
Всем привет, друзья 👋
Сегодня решили поделиться более подробными впечатлениями от дополнения Матча к настольной игре Белый замок издательства GaGa Games. Понятно, что игра и так на слуху, но мало ли кто-то о ней не знает, или не знает о том, что вышло дополнение на русском языке, или сомневается в приобретении его на полочку, поэтому мы решили всё же поделиться впечатлениями и отметить несколько моментов.
Обратите внимание ⚠️ На фото миплы и другие фишки украшены наклейками, которые не входят в комплект базовой игры и дополнения. Без наклеек - это просто яркие деревянные фишки четырех цветов. (Если вдруг что, наклеечки брали у Holy Stickers)

Белый замок - это довольно кризисное евро для 1-4 игроков старше 14 лет, где участники смогут собирать головокружительные комбинации, используя кубики, фишки работников и различные ресурсы. В целом игра влюбила в себя многих игроков широтой стратегии, компактно сложенной в небольшую коробочку.
Конечно, большинство действий в игре зависят от символов, встречаемых в ней, но их очень много, и расписывать все их мы не будем, хотя бы потому что они прекрасно рассмотрены на страницах книг правил как базовой игры, так и дополнения. Единственное, можно с уверенностью заявить, что без досконального изучения и запоминания этих символов игра будет протекать медленно, по крайней мере первые пару партий. Но когда вы запомните обозначения всех символов, вам будет намного проще ориентироваться в игре и продумывать свои ходы.
Также, мы не рекомендуем одновременно знакомиться сразу с двумя коробочками, потому как вы просто запутаетесь в количестве всевозможных действий и будете много времени уделять именно продумыванию ходов. Поэтому, по нашему мнению, всё же стоит сначала познакомиться с базовой версией игры и сыграть пару партий, а затем уже перейти к изучению дополнения Матча.
В целом игровое поле базы настольной игры «Белый замок» выглядит так:

На планшетах игроков будут фишки придворных, воинов и садовников. Также игрок будет собирать рис, железо и жемчужины (перламутр). Рис понадобится для выставления фигурки садовника, железо расходуют воины, а жемчужины помогают продвигать придворных по этажам замка. Справа располагается карточка, которой можно будет воспользоваться, выставив кубик определённого цвета на планшет, а снизу игрок будет выкладывать в ряд карточки, которые принесут различные ресурсы и бонусы при выполнении действия «фонарик». Также на планшете у игрока будут собираться печати, которые понадобятся для оплаты различных действий, а также служат обменом между ресурсами и монетами. Например, сбросив одну печать, можно мгновенно получить одну монету.

🔹 Игра длится три раунда, в каждом из которых игроки совершают несколько действий в зависимости от своих возможностей. Всего за игру каждый игрок сможет совершить 9 ходов, наполненных различными комбинациями.
🔹 Подготовка. В начале каждого раунда игроки готовят игровое поле, раскладывают карточки и жетоны на нём и выставляют на него разноцветные мостики. (Можно играть и без мостиков, просто выставляя кубики на поле). Берут стартовые наборы карт по количеству игроков +1 и размещают фишки работников на своих планшетах. Затем они бросают кубики, по количеству игроков за столом +1 каждого цвета, которые выставляются на мостики соответствующих цветов в порядке возрастания значений слева направо. Например, если вы играете вдвоём, у вас в игре будет участвовать по три кубика каждого цвета и три набора стартовых карточек. (Более подробно с правилами подготовки можно ознакомиться в правилах, мы лишь тезисно объясняем суть игры и её ход).
🔹 Ход игрока. В свой ход игрок берёт один из кубиков с мостика, выставляет его в какое-либо доступное место на поле или планшет и выполняет действие, связанное с этой ячейкой. Если значение кубика выше того, что указано на поле или планшете, игрок получает столько монет, какова разница значений. Если значение кубика меньше - отдает монеты за разницу значений.
Некоторые локации для кубиков требуют определённый цвет кубов, а в другие можно выставлять какие угодно кубики. Например, на этажах замка могут находиться только определенные кубики, которые указаны на жетончиках, а вот к колодцу и в окрестности можно выставить абсолютно любого цвета куб.
Выставив кубик в локацию с действием, игроки будут выставлять новых работников с планшета, продвигать их по полю, получать различные ресурсы и бонусы, зарабатывать очки влияния в игре, чтобы начинать ход раньше остальных, и многое другое.
В этой игре при удачном выходе карт и кубиков и при наличии достаточного количества ресурсов, можно с легкостью уместить в один ход больше трех различных действий, используя различные карточки и жетоны, которые отсылают игрока к другим возможностям игры. Например, можно с помощью белого кубика, не только выставить садовника за 5 риса, но и после, используя карточку садовника, воспользоваться возможностью выполнить действие любой локации в комнатах замка, заплатив 4 монеты, например: выставить ещё одного садовника, повторив действие белого жетона) или получить возможность за печать выставить придворного (ниже, красный жетон) или получить 2 железа (ещё ниже, черный жетон). Действия от партии к партии будут различаться, таким образом можно будет дополнить свой ход выставлением придворного или воина, или ещё одного садовника, или просто получить ресурсы, заплатив за работу садовника.

