| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ... | |
| Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition | |
| Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров. | |
| Идут сборы на Radiance | |
| Компактный соло колодострой: светочи против тьмы. | |
| Кооперативная кампания с необычным сочетанием механик | |
| У нас в самом разгаре предзаказ на «Ями»! | |
| «Столпы стихий» | |
| Предзаказ на настольную игру нашего автора Семёна Петровского «Столпы стихий»! | |
| игры |
Ориньяк. На заре человечества
|
| компании |
Стиль жизни
Oka luda Editions |
| Дата: | 20 декабря 2023 |
![]() |
| 7.8833 |
![]() |
- |
На днях удалось сыграть пробную партию в недавно вышедшую новинку, локализованную «Стилем жизни» — «Ориньяк. На заре человечества». Впечатления от этой партии остались крайне положительные. Смешение привычных стандартных механик, хорошо положенные на тему древнего мира (создатели дотошно подошли к теме и привлекли для консультаций сотрудников археологического музея) дали в итоге весьма занимательный асимметричный игровой процесс. Но обо всём по порядку.
Предзаказ на новую игру «Ориньяк. На заре человечества» заинтересовал по двум причинам. Во-первых, хорошей традицией у нас в семье стало заказывать себе какую-то семейную игру на Новый год (а дело было как раз накануне), во-вторых, удивительная цена для полноценной игры с кучей компонентов, по которой сейчас разве что какую-то карточную игру можно приобрести. Поэтому после ознакомления с правилами (хм, асимметричные игровые роли на простых знакомых игровых механиках? — Интересьненько...), компонентами (вот это вот всё всего за эту цену? Серьёзно???), темой игры (образовательно-позновательно) и с учётом того, что, в отличие от большинства современных предзаказов, игру обещали не через полгода-год, а буквально через месяц (ещё раз — не полгода-год, а месяц!), что вполне удовлетворяло критерию отбора «подарок под Новый год», семейный совет постановил — надо брать. И забегая вперёд, скажу, что мы не пожалели.
Игра моделирует эпоху палеолита, когда наш вид хомо сапиенсов (тогда ещё кроманьонцев) широко расселился по Европе и начал борьбу за выживание в суровых условиях далеко негостеприимной в те времена природы (ледниковый период ещё не кончился, всякие саблезубые хищники и всё такое) вместе с ещё существовавшими тогда неандертальцами. К этому же периоду относится появление первых предметов искусства у нашего вида, некоторые из которых были впервые найдены на территории пещеры Ориньяк в XIX веке, благодаря чему этот период получил название Ориньякской культуры. Всё это довольно подробно описано во вступительной части правил.

Та самая пещера Ориньяк
Собственно, эти три «фракции»: мать-природа, сапиенсы и неандертальцы — и представляют три асимметричные стороны в игре.
Целью сапиенсов будет создание тех самых предметов искусства, которые отличали наш вид от тех же неандертальцев, неандертальцам будет нужно не вымирать, что с ними произошло в реальности, а наоборот, увеличить свое количество путём распространения своих племён, ну а матери-природе — постараться не допустить достичь своих целей этим гадким людишкам, уничтожающим её ресурсы и животных.

Стартовый расклад на трёх игроков
Игра начинается с того, что на игровом поле (представляющем абстрактную долину с областями лесов, гор и равнин) игрок за мать-природу распределяет стартовые ресурсы, представленные в игре тремя основными видами (еда, дерево и кремень) и стадами животных. Затем мать-природа распределяет свои карты сезонов и действий по колодам и набирает себе стартовую руку. С помощью этих карт игрок реагирует на действия остальных игроков, строя им всякие козни и иногда подбрасывая дары (которые на деле чаще оказываются дарами данайцев). При этом для карт действий у этого игрока есть специальный планшет сброса, собирая на котором карты действий в специальные комбинации, мать-природа получает дополнительные бонусы. Цель игрока — продержаться 10 раундов-сезонов. Если за это время никто из других игроков не достигнет своих целей, мать-природа побеждает.

