают розницу и дают возможность зарабатывать другим. Следовательно, и нам с вами надо выкручиваться. Давайте начистоту: ну у кого из нас нет прокаченной скидки? В «Единороге», в «Мипл Хаусе», в «Лавке игр» или в «Кард Плейс»?! Нет у вас, так спросите у друзей! Никто ведь вам не запрещает подождать появления игры на маркетплейсах, где у вас могут быть бонусы или промокоды. Лично я игру купила с 15% скидкой и считаю, что это отличная цена для такой коробки!

 

В общем, я очень довольна приобретением. Такой тип игр мне совсем не свойственен, тем приятнее разнообразить коллекцию. Надеюсь в ближайшее время показать игру своим друзьями и поиграть с ними. Они у меня заядлые евростратеги и ареконтрольщики, должны оценить))) Когда сыграем настоящую зарубу, дополню эту статью впечатлениями других участников. А пока большое спасибо за внимание. Всем отличных партий в крутые настолки!

Anrimati написал 14 дней назад: #

И я! И мне! Я лучше напишу! Объективность будет абсолютной и безжалостной!
Хочу эту игруху, но купить ее со скмдкой пока низя, приходится ждать,

lohmaty написал 14 дней назад: #

Авторы! Дайте мне коробочку с игрой. Я напишу честный отзыв =D

Malgrim написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Наталья, а вы можете рассказать непосредственно об игровом процессе - какие ситуации возникают во время партии, какие стратегии вам кажутся перспективными, на какию нюансы стоит обратить внимание? Или вы просто разложили на троих, пофоткали и обратно в коробку убрали?

Trilan написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Учитывая личность автора, похоже на проплаченный обзор. Учитывая личность автора - деньги потрачены зря.
Неужели прочитав это изложение правил кто-то решить купить игру? Может кому-то и интересно было читать, я сразу пролистал к выводам. Понял, что оформление на любителя, компоненты хорошие, правила понятные(пересказ правил не очень), а цена завышена. Эээ, а сама игра как? А главное зачем мне ее покупать? НИПАНЯТНА…

BabyCthulhu написала полмесяца назад: #

Думаю, вы излишне строги. Автор пишет одинаково плохо как проплаченные обзоры так и нет

lohmaty написал полмесяца назад: #

Согласен с другими комментаторами. Хотелось бы больше описанных ощущений от игры, а не подробного описания правил и раскладки.

Majo написала полмесяца назад: # скрыть ответы

Хм, конечно, если игра комплексная, то дать представление об игровом процессе, не рассказав основной ход игры, довольно сложно...

Но точно ли совершенно невозможно дать представление об игровом процессе, не посвятив, например, целый первый абзац тому, какого цвета каждая династия, и в каком составе какой цвет доступен?
Особенно если учесть, что из всего дальнейшего пересказа так и не стало ясно, отличаются ли между собой династии чем-то кроме цвета.

Да и столь подробный пересказ сетапа во втором же абзаце, вплоть до того, что поле надо класть в центр стола - точно без него совершенно никак не понять, про что игра?

Рассказать правила - это, конечно, хорошо, но при такой детализации - не проще ли было просто отправить правила почитать, а в статье оставить только собственно свои комментарии?

ZhiganovAlexander написал полмесяца назад: #

А там нет комментариев. Если убрать правила, то останется только жалобный пассаж про то, что цена не так уж и велика