Обратите внимание, что при игре вдвоём нельзя ставить кубики друг на друга, а при игре втроем и вчетвером два кубика могут стоять друг на дружке, но не больше.
Выставляя кубик с левой стороны мостика, игрок помимо действия локации, в которую поставил куб, выполняет действие «фонарика» внизу своего планшета, где перевернутые карточки просто позволяют получить ресурсы, очки влияния или ПО.
Каждый раз забирая кубик с моста, нужно поставить на его место соседний кубик, который находится на этом же мосту. Это делается для того, чтобы игроки понимали: смогут они выполнить действие фонарика и будет ли доступно в конце раунда действие садовников.

🔹 Конец раунда. Как только все игроки закончили выполнять действия и на мостиках в сумме осталось три кубика (не важного какого значения и цвета), начинается новый раунд. Выполняются действия садовников, на мостиках которых остался хотя бы один кубик (не важно с какой стороны, будут работать оба садовника под мостом), и перемещается фишка дракона. Затем игроки обновляют очередность хода согласно положению фишек на треке влияния, и начинается новый раунд.
Обратите внимание, что перед новым раундом действия садовников совершаются только в конце первого и второго раунда, в конце третьего раунда это действие пропускается.
🔹 По истечении трёх раундов игра заканчивается, и игроки считают свои победные очки.
Дополнение «Матча» тоже включает в себя поле, которое будет выглядеть так:

Также в коробке вы найдете новые планшеты, где появится новый ряд для фишек гейш и новый трек ресурса «венчик». В целом особых изменений в расположении карточек на планшете нет, разве что добавляется жетон, который нужно будет поместить рядом с планшетом и, выставив зеленый кубик, выполнить действие с него после получения ресурсов. Сбросив две печати, можно будет, помимо получения одного из обычных ресурсов, получить вместо него один венчик.

Подробные правила дополнения «Белый замок: Матча», а также партию вдвоем вы можете найти в нашем летсплее 📌
🔹 Игра будет длиться так же три раунда, но теперь у каждого игрока будет по 4 хода за раунд. Как только на мостиках останется в сумме 4 кубика, раунд завершается, приступают к работе садовники и гейши у пруда (только после первого и второго раунда), обновляется очередность хода, и начинается новый раунд.
🔹 Подготовка. Перед началом партии нужно будет присоединить дополнительное поле к базовому, добавить новый мостик и новые кубики по тем же правилам, что и в базе. Также необходимо будет разместить карточки икебаны и каллиграфии и жетоны в отведенные им локации в пруду и чайном домике.
🔹 Новые фишки. Гейши будут выходить на поле приблизительно по тем же правилам, что и придворные, но после выставления на вход могут пойти за «венчики» либо к смотровой площадке, либо начать продвижение к чайному домику.
Возле пруда может стоять по одной гейше каждого игрока, и в конце первого и второго раунда они будут выполнять действия (как садовники). На входе и двух ступеньках дорожки могут находиться сколько угодно гейш от одного игрока, а вот на каждом этаже в чайном домике одному игроку можно выставить только две гейши. Проходя по ступенькам дорожки, гейши позволят выполнить действия с карточек икебаны и каллиграфии, а также на первой ступеньке забрать одну из карточек себе в «фонарик». Фишки, которые попадают в чайный домик, помимо выполнения действия с соответствующего жетона, принесут победные очки в конце игры по количеству либо придворных, либо садовников, либо воинов игрока.