Планшет матери-природы
На первый взгляд скучно — сиди и временами реагируй на действия других игроков, разыгрывай карты в начале сезона-раунда. Но это только так кажется. Во-первых, реагировать приходится почти постоянно, практически после хода каждого игрока, в начале или конце сезона, а ещё не забывать про сбор выгодных сетов из карт действий на планшете сброса. Во-вторых, следить надо за всеми игроками, не давая особо рьяным вырваться вперёд. Того ресурсов лишить, этому рану подкинуть, угнать стадо от явно собирающегося на охоту племени, а в этом сезоне сделать гадость сразу всем, заблокировав особые места на игровой карте. А ещё неизвестно, что принесут карты сезона в начале нового сезона. В общем, скучать этому игроку не приходится.
После того, как мать-природа разыгрывает карту начала сезона (одну из двух случайных, кроме первого стартового сезона весны), начинают ходить по очереди игроки за племена, а мать-природа может разыгрывать свои карты действий, как реакцию на их действия.
Игроки за сапиенсов (их может быть до двух игроков, отличаются они стартовыми условиями) берут свои игровые компоненты. Игровой планшет, жетоны произведений искусств, которые нужно изготовить, и фишки, которыми будет отмечаться прогресс в этом, жетоны уникальных для сапиенсов рогов и костей, фишку племени, которую игрок выставляет на игровое поле, получая стартовый ресурс из выбранной области, и стартовую колоду карт действий. Все действия игроки-сапиенсы выполняют с помощью колод карт, которые они могут дополнять с рынка картами усовершенствований. В основном они «покупаются» за ресурсы и отправляются в сброс, но существуют способы заполучить эти карты сразу в колоду или даже в руку. Т. е. сапиенсы занимаются декбилдингом с последующим разыгрыванием карт для выполнения действий.

Игрок за сапиенсов
При этом в колоде существуют пустышки — карты голода, которые засоряют руку. Они есть и в стартовых колодах, а также их очень легко получить от действий матери-природы. Всего 2 раны (неудачная охота, переход от стоянки к стоянке в непогоду, обвал в горах — у матери-природы много способов нанести урон племени), и очередная карта голода добавляется даже не в сброс, а сразу в текущую колоду игрока-сапиенса. Конечно, существуют способы избавиться от «лишних» карт или так называемая «адаптация» — розыгрыш двух любых карт, даже голода, для перемещения или атаки, но всё равно карты голода — это очень болезненно.
Действия, доступные сапиенсу, — это:
Причём на первые три действия мать-природа может отреагировать сразу же, что может сильно их осложнить или даже отменить, а на последние два только постфактум.
Но вот охота прошла удачно, ресурсы запасены в достаточном количестве и можно подумать о высоком. На каждом планшете сапиенса 5 произведений древнего искусства, доступных для изготовления. Любой из них можно изготовить только за счёт еды (волки сыты, можно и овцу изваять), и это хоть и надёжно, но долго (особенно с учётом постоянных гадостей со стороны матери-природы) — надо потратить действие и сходить на охоту, котрая может оказаться неудачной, или насобирать/выменять скудных ресурсов, а потом потратить ещё действие и еду на процесс изготовления. Проще создать усовершенствование (купить особую карту) и потом крутить колоду — разыгрывая её, ускорить процесс. На это мать-природа повлиять не сможет. В идеале комбинировать и то, и другое в зависимости от обстоятельств. Если саипенсу удастся создать три любых произведения искусства, он тут же побеждает.
Я играл именно за сапиенсов. И вначале мне показалась, что — фу, легкотня, сейчас я быстро всех побежу/дю. Особенно эта иллюзия укрепилась, когда я создал первое произведение искусства уже в 3 сезоне-раунде. Но я жестоко ошибался. Видя, как я выбиваюсь вперёд, мать-природа накинулась на меня так, что к 6 раунду у меня в руке было аж 8 карт голода, которые замусорили мою руку так, что был сезон, когда у меня рука состояла только из них.

Холодное лето 32 053 до н. э.
Да и плохо зная колоду усовершенствований, я вкладывал ресурсы не в те произведения. Но всё же шансы победить у меня были. Нужно было только успешно поохотиться на мамонта. Но… Человек предполагает, а природа располагает — мамонт постоянно от меня убегал. К 10 раунду я собрал только 2 произведения, а за счёт карт усовершенствований только начал работу ещё над двумя.

Финал племени сапиенсов
Ну а что же неандертальцы? У этих племён (тоже может быть до двух игроков, отличающихся стартовыми условиями) тоже свой оригинальный набор компонентов: планшет, уникальные жетоны ресурсов (копья, рубило и одежда), жетоны создания племён и жетоны бонусов, фишка племени, которую игрок также выставляет на игровое поле, получая стартовый ресурс с выбранной области, и фишки рабочих для выполнения действий. Т. е. неандертальцы используют старую-добрую механику выставления рабочих — членов племени на своём планшете на областях действий.

Игровая зона неандертальца
Действия, доступные неандертальцу:
Разумеется, мать-природа может сделать гадость и этому племени, худшее из которых — это вывести на время члена племени из игры (а следовательно, уменьшить число доступных игроку действий). Но, в отличие от сапиенсов, неандертальцы более выносливы, что отображено тем, что ран они могут вынести три, а не две, а кроме того, ещё и проигнорировать получение раны, сбросив свой уникальный жетон — одежды. Если несмотря на все невзгоды племени удастся создать 7 новых племён, то неандертальцы сразу же побеждают. Но… Не в этот раз.

