Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. | |
Идут сборы на Master of Orion: Ad Astra | |
Классика 4х жанра - теперь и на столе. | |
Идут сборы на Grimcoven | |
Новый гримдарковый босс баттлер от Awaken Realms. | |
Предзаказ на «Brass. Бирмингем» | |
Новый тираж игры №1 в мире по версии BGG. |
игры |
Fields of Fire
|
персоны |
Ben Hull
|
компании |
GMT Games
|
Дата: | 05 декабря 2024 |
Источник: | Уютные настолочки |
8.7934 |
- |
Делюкс-издание Fields of Fire все ближе, и пока я работаю над переводом обновленных правил это величайшей игры, решил, что неплохо было бы рассказать читателям Тесеры, как я пытался научиться играть в FoF и сколько времени у меня на это ушло. Этот текст написан многой в марте 2024 года. С тех пор я сыграл 14 партий, прошел кампанию в Нормандии, начал кампанию в Корее, приобрел второй том и дополнение по Арденнам. Впечатления остались такими же яркими.
***
Вторую неделю в группе нет постов. Вторую неделю я пытаюсь освоить соло-монстра Fields of Fire. И по состоянию на сегодня сыграл четыре партии. Первую партию я домучил за двенадцать часов, со второй справился за пять. Третью партию пришлось прервать через два часа из-за критических ошибок при розыгрыше немецкой контратаки. Посмотрел не в ту таблицу и сломал игру. С четвёртого раза отыграл без явных косяков и справился за четыре часа. И самое крутое, что все это время я ловил невероятный кайф от этой игры.
Да, FoF оказался крепким орешком. Пожалуй, это был мой самый жесткий настольный челлендж. Просто факт: после четырех дней изучения правил и просмотра двух полуторачасовых обучающих роликов в первый игровой вечер я не смог самостоятельно подготовиться к партии. Пришлось снова пересматривать видео и перечитывать правила сетапа.
Собственно, первая партия длилась почти всю прошлую неделю. Игра лежала на столе со вторника, завершил я ее в пятницу. Раза три я прерывал партию и с головой зарывался в правила. А сразу после окончания партии была генеральная вычитка правил. Читка продолжалась все выходные, и по ее итогам я выявил около десяти допущенных ошибок. Ещё на десяток ошибок мне указали товарищи из варгеймерского чатика. Коллеги буквально в режиме онлайн по фотографиям и моим комментариями определяли, где я накосячил, за что им огромный респект. Без такой мощной техподдержки я бы вряд ли смог так быстро освоить FoF.
На первый взгляд, это кучка беспорядочных маркеров. Но на самом деле рота американских десантников ведет бой с немецким бункером. Разведчики первого взвода попытались обойти бункер слева, но нарвались на минное поле и попали под обстрел незамеченного ранее пулеметного гнезда.
Да, судя по тому, что говорят и пишут про FoF, две недели – это еще достаточно быстро. Но игра сожрала буквально все мое свободное время и частично время сна за последние 14 дней. Например, я сознательно отказался от варгеймерских посиделок в минувшую субботу, чтобы в выходные обстоятельно и без спешки поковыряться в правилах. И это при том, что я изучил не все правила, а только самые необходимые разделы для первых сценариев. В пятой партии, которую я начал вчера, решил воспользоваться армейским джипом для эвакуации раненных и прочел наконец раздел правил для техники. В итоге понял, как техника перемещается по полю, но не совсем осознал, как техника ведет бой. Это еще предстоит изучить, как и ряд других специфических разделов типа действий вертолётов (актуально для кампании во Вьетнаме).
Так что это за чудо такое и почему у игры такой сумасшедший порог входа?
Во-первых, FоF полностью переосмысливает подходы к симуляции тактического боя в рамках настольной игры. Один отряд походил, другой отряд пострелял и так по очереди – забудьте, такого в FoF не будет. О принципах FoF я напишу чуть позже, а пока только скажу, что сама игровая система FoF не похожа на все остальные тактики и поначалу вызывает определенное непонимание.