🔹 Ход игрока. В целом порядок действий во время хода не изменился, просто появились новые возможности на поле. Выставив по общим правилам кубик в локацию рядом с карточками икебаны и каллиграфии, вы сможете выполнить действия с обеих карточек в строке. Причем этот кубик не обязан быть зеленым, это может быть абсолютно любого цвета куб. Главное не забыть получить/оплатить разницу за значения.
Обратите внимание: зелёные кубики никогда не выставляются в комнатах замка из базы, для них нет обозначения на жетонах. В комнаты выставляются только красные, белые и черные кубики. Зеленые кубики могут присутствовать во всех локациях на новом игровом поле, в колодце и в окрестностях, а также в одной из ячеек на планшете.
🔹 По истечении трёх раундов игра заканчивается, и игроки считают свои победные очки.
Как видите дополнение не сильно меняет игру, а лишь добавляет по одному ходу игрокам, вносит дополнительные действия и увеличивает количество победных очков за счет выставления гейш.

Что же понравилось в дополнении?...
🍃 Оформление. Огромное спасибо разработчикам за то, что сохранили тематику, оформление и настроение игры без критичных изменений. Было опасение, что цветовая гамма дополнения нарушит композицию игры, но оказалось совсем наоборот. Поле, компоненты и карточки приятно дополняют стиль игры, освежая и оживляя его.
🍃 Время подготовки к партии. В целом, если после первой партии оставить все компоненты вместе, и не раскладывать их по отдельности, время подготовки поля и компонентов сильно не меняется. Конечно, если каждый раз в начале и конце партий собирать и раскладывать компоненты по разным коробкам, время увеличится, но не сказать, что критично, потому как правила остались прежними и нужно всего лишь замешать все карточки и жетоны вместе. Для тех, кто хорошо знаком с базой, подготовка игры вообще (по нашим ощущениям) особо не изменится.
🍃 Больше ходов. Количество ходов участников увеличилось на один за счет новых кубиков. Да, партия увеличивается по времени, но вы даже не заметите этого, когда разберётесь в игре, потому что «Белый замок» - это одна из игр, где хочется: «ещё вот это успеть, ещё сюда заскочить, и ещё такое комбо провернуть» 😅
P. S. В Интернете бытует мнение, что дополнение очень сильно растягивает игру, и якобы партии длятся по несколько часов. На своем опыте мы можем отметить, что у нас подобной проблемы не было. Достаточно хорошо знать базу, и тогда с даунтаймом вы столкнетесь только в половине первой партии. Мы начали знакомство с игрой составом из четырех игроков, которые хорошо знали базу, и партия заняла у нас чуть больше часа по времени. Затем при игре вдвоем время наших партий практически не изменилось, и составляло по прежнему 40 минут - час. И позже мы проверили игру с участием трех игроков, и снова уложились в час. Так что мы не знаем, что там за проблемы с дополнением у других игроков, но мнения бытуют разные, и наше мнение такое: всё зависит от людей, которые участвуют в игре, кто-то умудряется за час накрутить различных комбушек, и приятно провести вечер, а кто-то пытается взять игру измором даунтайма. Все мы разные, конечно же, и мы никого не осуждаем, если что; просто у нас не возникло никаких проблем с продолжительностью партий, и мы хотели это отметить.