Финал племени неандертальцев
Как вы уже поняли, в нашей пробной партии победу одержала мать-природа. И если у сапиенса было расслабленное настроение в начале и грусть-тоска под конец, то неандертальцу, наоборот, сначала было тяжело, а в конце не хватило всего одного действия, чтобы создать последнее, седьмое племя (ресурсы все для этого были) и достичь победы. Действия же не хватило опять же из-за матери-природы, которая усилила сопротивление животного на охоте неандертальца, из-за чего на неё пришлось отправить дополнительного члена племени, которого в итоге и не хватило.
Кстати, я же не описал, как проходит эта охота или атака племени.
Всё просто. У животного есть сила, отмеченная на его жетоне стада. Если сила атаки племени равна или больше этой силы, охота успешна и племя получает ресурсы, отмеченные на жетоне животного. Мать-природа может отреагировать на охоту: снизить полученые от охоты ресурсы, усилить сопротивление животного или вообще сделать так, что стадо уйдёт от преследователей, что приведёт к провалу охоты.
Сила атаки для сапиенсов определяется разыгранными картами копий и/или адаптацией (+1 сила) + бонусами от карт улучшений атаки.
Сила у неандертальцев равна +1 за каждого отправленного на охоту рабочего + по 2 за каждый разыгранный жетон копья.
Атака при нападении на другое племя рассчитывается также, но атакованное племя может защититься, сыграв свою атаку. Атакующий после этого может усилить свою атаку, а защищающийся — свою защиту, и так, пока кто-то не спасует. И в этом случае только при превышении значения атаки над защитой она будет успешна. Мы друг друга не атаковали. Во-первых, и без этого напастей от матери-природы было более чем достаточно, а во-вторых, уж больно невелика награда — всего один ресурс от побеждённого.
Когда все игроки за племена выполнят по очереди свои действия и спасуют, сезон заканчивается. Мать-природа может сыграть карту действия «финал сезона», сапиенсы сбрасывают разыгранные в сезоне карты и добирают из своей колоды 5 карт в руку. Неандертальцы могут вернуть заблокированных членов племени (выполнив условия их возврата) и возвращают всех доступных рабочих на свой планшет. Кроме того, если у них есть жетоны бонусов, то они тоже становятся активными. Фишка первого игрока передаётся по часовой стрелке игроку за племя (мать-природа не может быть первым игроком). Затем начинается новый сезон-раунд.
Игра понравилась всем игрокам. По уровню сложности мне показалось, что за мать-природу играть проще всего. Однако даже для неё это не было лёгкой прогулкой к победе. Не будь у неё реакции на охоту в последнем раунде, и неандертальцы бы победили. Да и сапиенс имел все шансы на победу, знай он получше колоду улучшений. Это, наверное, недостаток всех декбилдингов со случайным выходом карт на рынок. Кстати, правила предлагают решение этого недостатка возможностью обновлять рынок в конце сезона по согласию игроков.
Реиграбельность у игры, понятное дело, огромная. Во-первых, три асимметричные стороны, две из которых (племена) ещё и с вариациями на старте для каждого из игроков за один тип племени. Т. е. даже игра составом мать-природа-сапиенс-сапиенс или неандерталец-неандерталец будет разная для игроков за племена за счёт разных стартовых условий и того, что и рынок улучшений для сапиенсов, и жетоны создания племени общие. Т. е. одинаковых путей к победе не будет. Во-вторых, состав игроков от 1 до 5 человек, причём для соло-режима вполне неплохо прописана «автома» за мать-природу, а в дуэльном варианте ковыряться каждому в своей песочнице на пути к победе не получится за счёт того, что мать-природа в этом варианте тоже отсутствует и игроки будут делать друг другу гадости, разыгрывая карты реакции матери-природы друг на друга (причём карты даров природы в этом варианте вообще исключаются). Этот же вариант доступен и для большего, чем двое, количества игроков — для любителей, так сказать, жёсткого рубилова. Т. е. состав, которым мы играли — мать-природа-сапиенс-ненандерталец, — получается наименее конфликтный.
Про компоненты и говорить не приходится — всё по высшему разряду. Единственное, непонятно, почему еда, которая в основном получается за счёт охоты (т. е. мяса), в игре представлена зелёными, а не какими-нибудь розовыми или красными кубиками. Я это просто исправил, сделав свои фишки мяса, леса и кремня.
Правила довольно объёмные, но достаточно хорошо и подробно написаные, с примерами. Проблему возможных вопросов авторы решили весьма просто: если возникают какие-то спорные моменты, право решающего слова за матерью-природой. 😊
Эта игра, наряду с «Предвидением», для нашей семьи стала вторым приятным открытием-новшеством (а у нас всё-таки опыт из нескольких сотен игр) за этот год. И, как и первая, почему-то совершенно незаслуженно обойдённая вниманием. Надеюсь, моя статья исправит этот недочёт. Если любите игры средней конфликтности с асимметричными механиками и целями победы, игру стоит попробовать или даже заиметь в коллекцию. Особенно с учётом её волшебно-скромной по нынешним временам для такой игры цены.