Планшет командования. Половина успеха миссии - правильное распределение пиротехнических средств, телефонных проводов и вспомогательного вооружения между взводами и командованием.
Во-вторых, игра очень хочет быть реалистичной и учитывает огромное количество нюансов ведения боя на уровне роты. Связь, настройка рации, пиротехнические сигналы, эвакуация раненых, захват пленных, условия видимости (ночь, туман, снег), вызов артиллерийской поддержки, расход боеприпасов и даже – елки-палки – включенный прожектор на танке – все это есть в игре, все это влияет на игру, со всем этим игроку придется что-то делать. При это я не могу сказать, что игра излишне перегружена ненужными нюансами. Наоборот, они делают игру невероятно продуманной и дают игроку просто огромный простор для тактических решений. Сами правила логичны, и если по ходу партии тебе начинается казаться, что на игровом поле происходит какая-то дичь, то нужно срочно перечитать правила, потому что с вероятностью 99% ты что-то делаешь не так.
Третье, и возможно, самое главное. Скажем так, игра абсолютно не клиенто-ориентирована. Правила написаны просто ужасно, там нет ни развернутых примеров, ни нормальных иллюстраций. Автор как бы говорит нам: «Я что пишу правила для того, чтобы ты их понимал, что ли?». Игре очень не хватает гайда или плэйбука, где бы новичка взяли за руку и провели по всем этапам через отыгрыш хотя первых 4-5 ходов, а лучше всего стартового сценария.
Лист миссии. Уровень опыта подразделений, обозначения пиротехнических сигналов, учет боеприпасов.
Тут стоит оговориться, что GMT, видимо, стали о чем-то догадываться, и сейчас готовят делюкс-издание, где обещают и гайд, и человеческие правила. На сайте издательства уже выложен совсем свежий апдейт рулбука от января 2024 года. (Сейчас на сайте есть окончательный вариант обновленных правил и несколько мануалов для облегченного входа в игру. Очень полезные штуки). Правила третьей редакции переработаны и основательно дополнены понятными примерами и яркими иллюстрациями. Правда, их объем вырос до 94 страниц, то есть +30 страниц по сравнению со во второй редакцией.
Кто-то спросит, а нафига тогда вообще в такое играть? Частично я уже ответил на этот вопрос выше. Но дополню: если прорваться через бурелом правил, Fields of Fire дарит просто фантастический игровой опыт. Это продуманная игра, которая затягивает, которая дарит какие-то невероятные эмоции, когда не можешь думать ни о чем другом, кроме того, как бы тебе выкурить немецкий пулемет из бункера.
В моей настольной жизни было три откровения, после которых настолки уже никогда не были прежними, и после которых казалось, что ты перешел на какой-то новый уровень, на шаг приблизился к настольной нирване. Первое откровение – это «Рыцарь-Маг». Второе – D-day at Omaha-beach. И третье случилось вот только что – это Fields of Fire. Судя по всему, Fields of Fire – это не просто лучший тактический варгейм в моей практике, но Fields of Fire – это в принципе лучшая настольная игра, в которую мне доводилось играть. Вот такие дела. Я залип. А может, просто я латентный настольный задрот, который наконец-то добрался до вершины своего задротства.
Немцам в бункере плохо. Есть парализованная группа, группа эвакуации готовится выводить раненных из под огня, но половина отделения все еще ведет бой.
P.S. Пока вот так сумбурно и эмоционально. Подробности позже. Мне реально было трудно оторваться от игры, чтобы написать этот пост. Ведь зачем писать про Fields of Fire, когда можно играть в Fields of Fire?
P.Р.S. Отличные видео с сетапом и первыми двумя ходами FoF можно найти в группе "Ударим варгеймом по разгильдяйству". Ролики дадут очень хорошее представление о том, что это за игра, и помогут понять, оно вам вообще надо. Ну и самое главное, очень помогут разобраться в правилах, если вы все-таки решите открыть этот ящик пандоры.
Пишем про варгеймы и околоисторические настолочки, иногда делаем переводы особенно понравившихся варгеймов в группе "Уютные настолочки" в ВКонтакте.