🍃 Отсутствие бесполезных действий у новых фишек. Гейши реально приносят пользу, а ресурс для их выставления (венчик) совсем не сложно раздобыть. (По крайней мере в первой партии точно, так как жетон с тремя венчиками будет лежать на тренировочной площадке сразу) В ходе партии ресурс появляется на карточках и в фонариках игроков.
Гейши, выйдя на смотровую площадку приносят не только ПО в конце игры, но и ресурсы/действия в конце первых двух раундов (совсем как садовники). Фишки, которые вы решите отправить в чайный домик, принесут игрокам и ПО, и ресурсы, и новые возможности для увеличения количества карт в фонариках участников.
Например, отправив гейшу на второй этаж чайного домика, можно в конце игры получить по два очка за каждого воина на тренировочной площадке. Согласно правилам на одном этаже может находиться не более двух гейш одного игрока, поэтому если вы выставите на этот этаж две фишки, вы получите уже по четыре очка за каждого воина.
Гейши, которые попадут на этаж с подсчетом очков за придворных, будут учитывать даже те фишки, которые стоят на входе в замок. Ранее воины не учитывали эти фишки в подсчете очков, но теперь получить дополнительные ПО позволят гейши, которые посчитают абсолютно всех придворных.
🍃 Новые локации под кубики. Позволяют, выставив его, выполнить сразу несколько полезных действий на карточках каллиграфии и икебаны. Причем бонусы с этих карточек встречаются очень щедрые.

Что вызывает вопросы к дополнению?...
P. S. Пункты, представленные в этом блоке, прекрасно подходят для обсуждения в комментариях 😉
🍃 Увеличенный рандом карточек и жетонов. В игре складывается непростая ситуация с ресурсами, которая происходит из-за выкладки карточек и жетонов базы и дополнения на поле. Компонентов стало больше и теперь от рандомности их появления на поле зависит больше, чем в базовой коробке. Можно ли сказать, что дополнение добавляет кризисности в игру, потому как ресурсы сложнее раздобыть? Или же наоборот, упрощает кризисность игры, добавляя больше вариаций действий, игнорируя недостающие ресурсы? Мы так и не поняли, если честно.
С одной стороны у нас были партии, где практически полностью отсутствовал какой либо ресурс, и находился буквально в паре мест на всём поле, из-за чего выполнение нужного действия заставляло гоняться за недостающим ресурсом в течение раунда или просто игнорировать его, и выполнять действие по возможности.
С другой стороны в некоторых партиях у нас напротив один из ресурсов был в избытке, и из-за этого мы больше выполняли действия связанные именно с этим ресурсом, а остальные оставляли в сторонке пока не закончатся фишки соответствующих работников.
Спорная возникает ситуация.
Однозначно вариаций действий больше: но то, что рандом сильнее вмешивается в игру очевидно. Хотя с другой стороны он заставляет использовать различные тактики и постоянно подстраиваться под игру. К слову, мы заметили за собой, что чаще начали посматривать на планшет. Играя в базу, мы им практически не пользовались, а с дополнением порой на планшете стоят три-четыре кубика.
В общем, мы так и не определились, является ли этот момент минусом или плюсом и оставили его под вопросом, меняющимся от партии к партии.
🍃 Фидлинг. Та самая механика в настольных играх, к которой игроки относятся по-разному. Мы, например, совершенно нейтрально её воспринимаем, а порой даже получаем удовольствие от постоянных перекладываний всего и вся. Так что, да, уровень фидлинга в игре поднялся, из-за новых фишек, ресурса, карточек, кубиков и возможностей, но мы совершенно спокойно к нему относимся. Просто предупреждаем, так сказать.

Явных минусов (лично мы) в дополнении Матча не нашли. Мы вообще не расцениваем его как дополнение к игре, потому как у нас так и не появилось ощущения хоть каких-нибудь критичных изменений в игровом процессе, чтобы мы почувствовали, что нам выдали именно «дополнение». Мы воспринимаем Матчу скорее как приятное «продолжение» игры, которая нам очень нравится. К слову, так считаем не только мы, наши друзья, которые играли с нами в партии на четверых, сказали что-то типа: «Как будто в базу просто сыграли»
То есть ничего критичного дополнение для нас не внесло в игру: ничего не сломало и ничего не перегрузило количеством действий. Мы просто получили дополнительные возможности.
Подводя итог, можем только посоветовать всем, кто пока не знаком в принципе с этой игрой, или пока обходит стороной дополнение Матча, хотя бы попробовать сыграть где-нибудь партию (на игротеке, у друзей), чтобы окончательно лично для себя убедиться, так ли долог будет этот путь во дворец Белой Цапли или всё это просто сказки.
А для тех, кто уже успел познакомиться с новеньким дополнением, на этой платформе придуманы комментарии 😁
Наши странички есть в ВК, Телеграм, Дзен, Ютьюб и Рутуб ❤️